Администрация Красноармейского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Траковская средняя общеобразовательная школа»
Красноармейского района Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО: На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «__» _________ 2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: ___________________ Г.И. Юлмасова Приказ № ___ от «__» _________ 2014г. |
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
в 3-а классе
на 2014-2015 учебный год.
Программа разработана на основе на основе Примерной программы начального общего образования
и авторской программы О.А.Куревиной, Е.Д.Ковалевской «Изобразительное искусство»
Образовательная система «Школа 2100»
Учитель начальных классов:
Голубева Людмила Александровна
с. Красноармейское
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения) , учебного плана и авторской программы по изобразительному искусству (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Программа по изобразительному искусству, 3 класс, с.292.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Учебник О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 3 класс. Москва: Баласс, 2011г.
2. Рабочая тетрадь О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Разноцветный мир» для 3 класса – Москва: Баласс, 2011г.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.
2. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Особенности курса
1) Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала
искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это
могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией,
литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Примерной программой начального общего образования и учебным планом школы предмет «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе 1 час в неделю (34 часа в год).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
Изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству:
Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ.
Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
3. Школьники должны уметь самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
Продуктивные задания требуют применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей" тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Естественно, подобные задания может во множестве придумать и добавить учитель. Но они должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего требовать творческого применения знаний) и желательно быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому подобное).
Оценка `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
6. Содержание учебного предмета.
Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.
Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 5 и 50).
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 6–7 и 45–47).
Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 9 и 51).
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н.Рериха и И.Айвазовского. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 12–13).
Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкальным сопровождением.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К.Гуна, Г.Терборха и Т.Жерико. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 15 и 52–53). Рисование животного в характерном для него движении (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 16–17).
Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 18).
Тренируем наблюдательность, изучаем портрет неизвестной С. Чехонина.
Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.
Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации (стр. 4–5 рабочей тетради).
Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр. 6–7 рабочей тетради).
Занятия 11–13 (3 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 8–13 рабочей тетради.
Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка раз- личной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 8–11) и в учебнике (стр. 22–23).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 14–16 (3 ч), стр. 24–29 учебника, стр. 24–29 рабочей тетради.
Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 25–27) и в рабочей тетради (стр. 24–27).
Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 28–29 учебника, стр. 30–33 рабочей тетради.
Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).
Выполнение тарелки или шкатулки с хохломской росписью (стр. 32–33 в рабочей тетради).
Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.
Совмещение нескольких техник при работе акварельными краска- ми. Техника отпечатка. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Занятия 21–23 (3 ч), стр. 34–37 и 58–59 учебника, стр. 42–43 рабочей тетради.
Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на стр. 34–35 учебника и графического панно
«Фантастическое дерево» с использованием различных видов штриховки.
Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24–25 (2 ч), стр. 38–39 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради.
Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на стр. 39. Выполнение заданий учебника и в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.
Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учебнике. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы).
Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 30 (1 ч), стр. 48–57 учебника.
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ- ленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 31–32 (2 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
7. Календарно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика учебной деятельности | Развитие универсальных учебных действий | Дата по плану | Дата по факту |
| Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. НРК | 1 | Комбинированный урок | Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. | Личностные результаты: – оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие; – описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; – принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; – опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла. Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; – с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное; – совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; – под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); – выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; – осуществлять текущий в точности выполнения технологи- ческих операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки. Познавательные УУД: – искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете; – добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять -причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий; – делать выводы на основе обобщения полученных знаний; | 06.09 | |
| Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит. НРК | 1 | Комбинированный урок | 13.09 | |
| Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Иметь представление о видах портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. | 20.09 | |
| Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 1 | Комбинированный урок | 27.09 | |
| Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. | 1 | Комбинированный урок | Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. | 04.10 | |
| Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. Работа цветными карандашами. | 1 | Комбинированный урок | 11.10 | |
| Цветовая гамма. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 1 | Комбинированный урок | 18.10 | |
| Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Иметь представление о декоративном панно. | 25.10 | |
| Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала | 1 | Комбинированный урок | 01.11 | |
| Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала | 1 | Комбинированный урок | 15.11 | |
| Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях. | 22.11 | |
| Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. НРК | 1 | Комбинированный урок | 29.11 | |
| Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. НРК | 1 | Комбинированный урок | 06.12 | |
| Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 1 | Комбинированный урок | Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица чело- века с возрастом, мимика. | 13.12 | |
| Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 1 | Комбинированный урок | 20.12 | |
| Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика. | 1 | Комбинированный урок | 27.12 | |
| Народные промыслы: Золотая Хохлома. НРК | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Изучение истории и особенности хохломской росписи. Отличать её от других народных промыслов. | 17.01 | |
| Народные промыслы: Золотая Хохлома. НРК | 1 | Комбинированный урок | 24.01 | |
| Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 | Комбинированный урок | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. | 31.01 | |
| Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 | Комбинированный урок | Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. | 07.02 | |
| Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 1 | Комбинированный урок | Иметь представление о творчестве И.Билибина. Понимать, в чем состоят особенности билибинского стиля, визуально определять работы этого художника. | 14.02 | |
| Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 1 | Комбинированный урок | 21.02 | |
| Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам. | 1 | Комбинированный урок | 28.02 | |
| Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. | 1 | Комбинированный урок | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси. Изображать графическим способом заглавные буквы рукописных книг. | 07.03 | |
| Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги. | 1 | Комбинированный урок | 14.03 | |
| Для любознательных: художник и театр. | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр». Создать эскиз афиши к спектаклю. Понимать различие между плакатом и афишей. Создать эскиз афиши группой без помощи учителя. | 21.03 | |
| Для любознательных: художник и театр. | 1 | Комбинированный урок | 04.04 | |
| Для любознательных: художник и театр. | 1 | Комбинированный урок | 11.04 | |
| Для любознательных: художник и театр. | 1 | Комбинированный урок | 18.04 | |
| Учимся видеть. Русский музей. | 1 | Комбинированный урок | Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представ ленных в нём. | 25.04 | |
| Проекты. Промежуточная аттестация. | 4 | Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; | 16.05 23.05 23.05 30.05 | |
-34 | |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
а) Учебно – методическая литература для учителя
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010
А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2 изд.- М.: Просвещение, 2010
3. Методическое пособие под редакцией О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва: Баласс, 2008
4. Учебник О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 3 класс.
5. Рабочая тетрадь О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Разноцветный мир» для 3 класса – Москва: Баласс, 2011г.
б) Учебная литература для учащихся
1. Учебник О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 3 класс. Москва: Баласс, 2011г.
2. Рабочая тетрадь О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Разноцветный мир» для 3 класса – Москва: Баласс, 2011г.
в) Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
2. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru
3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
г) Наглядные пособия:
Плакаты
Стилизация. П. № 274
Композиция орнамента. П. № 275
Дымковскме игрушки. П. № 276
Гжель. П. № 277
Хохломская роспись. П. № 278
Деревянные игрушки. П. № 279
Павлово - посадские платки. П. № 280
Вологодское кружево. П. № 281
Аппликация. П. № 282
Коллаж. П. № 283
Мозаика. П. № 284
д) Информационно-коммуникативные средства:
1. Детский энциклопедический словарь (CD).
е) Технические средства обучения:
Компьютер.
Видеопроектор.
ж) Учебно-практическое оборудование
1. Альбом.
2. Акварельные краски.
3. Карандаш.
4. Цветные карандаши.
5. Кисточки.
6. Банка для воды.
7. Ластик.
8. Точилка.
9. Тряпочка.
10. Палитра.
з) Оборудования класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Доска, держатели схем и таблиц