СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Мир истории" для 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Мир истории" для 6 класса»


Министерство образования Кировской области

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгт Кумены»





«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Директор: _____________ А.А. Панкратова Протокол №_____ от «______ » сентября 2021 г.



Рабочая программа

по учебному предмету «Мир истории»

для обучающихся 6а класса

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

АООП вариант 1



Количество часов - 68


Составитель: Чернышева Л.В.,

учитель I квалификационной категории


2021 -2022 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» (пропедевтика) для обучающихся 6а класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерствово образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

  • Учебный план ОО.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества. Москва «Просвещение», 2020

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.


Пропедевтический курс «Мир истории» (пропедевтика) предназначен для учащихся 6 класса, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида первый год и реализуется в урочной деятельности

В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» (пропедевтика) положено научное исследование Л.В. Смирновой, которая выявила, что представления об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала обучения) у обучающихся 6 класса носят разобщенный, фрагментарный характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не представляют состав числа во временных границах века, не умеют объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.

Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.

Основные задачи изучения предмета «Мир истории» (пропедевтика):

  • Обобщение имеющихся знаний у обучающихся с нарушением интеллекта разрозненных сведений для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории Отечества.

  • Помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов.

  • Развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

  • Овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности детей с нарушениями интеллекта, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними, для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

Данная программа отражает основные положения учебника и рабочей тетради «Мир истории» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

 Предмет «Мир  истории» является интересным, занимательным, но в то же время сложной дисциплиной для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете «Мир истории» заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных (при умственной отсталости) высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

      Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта учащихся.

      Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип ( все события и явления изучаются в хронологической последовательности, фактический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне). Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др.  При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделяется соблюдению и других принципов:

  • принцип  цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;

  • принцип  экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;

  • принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности обучения истории. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении является целесообразным и необходимым в условиях специальной (коррекционной) школы. Так как он основывается на учете типологических и индивидуальных особенностей обучающихся и предполагает не только разную степень усвоения одного материала, но также материал, для обязательного изучения и дополнительный, рассчитанный на сильных обучающихся, на тех, кто интересуется историей.

Реализация программы предполагает поэтапность: от знакомого - к новому и далее - к обобщению в понятиях.


Общая характеристика учебного предмета

Программу для 6 класса следует рассматривать в качестве введения в историю Отечества. Её содержание выстраивается в линейно – концентрической системе, состоящей из следующих разделов:

  1. Введение (имя, отчество, семья, родословная человека).

  2. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

  3. О том, что такое время и как его изучают.

  4. Что изучает наука история.

  5. История Древнего мира.

  6. История вещей. Занятия человека на Земле.

  7. Человек и общество.

Все разделы программы объединяются следующими смысловыми линиями:

  • «Я» как субъект познания (история имен, фамилий, понятия семьи, рода, поколения и др.).

  • Время и пространство в истории.

  • Всякое явление и вещь имеет свою историю.

  • Человек – создатель и активный участник истории.

  • Патриот и гражданин знает и хранит историю своего народа.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Мир истории» входит в образовательную область «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Мир истории» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты


  • уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);

  • уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;

  • использовать помощь учителя при выполнении учебных задач, уметь самостоятельно исправлять ошибки;

  • усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

  • адекватно реагировать на оценку учебных действий.

  • понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно или с помощью учителя;

  • владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;

  • владеть элементами оценки и самооценки.


Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • знать исторические события на уровне их понимания;

  • использовать часть понятий в активной речи.

Достаточный уровень:

  • удовлетворительно знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;

  • участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;

  • высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;

  • проявлять интерес к изучению истории.


Базовые учебные действия


Личностные учебные действия

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, занятиями, как члена семьи, одноклассника.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту

ценностей, и социальных ролей.

  • Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

  • Включаться в общеполезную, социальную деятельность.

  • Соблюдать правила безопасного поведения в обществе.

  • Положительное отношение к окружающей действительности.


Коммуникативные учебные действия

  • Вступать в контакт и работать в коллективе.

  • Обращаться за помощью и принимать помощь.

  • Слушать и принимать инструкцию к учебному заданию.

  • Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

  • Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.


Регулятивные учебные действия

  • Принимать цели, следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

  • Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

  • Соотносить свои действия с заданными образцами, корректировать свою деятельность с учётом выявленных

недочётов.

  • Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать своё рабочее место.


Познавательные учебные действия

  • Использовать логические действия: (сравнение, анализ, синтез) на наглядном и доступном вербальном

материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

  • Выделять отличительные свойства предметов.

  • Использовать в жизни межпредметные знания.

  • Воспринимать окружающий мир, его пространственную организацию.



Содержание учебного предмета

Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас.

Представление о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной.

Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.


Раздел II. Отчий дом. Наша Родина - Россия.

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине. Другие страны мира (обзорно, с примерами).

Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.


Раздел III. Представления о времени в истории.

Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI в.).

Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время.


Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке.

История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.


Раздел V. История Древнего мира

Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.

Понятие о семье, общине, роде, племени.


Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера). Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.


Раздел VII. Человек и общество

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.


Тематическое планирование


Перечень разделов

Количество

часов

Ожидаемые результаты

Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.

4 ч





Собственное имя, отчество, фамилия. Имена, отчества, фамилии ближайших родственников. Умение составить родословную, соотнесение числового ряда с возрастом человека.

Раздел II. Отчий дом. Наша Родина-Россия.

8 ч

Представление о малой и большой Родине. Знание названия государства, его столицы, законо, символов. Понимание значений новых слов. Представление о естественной природе мира, месте планеты Земля в Солнечной системе. Представления об охране жизни на Земле.

Раздел III. Представления о времени в истории

Представления о мерах и способах исчисления лет в истории. Выражение времени в арабских и римских цифрах. Умение работать с лентой времени.

Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке

Усвоение значений новых понятий и лексики. Понимние роли исторической науки в изучении прошлого и настоящего. Умение называть, классифицировать вещественные и невещественные памятники истории.

Раздел V. История Древнего мира

10ч

Общие представления об эволюции человека. Умение делать выводы о необходимости коллективного взаимодействия людей в сложных природных и социальных условиях.

Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

21ч

Развитие представлений о деятельности людей по изменению быта, эволюция уклада жизни из поколения в поколение. Формирование умений поисковой ориентации в предметной среде (мода, архитектура, культурные традиции).

Раздел VII. Человек и общество

13ч

Объяснение понятий. Умение работать с текстами учебника и заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим сравнениям и обобщениям изученных исторических сведений. Развитие связной устной и письменной речи.

Итого:

68 часов





Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение рабочей программы


  • Литература:

И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Мир истории» 6 класс. М., Просвещение, 2014


И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Федорова. Рабочая тетрадь по предмету «Мир истории» 6 класс. М., Просвещение, 2014

  • Карты:

Административная карта России

Карта Кировской области.

Таблица «Родословная Рюриковичей и Романовых»

  • Комплект «Государственные символы России»



















Календарно-тематическое планирование


урока

п/п

Название раздела,

темы урока

Содержание урока

Виды практических заданий

Основные термины и понятия

Дата

проведения урока






по

плану

по

факту


Раздел I.

Представление о себе, об окружающих людях, пространстве вокруг нас – 4 часа






1.





Введение. Почему надо изучать историю.


Знакомство с учебником.

Словарная работа: наука, история.

Почему надо изучать историю.


Составление рассказа из истории своего края (поселка, деревни) по плану.

Наука

История

Конфуций



2.

История имени.


История имени.

Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя.

Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России (2—3 примера).

Узнать значение своего имени.


Обычай

Священник

Тезка

Святцы



3.

Отчество и фамилия человека.


История фамилии. Происхождение фамилий.

Прозвища и фамилии.


Рисование на тему: «Моя семья», составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи;

Отечество

Отчизна

Издавна

В давние времена




4.

Семья.

Понятие о семье. Родственники близкие и дальние.

Семейный альбом.

Понятие о родословной.

Даты жизни.

Понятие о биографии. Твоя биография.

Составление родословного древа семьи.

Составление

словесных портретов членов семьи.

Семья, биография, родословная, предки, потомки, родственники, поколение.




Раздел II. Отчий дом. Наша Родина-Россия – 8 часов.






5.

О доме.


Что такое дом.

Виды домов.

Дома в городе.

Дом, в котором ты живешь.

Где находится твой дом (регион, город, поселок, село).

Кто и когда построил этот дом.

Соседи.

Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

Рисование на тему:

«Мой дом».

Отчий дом

Старинный дом



6.










Название городов, сел и улиц.


Как возникали названия городов.

Названия русских сел и деревень

Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы.



Традиции



7.


Истоки. Местность, где мы живём.

Понятие о малой родине. Местность, где мы живем (город, село).


Составление рассказа о родном крае.

Истоки

Малая родина

Самосад

Манят

Саманная изба



8.

Наша Родина – Россия.






Понятие о большой Родине.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны.

Другие страны мира.


Отечество, Родина

Россия

Гражданин

Территория



9.

Как устроено государство.

Школа – это маленькое государство.

Основной закон страны.

Для чего нужна армия.

Кто управляет государством.


Государство конституция

президент

Дума

парламент



10.

Москва – столица России.

Главный город страны.

Первое упоминание о Москве.

Кремль – сердце Москвы.

Современная Москва.

Составление рассказа о Москве по плану.

Столица

Летопись

Кремль



11.

Герб, флаг, гимн России.


Понятие о государственных символах: Государственные символы: герб, флаг, гимн.

 

Рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;

Символы государства

Герб

Гимн

Держава



12.

Мы - жители планеты Земля.

Планета, на которой мы живем.

Земля, другие планеты Солнечной системы.

Солнце. Луна.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Планеты Солнечная система

Космос

Земля

Солнце

Луна человечество.




Раздел III.  Представления о времени в истории – 6 часов






13.

Что такое время.

Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем.

Понятия: вчера, сегодня, завтра.


Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время



14.

Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени.

Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток.       


.

Изображение схем сменяемости времен года.

Нахождение  пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени.


Меры времени

Хронология




15.

История календаря.


Что такое календарь.

История календаря.

Как появились названия месяцев.



Составление рассказа об истории календаря.

Составление календаря на неделю, месяц.

Календарь



16.









Римский календарь. Русский земледельческий календарь.


Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).





Составление рассказа:

«Моё любимое время года».

Предки

Обычаи



17.




Историческое время.


Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени.

Исторические даты.

Арабские и римские цифры.

Ориентировка на

«ленте времени».

Лента времени Историческое время



18.




Части века.


Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков, текущий век, новое тысячелетие (XXI в).

Рисование в тетради ленты времени и отметка на ней даты своего рождения.

Новая эра Рождество Христово




Раздел IV. Начальные представления об истории как науке – 6 часов.






19.



Что такое история.

История - наука об изучении развития человеческого общества.

Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.

Историческая память России

(3 – 4 примера).


Исторические факты Исторические памятники

Историческая карта.



20.

Какие науки помогают истории.

Способы получения знаний о прошлом.

Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика.

Описание герба своего района.


Археология

Геральдика

Нумизматика



21.

Исторические памятники.


Значение слова «Памятник».

Исторические памятники: вещественные и невещественные.


Просмотр фильма о культурных памятниках.

Памятник



22.

Экскурсия в исторический музей.


Вещи и предметы из жизни русской деревни.

Написание рассказа:

«Что мы видели в музее».




23.

Историческая карта.

Историческая карта.

Условные обозначения исторической карты.

Отличие исторической карты от географической.

Правила работы с картой по истории.


Работа с исторической картой: указание на исторической карте её знаков, символов, цветов и зарисовка их в тетрадь.


Историческая карта

Историческое пространство



24.

Обобщение. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Викторина: « Страна, в которой я живу».

Выполнение разноуровневых заданий по разделу: «Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас».





Раздел V. История Древнего мира - 10 часов.







25.

Человек – житель планеты Земля.

Человек – житель планеты Земля.

Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).

Отличие человека от животного.

Рассказ о происхождении человека на Земле.

Религия

Фантастика



26.

Время появления человека прямоходящего.

Время появления человека прямоходящего.

Внешний вид первобытных людей.

Среда обитания.


Описание внешнего вида человекообразных существ.

Первобытный

Период

Первобытное общество



27.

Древнейшие люди.


Древнейшие люди.

Время появления, внешний облик, образ жизни. Охота, собирательство.


Прародители



28.

Человек умелый.

Человек умелый.

Места обитания, стадный образ жизни. Занятия, древние орудия труда. Начало каменного века.

Заполнение таблицы «Открытия человека умелого»

Человек умелый



29.

Время появления древнего человека.

Время появления древнего человека. Внешний вид.

Зарождение речи. Места обитания. Кочевники.


Звуковая речь

Кочевники



30.

Изменение климата Земли. Наступление ледников.

Изменение климата Земли. Наступление ледников.

Смена образа жизни древних людей.

Составление рассказа по картинкам о природе ледникового периода на Земле.

Ледник



31.

Борьба за выживание. Образ жизни древних людей.

Борьба за выживание.

Способы охоты, изобретение лука. Пища и одежда. Основные занятия. Образ жизни древних людей.





32.

Человек разумный.

Время появления человека разумного.

Внешний вид.

Образ жизни.

Основные занятия. Развитие орудий труда.

Защита от опасностей.


Человек разумный- общий предок у всех людей.



33.

Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру.

Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Изменения во внешнем облике.

От охоты к скотоводству.

Развитие земледелия.

Появление новых орудий труда.


Скотоводство Земледелие

Приручить

Упряжь

Плуг



34.



Начало бронзового века.

Коллективы первых людей.

Начало бронзового века.

Оседлый образ жизни.

Коллективы первых людей.

Понятие о семье, общине, роде, племени.


Оседлый образ жизни

Род

Община

Племя




Раздел VI. История вещей. Занятия человека на Земле – 21 час.







35.

Огонь в жизни древнего человека.

Огонь – источник жизни.

Способы добычи огня древним человеком.

Очаг.

Причины сохранения огня древним человеком.

Зарисовка в тетрадь схемы: «Природные источники огня»

Природные источники



36.

Использование огня.

Использование огня в производстве.

Использование огня в военном деле.

Изобретение пороха.

Последствия этого изобретения в истории войн.

Запись в тетрадь 5 наименований изделий современной керамики.

Керамика

Кузнец

Сплав



37.

Огонь и энергия.

Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления).

Изобретения электричества.

Современные способы получения энергии.

Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания угля, торфа, газа, лесов.

Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

Просмотр презентации «Современные способы получения энергии»

Энергия



38.

Вода и её значение в жизни человека.

Вода в природе.

Значение воды в жизни человека.

Охрана водных угодий.

Подбор пословиц и поговорок о воде.




39.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей.

Рыболовство.

Передвижение человека по воде.

Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Запись в тетрадь известные виды водного транспорта.

Рыболовство

Снасти

Дамбы

Плотины



40.

Вода и земледелие.

Поливное земледелие, причины его возникновения.

Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.


Поливное земледелие

Ил

Орошение



41.

Вода как источник энергии.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, ГЭС.

Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.


Жернова

Гидротурбина



42.

История жилища человека.

Понятие о жилище.

История появления жилища человека.

Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрепления.

Сборно – разборные жилища.

Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты).

Просмотр презентации: «Жилища человека»

Жилище



43.

История совершенствования жилища.

Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней.

Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья.

Понятие об архитектурных памятниках в строительстве.

Рисование на тему: «Жилище будущего»

Искусственные материалы

Архитектура



44.

История появления первой мебели.

Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах её изготовления.

История появления первой мебели.

Подготовка рассказа – описания «Мебель в русской избе»

Сундук

Ларь

Трон

Оружейная палата



45.

Современная мебель.

Изготовление мебели как искусство.

Современная мебель.

Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

Просмотр презентации: «Современная мебель»

Столяр

Дизайнер



46.

Добывание пищи древним человеком.

Питание как главное условие жизни любого живого организма.

Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие, скотоводство.

Запись в тетрадь способов добывания пищи.

Собирательство

Бортничество



47.

История хлеба и хлебопечения.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально – культурными традициями.


Запись в тетрадь пословиц и поговорок о хлебе.

Пресное тесто

Дрожжи



48.

История об обыкновенной картошке.

Родина картофеля.

Как картофель завоевал Францию.

Картофель в России.


Петр I

Чили

Голландия



49.

История появления посуды.

Понятие о посуде и её назначении.

Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды.

Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его назначение.

Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).

Подготовка рассказа – описания «Посуда в русской избе»

Гончар

Фарфор




50.

Деревянная посуда.

История появления и использования деревянной посуды, её виды.

Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).

Просмотр фильма: «Хохлома»

Береста

Пестерь

Глазурь



51.

Посуда из других материалов.

Посуда из других материалов.

Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Просмотр презентации «Посуда из разных материалов».




52.

История появления одежды.

Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды.

Запись пословиц и поговорок об одежде, о внешнем облике человека. 

Конопля

Лен

Хлопок

Шелк



53.

Изготовление одежды.

Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции в изготовлении одежды (2—3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

Рисование одежды, головных уборов.

Традиции

Мода



54.

История появления обуви.

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Рисование обуви

Лапти

Знать

Простолюдины



55.

Как люди украшали себя.

Об искусстве украшать себя.

Красота девушки и русская сказка.

Истинная красота человека.

Примеры описаний внешней красоты человека из сказок и книг.

Мода

Косметика

Свита




Раздел VII.  Человек и общество – 13 часов






56.

О далеких предках – славянах и родовом строе.

Кто такие славяне.

Как жили восточные славяне.

Что такое город.

Написание рассказа на тему:

«Жизнь славянской общины» и выполнение к нему рисунков.

Славяне

Община

Вече

Частокол



57.

Представления древних людей об окружающем мире

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).


Первопроходцы



58.

Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Причины зарождения религиозных верований. Язычество.

Просмотр презентации «Славянские боги», запись в тетрадь названия богов и значения этих названий.

Язычество

Религии

Святилища

Жертвоприношения



59.

Современные религии, как они появились.

Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества.

Запись в тетрадь названия современных религий, имена их основателей.

Христианство

Буддизм

Ислам

Благая весть



60.

От изобретения колеса – к новым открытиям.

Первые изобретения человека.

Изобретение колеса.

Достижения XX века.


Реактивный самолет



61.

Письмо и первые книги.

История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры).

История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).


Пиктография

Иероглифы

Просветители

Летопись



62.

Искусство и культура.

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.


Искусство

Культура

Устное народное творчество



63.

Сообщества первых людей.

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя.


Община, род, советы старейшин



64.

Государство, его устройство.

Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин.


Государство

Гражданин



65.

Виды государств.

Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).






66.

Экономика как показатель развития общества и государства.


Экономика как показатель развития общества и государства.

История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.





67.

Человечество стремится к миру.

Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.



Война

Мир

Конфликт



68

Повторение по предмету «Мир истории».


Выполнение разноуровневых заданий по курсу «Мир истории»















Календарно-тематическое планирование

Цель урока

Основные знания

Основные термины и понятия

Практическая часть

Домашнее задание

Дата






Наука, Конфуций.

Выполнение заданий к текстам в учебнике.

С. 3-4





Знакомство учащихся с историей появления имён.

Знать происхождение своего имени.

Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Святцы.

Составление полных ответов на вопросы с помощью текста.

С. 6-10





Знакомство учащихся с историей появления отчеств и фамилий.

Уметь рассказывать.

Отчизна.
Отечество, отчество, прозвище.

Задания на анализ информации. Письменно-индивидуальные творческие задания – история моей фамилии.

С. 10-15





Формирование представлений учащихся о семье.

Умение составлять правильно предложения.


Поутру,
Торг, скотина.
тулуп,
гостинцы,

Семья.

Составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, родственниках, членах семьи.

С. 16-18






Формирование представлений учащихся о биографии.

Называть свою дату рождения;

составлять краткую автобиографию.

Биография,
дата рождения,
инженер,
талант,
раб,
сплетни, дуэль.

Творческое задание-составление родословного древа семьи.

С. 18-24





Формирование представлений учащихся о поколениях людей.

Выразительно рассказывать;

объяснять значение слов «предки», «потомки», «родственники»;

называть родственников своей семьи.

Предки,
потомки, родственники,

поколения людей.

Работа в тетради.

С. 24-28





9.

Формирование представлений о видах жилья.

Правильно составлять предложения.

Дом,
климат,
старинный город,
кочует.

Работа в тетради (составление рассказа «Мой дом»), работа в альбоме (рисование рисунка «Мой дом»).

С. 30 - 33





10.

Формирование представлений о русской избе.

Составление рассказа по опорным словам и фразам.

Изба.

Пересказ близко к тексту, творческое задание – рисунок

«Мой дом».

С. 34 - 36





11.

Формирование представлений о появлении и названиях городов и улиц.

Расширение словарного запаса.

Основатель,
увековечить.

Умение самостоятельно работать с информацией.

С. 38-40, Дополнительная литература





12.

Знакомство учащихся с историей родника.

Составление сложных предложений.

Слобода, русло,
ключ,
студёный,
целить.

Умение самостоятельно работать с информацией.

С. 41 – 44, таблицы





13.

Знакомство учащихся с рассказом, сравнение двух рассказов.

Составление рассказа по опорным словам и фразам, умение делать вывод с опорой на факты.

Истоки,
чумазый,
самосад,
манят,
саманная изба.

Пересказ близко к тексту.

С. 44 – 47, таблицы





14.

Формирование знаний учащихся о нашей Родине-России.

Называть страну, в которой живём, давать

полное название нашего государства.

Гражданин, территория, патриот.

Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов), картой (показ границ Российской Федерации), работа с символами, цветами карты.

С.47-51





15.

Формирование знаний о том, как устроено государство,

кто управляет государством.


Называть основной закон государства;

называть главу государства.

Конституция,
президент,
Государственная дума,
министр.

Работа в тетради (запись словарных слов в словарь исторических терминов).

С. 51-54





16.

Формирование знаний учащихся о символике Российской Федерации.

Пересказ текста по плану.

Герб,
гимн,
держава.

Работа в тетради, прослушивание гимна Российской Федерации, работа в альбоме (рисование Государственного флага).

С. 55 - 57





17.

Формирование знаний учащихся о столице нашего государства.

Пересказ текста по плану.

Кремль, летопись.

Просмотр презентации.

Стр. 58 – 61, карта





18.

Формирование представлений учащихся о планете Земля.

Называть планету, на которой живём; уметь называть имя первого космонавта Земли.

Планета, космос, атмосфера.

Пересказ частей текста с использованием новых слов.

С. 62- 66







19.

Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.

Расширение словарного запаса.

Повторение изученных слов и терминов.

Тест, умение делать вывод с опорой на факты.
































20-21.

Знать, какое время называется прошлым, настоящим, будущим;

ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера.

Хронология, настоящее,
прошедшее, будущее,
мера времени,
счёт времени,
эра.

Составление цепочки единиц времени с опорой на текст учебника, умение применить имеющиеся знания на практике.

С. 68 – 72, карта






22.

Знать, что такое календарь;

приводить примеры названий месяцев.

Календарь.

Работа в тетради, чтение дополнительной литературы об истории календаря.

С. 72 - 73






23.

Знать отличия земледельческого календаря от календаря истории; уметь

отличать земледельческий календарь от календаря истории.

Названия месяцев земледельческого календаря у русских.

Работа с пословицами и поговорками.

С. 73-77






24.

Знать, какое время называется историческим; уметь

работать с «Лентой времени».

Дата, век, столетие, « лента времени».

Работа в тетради, работа с «Лентой времени».

С. 77 – 82, карта






Дать учащимся представление об истории как науке.

Знать, что такое история.


История – наука о прошедшем и настоящем времени. Исторические факты.

Работа в тетради, игра «Путешествие в страну Историю».

С. 84 - 85







Формирование представлений учащихся о вспомогательных исторических науках.

Называть вспомогательные исторические науки.

Археология, геральдика, нумизматика.

Работа в тетради, составление схемы «Науки помогающие истории».

С. 85 – 87, доп. лит - ра







Формирование представлений учащихся о работе археологов.

Рассказывать о работе археологов.

Полевые работы,
раскопки, Генрих Шлиман.

Работа в тетради, рассматривание иллюстраций о работе археологов.

С. 87 - 90







Формирование представлений учащихся об исторических памятниках.

Соотносить различия между вещественными и невещественными историческими памятниками.

Исторические источники: письменные, вещественные, устные.

Работа в тетради (составление таблицы «Исторические памятники»), ознакомление с историческими памятниками (иллюстрациями).

С. 90 - 92







Формирование представлений учащихся об исторической карте.

Знать отличия исторической карты от географической;

называть основные правила работы с картой по истории.

Историческое пространство,
условные знаки.

Работа в тетради, сравнение географической карты и исторической.

С. 92 - 95







Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.

Знать, что такое история; исторические памятники; отличия исторической карты от географической; называть основные правила работы с исторической картой.


Работа в тетради, с карточками, тестовыми заданиями, с «Лентой времени».



















Формирование представлений учащихся о происхождении Земли.

Рассказывать о происхождении Земли;

называть отличия Земли от других планет.

Религия, фантастика,
планета Земля.

Работа в тетради, в альбоме.

С. 98 - 99


Формирование представлений учащихся о происхождении человека.

Рассказывать, от кого произошёл человек, как жили древнейшие люди.


Первобытный период,
простейшие орудия труда.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 99 -102


Формирование представлений учащихся о человеке умелом.

Рассказывать об открытиях человека умелого.



Каменный век, человек умелый.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 102 - 104


35.

Следующее поколение людей каменного века.


Сообщение новых знаний.

Формирование представлений учащихся о людях каменного века.

Называть поколения людей каменного века.




Человек прямоходящий, разумный,
огонь, речь.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 104-106


36.

Наступление ледников.

1

Сообщение новых знаний.

Формирование представлений учащихся о ледниковом периоде.

Рассказывать об изменениях в жизни людей в ледниковый период.

Ледниковый период

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 107 - 108


37.

Как жили охотники, кочевники и собиратели.

1

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о жизни древних охотников, кочевников и собирателей.

Рассказывать о жизни кочевников и собирателей.



Кочевники,
собиратели.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С 108-112, Дополнительная литература.


38.

Новые занятия людей.

1

Сообщение новых знаний.

Знакомство учащихся с новыми занятиями людей.

Перечислять новые занятия людей.



Приручение животных, земледелие, скотоводство.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 113 - 115


39.

Урок повторения главы «История Древнего мира».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.

Составление ответов на вопросы с помощью текста, умение работать в парах, дополнять ответ ученика.


Работа в тетради.



Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле. (15 часов)

40.

Огонь в жизни древнего человека.


Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о том, как добывали огонь.

Рассказывать о значении огня в жизни человека.



Природные источники огня.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 118-120



41.

Огонь,
глина,
гончар.


1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о работе гончара.

Рассказывать о работе гончара.



Гончар, керамика.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 120 – 123


42.

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о том, как огонь и медь изменили жизнь человечества.

Рассказывать, как огонь и медь изменили жизнь человечества.

Медь, сплав, олово, кузнец.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 124 – 126


43.

Вода, её значение в жизни человека.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о значении воды в жизни человека.


Рассказывать о значении воды в жизни человека.

Снасти,
плот, папирус,
лодка, парус,
суда.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 126 –131


44.

Вода и земледелие.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о значении воды для земледелия.

Рассказывать о значении воды для земледелия.

Орошение, ил, служащий,
нумерация, налоги, закон,
культура.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 131 – 134


45.

Вода как источник энергии.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о воде как источнике энергии.


Рассказывать о воде как источнике энергии.

Гидротурбина.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 134 – 137


46.

Какие дома строили древние люди.

1

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о видах домов древних людей.


Перечислять виды домов древних людей.

Искусственные материалы.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 138 – 140


47.

Как появилась мебель.


1

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о появлении мебели.


Рассказывать о появлении мебели, перечислять профессии, связанные с изготовлением мебели.

Ларь, бархат,
оружейная палата, сундук.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 141-144


48.

Как появилась каша и хлеб.


1


Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о появлении каши и хлебопечении.


Рассказывать об открытии хлебопечения.

Бактерии
дрожжи.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 144 – 146


49.

История об обыкновенной картошке.

1

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся об истории появления картофеля в России.

Называть имя царя, при котором впервые был завезен картофель в Россию.

Чили.

Работа в тетради, с иллюстрациями, презентацией, «Лентой времени».

С. 147 - 149


50.

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.


1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о материалах, используемых для изготовления посуды.

Называть виды деревянной посуды и домашней утвари.

Глазурь,
береста.


Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 149 – 152


51.

История появления одежды.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о появлении одежды человека.


Рассказывать, как появилась одежда.

Мода,
хлопчатобумажная ткань, шёлк, хлопок, искусственные волокна.

Работа в тетради, с иллюстрациями, презентацией, «Лентой времени».

С. 153 – 157


52.

Одежда и положение человека в обществе.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о влиянии видов одежды на положение человека в обществе.

Учиться определять по одежде положение человека в обществе.

Знать,
простолюдины.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 157 – 161


53.

Как люди украшали себя.


1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о средствах украшений древних людей.


Называть средства украшения древних людей.

Свита,
косметика.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С.161– 164, иллюстрации.


54.

Урок повторения главы «История вещей. Занятия человека на Земле».

1

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.


Повторение изученных слов и терминов.




Глава 7. Человек и общество. (12 часов)

55.

О далёких предках – славянах и родовом строе.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о жизни древних славян.

Называть основные занятия славян.

Община, вече,
частокол.

Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени».

С. 168– 171


56.

Как люди понимали мир природы в древности.

1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся о религии славян.


Называть веру в природных богов.

Первозданная природа, обряды,
обычаи, жертвоприношения.

Работа в тетради, с иллюстрациями.

С. 171 – 176


57-58.

Современные религии, как они появились.

2

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о появлении мировых религий.


Называть мировые религии.

Будда,
Иисус Христос,
Мухаммед,
благая весть, пророк, дух.

Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени».

С. 176-182, Доп. лит - ра


59-60.

Искусство и культура.

2

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся об искусстве и культуре на Руси.

Приводить примеры народных промыслов.

Искусство,
бизон, Гжель,
скульптура,
культура.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 182 – 187


61-62.

Письмо и первые книги.

2

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о появлении письменности на Руси.

Называть, когда и кем был создан первый алфавит.

Пиктография,
иероглифы,
просветители,
медвяный,
апостол.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 188-192


63.

От изобретения колеса - к новым открытиям.


1

Комбиниро –

ванный

Формирование представлений учащихся об изобретениях древних людей и современных изобретениях.

Приводить примеры изобретений человека в древние времена.

Изобретения.

Работа в тетради, с иллюстрациями, просмотр презентации.

С. 193 – 196


64-65.

Человечество стремится к миру.

2

Сообщение новых знаний

Формирование представлений учащихся о стремлении человечества к миру.


Объяснять, почему народы многих государств не хотят войн.

Конфликт, надел,
Невский,
Суворов,
Сталинград,
Ленинград, война.

Работа в тетради, с иллюстрациями, «Лентой времени».

С. 197 – 203.


66.

Урок повторения главы «Человек и общество».

1


Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.


Повторение изученных слов и терминов.




67.

Контрольная работа за год.

1

Контрольно-проверочный урок.







68.

Урок повторения изученного за год.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение представлений учащихся по изученному материалу.


Расширение и активизация словаря по теме.









Ресурсное обеспечение рабочей программы



  • Литература:

И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Мир истории» 6 класс. М., Просвещение, 2014


И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Федорова. Рабочая тетрадь по предмету «Мир истории» 6 класс. М., Просвещение, 2014

  • Карты:

Физическая карта России

Административная карта России

Карта Кировской области.

Таблица «Родословная Рюриковичей и Романовых»

  • Комплект «Государственные символы России»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!