АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.Я. ПОВАРОВА» /МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова»/
242760 Брянская область, Дубровский район, п.Сеща, ул.Военный городок, д.30
ОКПО 47880103, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/324501001
Е-mail: [email protected]. Тел./Факс: 8-48332-9-72-12, 8-48332-9-72-62
РАССМОТРЕНО на заседании районного МО учителей ОБЖ Протокол № 1 от 26.08.2022 г. Филимоненков С. А. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» ______Моделикова Н.Л. 27.08.2022 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» Протокол № 1 от 29.08.2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № _______ от ____.08.2022 г. Директор МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» _________Романов С.В. | | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» _______Моделикова Н.Л. 28.08.2019 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» Протокол № 1 от 29.08.18 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № 26 от 30.08.2019 г. Директор МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» _________Романов С.В. |
Рабочая программа предмета
«ОБЖ»
для 6 а, б классов
МБОУ «Сещинская СОШ им. К. Я. Поварова»
на 2022-2023 учебный год.
Составитель:
учитель ОБЖ
Гапонов С. Н.
п. Сеща, 2022 г.
Рабочая программа предмета «ОБЖ» для 6 а, б классов МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова» на 2021-2022 учебный год разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (утв. приказом от 01.09.2017г. № 28) на основании Примерной программы учебного предмета «ОБЖ» //Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).- http://fgosreestr.ru/
Рабочая программа обеспечена УМК:
Примерная основная образовательная программа основного общего образования Виноградова Н. Ф., Таранин А. Б., Смирнов Дмитрий Витальевич. Редактор: Клёпова Л. П. Издательство: Вентана-Граф, 2017 г. Серия: ОБЖ (Алгоритм успеха).
Учебник Виноградова Н.Ф Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 классы : учебник для учащихся образовательных организаций \ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – 2-е изд., испр. И дораб. - : Вентана – Граф, 2016. – 160с. :ил.
ISBN 978-5-360-07509-7
Рабочая программа рассчитана на 35 часов 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;ПР 7 • умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел I. Введение (1 час).
Необходимость изучения предмета ОБЖ.
Раздел II. На игровой площадке (8 часов).
Подготовка к прогулке. Выбор одежды и обуви с учетом сезона, состояния погоды и степени подвижности игр. Меры безопасности при пользовании качелями, игровым оборудованием и сооружениями на площадке, езде на велосипеде. Зимние игры, безопасность при езде на санках-ледянках. Первая помощь при переломах и вывихах. Животные на игровой площадке. Правила поведения при встрече с собакой. Первая помощь при укусе собаки. Опасные игры.
Раздел III. На природе (15 часов).
Ориентирование на местности. Что такое ориентир. Ориентирование по компасу; солнцу и часам; полярной звезде; местным признакам. Измерение расстояния на местности. Характеристика опасностей, которые могут встретиться во время прогулок на природе. Общие правила поведения во время экскурсий на природу. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Опасные встречи (звери, насекомые, змеи). Первая помощь при укусе насекомого, змеи, других животных. Правила поведения на водоемах. Выбор и оценка места для купания. Первая помощь при судорогах, солнечном ударе, утоплении. Оценка состояния льда для передвижения по нему в осеннее, зимнее и весеннее время. Переправа через водные преграды. Экскурсии на природу.
Раздел IV. Туристический поход: радость без неприятностей (6 часов).
Наше отношение к туристическому походу. Какие походы нам известны и какие мы предпочитаем. Правила организации безопасного туристического похода. Подготовка к походу: подбор личного и группового снаряжения, продуктов. Одежда и обувь для похода, требования к ним. Правила подготовки рюкзака. Индивидуальная подгонка (регулировка) рюкзака. Спальный мешок. Подготовка аптечки для похода. Подбор лекарственных средств, инструментов и материалов для оказания первой помощи. Лесная аптечка. Режим для в тур. походе. Правила организации сна, отдыха, передвижения. Организация питания в походе. Походная еда. Правила, обеспечивающие безопасность питания в условиях похода. Первая помощь при потертостях кожи, пищевых отравлениях, ожогах.
Раздел V. Когда человек сам себе враг (2 часов).
Человек сам создает проблемы для своего здоровья. При каких обстоятельствах человек сам себе враг. Вред алкоголя для растущего организма. Курение наносит значительный вред организму. Вредные и опасные привычки. О чем мы узнали за два года? Чему научились? Что еще хотим узнать об основах безопасности жизнедеятельности подростка?
Проектная деятельность по темам
«Экскурсии в природу»; «Вредные и опасные привычки».
В качестве промежуточной аттестации предусмотрена итоговый контрольный тест за год.
Тематическое планирование.
№ урока | Номер урока в теме | Дата проведения | Тема раздела, урока | Количество часов | Примечания |
По плану | По факту |
| | | | | |
1 | 1 | 6а 07.09.2021 6б 02.09.2021 | | Введение. Необходимость изучения предмета ОБЖ. | 1 | |
| | | | На игровой площадке | 8 часов | |
2 | 1 | 6а 14.09.2021 6б 09.09.2021 | | Подготовка к прогулке. | 1 | Стр. 88-89 |
3 | 2 | 6а 21.09.2021 6б 16.09.2021 | | Как вести себя на игровой площадке | 1 | Стр. 89-91 |
4 | 3 | 6а 28.09.2021 6б 23.09.2021 | | Прогулки на велосипеде. | 1 | Стр. 91-92 |
5 | 4 | 6а 05.10.2021 6б 30.09.2021 | | Правила езды на велосипеде для подростков. | 1 | Стр. 93 |
6 | 5 | 6а 07.10.2021 6б 07.10.2021 | | Зимние игры, радость или опасность? | 1 | Стр. 94-95 |
7 | 6 | 6а 12.10.2021 6б 14.10.2021 | | Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах. | 1 | Стр. 95-97 |
8 | 7 | 6а 19.10.2021 6б 21.10.2021 | | Собака не всегда друг. | 1 | Стр. 98-101 |
9 | 8 | 6а 26.10.2021 6б 11.11.2021 | | Стоит ли бездумно рисковать? | 1 | Стр. 101-102 |
| | | | На природе. | 15 | |
10 | 1 | 6а 09.11.2021 6б 18.11.2021 | | Умеешь ли ты ориентироваться? Что такое ориентир. | 1 | Стр. 104-105 |
11 | 2 | 6а 16.11.2021 6б 25.11.2021 | | Ориентирование по компасу. | 1 | Стр. 105-107 |
12 | 3 | 6а 23.11.2021 6б 02.12.2021 | | Ориентирование без компаса. | 1 | Стр. 108 |
13 | 4 | 6а 30.11.2021 6б 06.12.2021 | | Определение сторон света по Солнцу без часов. | 1 | Стр. 108- |
14 | 5 | 6а 07.12.2021 6б 09.12.2021 | | Определение сторон света по Полярной звезде. | 1 | Стр. 109 |
15 | 6 | 6а 14.12.2021 6б 16.12.2021 | | Определение сторон света по местным признакам. | 1 | Стр. 109-110 |
16 | 7 | 6а 21.12.2021 6б 23.12.2021 | | Измерение расстояний на местности. | 1 | Стр. 110-111 |
17 | 8 | 6а 11.01.2022 6б 13.01.2022 | | Если заблудился в лесу. | 1 | Стр. 111-112 |
18 | 9 | 6а 18.01.2022 6б 20.01.2022 | | Природа полна неожиданностей, какие опасности могут подстерегать на природе. | 1 | Стр. 113 |
19 | 10 | 6а 25.01.2022 6б 27.01.2022 | | Общие правила поведения во время прогулок на природе. | 1 | Стр. 114 |
20 | 11 | 6а 01.02.2022 6б 03.02.2022 | | Помощь при укусах ос, пчёл, змей, клещей. | 1 | Стр. 115-120 |
21 | 12 | 6а 08.02.2022 6б 10.02.2022 | | Вода таит опасность, выбор места для купания. | 1 | Стр. 121-125 |
22 | 13 | 6а 15.02.2022 6б 17.02.2022 | | Чтобы забава не обернулась бедой, первая доврачебная помощь при судороге, солнечном ударе. | 1 | Стр. 125-129 |
23 | 14 | 6а 18.02.2022 6б 24.02.2022 | | Доврачебная помощь, правила искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца. | 1 | Стр. 128-129 |
24 | 15 | 6а 22.02.2022 6б 03.03.2022 | | Весна! Ледоход! | 1 | Стр. 129-130 |
| | | | Туристический поход: радость без неприятностей. | 6 | |
25 | 1 | 6а 01.03.2022 6б 02.03.2022 | | Перед походом…. | 1 | Стр. 132-133 |
26 | 2 | 6а 15.03.2022 6б 10.03.2022 | | Подбираем снаряжение. | 1 | Стр. 133-136 |
27 | 3 | 6а 22.03.2022 6б 17.03.2022 | | Одежда и обувь для туризма. | 1 | Стр. 136-138 |
28 | 4 | 6а 05.04.2022 6б 07.04.2022 | | Походная аптечка. | 1 | Стр. 138-142 |
29 | 5 | 6а 12.04.2022 6б 14.04.2022 | | Режим дня в многодневном туристическом походе. | 1 | Стр. 142-144 |
30 | 6 | 6а 15.04.2022 6б 21.04.2022 | | Походная еда. | 1 | Стр. 145-148 |
| | | | Когда человек сам себе враг. | 2 | |
31 | 1 | 6а 19.04.2022 6б 28.04.2022 | | Алкоголь наносит удары по организму. | 1 | Стр. 150-154 |
32 | 2 | 6а 26.04.2022 6б 05.05.2022 | | Курение убивает. | 1 | Стр. 155-156 |
33 | 1 | 6а 17.05.2022 6б 12.05.2022 | | Итоговый контрольный тест | 1 | |
34 | 1 | 6а 24.05.2022 6б 19.05.2022 | | Проектная деятельность | 1 | |
35 | 2 | 6а 31.05.2022 6б 26.05.2022 | | Анализ проектов | 1 | |
ВСЕГО 35 ЧАСОВ | | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Итоговый контрольный тест
учащихся 6 класса по ОБЖ
Часть 1.
Эта часть работы содержит задания с выбором одного (несколько) вариантов ответа. К каждому заданию дается несколько вариантов ответа, один из которых верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответов. Впишите правильный вариант в бланк ответов.
1. Управлять велосипедом на дорогах Правилами дорожного движения, а также участвовать в туристических походах разрешается:
А) с 12 лет;
Б) с 13 лет;
В) с 14 лет;
Г) с 15 лет.
2. При аварийной посадке самолета необходимо:
А) выполнять указания командира корабля и экипажа;
Б) покинуть самолет до его полной остановки и отойти от самолета на расстояние не менее 100 метров;
В) перечитать инструкцию об использовании аварийно-спасательного оборудования, расположении и обозначении аварийных выходов.
3. Что необходимо сделать потерпевшему бедствие при аварии транспортного средства в первую очередь?
А) не следует что-либо предпринимать до приезда спасателей;
Б) перебраться в безопасное место. А также оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
В) покидая транспортное средство, взять с собой имущество, которое может пригодиться для автономного существования;
Г) Сориентироваться на местности и уточнить своё местонахождение, а при неблагоприятных климатических условиях соорудить временное укрытие.
4. Как определить стороны света, находясь в лесу в безлунную ночь?
А) по часам;
Б) по луне;
В) по полярной звезде.
5.Какие известны основные способы ориентирования на местности?
А) по памяти;
Б) по растениям;
В) по небесным светилам;
Г) По компасу;
Д) по местным признакам.
6.Какие факторы необходимо учесть при оборудовании временного жилища (укрытия)?
А) наличие по близости населённого пункта, где можно взять материалы и инструменты;
Б) температуру воздуха и насекомых;
В) наличие материалов, необходимых для строительства укрытия, и продолжительность предполагаемой стоянки;
Г) количество и физическое состояние потерпевших бедствие.
7. Как обеспечить себе питание в автономном существовании?
А) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели;
Б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ);
В) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба)
8. Как сушить одежду и обувь на привале после дождя?
А) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
Б) сделаю навес над костром;
В) буду сушить на себе;
Г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром
9. Укажите последовательность разведения костра.
А) в любой последовательности;
Б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
В) поджечь костер 2-3 спичками;
Г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.
10. При укусе человека ядовитой змеей необходимо:
А) выдавливать из ранки в течение 4—5 мин. несколько капель крови;
Б) промыть ранку под сильной струей воды;
В) отсосать яд из ранки ртом;
Г) приложить к ранке холод.
11. Приспособление человека к новым для него условиям жизни называется:
А) интоксикацией;
Б) акклиматизацией;
В) реакклиматизацией.
12. К ядовитым растениям относятся:
а) ландыш;
б) малина;
в) крапива;
г) купена;
д) подорожник
13. Правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походе:
А) закаливание и солнечные ванны
Б) мыть руки перед едой, чистить зубы, обтирать тело, купаться
В) купаться, загарать, мыть руки, умываться
14. При оказании первой медицинской помощи при обморожении, необходимо:
А) перенести пострадавшего в прохладное место, в тень;
Б) уложить не спину, приподнять голову и повернуть ее набок;
В) напоить горячим чаем.
15. Через какой промежуток времени необходимо менять холодные примочки при ушибах?
А) через 1-2 мин.;
Б) через 10-15 мин.;
В) через 1,5-2 часа;
Г) не рекомендуется менять.
16. Назовите приемы первой медицинской помощи, которые необходимо выполнить при наличии у пострадавшего сильного кровотечения (выберите ответ):
А) наложить шину для обеспечения неподвижности конечности;
Б) наложить жгут на конечность;
В) наложить давящую повязку;
Г) продезинфицировать рану.
17. Одной из составляющих здорового образа жизни является:
А) малоподвижный образ жизни;
Б) небольшие и умеренные физические нагрузки;
В) оптимальный уровень двигательной активности;
Г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.
18. Укажите, какие из приведенных ниже названий привычек человека являются вредными потому, что они разрушают его здоровье:
А) систематическое соблюдение правил личной и общественной гигиены;
Б) систематическое курение;
В) систематические занятия физической культурой;
Г) систематическое употребление пива;
Д) употребление наркотиков.
19. Найдите среди приведенных ниже названий элементов образа жизни те, которые соответствуют здоровому образу жизни:
А) длительное нахождение в постели, в том числе и чтение книг в постели;
Б) ежедневная утренняя зарядка;
В) ежедневное выполнение гигиенических процедур;
Г) применение в пищу большого количества пирожных, мороженого, конфет;
Д) систематическое участие в подвижных играх (футбол, горелки и т.п.);
Е большое увлечение играми в карты, домино, лото;
Ж) систематическое курение;
З) использование в пищу оптимального количества разнообразных растительных, рыбных и мясных продуктов.
Часть II.
В этой части содержатся задания, которые требуют письменно дополнить информацию или на месте многоточия должно стоять название термина (слово или словосочетание), определение
Повреждение тканей тела из-за высокой температуры –
Любое повреждение кожи -
Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей
Чем обрабатывают (дезинфицируют) рану?
Дополните фразу: «Многократное воздействие на поверхность тела разных температур посредством водных или воздушных ванн, вызывающее появление приспособленности организма к неблагоприятному воздействию низких и высоких температур, называется ______ ».
Ключ к тесту
Часть 1
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | В | А | БВГ | В | ВГД | БВГ | Б | А | БВГ | В |
Вопрос | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
Ответ | Б | Г | Б | В | А | БГВ | В | БГД | БВДЗ | |
Часть II.
ожог
рана
ушиб
йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода
закаливание
При правильном выполнении всех заданий учащийся набирает 24 балла. Оценка «3» ставится, если учащийся набирает 14-17 баллов; «4» - 18-22 и «5» - 23-24 балла.