МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУРОЧАКСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Я. И. БАЛЯЕВА»
РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО «Искусство» Протокол № ________ от « »___________ 2020г. Руководитель ШМО ________ М.И. Сальникова | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР ________ Т.Ю. Кононенко « » __________ 20 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор __________ А.Н.Болтухин Приказ № _______ от «____» ______ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИЗО
5 класс
на 2020 - 2021 учебный год
Учитель ИЗО, МХК
Ерёменко Н.С.
Турочак, 2020
Содержание
1. Планируемые результаты………………………………………………………………..3
2. Содержание учебного предмета…………………………...............................................5
3. Тематическое планирование……………………………………………………...…......7
Планируемые результаты
При изучении предмета «Изобразительное искусство» 5 класс будут созданы условия для формирования следующих личностных результатов:
в ценностно - ориентационной сфере:
- осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально – пространственной формы;
- освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
- воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусств;
в трудовой сфере:
- овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
в познавательной сфере:
- овладение средствами художественного изображения;
- развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки;
- формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно - ориентационной сфере:
- формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к культуре своей Родины, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
- развитие художественно – образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в познавательной сфере:
– художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
- восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведения изобразительного искусства;
в ценностно-эстетической сфере:
-эмоционально – ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
– восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетической позиции;
в коммуникативной сфере:
– умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
- диалогический подход к освоению произведений искусства;
- понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере: – применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно – творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 8 |
3 | Декор – человек, общество, время | 10 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 |
Итого | 34 |
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8ч.)
Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Темы уроков
«Древние образы в народном искусстве»
«Убранство русской избы»
«Внутренний мир русской избы»
«Конструкция и декор предметов народного быта»
«Русская народная вышивка»
«Народный праздничный костюм»
«Народные праздничные обряды»
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8ч.)
Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.
Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Из истории развития городецкой росписи. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Темы уроков
«Древние образы в современных народных игрушках»
«Искусство Гжели»
«Городецкая роспись»
«Хохлома»
«Жостово. Роспись по металлу»
«Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни»
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10ч.)
Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.
Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, они и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая
Темы уроков
«Зачем людям украшения»
«Роль декоративного искусства в жизни древнего общества»
«Декор и положение человека в обществе»
«Одежда говорит о человеке»
«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8ч.)
Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).
Темы уроков
«Современное выставочное искусство»
«Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (панно)»
«Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (коллаж)»
«Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (витраж)»
«Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (декоративные вазы)»
«Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (игрушки из мочала и куклы)»
«Экскурсия»
Календарно – тематическое планирование по ИЗО 5 класс
№п/п | Тема изучаемого раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
«Древние корни народного искусства» (8 ч) |
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | 02.09-05.09 | |
2 | Убранство русской избы | 1 | 07.09-12.09 | |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 | 14.09-19.09 | |
4-5 | Конструкция и декор предметов народного быта | 2 | 21.09-26.09 28.09-03.10 | |
6 | Русская народная вышивка | 1 | 05.10-10.10 | |
7 | Народный праздничный костюм | 1 | 12.10-17.10 | |
8 | Народные праздничные обряды | 1 | 19.10-24.10 | |
«Связь времён в народном искусстве» (8 ч) |
9-10 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | 26.10-31.10 09.11-14.11 | |
11 | Искусство Гжели | 1 | 16.11-21.11 | |
12 | Городецкая роспись | 1 | 23.11-05.12 | |
13 | Хохлома | 1 | 07.12-12.12 | |
14 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | 14.12-19.12 | |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | 21.12-26.12 | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | 28.12-30.12 | |
«Декор – человек, общество, время» (10 ч) |
17 | Зачем людям украшения | 1 | 11.01-16.01 | |
18-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 | 18.01-23.01 25.01-30.01 | |
21 | Декор и положение человека в обществе | 1 | 01.02-06.02 | |
22-23 | Одежда говорит о человеке | 3 | 08.02-13.02 15.02-20.02 22.02-27.02 | |
24-25 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | 01.03-06.03 09.03-13.03 | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | 15.03-20.03 | |
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч) |
27-28 | Современное выставочное искусство | 2 | 29.03-03.04 05.04-10.04 | |
29 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (панно) | 1 | 12.04-17.04 | |
30 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (коллаж) | 1 | 19.04-24.04 | |
31 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (витраж) | 1 | 26.04-30.04 | |
32 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (декоративные вазы) | 1 | 03.05-08.05 | |
33 | Ты сам мастер декоративно - прикладного искусства (игрушки из мочала и куклы) | 1 | 11.05.-15.05. | |
34 | Экскурсия | 1 | 17.05.-22.05. | |
| Итого: | 34 | | |
Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Директор школы
________ /_____________ _____________ А.Н.Болтухин
Коррекция рабочей программы
(календарно-тематического планирования)
ФИО учителя____________________________________________________
Класс_____________
Предмет_________________________________________________________
Цель корректировки: ликвидация отставания в прохождении учебной программы.
№ урока | Темы уроков | Дата проведения | Причина корректи ровки | Корректирующие мероприятия |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| Всего часов за полугодие (год) | | | | |
Учитель_______ФИО__________________________________Дата__________
9