СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу ОБЖ 5-9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,  ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу ОБЖ 5-9 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«основы безопасности жизнедеятельности»



Ступень обучения: основное общее образование.

Класс: 5-9 классы.

Срок реализации программы: 2020-2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—9 классов авторского коллектива в составе Н. Ф. Виноградовой, Д. В. Смирнова, Л. В. Сидоренко, А. Б. Таранина.

Основные цели изучения данной предметной области.

    1. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

    2. Развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим пострадавшим.

    3. Воспитание способности к самоконтролю, самооценке поведения в ситуациях, которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть последствия своего (чужого) поведения.

    4. Воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к самосовершенствованию, физическому и духовно-нравственному развитию.

Особенность курса — в его практической направленности. Главными методами обучения являются рефлексивный анализ конкретных жизненных ситуаций, с которыми могут встретиться обучающиеся, а также практические занятия, на которых они получают умения и навыки, необходимые для возможного предупреждения чрезвычайных ситуаций, правильного поведения в том случае, если они произошли. В процессе изучения данного курса не только расширяются представления учащихся 8—9 классов о правилах безопасности в повседневной жизни человека. Обсуждаются конкретные реальные ситуации, связанные с бытовыми, природными и социальными явлениями, которые могут быть опасными для здоровья и жизни человека. Многие проблемы, раскрываемые в программе ОБЖ, особенно актуальны для старших подростков, так как связаны с вредными привычками, асоциальным поведением, чрезвычайными ситуациями социально­ го характера. На практических занятиях у обучающихся развивается способность предвидеть опасность той или иной, казалось бы, обычной жизненной ситуации, происходит становление умений оказывать первую помощь (психологическую, организационную, медицинскую) в различных чрезвычайных ситуациях. Школьники получают элементарные знания о законах Российской Федерации, касающиеся безопасности граждан и противодействия чрезвычайным ситуациям.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» внесёт существенный вклад в развитие гармоничной личности российского школьника.

В 5—9 классах на изучение курса ОБЖ отведён 1 час в неделю. Всего 34 часа. Срок реализации данной программы – 1 учебный год.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;

- сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

- эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

- наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

- устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия) Познавательные:

- использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;

- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);

- сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;

- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные:

- планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;

- контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;

- оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);

- формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

- составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

- характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;

- характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);

- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);

- раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;

выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

- раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;

-классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;

- анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;

- различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;

- предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;

-проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;

- организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;

- проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;

- ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;

- оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.


Содержание учебного предмета, курса

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—7 классов включает следующие содержательные линии (разделы).

Введение

Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Что такое здоровый образ жизни, природные и техногенные ситуации.

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

Почему нужно знать свой организм. Особенности организма человека. Какие системы органов есть у человека. За что отвечают системы органов, их характеристика. Укрепление нервной системы: что нервная система «любит», чего нервная система «не любит». Тренировка сердца. Развитие дыхательной системы, дыхательные упражнения для утренней гимнастики. Правильное рациональное питание: умеренность, сбалансированность, разнообразие, своевременность. Виды углеводов («медленные», «быстрые»), их влияние на организм и здоровье человека. Пирамида сбалансированного питания. Здоровье органов чувств. Сохранение зрения. Слух, обоняние, вкус.

Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье: условия жизни, образ жизни, врождённые особенности, качество медицинского обслуживания. Организованность и здоровье. Организованность и планирование своей жизни — условия сохранения здоровья.


Чистота — залог здоровья. Правила личной гигиены. Тщательно вымытые овощи и фрукты как условие сохранения здоровья.


Движение — это жизнь. Положительное влияние физкультуры на организм человека. Комплекс упражнений для развития движений. Программа повышения уровня своей физической подготовки.


Закаливание как условие сохранения здоровья. Значение закаливания для сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания.


Компьютер и здоровье. Отрицательное влияние работы с компьютером на здоровье человека: усталость, перевозбуждение, ухудшение зрения, отрицательное эмоциональное состояние, «синдром круглой спины». Правила безопасного пользования компьютером. Упражнения, которые снимают усталость при работе с компьютером.

Мой безопасный дом

Поддержание чистоты и порядка в доме. Мыши, крысы, тараканы — животные не домашние! Распространение грызунами и тараканами опасных инфекционных заболеваний. Чистота — одно из условий борьбы с грызунами и таракана­ ми. Соблюдение правил при проведении хозяйственных работ (мытьё посуды, уборка комнат).

Дела домашние: техника безопасности. Проявление осторожности, предусмотрительности при проведении хозяйственных работ (работа с клеем, молотком, пилой и пр.). Правила поведения при появлении запаха газа, при пожаре.

Безопасное электричество и газ. Правила использования электроприборов; условия возникновения коротких замыканий, пожаров; получение ожогов и травм. Правила безопасного пользования газом.

Школьная жизнь

Дорожное движение в населённом пункте. Выбор пути. Без­ опасная дорога в школу. Поведение на улицах и дорогах. Знание адреса школы, названия ближайших остановок транспорта. Участники дорожного движения: пассажиры, пешеходы, водители. Соблюдение Правил дорожного движения — условие сохранения жизни и здоровья. Необходимость внимательного отношения к дорожной обстановке, оценка дорожной ситуации. Знаки дорожного движения: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. «Дорожные ловушки». Правила передвижения на регулируемых и нерегулируемых­ перекрёстках и улицах. Правила поведения пешехода и пассажира.

Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и на территории школы. Поведение на уроках, переменах, в столовой, раздевалке и других школьных помещениях. Общение со сверстниками. Поведение в школе, которое может привести к беде. Устранение конфликтов. Заболевший­ ученик в школе. Помощь заболевшему сверстнику.

Ориентировка в школьных помещениях. Меры предупреждения пожара, правила эвакуации, правила поведения при пожаре.

На игровой площадке

Подготовка к прогулке: выбор обуви и одежды. Поведение на игровой площадке. Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием, при езде на велосипеде, роликовых коньках и пр. Зимние игры. Безопасность катания на санках и ледянках. Предусмотрительность и осторожность во время игр. Особенности поведения на игровой площадке при условии близости игровой зоны для самых маленьких детей. Правила проведения спортивных игр (футбол, волейбол, хоккей и др.) при небольших размерах игровой площадки и близости дороги или шоссе.

Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, пере­ ломах.

Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Способность определить её настроение по позе и поведению. Предусмотрительность и осторожность. Первая помощь при укусе собаки.

На природе

Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу, Солнцу, часам, Полярной звезде, местным признакам. Измерение расстояния на местности­.

Опасности, которые могут встретиться в природе. Общие правила поведения в лесу, на водоёме. Правила поведения при экстремальных ситуациях (потеря ориентиров на незнакомой местности и др.). Правила поведения при встрече с опасными животными (насекомые, змеи, звери). Действия человека, которого укусила оса (клещ, змея).

Опасности, которые таит вода. Выбор места для купания и его оценка. Правила безопасного поведения на воде при купании, катании на лодке.

Оценка состояния льда в осеннее и весеннее время года. Правила безопасного поведения на льду. Переправа через водные­ препятствия. Предусмотрительность и осторожность во время преодоления водных препятствий.

Туристский поход: радость без неприятностей Подготовка к походу. Правила организации безопасного туристского похода. Подбор снаряжения, сбор продуктов питания. Одежда и обувь для похода. Правила упаковки рюкзака. Спальный мешок. Походная аптечка. Список лечебных препаратов, необходимых в походе.

Режим дня в многодневном походе. Правила организации режима дня туриста: время для передвижения, отдыха, сна, питания, активных занятий и игр. Походная еда, правила её приготовления.

Когда человек сам себе враг

Вредные привычки, их пагубное влияние. Алкоголь. Вред алкоголя для здоровья, умственной деятельности, поведения человека. Особая опасность приёма алкоголя в подростковом возрасте. Курение. Вред курения для здоровья. Особая опасность курения в подростковом возрасте. Медицинские знания и умения: упражнения при простуде и влажном кашле; первая помощь при отравлении; аллергия и её влияние на организм человека; если в глаз попала соринка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (глисты, дизентерия, педикулёз). Правила закаливания. Условия безопасной­ работы за компьютером. Приёмы осторожного обращения с клеем при проведении домашних хозяйственных работ. Первая помощь при отравлении газом. Симптомы сотрясения мозга, действия в случае подозрения на сотрясение мозга; остановка кровотечения из носа. Правила поведения заболевшего. Помощь при ожогах, отравлении угарным газом. Способы снятия усталости. Предупреждение простудных заболеваний. Первая помощь при подозрении на переломы и вывихи. Первая помощь при укусе собаки. Первая помощь при укусе насекомых, змей, клещей. Ядовитые растения и грибы. Помощь при отравлении грибами. Оказание первой помощи при солнечном ударе, утоплении, судороге. Первая помощь при потёртости кожи. Лечение ожогов в туристском походе.

Практические работы

Способы тренировки дыхательной системы (дыхательные упражнения); проверка степени загрязнения воды; режим питания подростков; овладение приёмами тренировки глаз; выполнение физических упражнений; индивидуальная программа закаливания; правила безопасного пользования компьютером; выбор безопасного пути из дома в школу; оценка дорожной ситуации; правила дорожного движения; обсуждение ситуаций, связанных с поведением в школе; репетиция эвакуации из помещения школы при возникновении пожара; первая помощь при лёгких травмах; овладение навыком работы с компасом; определение сторон света по солнцу; определение сторон света по местным признакам; измерение расстояний на местности; приёмы искусственного дыхания; отличительные признаки ядовитых для человека грибов.

Проектная деятельность

Примерные темы проектов: «Слух человека и животных. Сравнительная­ характеристика», «Как сохранить обоняние?», «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его?», «Техника безопасности­ в жилом доме», «Вредные привычки: алкоголь, курение».

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классов включает следующие содержательные линии (разделы).

Введение. Почему это нужно знать?

Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация, классификация чрезвычайных ситуаций. При каких условиях можно избежать или хотя бы уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций?

Здоровый образ жизни. Что это такое?

Характеристика современной семьи как института воспитания.

Какие бывают семьи (типы современной семьи). Семья как ячейка общества, социальный институт. Функции современной семьи. Условия благополучия в семье. Эмоциональная атмосфера и семейные отношения. Уважение к личности ребёнка, создание демократического стиля взаимоотношений в семье — гарантия эмоционального, психического, душевного благополучия и здоровья детей.

Что такое репродуктивное здоровье. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье и условия его сохранения. Психическое здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.

Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность, экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля человека. Физическая культура и здоровье.

Психическое здоровье и условия его сохранения: осознание человеком своего «Я», объективная оценка своих возможностей, способностей, успешности деятельности. Адекватность реакций на различные жизненные ситуации, способность к самооценке, самоуправлению с учётом социальных норм и правил; стремление планировать свою жизнедеятельность при смене жизненных ситуаций, в том числе при чрезвычайных.

Социальные факторы, отрицательно воздействующие на психическое здоровье человека: социальные конфликты, нестабильность в обществе, нарушение взаимоотношений людей и др.


Эмоциональное здоровье подростка и условия его сохранения: благополучная адаптация к коллективу сверстников, демократический стиль отношений со взрослыми и сверстниками, интересная познавательная среда, объективная самооценка, правильная организация жизни и деятельности и др. Негативные факторы воздействия на эмоциональное здоровье и благополучие подростка: проблемы в семейных отношениях, неумение общаться (дружить), неблагоприятный школьный климат, необъективная оценка своего «Я» и др.

Социальное здоровье и условия его сохранения. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное исполнение как критерий социально­ го здоровья.

Человек и окружающая среда

Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы неблагополучной экологической обстановки: загрязнение воздуха и его причины. «Безобидный воздух», «загрязнённый воздух». Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на чистоту воздуха. Ухудшение качества воды и его причины. Типы загрязнений пресных водоёмов: промышленное загрязнение, бытовые отходы, химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве, работа водного транспорта.

Основные факторы, влияющие на загрязнение почвы, и последствия загрязнения. Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов чувств.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.

Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Правила поведения при заливе квартиры. Правила пользования электроприборами.

Разумная предосторожность

Предвидение опасностей при выборе места отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении.

Опасные игры

Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений.

Современный транспорт и безопасность

Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное отношение к ним.

Безопасный отдых и туризм

Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение походной туристской группы. Обеспечение безопасности в туристских походах: виды опасностей. Движение по маршруту, график движения. Правила преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, если он отстал от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Правила безопасного по­ ведения на воде. Узлы в туристском походе.

Когда человек сам себе враг

Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания, употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка. Физическое состояние подростка-курильщика. Алкоголь — разрушитель личности: воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм: распад личности человека под влиянием наркотиков. Токсикомания — страшная зависимость. Детская игромания — болезненное состояние, которое отражает неуправляемую зависимость человека от процесса игры, неоправданное желание с её помощью устранить свои проблемы. Самовоспитание: предупреждение привыкания к компьютерным играм.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС), их характер и особенности. Система оповещения в ЧС, общие правила эвакуации.

Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Характеристика наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические чрезвычайные ситуации: землетрясение как геофизическое природное явление; наводнения, природные пожары, извержения вулкана, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных ЧС. Поведение во время природных ЧС.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения защита от них: и эпидемии, энзоотии, эпизоотии (без обязательного усвоения термина). Пути заражения. Способы предупреждения заражения. Чрезвычайные ситуации техногенного характера: при­ чины и виды. Безопасное поведение в техногенных ЧС.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации Экстремизм и терроризм. Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Законодательство России противодействии экстремизму и терроризму. Государственные­ мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пути снижения угрозы теракта. Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения), при обнаружении неизвестного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме.

Медицинские знания и умения

Условия репродуктивного здоровья: гигиена, знание своего организма, риски старшего подросткового возраста. Правильное питание. Продукты, содержащие кальций. Ценность употребления витамина С. Диета: «за» и «против». Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным газом, химическими веществами, ядохимикатами. Первая помощь при электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом, первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности при оказании помощи. Телесные повреждения при ДТП. Виды кровотечений и первая помощь пострадавшему. Растения, опасные для туриста. Первая помощь при отравлении. Курение и его влияние на организм. Первая помощь при отравлении алкоголем. Наркотики: губительное воздействие на организм. Запрещённые в России наркотические и психотропные вещества. Внешние проявления токсикомании. Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении химическими веществами. Что нужно знать о гриппе, других эпидемиях. Заболевания животных, опасные для человека. Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях. Последствия аварий на гидротехнических сооружениях и правила поведения во время ЧС. Первая помощь при ранениях, вызванных взрывами.

Практические работы

Навыки работы с документами: понятие «чрезвычайная ситуация», виды ЧС. Самооценка: развитие волевых качеств. Источники шума в современной городской квартире. Аварийная посадка самолёта. Распределение снаряжения между участниками турпохода. График движения по туристскому маршруту. Освоение разных типов узлов. Навыки работы с документами: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Первая помощь при кровотечениях. Навыки работы с документами: Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму». Ознакомление с устройством и порядком использования огнетушителей. Психологическая готовность к встрече с преступником. Использование подручных средств самообороны. Линия поведения в чрезвычайных ситуациях.

Проектная деятельность

Примерные темы проектов: «Программа закаливания», «Витамины — это жизнь», «Медиа среда — не навреди!», «Опасные игры», «Растения и грибы таят опасность», «Безопасное поведение на природе», «История великих корабле­ крушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле», «Как укрыться от непогоды», «Отношение к пьянству в России», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре»; «Наркотикам — нет!»; «Как смягчить последствия природных ЧС?», «Техногенные катастрофы», «Самые опасные заболевания, принимающие форму эпидемии: чума («чёрная смерть»), холера, грипп, тиф, сибирская язва», «Служба в Вооружённых Силах — по­ чётная обязанность гражданина России».



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5 класс

№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Введение

1

Анализировать информацию, представленную в тексте учебника. Оценивать проблемные ситуации. Анализировать и характеризовать знаки-символы ОБЖ

2

Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя

4

Актуализация имеющегося опыта: работа с рубрикой «Вспомните». Оценивать выполнение тестовых заданий (самоконтроль). Совместная деятельность в парах: уметь объяснять правила взаимодействия при решении учебной задачи. Участвовать в учебном диалоге «Укрепляем нервную систему». Практическая деятельность: измерять пульс; дыхательные упражнения. Читать и анализировать текст учебника «Рациональное питание­ — что это такое?»­. Оценивать проблемные ситуации «Как мы питаемся». Практическая деятельность: составить меню для подростка. Анализировать информацию об оказании первой помощи при отравлении (работа с рубрикой «Медицинская страничка»)

3

Здоровье органов чувств

4

Оценивать выполнение тестовых заданий (самоконтроль). Практическая работа: выполнять гимнастику для глаз. Анализировать информацию, представленную в рубрике « Медицинская страничка»

4

Здоровый образ жизни

5

Анализировать диаграмму­ «Что влияет­ на здоровье». Оценивать своё состояние (анализ ответов на вопросы теста). Учебный диалог (обсудим вместе): анализировать жизненные ситуации. Совместная деятельность в парах: оценивать «вредные» советы. Совместная деятельность в группах: составить памятки «Правила личной гигиены». Работа с информацией, представленной на медицинской страничке. Анализировать информацию, представленную в текстах учебника

5

Движение – это жизнь

5

Практическая деятельность: выполнять упражнения и игры в физкультурном­ зале. Участвовать в учебном диалоге. «Что такое закаливание». Практическая деятельность: составлять программу закаливания. Анализировать информацию, представленную в рубрике « Медицинская страничка»

6

Компьютер и здоровье


Проводить самоанализ и самооценку поведения и организации деятельности. Анализировать информацию, представленную в тексте учебника. Практическая деятельность: объяснять правила работы с компьютером. Совместная деятельность в парах: анализировать иллюстративный материал по теме урока

7

Мой безопасный дом

5

Участвовать в учебном диалоге: анализ высказываний. Работать с текстом учебника, формулировать вывод. Совместная деятельность в парах: составлять план уборки квартиры, правила мытья посуды. Участвовать в учебном диалоге: анализ текста и иллюстраций (техника безопасности). Анализировать информацию, представленную в рубрике « Медицинская страничка»

8

Школьная жизнь. Выбор пути: безопасная дорога в школу

5

Выполнять самоанализ и самооценку поведения ( на дорогах и улицах). Практическая деятельность: правильно выбирать маршруты от дома к школе, школа- дом.

9

Правила поведения в школе.


5

Составить памятку «Поведение в школе». Обсуждение в диалоге. Выполнить самоконтроль и самооценку поведения в школе.


6 класс


№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Введение

1

Анализировать информацию, представленную в тексте учебника. Оценивать проблемные ситуации.

2

На игровой площадке

11

Читать и анализировать­ текст учебника «Подготовка к прогулке», «Крылатые качели». Формулировать правила безопасного обращения с качелями, велосипедом. Обсуждение. Практическая деятельность: уметь оказывать первую­ помощь при травмах.

3

На природе

11

Практическая деятельность: ориентироваться на местности; измерять расстояние на местности. Анализировать правила поведения в лесу («Если­ ты заблудился»)

4

Природа полна неожиданностей!

11

Актуализация имеющегося опыта: правила поведения на экскурсиях. Участвовать в учебном диалоге: работа с иллюстрациями и текстами учебника. Совместная деятельность в парах­: анализировать­ и оценивать опасности неправильного поведения. Оценивать информацию, представленную в рубрике «Медицинская страничка». Участвовать в учебном диалоге: выбор места для купания. Формулировать правила купания и катания на лодках. Совместная деятельность в парах: освоить правила нахождения на льду, правила организации переправы






7 класс

№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Туристический поход

17

Конструировать план многодневного туристского похода. Практическая деятельность: собирать снаряжение к походу, правильно выбирать спортивную одежду и обувь; определять режим дня, режим питания и меню. Совместная деятельность в группах: анализировать текстовую и иллюстративную ин формацию. Конструировать таблицы, схемы, диаграммы. Аналитическая деятельность: оценивать ситуации, отражающие поведение туристов, возникновение неожиданных, чрезвычайных ситуаций.

2

Когда человек сам себе враг

17

Коммуникативная деятельность: участвовать в обсуждении проблемы вредных привычек;



8 класс

№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Введение. Почему это нужно знать?

1

Коммуникативная деятельность: объяснять и соблюдать правила участия в диалоге. Работа с информацией: соотносить текстовую и иллюстративную информацию.

2

Современная семья как институт воспитания

5

Коммуникативная деятельность: участвовать в диалоге (современная семья и её особенности); характеризовать функции семьи. Работа с информацией: соотносить текстовую и иллюстративную информацию.

3

Здоровый образ жизни

4

Работа с информацией: соотносить текстовую и иллюстративную информацию. Коммуникативная деятельность: выявлять факторы, определяющие здоровье человека, риски эмоционального благополучия человека; участвовать в диалоге (приведение доказательств своих суждений; дополнение, исправление высказываний собеседников).

4

Человек и окружающая среда

4

Деятельность восприятия: человек и мир звуков (влияние городской экологии на здоровье органов чувств). Наблюдать в природе результаты хозяйственной деятельности людей. Исследовательская деятельность: оценить качество воды, воздуха, почвы.

5

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

4

Аналитическая деятельность: анализировать причины чрезвычайных ситуаций в быту. Коммуникативная деятельность: формулировать обобщения и выводы по теме уроков. Практическая деятельность: подготовить памятки

6

Разумная предосторожность

4

Аналитическая и коммуникативная деятельность: предложить гипотезу о возможных последствиях своего поведения, формулировать правила поведения в ЧС.

7

Опасные игры

4

Аналитическая и коммуникативная деятельность: предложить высказывание о последствии непродуманных поступков; соотносить текстовую и иллюстративную информацию; формулировать обобщение и выводы.

8

Современный транспорт и безопасность

4

Аналитическая деятельность: давать оценку причин различных ЧС; сравнивать потенциально опасные ситуации на транс порте.

9 класс

№ П/П

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Безопасный отдых и туризм

8

Аналитическая деятельность: анализировать причины возникающих в походе трудностей; классифицировать объективные и субъективные трудности.

2

Когда человек сам себе враг

8

Исследовательская деятельность: оценить статистическую информацию — влияние вредных привычек на человека.

3

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

9

Аналитическая и коммуникативная деятельность: выделять особенности разных ЧС, классифицировать их, описывать разные виды.

4

Чрезвычайные ситуации социального характера

9

Аналитическая и коммуникативная деятельность: овладевать навыками работы с документами (законы Российской Федерации); анализировать информацию о противодействии экстремизму и терроризму.



Количество плановых контрольных, лабораторных, практических и других видов работ


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные работы

1

1

1

1

Тестирование

2

2

2

2



УМК

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Сидоренко Л. В., Тара-нин А. Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—7 классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Сидоренко Л. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: учебник. — М.: Вентана-Граф.

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Таранин А. Б. Основы безопасности жизнедеятельности. 5—7 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: рабочая программа. — М.: Вентана-Граф.

Виноградова Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельно­ сти. 5—7 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф.

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: методическое пособие. — М.: Вентана-Граф.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по_ОБЖ класс 5

(предмет)


Учитель: Шаманский П.А.


I четверть _9 ч.

II четверть 8 ч.

IIIчетверть 9 ч.

IVчетверть 8ч.

За год _34 ч.

№ п/п

Дата

Тема

д/з

факт

план

1



Введение. Символическое изображение правил ОБЖ.

с.4-6

2



За что «отвечают» системы органов?

с.8

3



За что «отвечают» системы органов?

с.9

4



Как укреплять нервную систему

с.10-11

5



Как можно тренировать сердце

с.12

6



Укрепляем дыхательную систему

с.13-15

7



Питаемся правильно

с.16-20

8



Питаемся правильно

с.20-23

9



Здоровье органов чувств

с.24

10



Здоровье органов чувств

с.25-26

11



Проектная деятельность по темам: «Слух человека и животных. Сравнительная характеристика», «Как сохранить обоняние?»

с.27

12



Проектная деятельность по теме: «Богатство вкусовых ощущений. Как сохранить его?».

с.27

13



Здоровый образ жизни

с.28-29

14



Чистота — залог здоровья

с.30-33

15



Чистота — залог здоровья. Гигиенические процедуры младшего подростка.

с.33-36

16



Движение — это жизнь

с.36-39

17



«Закаливание»

с.40-42

18



Подросток и компьютер

с.43-45

19



Повторение и обобщение пройденного по темам: «Что такое здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни».

с.46-48

20



Мой безопасный дом

с.50-51

21



Мой безопасный дом

с.51-52

22



Техника безопасности в доме

с.53-54

23



Первая помощь при ушибах, отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током.

с.55-56

24



Дорога в школу и обратно

с.58-60

25



Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения.

с.60-62

26



Правила безопасности пешеходов. Умеете ли вы оценивать дорожную обстановку?

с.63-65

27



Безопасная дорога

с.66-68

28



Безопасная дорога

с.68-69

29



Школьник­ как пешеход и пассажир

с.70-74

30



Общие правила школьной жизни

с.75-77

31



Правила поведения в школе

с.78-80

32



Правила поведения в школе

с.80-82

33



Если в школе­ пожар­…

с.82-86

34



Повторение пройденного за курс

Подготовить сообщение




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по_ОБЖ класс 6

(предмет)


Учитель: Шаманский П.А.


I четверть _9 ч.

II четверть 8 ч.

IIIчетверть 9 ч.

IVчетверть 8ч.

За год _34 ч.

№ п/п

Дата

Тема

д/з

факт

план

1



Введение. Необходимость изучения предмета ОБЖ

конспект

2



Подготовка к прогулке

с.88-89

3



На игровой площадке

с.89-91

4



На игровой площадке Правила езды на велосипеде

с.91-93

5



Зимние игры.

с.94-95

6



Учимся оказывать первую помощь

с.95-96

7



Учимся оказывать первую помощь

с.97

8



Встреча с животными

с.98-101

9



Встреча с животными. Анализ и оценка жизненных ситуаций.

с.101-102

10



Ориентирование на местности. Что такое ориентир? Ориентирование по компасу.

с.104-107

11



Ориентирование по солнцу и часам, Полярной звезде, местным признакам.

с.108-109

12



Ориентирование. Измерение расстояний на местности

с.110-111

13



Ориентирование. Если вы заблуди в лесу

с.111-112

14



Правила поведения во время прогулок и на экскурсии

с.114

15



Если встретилась опасность. Помощь при укусах насекомых и клещей

с.115-116

16



Если встретилась опасность. Укусы змей.

с.116-117

17



Расширим свои знания о змеях

с.118-119

18



Если встретилась опасность. Подведение итогов

с.120-211

19



Вода таит опасность

с.121-123

20



На водоёме. Правила поведения на водоёмах

с.124 наизусть

21



На водоёме. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе.

с.126-128

22



Правила нахождения на льду, правила организации переправы.

с.129-130

23



Любим ли мы туристские походы.

с.132-133

24



Правила организации туристского похода

с.133-135

25



Правила организации туристского похода. Одежда и обувь для туризма

с.136-138

26



Походная аптечка.

с.138-140

27



Знакомимся с лекарственными растениями

с.141-142

28



Режим дня в многодневном туристском походе

с.142-144

29



Походная еда

с.145-148

30



Алкоголь наносит удары по организму

с.150-151

31



Стоит ли рисковать

с.152-154

32



Курение убивает

с.155-156

33



Проектная деятельность

Проекты

34



Повторение пройденного материала за курс

Подготовить сообщение



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по_ОБЖ класс 7

(предмет)


Учитель: Шаманский П.А.


I четверть _9 ч.

II четверть 8 ч.

IIIчетверть 9 ч.

IVчетверть 8ч.

За год _34 ч.

№ п/п

Дата

Тема

д/з

факт

план

1



Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

с.4-7

2



Расширение кругозора, окружающая среда и безопасность

с.8-10

3



Ваш образ жизни - каков он?

с.12-13

4



Что такое здоровье человека?

с.13-14

5



Физическое здоровье человека. Служба в рядах ВС РФ

с.15-18

6



Контрольное тестирование по теме «Здоровый образ жизни»

Повторение темы

7



Закаливание – способ тренировки организма

с.18-19

8



О правилах гигиены и закаливания . Закаливание водой.

с.20-22

9



Правильное питание. О жирах, белках и углеводах

с.24-28

10



Питаемся правильно. Проблемы экологии питания.

с.30-35

11



Поговорим о диете.

с.36-39

12



Контрольное тестирование по теме «Закаливание, питание»

Повторение темы

13



Психическое здоровье. Показатели психического здоровья и не здоровья

с.40-43

14



Режим дня.

с.44-45

15



Экология и здоровье человека. Городской шум

с.45-47

16



Компьютер. Правила пользования

с.48-49

17



Социальное здоровье человека. Общение и учение- ценность

с.50-55

18



Фанаты и поклонники

с.55-58

19



Репродуктивное здоровье подростка

с.58-62

20



Контрольное тестирование по теме «Социальное здоровье человека»

Повторение темы

21



Как вести себя при пожаре

с.64-68

22



Средства пожаротушения

с.69-73

23



Чрезвычайные ситуации в быту

с.75-80

24



Опасное электричество

с.81-82

25



Как выбрать место для отдыха?

с.83-85

26



Как вести себя на улице

с.86-88

27



О мерах предосторожности в лифте и на лестнице

с.88-91

28



Вам звонят в дверь

с. 91-92

29



Контрольное тестирование по теме «Опасности в повседневной жизни»

Повторение темы

30



Опасные игры. Карьер. Боеприпасы

с. 93-94

31



Экстремальные виды спорта

с.94-98

32



Проектная деятельность

проекты

33



Проектная деятельность

проекты

34



Повторение пройденного материала за курс

Подготовить сообщение



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по_ОБЖ класс 8

(предмет)


Учитель: Шаманский П.А.


I четверть _9 ч.

II четверть 8 ч.

IIIчетверть 9 ч.

IVчетверть 8ч.

За год _34 ч.

№ п/п

Дата

Тема

д/з

факт

план

1



Лес – это серьезно. Грибы

с.100-106

2



Неожиданные встречи в лесу

с.106-112

3



Водоем зимой и летом

с.113-115

4



Экстрим отдых на воде. Помочь тонущему

с.116-120

5



Как спасти, если провалился под лёд?

с.121-124

6



Контрольное тестирование по теме «Опасности, с которыми сталкиваемся на природе»

Повторение темы

7



Транспорт в современном мире

с.126-129

8



Чрезвычайные ситуации на дорогах. ДТП

с.130-134

9



Опасные игры на дорогах

с.134-136

10



Как вести себя в дорожно- транспортном происшествии

с.136-139

11



Опасные ситуации в метро, на эскалаторе, в вагоне поезда

с.140-141

12



Авиакатастрофы. Правила поведения

с.141-146

13



Железнодорожные катастрофы

с.147-148

14



Контрольное тестирование по теме «Современный транспорт и безопасность»

Повторение темы

15



Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей

с.152-155

16



Субъективные трудности туристического похода

с.155-156

17



Как правильно выбрать снаряжение для похода

с.157-158

18



Правила безопасности в туристическом походе

с.159-162

19



Преодоление естественных препятствий

с.163-164

20



Правила преодоления препятствий. Безопасность при переправах через реки

с.164-168

21



Правила переправы через замершие реки и водоёмы

с.168-172

22



Если турист отстал от группы

с.173-176

23



Туризм и экология окружающей среды

с.176-178

24



Контрольное тестирование по теме «Туризм»

Повторение темы

25



Обеспечение безопасности в водном туристском походе

179-181

26



Правила безопасности проведения водного похода

с.181-182

27



Узлы в туристском походе

с.182-183

28



Обобщенное повторение по теме «Безопасный туризм»

Повторение темы

29



Контрольное тестирование по теме «Водный туристский поход»

Подготовка докладов, сообщений

30



Обобщенное повторение по теме «Опасности, с которыми сталкиваемся на природе»

Сообщения

31



Обобщенное повторение по теме «Современный транспорт и безопасность»

Повторение материала

32



Проектная деятельность по темам разделов

проекты

33



Проектная деятельность по темам разделов

проекты

34



Повторение пройденного материала за курс

Подготовить сообщение



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по_ОБЖ класс 9

(предмет)


Учитель: Шаманский П.А.


I четверть _9 ч.

II четверть 8 ч.

IIIчетверть 9 ч.

IVчетверть 8ч.

За год _34 ч.

№ п/п

Дата

Тема

д/з

факт

план

1



Курение убивает

с.186-188

2



О физическом состоянии подростков- курильщиков

с.188-190

3



Алкоголь разрушает личность

с.191-193

4



О воздействии алкоголя на организм человека

с.194-195

5



Отравление алкоголем

с.195-196

6



Может ли быть праздник без застолья

с.197-198

7



Контрольное тестирование по темам «Курение. Алкоголь»

Повторение материала

8



Обобщенное повторение по темам: «Курение. Алкоголь»

Подготовка сообщений

9



Проекты по темам: «Отношение к пьянству в России в разное время», Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в карикатуре».

с.198

10



Что такое наркотики и наркомания

с.199-201

11



Токсикомания – страшная зависимость

с.201-202

12



Обобщенное повторение по темам: «Наркомания. Токсикомания»

Подготовка сообщений

13



Что такое чрезвычайная ситуация

с.204-205

14



Классификация чрезвычайных ситуаций

с.207-208

15



Система оповещения в чрезвычайных ситуациях

с.208-209

16



Общие правила при эвакуации

с.209

17



Природные чрезвычайные ситуации

с.210-211

18



Землетрясение, правила поведения во время и поле землетрясения

с.212-215

19



Вулканы, сели, оползни, обвалы

с.216-221

20



Снежные лавины, ураган, буря, смерч

с.221-224

21



Цунами, наводнения

с.225-228

22



Природные пожары

с.229-233

23



Причины и виды техногенных чрезвычайных ситуаций

с.233-238

24



Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях

с.239-242

25



Обобщенное повторение по теме: «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»

Подготовка сообщений

26



Контрольное тестирование по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера»

Повторение материала

27



Что такое экстремизм, крайнее проявление экстремизма

с.244-245

28



Что такое терроризм, проявление терроризма

с.246-249

29



Как снизить угрозу теракта

с.249-252

30



Правила поведения во время взрыва, в плену у террористов

с.253-257

31



Взрывы в жилых домах. Эвакуация

с.257-260

32



Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму

с.261-266

33



Проектная деятельность по темам разделов

проекты

34



Повторение пройденного материала за курс

Подготовить сообщение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!