СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

изо 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Суховская средняя общеобразовательная школа Пролетарского района Ростовской области


Согласовано

_____________Л.А.Соснина

Протокол методического совета

от «__»_августа 2019


Утверждаю:

Директор школы ____­­­­­­______ А.Г.Балабина

Приказ №

от «__»_ августа 2019


Согласовано

Зам.директора по УВР

_____________ С.А.Пучкова

от «__»_августа 2019











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству







Учитель:








4 класс

(ФГОС)



2019 год

1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» для образовательных учреждений автора Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»)

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.12г.

2. Устав МБОУ Суховской СОШ

3. Основная образовательная программа НОО МБОУ Суховской СОШ.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.

5. Учебный план МБОУ Суховской СОШ НА 2019-2020 учебный год.

6. Локальный акт «О рабочей программе, учебных курсов, предметов дисциплин (модулей)»

7. Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2019-2020 году.

Рабочая программа по изобразительному искусству ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство для 4 класса » Л. А. Неменская

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Согласно базисному (образовательному) плану на изучение предметного курса «Изобразительное искусство» в 4 классе образовательных учреждений РФ отводится 34 ч в год (34 учебные недели; 1 ч в неделю). Но в моей рабочей программе 33 ч, так как 1 день выпадает на праздничные дни. Нехватку уроков компенсирую за счет резерва времени.

Условные обозначения: рисование с натуры, по памяти и представлению - РНП; рисование на тему - РТ;  декоративная работа - ДР; лепка - Л; аппликация - АП.

Формы контроля уровня обученности

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Тестирование

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроковиндивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности – форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Структура рабочей программы построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

«Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Древние города нашей земли. Красота и неповторимость архитектуры ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.

Истоки родного искусства. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников.

Искусство объединяет народы. От представлений о великом мно­гообразии культур мира - к пред­ставлению о едином для всех на­родов понимании красоты и без­образия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: мате­ринство, уважение к старшим, за­щита Отечества, способность со­переживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творче­ство зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.      Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Срок реализации рабочий программы 2019-2020 учебный год.

Структура рабочей программы состоит из следующих разделов:

1 РАЗДЕЛ - Пояснительная записка

2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)

3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы





2 РАЗДЕЛ - Планируемые предметные результаты освоения конкретного предмета, курса (ФГОС)

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству,

  • Формирование представлений о добре и зле.

  • Обогащение нравственного опыта.

  • Развитие нравственных чувств.

  • Развитие уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • Развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

  • Развитие способностей к эмоционально- ценностному отношению к искусству и окружающему миру.

  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной  творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,  

  • соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • Умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность    

  • и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения  

  • содержания и средств его выражения.

Метапредметныерезультаты 

Регулятивные:

  • Понимание учебной задачи.

  • Определение последовательности действий.

  • Работа в заданном темпе.

  • Проверка работы по образцу.

  • Оценивание своего отношения к работе.

  • Выполнение советов учителя по организационной деятельности.

  • Владение отдельными приемами контроля.

  • Умение оценить работу товарища.

  • Умение планировать учебные занятия.

  • Умение работать самостоятельно.

  • Умение организовать работу по алгоритму.

  • Владение пооперационным контролем.

  • Оценивание учебных действий своих и товарища.

  • Умение работать по плану и алгоритму.

  • Планирование основных этапов работы.

  • Контролирование этапов и результатов.

Познавательные

  • Самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации.

  • Овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • Наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета.

  • Наблюдение природы и природных явлений.

  • Создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве.

  • Использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен.

  • Использование контраста для усиления эмоционально- образного звучания работы.

Коммуникативные

  • Выражение своего отношения к произведению изобразительного

  • искусства в высказываниях, письменном сообщении.

  • Участие в обсуждении содержания и выразительных средств

  • произведений.

Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.


3 РАЗДЕЛ - Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Истоки  искусства твоего  народа ( 8 ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами.   Украшение   «деревянных»   построек,   созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни — коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Древние города твоей земли (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Каждый  народ — художник (11 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней  Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

Искусство объединяет народы (7ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания  искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—отпредставлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала.

Раздел

кол-во часов


Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)».


1

Истоки искусства твоего народа

8 ч

2

Древние города нашей земли

7 ч

3

Каждый народ-художник

11 ч

4

Искусство объединяет народы

7 ч

ИТОГО

33ч





4 РАЗДЕЛ – Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

ТАБЛИЦА КАЛЕДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

4 КЛАССА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Сроки проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

плановые

скорректированные

Истоки родного искусства (8 часов)

3.09


Пейзаж родной земли

1 ч


10.09


Пейзаж родной земли

1 ч


17.09


Деревня - де­ревянный мир

1 ч


24.09


Деревня - де­ревянный мир

1 ч


1.10


Красота человека

1 ч


8.10


Красота человека

1 ч


15.10


Народные праздники

1 ч


22.10


Народные праздники

1 ч


Древние города нашей земли (7 часов)

5.11


Родной угол

1 ч


12.11


Древние соборы

1 ч


19.11


Города Русской земли

1 ч


26.11


Древнерус­ские воины - защитники

1 ч


3.12


Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1 ч


10.12


Узорочье теремов

1 ч


17.12


Пир в терем­ных палатах

1 ч


Каждый народ - художник (11 часов)

24.12


Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

1 ч


14.01


Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

1 ч


21.01


Страна восхо­дящего солн­ца. Образ ху­дожественной культуры Японии

1 ч


28.01


Народы гор и степей

1 ч


4.02


Народы гор и степей

1 ч


11.02


Города в пустыне

1 ч


18.02


Древняя Эллада

1 ч


25.02


Древняя Эллада

1 ч


3.03


Европейские города сред­невековья

1 ч


10.03


Европейские города сред­невековья

1 ч


17.03


Многообразие художествен­ных культур в мире (обоб­щение темы)

1 ч


Искусство объединяет народы (7 часов)

7.04


Материнство

1 ч


14.04


Материнство

1 ч


21.04


Мудрость старости

1 ч


28.04


Сопережива­ние

1 ч


5.05


Герои-защитники

1 ч


12.05


Юность и надежды

1 ч


19.05


Искусство народов мира

1 ч


Итого:

33 ч






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!