Планируемые результаты освоения предмета «хор»
Предметные результаты программы
Обучающийся научится:
развивать музыкальные способности и творческие качества;
развивать общие способности: память, внимание, воображение, мышление;
развивать навык пения по нотам;
осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;
формировать желание продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать чувства и потребности других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
специфику певческого искусства;
основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
многообразие музыкальных образов и способов их развития.
эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);
рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Личностные результаты:
формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Содержание учебного предмета:
Программа раскрывается в учебных темах:
Знакомство с учебным предметом, классом, педагогом, друг с другом (рекомендуются различные игровые моменты).
Проведение инструктажа по технике безопасности. Правила поведения во время занятий.
Правила пения и охрана детского голоса.
Вокально-хоровая работа
Певческая установка
Одним из первоначальных этапов в обучении является певческая установка.
Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное) достигаются постепенно в процессе занятий.
Дыхание
Этот раздел основывается на использовании элементов дыхательной гимнастики и ставит перед собой следующие задачи:
- приобретение навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох;
- развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный.
Дикция и артикуляция
Артикуляционные упражнения.
Самомассаж артикуляционного аппарата.
Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена.
Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. http://diktory.com/dikciya.html
Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
Вокальные упражнения
Цель упражнений – выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
На первом-втором году обучения главная задача упражнений: выработка чёткого унисона, расширение диапазона, овладение основными вокально-хоровыми навыками. Упражнения исполняются как маленькие произведения с различным образным содержанием. Фортепианное сопровождение заключается в гармонической поддержке исполнения. Мелодия упражнений не дублируется. Цель сопровождения – привитие гармонического восприятия упражнений. Важную роль играет исполнение гаммы в различных вариантах. Пение простых музыкальных фраз.
Творческие задания
Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. Большое внимание развитию образного мышления (образ во всем – от попевок, до произведений).
Работа над произведениями
Основа этого учебного раздела – тщательная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов:
- образное содержание;
- отработка интонационных оборотов;
- дикционные сложности;
- разучивание произведений;
- концертный вариант исполнения.
Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса.
Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий.
Хоровое сольфеджио, музыкальная грамота
Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо».
Слушание музыки
Цель этого учебного раздела – развитие хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название).
Рекомендуемые произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных».
Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления.
Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания, осуществляются по трём основным направлениям:
- формирование традиций коллектива,
- идеологическая и воспитательная работа,
- общественно-полезная работа.
Направлены на:
нравственно эстетическое воспитание детей, формирование их музыкального вкуса и интересов;
воспитание интереса к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру;
формирование самостоятельности и творческой активности;
развитие слушательской культуры, пробуждение художественных интересов;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание чувства коллективизма;
расширение музыкального кругозора.
Итоговое занятие
Концерт для родителей
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
| | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Вокально-хоровая работа | 31 | | 31 |
2.1 | Дыхание | 5 | | 5 |
2.2 | Дикция, артикуляция | 6 | | 6 |
2.3 | Вокальные упражнения | 8 | | 8 |
2.4 | Творческие задания | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Работа над репертуаром | 7 | | 7 |
2.6 | Музыкальная грамота, хоровое сольфеджио | 3 | 1 | 2 |
3 | Слушание музыки | 1 | 1 | |
4 | Воспитательные мероприятия | 1 | | 1 |
| | 34 | | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения занятия |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Сбор учащихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. | 1 | | |
2 | Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | | |
3 | Работа над исполнением песни. Работа над дикцией. | 1 | | |
4 | Сценическая отработка номера. | 1 | | |
5 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. | 1 | | |
6 | Звуковедение. Сценическая отработка номера. | 1 | | |
7 | Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. | 1 | | |
8 | Вокальные упражнения. Работа над дикцией. | 1 | | |
9 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 1 | | |
10 | Партии в хоре. Сценическая отработка номера. | 1 | | |
11 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | | |
12 | Работа над дикцией. | 1 | | |
13 | Дыхательно-певческие упражнения. Разучивание песни. | 1 | | |
14 | Разучивание песни. | 1 | | |
15 | Сценическая отработка номера. Работа над дикцией. | 1 | | |
16 | Вокальные упражнения. Повторение выученных песен. | 1 | | |
17 | Жанровое разнообразие музыки. Беседа. | 1 | | |
18 | Типы голосов. Разучивание песни. | 1 | | |
19 | Работа с солистами. Формирование певческих навыков. | 1 | | |
20 | Вокальные упражнения. Разучивание песни. | 1 | | |
21 | Музыкальная игра «Эхо». | 1 | | |
22 | Вокальная работа над песней. | 1 | | |
23 | Вокальные упражнения. | 1 | | |
24 | Выразительное исполнение песни. | 1 | | |
25 | Слушание и анализ музыкальных произведений. | 1 | | |
26 | Сценическая отработка номера. Работа над произведением. | 1 | | |
27 | Артикуляционные речевки. Работа над песнями. | 1 | | |
28 | Слушание и анализ музыкальных произведений. Отработка вокально-хоровых навыков. | 1 | | |
29 | Звуковедение. Разучивание песни. | 1 | | |
30 | Вокальные упражнения. | 1 | | |
31 | Дыхательные и артикуляционные упражнения. | 1 | | |
32 | Роль песни в жизни человека. Беседа. Повторение выученных песен. | 1 | | |
33 | Подготовка к концерту. Повторение песен. | 1 | | |
34 | Выступление на итоговом концерте. | 1 | | |