Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №15”
Рассмотрено на заседании МС Протокол от «27 » августа 2021 г. № 1 | Согласовано заместитель директора школы по УВР __________ М.Б.Заитова « 30» августа 2021 г. | Утверждено приказом МБОУ «СОШ № 15» от «30» августа 2021 г. № 369 |
Рабочая программа
по учебному предмету “Изобразительное искусство”
8а,8б, 8в,8г класс
основное общее образование
2021-2022 учебный год.
Составитель: Лоза Наталья Петровна- учитель ИЗО
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы»: учеб. пособие для общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2016 г. -148 с.
Срок реализации программы:
Материал рассчитан на 35 часов- 1 час в неделю. В связи с тем, что уроки выпали на праздничные дни, в 8г классе темы №20 и №21 «Фильм- «рассказ в картинках»», №22 и №23 «Воплощение замысла» будут сокращены и выданы за один урок.
Фактически количество часов составляет в 8г классе 33 часа.
Предполагаемые результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-целостного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства. искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в лично и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание курса
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.
Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда художник больше, чем художник.
Живые рисунки на твоём компьютере.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.
Тематическое планирование уроков Изобразительного искусства в 8 классах
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | 8а | 8б | 8в | 8г |
Раздел 1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов) |
1 | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. | 1 | 03.09 | 03.09 | 03.09 | 08.09 |
2 | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. | 1 | 10.09 | 10.09 | 10.09 | 15.09 |
3 | Безграничное пространство сцены. Сценография- особый вид художественного творчества | 1 | 17.09 | 17.09 | 17.09 | 22.09 |
4 | Безграничное пространство сцены. Сценография- особый вид художественного творчества | 1 | 24.09 | 24.09 | 24.09 | 29.09 |
5 | Сценография- искусство и производств | 1 | 01.10 | 01.10 | 01.10 | 06.10 |
6 | Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим, маска, или Магическое «если бы» | 1 | 08.10 | 08.10 | 08.10 | 13.10 |
7 | Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол. | 1 | 15.10 | 15.10 | 15.10 | 20.10 |
8 | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению | 1 | 22.10 | 22.10 | 22.10 | 27.10 |
Раздел 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. (8 часов) |
9 | Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности. | 1 | 29.10 | 29.10 | 29.10 | 10.11 |
10 | Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | 12.11 | 12.11 | 12.11 | 17.11 |
11 | Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура. | 1 | 19.11 | 19.11 | 19.11 | 24.11 |
12 | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера. | 1 | 26.11 | 26.11 | 26.11 | 01.12 |
13 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | 03.12 | 03.12 | 03.12 | 08.12 |
14 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 | 10.12 | 10.12 | 10.12 | 15.12 |
15 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 | 17.12 | 17.12 | 17.12 | 22.12 |
16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 1 | 24.12 | 24.12 | 24.12 | 12.01 |
Раздел 3. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 часов) |
17 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 1 | 14.01 | 14.01 | 14.01 | 19.01 |
18 | Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме. | 1 | 21.01 | 21.01 | 21.01 | 26.01 |
19 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. | 1 | 28.01 | 28.01 | 28.01 | 02.02 |
20 | Фильм — «рассказ в картинках». | 1 | 04.02 | 04.02 | 04.02 | 09.02 |
21 | Фильм — «рассказ в картинках». | 1 | 11.02 | 11.02 | 11.02 |
22 | Воплощение замысла. | 1 | 18.02 | 18.02 | 18.02 | 16.02 |
23 | Воплощение замысла. | 1 | 25.02 | 25.02 | 25.02 |
24 | Чудо движения: увидеть и снять. | 1 | 04.03 | 04.03 | 04.03 | 02.03 |
25 | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда художник больше, чем художник. | 1 | 11.03 | 11.03 | 11.03 | 09.03 |
26 | Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или когда художник больше, чем художник. | 1 | 18.03 | 18.03 | 18.03 | 16.03 |
27 | Живые рисунки на твоём компьютере. | 1 | 25.03 | 25.03 | 25.03 | 23.03 |
28 | Живые рисунки на твоём компьютере. | 1 | 08.04 | 08.04 | 08.04 | 06.04 |
Раздел 4. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 часов) |
29 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | 15.04 | 15.04 | 15.04 | 13.04 |
30 | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. | 1 | 22.04 | 22.04 | 22.04 | 20.04 |
31 | Жизнь врасплох, или Киноглаз.Кинонаблюдение- основа документального видеотворчества. | 1 | 29.04 | 29.04 | 29.04 | 27.04 |
32 | Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 1 | 06.05 | 06.05 | 06.05 | 04.05 |
33 | Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка. | 1 | 13.05 | 13.05 | 13.05 | 11.05 |
34 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. | 1 | 20.05 | 20.05 | 20.05 | 18.05 |
35 | Искусство-зритель-современность. | 1 | 27.05 | 27.05 | 27.05 | 25.05 |
| | | | | | |