воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения. Сочинение.
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Разговор с Анакреоном»,
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Стихотворения: «Бог», «Памятник», »Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Обличение несправедливости.
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Систематизация изученного материала. Составление итоговой таблицы «Русская литература XVIII века» Тест или творческое задание.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтизм.
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
Жизнь и творчество. Особенности поэтического языка В.А. Жуковского. «Светлана».
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Домашнее сочинение по произведению. Контрольный тест.
Жизнь и творчество.
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени». Контрольный тест.
Жизнь и творчество. «Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма. Домашнее сочинение. Контрольный тест.
Жизнь и творчество (обзор).
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Памяти Добролюбова» (возможен выбор другого стихотворения).
Гражданская позиция Некрасова.
Слово о писателе. «Бедные люди». Развитие темы «маленького человека»
Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающим миром и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Особенности сюжета. Истинные и ложные ценности героев рассказов. Жанровые особенности чеховского рассказа.
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.
Беседа о ведущих прозаиках России и о разнообразии жанров прозаических произведений ХХ века. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
Слово о писателе. «Челкаш». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Художественное своеобразие рассказа: роль пейзажа и романтика портретов.
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского.
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник» и др. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования.
Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
Слово о поэте.
«Я убит подо Ржевом…»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Основные вехи биографии. Слово о писателе. «Матренин двор». Реалии и обобщение в рассказе.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Примечание |
9а | 9в | 9д |
Введение (1 ч.) Воспитательные задачи: 1.Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
1 | 02.09 | 02.09 | 01.09 | Введение. Немеркнущее слово: вехи истории отечественной литературы. | 1 | Понимать историю отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Получить представление о своеобразии литературных эпох, связи русской литературы с мировой культурой. Знать ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Знать об основных литературных направлениях XVIII—XIX и XX веков. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; троить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; | |
Из древнерусской литературы (5 ч.) Воспитательные задачи: 1.Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать уважительное отношение к труду 2.Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
2 | 05.09 | 05.09 | 05.09 | Литература Древней Руси, её культурное и нравственно- воспитательное значение. | 1 | Знать историю произведения, уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности. Выявлять характерные для древнерусской литературы темы, образы, приемы изображения человека. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
3 | 07.09 | 07.09 | 06.09 | «Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы. | 1 | Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
4 | 09.09 | 09.09 | 08.09 | «По былинам сего времени». (Историческая основа сюжета и проблематика «Слова…».) | 1 | |
5 | 12.09 | 12.09 | 12.09 | «Раны Игоревы» (идейно-образный строй поэмы). | 1 | Формировать навыки сопоставительного анализа поэтического текста и летописного источника, уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
6 | 14.09 | 14.09 | 13.09 | Роль художественных средств в характеристике событий и героев. Образ автора и средства воплощения авторской идеи в «Слове…». | 1 | Знать о фольклорных, языческих и христианских мотивах и символах в поэме. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
Литература XVIII века (12 ч.) Воспитательные задачи: 1.Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2.Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах |
7 | 16.09 | 16.09 | 15.09 | Формирование «новой» русской литературы в XVIII столетии. | 1 | Уметь использовать собранный материал при написании сочинения | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Личностные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; | |
8 | 19.09 | 19.09 | 19.09 | Формирование «новой» русской литературы. Творчество А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского. | 1 | Понимать значение творчества А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского ля последующего развития русского поэтического слова. | |
9 | 21.09 | 21.09 | 20.09 | Литературно-общественная Деятельность М.В. Ломоносова. | 1 | Понимать значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
10 | 23.09 | 23.09 | 22.09 | «Учёный и поэт»: тематическое многообразие Произведений М. В. Ломоносова. | 1 | |
11 | 26.09 | 26.09 | 26.09 | Новая русская драматургия (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин). Обзор. | 1 | Получить представление о расцвете отечественной драматургии, связанном с именами А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
12 | 28.09 | 28.09 | 27.09 | Новая русская драматургия: писатели «второго плана» В. В. Капнист и Я. Б. Княжнин. Обзор | 1 | Понимать значение писателей «второго плана» В. В. Капниста и Я. Б. Княжнина для последующего развития русского поэтического слова. | |
13-14 | 30.09 03.10 | 30.09 03.10 | 29.09 03.10 | Личность и творчество Г. Р. Державина. | 2 | Выявлять характерные для литературыXVIII века, темы, образы, приемы изображения | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
15 | 05.10 | 05.10 | 04.10 | Творческая судьба А. Н. Радищева. История создания книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | 1 | Познакомиться с произведением А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явлением литературной и общественной жизни. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
16 | 07.10 | 07.10 | 06.10 | Анализ избранных глав книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». | 1 | Знать о жанровых особенностях и идейном звучании «Путешествия...», о своеобразии художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Формулировать вопросы по тексту произведения | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
17 | 10.10 | 10.10 | 10.10 | Творчество Н. М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как Произведение сентиментализма. | 1 | Получить представление о поэтике «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Знать о чертах сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; о роли писателя в совершенствовании русского литературного языка. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
18 | 12.10 | 12.10 | 11.10 | «История государства Российского» Н. М. Карамзина как вершинный труд историка, философа и писателя. | 1 | |
Литература первой половины XIX века (9 ч.) Воспитательные задачи: 1.Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира 2.Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 3.Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
19-20 | 14.10 17.10 | 14.10 17.10 | 13.10 17.10 | Особенности формирования Русской романтической литературы. Важнейшие элементы поэтики Романтизма (на примере Творчества Дж. Г. Байрона). | 2 | Знать о становлении и развитии русского романтизма в первой четверти XIX века, исторических предпосылках русского романтизма, его национальных особенностях | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
21-22 | 19.10 21.10 | 19.10 21.10 | 18.10 20.10 | Поэзия К. Н. Батюшкова. | 2 | |
23 | 24.10 | 24.10 | 24.10 | Важнейшие черты эстетики романтизма в творчестве В.А. Жуковского. | 1 | Формировать устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | |
24 | 26.10 | 26.10 | 25.10 | В.А. Жуковский — переводчик. Баллады в творчестве В. А. Жуковского. | 1 | |
25-26 | 28.10 07.11 | 28.10 07.11 | 27.10 07.11 | Поэты-элегики и представители «гражданского романтизма». (П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, К. Ф. Рылеев, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский) | 2 | Знать о становлении и развитии русского романтизма в первой четверти XIX века, исторических предпосылках русского романтизма, его национальных особенностях | |
27 | 09.11 | 09.11 | 08.11 | Сочинение по творчеству поэтов-романтиков первой четверти XIX века. | 1 | | | |
А.С. Грибоедов (8 ч.) Воспитательные задачи: 1.Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 2.Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи |
28 | 11.11 | 11.11 | 10.11 | Жизненный и творческий путь А. С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». | 1 | Знать содержание пьесы. Раскрывать смысл названия пьесы. Характеризовать героя литературы первой половины XIX века. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение Знать о творческой истории комедии «Горе от ума», о своеобразии конфликта и темы ума в комедии. | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
29 | 14.11 | 14.11 | 14.11 | Сюжет и образная система «Горя от ума»: традиции и новаторство. | 1 | |
30 | 16.11 | 16.11 | 15.11 | Комедия или драма? (Особенности конфликта в «Горе от ума»). | 1 | |
31 | 18.11 | 18.11 | 17.11 | «Страдательная» роль (И. А. Гончаров): образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова. | 1 | Знать об идеалах и антиидеалах Чацкого. Сопоставлять образы Чацкого и Гамлета | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
32 | 21.11 | 21.11 | 21.11 | «На всех московских есть особый отпечаток»: старая Москва в комедии. | 1 | Знать о Фамусовской Москве как «срезе» русской жизни начала XIX столетия. Формировать устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
33 | 23.11 | 23.11 | 22.11 | Нравственные уроки грибоедовской комедии. | 1 | Знать, как трактовали образ Софьи современники и критика разных лет. Формировать устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели в зависимости от коммуникативной цели | |
34 | 25.11 | 25.11 | 24.11 | «Горе от ума» в оценке критики. Жанровое своеобразие грибоедовской пьесы. | 1 | Знать содержание статьи И.А. Гончарова о «Горе от ума» («Мильон терзаний»), уметь выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи, обучаться навыкам конспектирования | |
35 | 28.11 | 28.11 | 28.11 | РР. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Личностные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; | |
А.С. Пушкин (20ч.) Воспитательные задачи: 1.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности 2.Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формировать уважительное отношение к труду |
36 | 30.11 | 30.11 | 29.11 | «Пушкин есть явление чрезвычайное» (Н. В. Гоголь). Основные вехи жизненного и творческого пути великого художника. | 1 | Знать о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
37 | 02.12 | 02.12 | 01.12 | «Я петь пустого не умею…» (лицейская лирика А. С. Пушкина). | 1 | Знать об особенностях пейзажной лирики Пушкина | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
38 | 05.12 | 05.12 | 05.12 | «Свободы верный воин» (вольнолюбивая лирика петербургского периода творчества А. С. Пушкина). | 1 | Знать о своеобразии лирики любви и дружбы А.С. Пушкина, об адресатах любовной лирики поэта | |
39 | 07.12 | 07.12 | 06.12 | Поэтический побег (Мотивы и образы «южных» произведений А. С. Пушкина). | 1 | Знать о развитии темы назначения поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина | |
40 | 09.12 | 09.12 | 08.12 | «…Друг истины, поэт!» (Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина) | 1 | Знать о развитии свободолюбивой лирики А.С. Пушкина | |
41 | 12.12 | 12.12 | 12.12 | «Поговорим о странностях любви…» (Интимная лирика А. С. Пушкина). | 1 | Обучаться анализу лирического текста. | |
42 | 14.12 | 14.12 | 13.12 | «Да ведают потомки православных…» Трагедия «Борис Годунов» как одна из вершин пушкинского творчества. | 1 | Знать о художественном своеобразии и проблематике романтической поэмы «Кавказский пленник» | |
43 | 16.12 | 16.12 | 15.12 | Нравственные уроки «маленьких трагедий». | 1 | Знать о нравственно-философском звучании драматургии А.С. Пушкина, о мастерстве писателя в создании характеров | |
44 | 19.12 | 19.12 | 19.12 | Текстуальный анализ трагедии «Моцарт и Сальери». | 1 | Знать о нравственно-философском звучании поздней прозы А.С. Пушкина, о мастерстве писателя в создании характеров | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель | |
45 | 21.12 | 21.12 | 20.12 | Герои и проблематика «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». | 1 | |
46 | 23.12 | 23.12 | 22.12 | Текстуальный анализ повести «Станционный смотритель», Проблема традиций и новаторства в изображении «маленького человека». | 1 | Получить представление об истории создания романа «Евгений Онегин», проблематике, художественных особенностях произведения | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию | |
47 | 26.12 | 26.12 | 26.12 | Философское звучание поздней лирики А. С. Пушкина. | 1 | Проанализировать развитие тем и мотивов, традиционных для творчества поэта, выявить черты новаторства в произведениях указанного периода: «Из Пиндемонти», «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Бесы», «Дорожные жалобы», «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Осень». Выявить художественные особенности поздней лирики Пушкина | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель | |
48 | 09.01 | 09.01 | 27.12 | Сочинение по лирике, прозе и драматургии А. С. Пушкина. | 1 | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
49 | 11.01 | 11.01 | 09.01 | «Даль свободного романа» (Замысел и история создания романа «Евгений Онегин»). | 1 | Познакомить с замыслом и историей создания романа. Охарактеризовать особенности сюжета и композиции романа в стихах «Евгений Онегин». Проанализировать главу 1романа и познакомить с авторской мотивировкой выбора главного героя. Ввести понятия «автор» и «образ автора», а также понятие «онегинская строфа» и проверить их усвоение учащимися в групповой работе. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель | |
50 | 13.01 | 13.01 | 10.01 | «И жить торопится и чувствовать спешит» (Образ Онегина и проблема «больного героя больного времени»). | 1 | Доказать, что главным героем романа является Евгений Онегин. Выявить авторское отношение к герою (что близко автору и чего он не принимает в Онегине, как и почему авторское отношение меняется). Сделать вывод об истоках и последствиях онегинской «хандры». | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
51 | 16.01 | 16.01 | 12.01 | Онегин и Ленский. Испытание дружбой и любовью как Важнейшие этапы самораскрытия пушкинского героя. Эволюция авторского отношения к главному герою. | 1 | Понять роль Ленского (анализ: гл. 2 строфы XIII, XV; гл. 3 — V; гл. 4 — XXV–XXVII, XLIX; гл. 5 — XXIX–XXXI, XLI, XLV; гл. 6 — IV, VIII–XIV, XX, XXVIII–XXXI, XXXV) в жизни Онегина. Отобрать необходимый цитатный материал для характеристики Ленского, сформулировать авторское отношение к Ленскому. Ответить на вопрос: «Почему Ленский не стал главным героем романа Пушкина?» | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения | |
52 | 18.01 | 18.01 | 16.01 | «Милый идеал» (Образ Татьяны в свете нравственной проблематики романа). | 1 | Понять роль Татьяны в жизни Онегина (анализ сцен встречи героев в деревне: гл. 3 — V, XV; гл. 4 — X–XVI, XVIII; гл. 5 —XXIX–XXX; в Петербурге: гл. 8 — XVII, XX–XXIII, XXVII, XXX–XXXIX, XL–XLVIII; гл. 7 — XVII–XXV). Сделать вывод о том, что пушкинские герои — два полюса русской жизни 1820-х годов. Отобрать необходимый цитатный материал для характеристики Татьяны, охарактеризовать авторское отношение к Татьяне. Проанализировать финальную сцену романа (проблема завершённости действия «Онегина») | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Личностные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию. | |
53 | 20.01 | 20.01 | 17.01 | Эпическая муза (Энциклопедизм пушкинского романа). | 1 | Углубить знания о героях романа, включая образ автора (размышления автора об особенностях развития русского языка, о соотношении русского и французского в дворянской среде и др.); сделать вывод о диалоге автора и читателя как основе пушкинского повествования. Углубить знания о проблематике романа с выходом на оценки критики (Белинский о «Евгении Онегине» как «энциклопедии русской жизни»). Проанализировать картины столичного, московского и поместного быта в романе с опорой на предложенную в МП схему. Обсудить сформулированную учащимися оценку прочитанного произведения. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения. | |
54-55 | 23.01 25.01 | 23.01 25.01 | 19.01 23.01 | РР. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. | Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель | |
М.Ю . Лермонтов (15ч.) Воспитательные задачи: 1.Воспитывать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной 2.Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
56 | 27.01 | 27.01 | 24.01 | «Глубокий и могучий дух». Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. | 1 | Актуализировать знания о Лермонтове, полученные в 5–8 классах, углубить их в ходе урока (см. план лекции и тематику мини- проектов в МП). Прослушать сообщения (мини-проекты) учащихся. Познакомить со стихотворением Г. Иванова «Мелодия становится цветком…» и продолжить беседу о творчестве Лермонтова чтением стихотворений, известных учащимся. Ввести понятие «лирический герой Лермонтова». | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группах (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами аргументы; строить логическую цепь рассуждений | |
57 | 28.01 | 28.01 | 26.01 | «Неведомый избранник» (Ранняя лирика М.Ю. Лермонтова) | 1 | Познакомить со стихотворениями («Поэт» (1828), «Нет, я не Байрон, я другой…», «К друзьям» и др.), обсудить тематику, жанровые и изобразительно-выразительные особенности ранней лирики поэта. Сопоставить содержание указанных стихотворений с поздним лермонтовским стихотворением «И скучно и грустно» и с элегией Пушкина «Я пережил свои желанья…». Сделать выводы о способах лирического самовыражения поэтов. Выявить специфические черты внутреннего облика лермонтовского лирического героя. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
58 | 30.01 | 30.01 | 30.01 | «Железный стих» (Поэт и толпа в лирике М.Ю. Лермонтова). | 1 | Познакомить с историей создания стихотворения «Смерть Поэта», проанализировать образно-эмоциональный строй, жанровое своеобразие, выявить пушкинские цитаты и реминисценции. Углубить представление об особенностях лирического героя лермонтовской поэзии. Проанализировать стихотворения «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Поэт» (1838), «Пророк» и др. Выявить в них пушкинские мотивы. Сделать вывод о трагическом звучании конфликта поэта и толпы, о миссии художника на земле. | |
59 | 01.02 | 01.02 | 31.01 | «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова). | 1 | Выделить мотив одиночества как доминанту лермонтовской поэтики в ходе анализа стихотворений («Одиночество», «Листок», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Выхожу один я на дорогу…» и др.). Закрепить понятие о пафосе художественного произведения. Актуализировать знание изученных ранее стихотворений «Парус», «Сосна», «Утёс» | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группах (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами аргументы; строить логическую цепь рассуждений | |
60 | 03.02 | 03.02 | 02.02 | Любовь и Муза (Интимная Лирика М. Ю. Лермонтова). | 1 | Выявить отличительные черты любовной лирики Лермонтова в ходе анализа стихотворений («Нищий», «Мой демон», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «К*» («Я не унижусь пред тобою…», «Благодарю!», «Нет, не тебя так пылко я люблю…») и в сопоставлении с лирикой Пушкина. Определить роль изобразительно- выразительных средств в анализируемых стихотворениях. Соотнести пушкинскую гармонию в передаче любовного чувства и драматизм звучания лермонтовской лирики. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е.формировать операционный опыт. Личностные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию. | |
61 | 06.02 | 06.02 | 06.02 | «Люблю отчизну я…» (Тема России в лирике М. Ю. Лермонтова). | 1 | Актуализировать знание изученного ранее материала (стихотворение «Тучи»). Проанализировать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» с опорой на материал статьи учебника, выявить его изобразительно- выразительные средства, сформулировать вывод о гармоничном восприятии мира лирическим героем Лермонтова. Выявить двойственность в отношении поэта к родине, сложность и многогранность образа России в ходе чтения стихотворений «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Жалобы турка» и «Прощай, немытая Россия…». Сопоставить стихотворения Лермонтова «Родина» и А. С. Хомякова «Отчизна», определить программный характер лермонтовского стихотворения, законспектировать сформулированные в совместной работе тезисы | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
62 | 08.02 | 08.02 | 07.02 | «Роман “Герой нашего времени”: от замысла к воплощению». | 1 | Раскрывать идейно-художественное содержание романа, определять место Печорина в системе мужских образов, участие в аналитической беседе, сопоставительная работа | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группах (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами аргументы; строить логическую цепь рассуждений | |
63 | 10.02 | 10.02 | 09.02 | «Странный человек». (Сюжет и проблематика повести “Бэла”). | 1 | Выявить уровень сформированности знаний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. | |
64 | 13.02 | 13.02 | 13.02 | Анализ повести «Максим Максимыч». | 1 | |
65 | 15.02 | 15.02 | 14.02 | «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…». | 1 | Раскрывать идейно-художественное содержание романа, определять место Печорина в системе женских образов, участвовать в аналитической беседе, сопоставительной работе | |
66 | 17.02 | 17.02 | 16.02 | «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. | 1 | |
67 | 20.02 | 20.02 | 20.02 | «Глава “Фаталист” как эпилог “истории души человеческой”». | 1 | Выявить уровень сформированности зна- ний учащихся по изученной теме и владение речевыми навыками. | |
68 | 22.02 | 22.02 | 21.02 | В.Г. Белинский о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | 1 | Анализировать оценки литературных критиков романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сопоставлять оценки критиков со своим восприятием романа, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации | Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель | |
69-70 | 27.02 01.03 | 27.02 01.03 | 27.02 28.02 | Р.р. Сочинение № 5 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | Писать сочинение на литературном материале | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Личностные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию. | |
Н.В. Гоголь (15ч.) Воспитательные задачи: 1.Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера 2.Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
71 | 03.03 | 03.03 | 02.03 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. | 1 | Получить представление о жизненном и творческом пути Н.В. Гоголя, выполнять практическую работу по ранее изученным произведениям | Коммуникативные: Формировать навыки работы в группах (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск; извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами аргументы; строить логическую цепь рассуждений | |
72 | 06.03 | 06.03 | 06.03 | Н.В. Гоголь. Повесть «Невский проспект». | 1 | Проследить, как раскрывается тема «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
73 | 10.03 | 10.03 | 07.03 | Поэма «Мертвые души». Замысел гоголевской поэмы. | 1 | Получить представление о поэме «Мертвые души» как вершинном произведении художника, о влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения | |
74 | 11.03 | 11.03 | 09.03 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» | 1 | |
75-76 | 13.03-15.03 | 13.03-15.03 | 13.03-14.03 | «Помещичьи» главы в поэме | 2 | Знать о системе образов поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, уметь характеризовать персонажей вырабатывать свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
77 | 17.03 | 17.03 | 16.03 | «Городские» главы в поэме | 1 | |
78 | 20.03 | 20.03 | 20.03 | Народная тема в поэме | 1 | |
79 | 22.03 | 22.03 | 21.03 | Образ Чичикова | 1 | Знать о системе образов поэмы, характеризовать главного героя, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, уметь характеризовать персонажей вырабатывать свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения | |
80 | 24.03 | 24.03 | 23.03 | Тема «живой» и «мертвой» души в поэме | 1 | Знать сюжет и содержание поэмы, оценку поэмы современниками, теоретико-литературные понятия, понимать авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений, символический смысл образов дороги, птицы-тройки, способы выражения позиции и нравственных идеалов автора, уметь определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
81 | 03.04 | 03.04 | 03.04 | «Повесть о капитане Копейкине» | 1 | |
82 | 05.04 | 05.04 | 04.04 | Фигура автора и роль лирических отступлений | 1 | | |
83 | 07.04 | 07.04 | 06.04 | «Я увожу к погибшим поколеньям…» (Гоголь и Данте) | 1 | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения | |
84-85 | 10.04 12.04 | 10.04 12.04 | 10.04 11.04 | Р.Р. Сочинение № 6 по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | 2 | Писать сочинение на литературном материале | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию | |
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) (5ч.) Воспитательные задачи: 1.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности 2.Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
86 | 14.04 | 14.04 | 13.04 | Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.С. Тургенева) | 1 | Получить представление о социально-психологической прозе (И.С. Тургенева). | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
87 | 17.04 | 17.04 | 17.04 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | Получить представление о своеобразии сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | |
88 | 19.04 | 19.04 | 18.04 | Поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета | 1 | Получить представление о лирической ситуации 50—80-х годов XIX века. Познакомиться обзорно с поэзией Н.А. Некрасова. Получить представление о лирической ситуации 50—80-х годов XIX века. Познакомиться обзорно с поэзией А.А. Фета и Ф.И. Тютчева | |
89 | 21.04 | 21.04 | 20.04 | Творчество А.Н. Островского | 1 | Получить представление о творчестве А.Н. Островского как новом этапе развития русского национального театра на примере пьесы «Бедность не порок». | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цель чтения; выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели | |
90 | 24.04 | 24.04 | 24.04 | Проза А.П. Чехова | 1 | Познакомиться обзорно с прозой и драматургией А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Знать о сюжете, композиции, жанре, авторской позиции, хронотопе рассказа «Человек в футляре», определять сюжетные элементы рассказа, особенности композиции, характеризовать главного героя рассказа | |
Из русской литературы XX века (12 ч.) Воспитательные задачи: 1. Развивать моральное сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам 2. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 3.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
91 | 26.04 | 26.04 | 25.04 | Серебряный век русской поэзии. Лирика А.А. Блока | 1 | Познакомиться обзорно с лирикой Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, выразительно читать и анализировать поэтическое произведение, отмечать достоинство поэтического языка | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию; осмысливать цели чтения | |
92 | 28.04 | 28.04 | 27.04 | Лирика С.А. Есенина | 1 | |
93 | 03.05 | 03.05 | 02.05 | Лирика А.А. Ахматовой | 1 | |
94 | 05.05 | 05.05 | 04.05 | Лирика М.И. Цветаевой | 1 | |
95 | 06.05 | 06.05 | 06.05 | Лирика В.В. Маяковского | 1 | |
96 | 10.05 | 10.05 | 11.05 | Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» | 1 | Познакомиться обзорно с рассказом «Собачье сердце», рассмотреть вопрос об отражении в повести новой социальной обстановки и новой психологии в повести «Собачье сердце» | |
97 | 12.05 | 12.05 | 15.05 | Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | Рассмотреть тему судьбы человека, искалеченного войной в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», уметь аргументированно отвечать на вопросы, пересказывать фрагменты произведения, характеризовать образ главного героя, давать пространственно-временную х-ку текста | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию | |
98 | 15.05 | 15.05 | 16.05 | «Судьба человека»: повествование о трагедии народа в годы ВОВ | 1 | |
99 | 17.05 | 17.05 | 18.05 | Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» | 1 | Формировать представление о личности писателя, составлять тезисный план характеристики основных сюжетно-фабульных элементов произведения, формулировать художественную идею произведения | |
100 | 19.05 | 19.05 | 22.05 | Праведнический характер русской крестьянки | 1 | |
101-102 | 22.05 24.05 | 22.05 24.05 | 23.05 25.05 | Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов | 1 | Определять тематику и проблематику произведения, особенности композиции | Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: умение формулировать проблему; выдвигать аргументы; строить логическую цепь рассуждений; находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; определять основную и второстепенную информацию. | |