СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Литература" 7 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Литература" 7 кл.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа по литературе для седьмого класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.12 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»

ООП НОО, ООП ООО, одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию от 8 апреля 2015 № 1/15;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях";

Положение о рабочей программе в МБОУ «СОШ №4»;

Примерная программа по предмету «Литература».

  • Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов составлена на основе Примерных программ по учебным предметам (Литература) ФГОС второго поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и Программы курса. Литература. 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа). В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)


Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный Стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года №1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5–9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать

— «формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

— сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

— овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

— духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;

— условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности».

В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений основана на применении «системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся».

Литература принадлежит образовательной области «Филология». Изучается с 5 по 9 классы.

Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч., 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

В 7 классе на изучение предмета литература отводится 2 часа в неделю 68 часов в год.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Литература для учителя:

  1. Государственный образовательный стандарт.

  2. Программа курса «Литература».  5 – 9 классы общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин.  – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. (ФГОС . Инновационная школа) 

  3. Учебник «Литература. 7 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях.-2-е изд.-М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2020

  4. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы.  Методическое пособие к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): Ф.Е.Соловьёва/ под ред. Г.С. Меркина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

  5. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина «Литература . 5 класс», «Литература. 6 класс», / «Литература. 7 класс» / авт.-сост. Ф.Е.Соловьева. - М.: «Русское слово – учебник», 2018. (ФГОС . Инновационная школа) 

  6. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику Г.С.Меркина «Литература» для 7 класса общеобразовательных организаций. – М., «Русское слово», 2018.


Литература для учащихся:

  1. Г.С.Меркин Литература 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Русское слово», 2020.

  2. Энциклопедия для детей. (Т.23). Универсальный энциклопедический словарь/ ред.коллегия: М. Аксёнова, Е. Журавлёва, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+ Астрель,2008, - 688 с.: ил.

Информационные ресурсы в сети Интернет:

www.wikipedia. u Универсальная энциклопедия « Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия « Кругосвет».
www.rubikon.ru Энциклопедия « Рубикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

wwwgramowww.ta.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.feb – web. ru Фундаментальная электронная библиотека « Русская литература и фольклор».

www.mifology.ru Мифологическая энциклопедия.

http://slovesnik_oka.narod.ru/index.htm

http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm

http://www.hist.msn.ru/ER/index.html

http://rubook.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/

Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Список технических средств кабинета литературы:
1. Мультимедийный компьютер; акустические колонки;

2. Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет);
3. Экран.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


Личностными результатами учащихся к окончанию 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 7 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Предметные результаты выпускников 7 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

7 класс.

ВВЕДЕНИЕ (1ч).

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Теория литературы: литературные роды, текстология.

Из устного народного творчества (4ч).

Былины

«Святогор и тяга земная», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Связь с другими искусствами: лубок.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2ч).

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из русской литературы XVIII века (7ч).

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из русской литературы XIX века (15ч).

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.

Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.

Развитие речи: выразительно чтение.

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Произведения русских поэтов

XIX века о России

Н.М. Языков. «Песня».

И.С. Никитин. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

Из русской литературы XX века (17 ч).

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.


Лирика поэтов — участников

Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.


Поэты XX века о России

Г. Тукай. «Родная деревня».

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

И. Северянин. «Запевка».

Н.М. Рубцов «В горнице».

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы (7ч).

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ

Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Теория литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.

Связь с другими искусствами: гравюры японских художников; японский пейзаж.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Р. БРЭДБЕРИ

Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

Развитие речи: сопоставление рассказа Брэдбери с произведениями отечественных писателей.

Я. КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. Одно — два стихотворения (по выбору).

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

И.С. Тургенев. «Певцы» (фрагмент).

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

М. Горький. «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды о Данко»).

С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

М. Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

Одно — два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).


Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из русской литературы ХVIII века

Г.Р. Державин. «Признание».

Из русской литературы ХIХ века

А.С. Пушкин. «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия…».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника».

В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «В людях».

И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

А.Т. Твардовский. «Дом у дороги».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Леры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Булычев. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи».



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,

ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.


п/п

Раздел, тема

Количество часов


Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Контроль

ных

Сочинений

Экскурсий

1.

Введение

1ч.

1ч.





2.

Из устного народного

творчества

4ч.

1ч.

3ч.




3.

Из древнерусской литературы

2ч.

1ч.

1ч.




4.

Из русской литературы XVIII века

7ч.

2ч.

2ч.


1ч.

2ч.

5.

Из русской литературы

XIX века

15ч.

5ч.

7ч.

1ч.

2ч.


6.

Из литературы XX века

17ч.

9ч.

3ч.

1ч.

2ч.

2ч.

7.

Из зарубежной литературы

9ч.

5ч.

4ч.




8.


Итого:


55ч.


24ч.


19ч.


2ч.


5 ч.


4ч.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. (55 ЧАСОВ)



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Способы и средства

обучения на уроке

Контроль

Развитие УУД




7 в


Требования

к уровню подготовки

Способ измерения



Введение (1 час).







1.

Любите читать!

1

4.09

Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение

Знакомство с учебником. Выявить основные умения, которыми необходимо овладеть: умение определять тему, проблему, находить ключевые слова.

Взаимоконтроль. 

П.: уметь искать и выделять необходимую информа-

цию из учебника;

Р. : выбирать действия в соответст-

вии с поставлен-

ной задачей;

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.


Из устного народного творчества. (4 часа).







2.

Былины. «Святогор и тяга земная». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа.

1

6.09

Художественный пересказ,

сообщения

учителя, беседа. Самостоятельная исследовательская работа с текстом.

Овладение теоретическими понятиями «эпические жанры в фольклоре», «былина», «тематика былин», «своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием)».

Создание рассказа по тезисному плану (устного и письменного), презентация учебного продукта, выполненного группой.

Рассказ по тезисному плану (устному и письменному), презентация учебного продукта, выполненного группой.

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: применять метод информационного поиска

К.: устанавливать рабочие отношения

3.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

А.К. Толстой «Илья Муромец»


1

11.09

Составление характеристики героя Составление словаря терминов и понятий.

Адекватное восприятие прочитанных и воспринятых на слух художественных произведений, умение находить постоянные гиперболы, отмечать особенности ритма, лексики былины.

Письменный ответ на вопросы.

Индивидуальное задание: рассказ о герое-богатыре: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, А.Поповиче, Святогоре.

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: применять метод информационного поиска

К.: способствовать продуктивной кооперации

4.

Русские народные песни. Обрядовая поэзия; лироэпические песни. Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Быт, нравственные представления народа в песне.

1

13.09

Самостоятельная исследовательская работа с текстом и

иллюстрациями, заполнение

таблиц, сообщения учителя

и учащихся, беседа.

Сообщение об обряде колядования, масленице, масленичных песнях.

Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».

Выразительное чтение песен.

1. Сочинение-миниатюра на одну из тем исследования:

«Многозначность поэтического образа в народной песне», «Жанровое многообразие русских песен», «Своеобразие поэтического языка русской народной песни»

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

5.

Р. Р. Художественные особенности народных песен.

1

18.09

Составление плана на проблемный

вопрос.

Связный рассказ по плану.

Знание терминов из теории литературы «песенные жанры в фольклоре», «обрядовая поэзия», «лироэпическая песня».

Выразительное чтение песен.

Контроль У.

П.: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р.: планировать и регулировать свою деятельность.

К.: строить монологические высказывания


Из древнерусской литературы. (2ч.)







6.

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…». Тема судьбы.

1

20.09

Коллективная работа.

Оформление памятников древнерусской литературы.

Усвоение основных теоретических понятий, связанных с изучением исторических произведений: «эпические жанры», «летопись», «поучение», «наставление», «путешествие», «повесть».


Подробный пересказ эпизода из «Повести временных лет» «И вспомнил Олег коня своего».

П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Р.: уметь анализировать текст древнерусского произведения,

К.: уметь читать текст и понимать прочитанное.

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Особенности жанра.

1

25.09

Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских».


Усвоение основных понятий, связанных с изучением образа человека в древнерусской литературе: «святой», «нравственность», «благочестивый», «праведный», «преподобный», «блаженный», «смиренный», «милосердный».

Подготовка развёрнутого рассказа об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Подробный развёрнутый рассказ об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских».

П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Р.: уметь анализировать текст древнерусского произведения,

К.: уметь читать текст и понимать прочитанное


Из русской литературы XVIII века. (7 часов)







8.

М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

1

27.09

Составление планов статей

учебника, работа с таблицами, сообщения учителя и учащегося, беседа

Усвоение основных понятий, связанных с изучением литературы 18 века: «литературное направление», «классицизм», «ода». «силлабическое стихосложение», «тема и мотив».

Формирование представлений о неповторимой, уникальной личности М.В. Ломоносова, о человеке определённой эпохи, системы взглядов, обусловленных исторически, об основных жанрах поэтического творчества М.В. Ломоносова,

Выразительное чтение наизусть фрагмента.

П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

9.

Теория о «трёх штилях». Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

1

2.10

Чтение вступительных статей учебника «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Учение М.В. Ломоносова о «трёх штилях», ответы на вопросы.


Знание основных положений и значения теории о стилях художественной литературы.


Сбор материала к выставке о М.В. Ломоносове, текст экскурсии по созданной выставке.

П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Р.: уметь анализировать текст,

К.: уметь читать текст и пониматьпрочитанное.

10.

Г. Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В.Ходасевича «Державин»). Державин на Новгородчине.


1

4.10

Составление тезисного плана фрагмента В.Ф. Ходасевича о Державине.


Знакомство с биографией и творчеством Державина и материалом о жизни и творчестве поэта на Новгородчине.


Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос «какие взгляды Державина вызывают у вас наибольшее сочувствие и уважение?»

Формирование умений собирать материал по краеведению, писать текст виртуальной экскурсии по державинским местам на Новгородчине.

11.

«Властителям

и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении.

1

9.10

Чтение стихотворения «Властителям

и судиям». Комментарий по четверостишиям.

Выделение гражданской темы.


Знание терминов из теории литературы:

лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.


Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина и оды М. В. Ломоносова, сходства и различия.


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

12.

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

11.10

Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль.».


Знание терминов из теории литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Инсценирование эпизодов комедии «Недоросль».

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

13.

Основной конфликт пьесы «Недоросль» и её проблематика.

Проблема образования и образованности, воспитания и семьи.

1

16.10

Сообщения по теме

«Особенности конфликта комедии Д.И. Фонвизина».


Умение анализировать произведение с учетом его проблематики, идейно-художественного своеобразия, определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка.

Викторина на знание комедии.

Анализ любовного и социально-нравственного конфликтов пьесы,


П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

14.

«Недоросль».

Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли и язык героев).

1

18.10

Сообщения по теме

« Система образов в комедии Д.И. Фонвизина»,


Знание терминов из теории литературы: «говорящие» фамилии.

Умение выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения , определение нравственной позиции автора и авторской оценки героя.

Составление речевой характеристики героев.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.


Из литературы XIX века (15часов)







15.

А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».

1

23.10

Чтение вступительной статьи «После лицея» и составление тезисного плана, работа с иллюстрациями, презентации учащихся.


Знание фактов биографии А.С.Пушкина: имена лицейских педагогов и товарищей, быта лицеистов.

Знание терминов из теории литературы: жанровое своеобразие – дружеское послание.

Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть.


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

16.

Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча».

1

25.10

Составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча».


Знание терминов из теории литературы: художественный образ и прототип.

Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам.

Анализ стихотворения, составление статьи «Аллегория в стихотворении «Туча».


П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

17.

«Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы.

1

9.11

Чтение и исторический комментарий к балладе поэта. Работа с иллюстрациями, рисунки учащихся


Знание терминов из теории литературы: художественный образ и прототип.

Совершенствование навыка анализа литературного текста, умения характеризовать героев по их речи, поступкам.

Поиск материала по темам

«Творческая

ис­тория создания произведения «Песнь о вещем Олеге», «Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина» + создание презентаций.


П: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний

К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

18.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

1

16.11

Составление словаря лексики стихотворения, отработка навыка анализа стихотворения.

Знание терминов из теории литературы: градация. Анализ идейно-художественного содержания стихотворения Лермонтова «Родина»; показ новаторства поэта в разработке темы.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

19.

Центральные персонажи «Песни…» и художественные приёмы их создания; речевые элементы в создании характера героя.

1

23.11

Анализ

художественных особенностей произведения; сравнение с народным творчеством, устное рисование, работа с иллюстрациями В.А. Фаворского..


Умение определять тему, проблематику и идею произведения,

характеризовать персонажей и сравнивать их между собой; определять атмосферу действия на основе пейзажа;

Формы контроля:

Письменный ответ на вопрос «Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?»

П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р: уметь определять меры усвоения изученного материала

К: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

20.

Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ Акакия Акакиевича. («внешний» и «внутренний» человек)

1

30.11

Сообщение на тему « Гоголь в Петербурге»,

заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

Знание терминов из теории литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

Петербург как символ творчества Гоголя на примере повести «Шинель» и Невского проспекта.

Сообщение о Гоголе.

П.: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

К.: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

21.

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян.

1

7.12

Чтение рассказов из цикла «Записки охотника»; аргументированная защита прочитанного (сообщения, презентации) – работа в группах.


Знание терминов из теории литературы: цикл.


Сообщение об И.С. Тургеневе.

Письменный ответ на вопрос.

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

22

«Певцы»: талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство.

1

14.12

Сообщение о картинах В.М. Васнецова «Нищие певцы», В.Г. Перова «Чаепитие в Мытищах»

Знание терминов из теории литературы:

стихотворение в прозе (углубление представлений).


Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе.

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенном тексте. Р.: уметь осознавать усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения. К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

23

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость.

1

21.12

Изучение нового материала с выступлениями учащихся. Работа с книгой.

Н.А. Некрасов и художники-передвижники

Историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

Знание терминов из теории литературы: Диалоговая речь

Развитие представлений о жанре поэмы.

Знакомство с поэмой «Русские женщины».


Письменный ответ на вопрос:

В фильме «Звезда пленительного счастья» использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая»
Представьте, что вы актеры. С помощью каких средств выразительности речи, поведения, эмоционального и психологического состояния вы будете решать свою роль?

П.: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

К.: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

24

«Дикий помещик». Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя.

1

25.12

Работа с иллюстрациями.

Самостоятельный анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Коняга».

Знание терминов из теории литературы: приёмы создания образа героя, позиция писателя.

Работа с иллюстрациями.

Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия

Р.: выполнять учебные действия в зависимости от задачи.

К.: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

25

Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1


Подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.


Знание терминов из теории литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений), подбор материалов для ответа по плану, со­ставление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение


Письменный ответ на вопросы.

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: уметь определять общую цель и пути её достижения.

26

Н.С. Лесков. «Левша»: особенность проблематики и центральная идея повести.

1


Выписать неологизмы Лескова.

Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова. Образ Левши в русском ис­кусстве.

Знание терминов из теории литературы: жанра сказа.

Умение определять художественные особенности произведения.

Написать отзыв о сказе Лескова.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

27

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1


Читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.




Знание терминов из теории литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бес­союзие).

Умение выразительно читать стихи, определять тему, идею стихотворения; находить тропы.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

28

А.П.Чехов «Хамелеон»: разоблачение беспринципности, корыстолюбия. Своеобразие сюжета.

1


Чтение рассказа Чехова «Хамелеон», пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Умение выразительно читать рассказ, определять тему, идею.



Пересказ, близкий к тексту.

П.: уметь искать и находить необходимую информацию в предложенном тексте. Р.: уметь осознавать усвоенный материал, а также уровень и качество усвоения К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

29

Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин).

1


Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное рисование.



Знакомство

со стихотворениями поэтов,

подчеркнуть их любовь к Родине, народу, русской природе; отметить поэтичность языка; повторить понятия «эпитеты», «метафора», «сравнение».

Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П. узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.


Из литературы ХХ века (17 часов)







30

М. Горький. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

1


Художественный пересказ легенды о Ларре. Сообщение о значениях имён Данко и Изергиль. Сообщение о символическом значении красного цвета.

Различные виды пересказа, цитатный план.


Знание терминов из теории литературы: лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Знакомство с содержанием легенды, определение основной мысли.

Развернутые ответы на вопросы.

П.: уметь искать и находить необходимую информацию в предложенном тексте

Р.: уметь осознавать усвоенный материал, а также уровень и качество усвоения

К.: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

31

И.А.Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…» Образ природы.

1


Анализ стихотворения.

Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихо­творении, поэтический образ, образ природы; образы животных и зверей и их значение для понима­ния художественной идеи рассказа.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П.: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное

Р.: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания.

32

И.А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

1


Различные виды пересказа.

Диспут «Что есть доброта?» по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

Знание терминов из теории литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественная роль бессоюзия.



Выразительное чтение рассказа.

Подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.


П.: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения.

Р.: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

33

Добро должно быть деятельным ( Урок- размышление по произведению И. Куприна «Чудесный доктор»)

1


Пересказ, ответы на вопросы.


Знание терминов из теории литературы: рассказ (развитие представлений), ди­алог в рассказе.

Отзыв на эпизод, составление плана ответа.


П.: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели. Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах К.: овладеть умением диалогической речи.

34

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

1


Анализ стихотворения. Умение определять особенности его поэзии; находить тропы.


Знание терминов из теории литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П: узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний. К.: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения.

35

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тема лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1


Анализ стихотворения.

Сообщение о цветовой символике поэзии С.Есенина

Сообщение об образе клёна в его лирике


Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис, лирический герой, точность и образность языка, емкость эпитетов и сравнений.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р.: применять метод информационного поиска

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

36

Человек и природа в поэзии Есенина, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1


Беседа, анализ стихов. Сообщение о фотографиях Есенина, помещенных в учебнике.


Знание терминов из теории литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпи­тет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Анализ стихов, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

П: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Р: формулировать и удерживать учебную задачу

К: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

37

И.С. Шмелёв «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1


пересказ, устное рисование

Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему.


Знание терминов из теории литературы:

рассказчик и его роль в произведении; рассказ с элементами очерка; антитеза

пересказ, устное рисование

Работа со словарями, отзыв. Составить план рассказа и приготовить пересказ по нему.


П.: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения

Р.: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

38

М.М. Пришвин «Москва-река». Тема и основная мысль рассказа. Родина, человек и природа. Образ рассказчика.

1


Пересказ, история села.

Составить небольшой рассказ о своем крае.

Знание терминов из теории литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Составление тезисов.



П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Р.: применять метод информационного поиска.

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

39

К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона» (гл. «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов.

1


Беседа с комментированным чтением отрывков.

Ответы на вопросы учебника.


Знание терминов из теории литературы: проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Пересказ.

П.: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах

К.: овладеть умением диалогической речи.

40

Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. Образ рассказчика в произведении.

1


Изложение с элементами рассуждения.


Знание терминов из теории литературы:

лирическая проза, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Изложение с элементами рассуждения.


П.: уметь выбирать текст в зависимости от поставленной цели.

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах

К.: овладеть умением диалогической речи.

41

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.

1


Составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике


Знание терминов из теории литературы: риторическое восклицание, метафора; морфологические средства выразительности: роль глаголов и местоимений


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П. узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

42

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта.

1


Знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны. Анализ текста.


Знание терминов из теории литературы: композиция лирического стихотворения, поэтический синтаксис (риторические фигуры). знакомство с поэзией поэта по теме Великой Отечественной войны.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

П.: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное

Р.: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.

К.: строить монологические высказывания.

43

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга.

1


Анализ текста.


Знание терминов из теории литературы:


Выразительное чтение стихотворения наизусть.

П. узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием.

Р.: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств.

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

44

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

1


Прочитать рассказ Б. Васильева «Экспонат №…»

Комментирование эпизода.

Знание терминов из теории литературы: рассказчик и его роль в повествовании. Художественные особенности рассказов Шукшина.



Составить цитатный план рассказа о судьбе Анны Федотовны

Пересказ содержания.


П.: выделять и формулировать познавательную цель.

Р.: применять метод информационного поиска.

К.: способствовать продуктивной кооперации.

45

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.


1


Составление словаря персонажа. Сообщение «Шукшин в кинематографе».

Знание терминов из теории литературы: способы создания характера. Художественные особенности рассказов Шукшина. деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Пересказ, сочинение–рассуждение.

П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Р.: применять метод информационного поиска.

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

46

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России.

1


Анализ поэтического текста


Знание терминов из теории литературы: идея стихотворения



Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П. узнавать, определять, называть объекты в соответствии с их содержанием. Р.: применять метод информационного поиска , в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.


Из зарубежной литературы (9 часов).







47

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…»

« Уж если ты разлюбишь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…»

1


Краткие сведения об авторе. Чтение стихов.

Анализ поэтического текста.


Знание терминов из теории литературы: Сонет. Особенности перевода. С.Я.Маршак как переводчик


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П.: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Р.: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания.

48

М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.


1


Сообщения учащихся, выразительное чтение, поисковая работа,

сообщение «Гравюры

японских художников; японский пейзаж»

Знание терминов из теории литературы: хокку (хайку).

Развитие речи: попытка сочинительства.


Выразительное чтение стихотворения наизусть.


П.: уметь осмысленно читать и объяснять прочитанное Р.: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. К.: строить монологические высказывания.

49

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата» (или «Джон ячменное зерно») Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1


Сообщение учащихся «С.Я.Маршак — переводчик», поисковая работа.



Знание терминов из теории литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.



Выразительное чтение стихотворения.


П.: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения.

Р.: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

50

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше») Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героев.

1


Сообщения учащихся «Роман Стивенсон в кино и мультипликации», иллюстрации художника Г.Брока.

Знание терминов из теории литературы: приключенческая литература. История создания романа.



Стр. 305, вопр.2,3

П.: выделять и формулировать познавательную цель.

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

51

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (или «Маленький принц»).

1


Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях А. де Сент-Экзюпери.

Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств.

Знание терминов из теории литературы:

лирическая проза, правда и вымысел,

начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.

Рисунки детей по мотивам «Малень­кого принца».

П.: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Р.: применять метод информационного поиска. К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

52

А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (или «Маленький принц»). Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

1


Чтение

С.306 – 322.


Знание терминов из теории литературы:

лирическая проза, правда и вымысел,

начальное представление о «вечных» вопросах в литературных произведениях.

Сочинение-рассуждение (с.322 в рубрике «Живое слово»)

П.: уметь искать и находить необходимую информацию в учебнике определять понятия, создавать обобщения.

Р.: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.

К.: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

53 - 54

Янка Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

1+1


Чтение вступительной статьи учебника об основных биографических сведениях, изучение поэтических произведений в рамках темы

Сообщения: «Образ Янки Купалы в творчестве художников», «Произведения Янки Купалы в музыке».

Умение сравнивать разные переводы одного стихотворения.


Письменный развёрнутый ответ на вопрос «В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей?»

П.: выделять и формулировать познавательную цель

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

55

Рекомендации для летнего чтения.

1


Подведение итогов, задание на лето.

Знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!