СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству с календарно-тематическим планом 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тавричанская средняя общеобразовательная школа»

Любинского муниципального района Омской области





Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________А.В. Климко



«_____» августа ______ года

Утверждаю

Приказ № _________

от «____»_______ года

Директор школы

_________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Э.Д.Динер






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

в 5 классе

на 2018 - 2019 учебный год











Составитель: Антонова Нина Ивановна





ТАВРИЧАНКА

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тавричанская СОШ» и примерной программы основного общего образования  по изобразительному искусству  и авторских  программ Неменского Б.Н.,  Изобразительное искусство  5 класс;  Составитель: Неменский Б.М., М., «Просвещение 2014г».

УМК: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 год

Учебный план отводит 35 часов для образовательного изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе из расчета 1 час в неделю.

Цель:

- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.


Задачи:


  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.



































Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Изобразительное искусство» 5 класс


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты

Обучение изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов:

Личностные результаты:

  • В целостно – ориентационной сфере:

- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- Принятие мультикультурной картины мира;

  • В трудовой сфере:

- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • В познавательной сфере:

- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

  • В развитии художественно - образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира;

  • В развитии фантазии, изображения, художественной интуиции, памяти;

  • В формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

  • В получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Предметных результатов:

  • В познавательной сфере:

- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- Различать изученные виды пластических искусств;

- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

  • В целостно – ориентационной сфере:

- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в ней отечественного искусства;

- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,

аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • В коммуникативной сфере:

- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях;

- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

В эстетической сфере:

- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно – творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический кругозор;

  • В трудовой сфере:

- Применять различные выразительные средства, художественные материалы техники в своей творческой деятельности.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного искусства.

Разнообразные формы выражения: изображения на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению, объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем художественно-эмоциональным миром.

Систематизирующим методом является выделение 3-ех основных видов художественной деятельности пространственных искусств: конструктивной, изобразительной и декоративной. Что в свою очередь является основанием для деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует на переносе внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей и искусством в процессе ежедневной жизни.

Пятый класс посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограниченной как народными формами, так и декоративными функциям искусства в современной жизни.

.



























Содержание учебного предмета

. Раздел 1. «Древние корни народного искусства» (9ч)

1) Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.

2) Декор русской избы.

     Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы   России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, жилище.

3) Внутренний мир русской избы.

     Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).

4) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

5) Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

6) Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение. Т

7) Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна.

8) Итоговая работа  по теме «Древние корни народного искусства»



Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.

  1. Древние образы в современных народных игрушках.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.

  1. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек.

 3) Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.

  1. Синие цветы Гжели.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

  1. Жостовские букеты.Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.

  2. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.

  1. Истоки Городца. Роспись разделочных досок.

        Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры.

         Природные        мотивы в изделиях городецких мастеров.

8) Итоговая работа «Связь времен в народном искусстве» (практика).

Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» (10 ч)

        Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность.         Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности.   Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами ,  о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

1)Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

2)Орнамент, цвет, знаки – символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).

3)Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

4)Легенды и мифы Древней Греции.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

5)Греческая керамика. Живопись на вазах.

Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.

Сюжеты росписи на древнегреческих вазах.

6)Одежда говорит о человеке.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

7)Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

8) Коллективная творческая композиция «Бал во дворце»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения  человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.

9)О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань.

10)Обобщающий урок по теме «Декор-человек, общество, время» (практика).

Раздел 4. «Декоративное искусство в современном мире» (8ч)

     1)Народная праздничная одежда.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и

Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в русской народной одежде.

     2)Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

     3)Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме.

Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.

    4)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного  праздничного костюма (русского костюма).

    5)Эскиз русского народного костюма.

Создание эскизов народного праздничного костюма (русского костюма).

     6)Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа.

Народные традиции и праздники. Изготовление панно

     7) Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный татарский сувенир.

     8)Человек и мода.

Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.

     9)Обобщающий урок по теме «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека» (практика).

 







Календарно – тематическое планирование


п/п

Наименование раздела/ темы

Количество часов

Дата проведения

по плану

фак

тически


Древние корни народного искусства


9 часов



1

Древние образы в народном искусстве

1



2

Орнамент как основа декоративного украшения. Вводный тест

1



3

Декор русской избы.

1



4.

Внутренний мир русской избы

1



5

Конструкция, декор предметов народного быта.

1



6

Образы и мотивы в предметах русской народной вышивки

1



7

Народный праздничный костюм. Тест

1



8

Народные праздничные обряды. Масленица.

1




Связь времен в народном искусстве


8 часов



9

Древние образы в современных народных игрушках

1



10

Древние образы в современных народных игрушках

1



11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1



12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1



13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1



14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Тест.

1



15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1




Декор, человек, общество, время


10 часов



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1



17

Связь времен в народном искусстве

1



18.

Зачем людям украшения

1



19.

Декор и положение человека в обществе

1



20

Одежда говорит о человеке

1



21

Одежда говорит о человеке

1



22

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1



23

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1



24.

Символы и эмблемы в современном обществе.

1



25.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Тест.

1




Декоративное искусство в современном мире


8 часов



26

Современное выставочное искусство

1



27

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Изготовление тряпичной куклы. Работа над проектом

1



28

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства.

. Изготовление тряпичной куклы.

1



29

Ты сам – мастер ДПИ. Разработка эскизов для составления панно.

1



30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства Изготовление панно

1



31

Ты сам – мастер ДПИ . Изготовление панно

1



32

Ты сам – мастер ДПИ. Изготовление декоративной вазы

1



33

Ты сам – мастер ДПИ. Итоговый тест.

1



34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1



35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1
















Лист корректировки рабочей программы



Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту


























































































.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!