Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Милоградово»
Ольгинского района Приморского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор
«МКОУ СОШ с. «МКОУ СОШ с. «МКОУ СОШ с.
Милоградово» Милоградово» Милоградово»
Протокол № _____ Рукасуева А.М. Гордеева А.С.
О «___» _________ 201__г ______________ ________________
«___» _________ 201__г «___» _________201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству для ___5-7___ классов
(наименование учебного предмета (курса)
на 2018 - 2019 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: Опанасюк Юлия Александровна,
Учитель ИЗО
Милоградово
2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5-7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе :
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС),
- примерных программ по ИЗО, «Просвещение» 2011 г.,
- авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
учебного предмета «Изобразительное искусство».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты.
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника.
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX веков.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография.
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
в познавательной сфере:
овладение средствами художественного изображения;
развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной афере:
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
.
Планируемые результаты ИЗО 5 класс
Личностные:
уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;
Метапредметные:
приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
научатся принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
Предметные
Ученик научится:
- языку декоративно-прикладного искусства;
- различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- связывать времена в народном искусстве;
- особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Ученик получит возможность научиться:
- отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗО 5 КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные ,практические работы, развитие речи, внеклассное чтение, экскурсии |
1 | Древние корни народного искусства | 8 | | 1 | 1 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 | | 1 | |
3 | Декор- человек, общество, время | 11 | | 1 | |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 | | 1 | 1 |
Итого | 34 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, 5 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Древние корни народного искусства (8 часов) 1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | 1 час | |
2 | 2. Убранство русской избы. | 1 час | |
3 | 3. Интерьер крестьянского дома | 1 час | |
4 | 4. Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 час | |
5 | 5. Русский народный орнамент. | 1 час | |
6,7 | 6. Народная праздничная одежда. | 2 часа | |
8 | 7. Праздничные народные гулянья. | 1 ЧАС | |
9 | Связь времен в народном искусстве (7 часов) 1. Древние образы в современных народных игрушках | 1час | |
10, 11 | 2. Единство форм и декора в игрушках | 2часа |
12, 13 | 3. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 2часа | |
14 | 4. Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. | 1час | |
15 | 5. Промыслы нашего края. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1час |
16 | Человек, общество, время ( 11 часов) 1. Зачем людям украшения | 1час | |
17 | 2. Украшения в жизни древних обществ. | 1час | |
18 | 3. Украшения в жизни древних обществ. Декоративное искусство Древней Греции. | 1час | |
19 | 4. Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. | 1час |
20 | 5. Что такое эмблемы, зачем они людям. | 1час | |
21, 22 | 6. Гербы и эмблемы. | 2часа |
23 | 7. Декоративное искусство Западной Европы 17 века | 1час | |
24 | 8. Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века | 1час |
25 | 9. Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества | 1час |
26 | 10. Роль декоративного искусства в жизни общества | 1час | |
27, 28 | Декоративное искусство ( 8 часов) 1. Современное повседневное и выставочное декоративное искусство | 2час | |
29, 30 | 2. Современное повседневное и выставочное декоративное искусство. Витраж. | 2часа | |
31, 32 | 3. Древние образы в современном декоративном искусстве | 2часа | |
33, 34 | 4. Создание коллективной декоративной работы | 2часа | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изо 6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (9 ч)
Обучающийся научится:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)
- понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа.
- выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
- использьвать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра
– ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;.
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- применять правила объемного изображения геометрических тел с натуры;
- понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта.
- с помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
- работать гуашью;
-анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
- понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч)
Обучающийся научится:
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- основам коммуникативной рефлексии;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
-структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека.
- использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.
- передавать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры;
- применять основы изобразительной грамоты в работе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
- анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
- различать произведения разных эпох, художественных стилей;
Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 ч)
Обучающийся научится:
– планировать пути достижения целей;
-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
-основам коммуникативной рефлексии;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.
- понимать значение перспективы в изобразительном искусстве.
- использовать правила перспективы в собственной творческой работе.
-работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
-анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
-понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
Планируемые результаты ИЗО 6 класс
Личностные результаты:
в ценностно – ориентационной сфере:
- Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и
жанров;
- Принятие мульти культурной картины мира;
В трудовой сфере:
- Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- Готовность к основному выбору дальнейшей образовательной траектории;
В познавательной сфере:
- Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
В развитии художественно - образного, эстетического типа
мышления, формирование целостного восприятия мира;
В развитии фантазии, изображения, художественной
интуиции, памяти;
В формировании критического мышления, в способности
аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного искусства;
В получении опыта восприятия произведений искусства как
основы формирования коммуникативных умений.
Предметных результатов:
В познавательной сфере:
- Познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место
и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- Осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно –
выразительного языка разных видов изобразительного искусства;
- Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- Различать изученные виды пластических искусств;
- Описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения
изученных понятий;
В ценностно – ориентационной сфере:
- Формировать эмоционально – целостное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- Развивать эстетических вкус как способность чувствовать и воспринимать
пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать
мультикультурную картину современного мира;
- Понимать ценность художественной культуры разных народов мира и места в
ней отечественного искусства;
- Уважать культуру других народов; осваивать эмоционально – ценностное
отношение к искусству и к жизни, духовно – нравственный потенциал,
аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
В коммуникативной сфере:
- Ориентироваться в социально – эстетических и информационных
коммуникациях;
- Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
В эстетической сфере:
- Реализовывать творческий потенциал в собственной художественно –
творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию
личности на эстетическом уровне;
- Развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на
материале пластических искусств;
- Воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
- Проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям массовой культуры; формировать эстетический
кругозор;
В трудовой сфере:
- Применять различные выразительные средства, художественные материалы
техники в своей творческой деятельности.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, роли искусства в жизни общества – главный смысловой стержень
программы. Она строится так, чтобы дать школьникам представления о
значении искусства в их личном становлении. Предусматривается широкое
привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания
окружающей реальности является важным условием освоения программного
материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности
должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики,
декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают
классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а
также знакомство с новыми видами и сложным многоголосием современного
искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗО 6 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные ,практические работы, развитие речи, внеклассное чтение, экскурсии |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 9 | | | |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 | | | |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 10 | | | |
4 | Человек и пространство в изобразительном искусстве | 7 | | | |
| Итого | 34 | | | |
КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. (9часов) | | |
1 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 | |
2 | Рисунок - основа изобразительного искусства. | 1 | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | |
4 | Пятно как средство выражения. | 1 | |
5 | Композиция как ритм пятен | 1 | |
6 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | |
7 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | |
8 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | |
9 | Основы языка изображения | 1 | |
| Мир наших вещей. Натюрморт (8часов) | | |
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | |
11 | Изображение предметного мира | 1 | |
12 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | |
13 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | |
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 | |
15 | Натюрморт в графике. | 1 | |
16 | Цвет в натюрморте | 1 | |
17 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | |
| Вглядываясь в человека Портрет (10часов) | | |
18 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | |
19 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | |
20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 1 | |
21 | Портрет в графике. | 1 | |
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | |
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | |
25 | Портрет в живописи | 1 | |
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | |
27 | Великие портретисты. | 1 | |
| Человек и пространство в изобразительном искусстве (7часов) | | |
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | |
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | |
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | |
32 | Городской пейзаж. | 1 | |
33 | Городской пейзаж. | 1 | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | |
| | 34 | |
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство» 7 класс
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества
Учащийся научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Учащийся получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Учащийся научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Учащийся научится:
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Учащийся научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Ко во часов на раздел | Контрольные работы | Проектные работы | Лабораторные ,практические работы, развитие речи, внеклассное чтение, экскурсии |
1 | Художник-дизайн-архитектура | 8 | | | |
2 | В мире вещей и зданий. | 9 | | 1 | |
3 | Город и человек. | 10 | | 1 | |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | 7 | | | |
Тематическое планирование по изобразительному искусству. 7 класс.
№ | Тема: | Часы: | Дата |
1. | Раздел 1. Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. 8 часов | | |
1.. | Мир, который создаёт человек. | 1 | |
| Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
| Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
| Основы композиции в конструктивных искусствах. | 1 | |
| Буква-строка-текст. | 1 | |
| Когда текст и изображение вместе. | 1 | |
| В бескрайнем море книг и журналов. | 1 | |
| Выставка творческих работ. | 1 | |
2. | В мире вещей и зданий. 9 часов | | |
| Художественный язык конструктивных искусств. | 1 | |
| Объект и пространство. | 1 | |
| Композиционная организация пространства. | 1 | |
| Композиционная организация пространства. | 1 | |
| Конструкция: часть и целое. | 1 | |
| Конструкция: часть и целое. | 1 | |
| Красота и целесообразность. | 1 | |
| Форма и материал. | 1 | |
| Проект. | 1 | |
3. | Город и человек. 10 часов | | |
| Город сквозь времена и страны. | 1 | |
| Город сквозь времена и страны. | 1 | |
| Город сквозь времена и страны. | 1 | |
| Город сегодня и завтра. | 1 | |
| Город сегодня и завтра. | 1 | |
| Живое пространство города. | 1 | |
| Вещь в городе и дома. | 1 | |
| Городской дизайн. | 1 | |
| Природа и архитектура. | 1 | |
| Проект. | 1 | |
4. | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. 7 часов | | |
| Образ человека и индивидуальное проектирование. | 1 | |
| Дизайн среды. | 1 | |
| Дизайн среды. | 1 | |
| Мода, культура и ты. Выставка творческих работ. | 1 | |
| Автопортрет на каждый день. | 1 | |
| Обобщение темы. | 2 | |
| Всего | 34 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений | Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского | Просвещение, 2012. |
2 | | Н. А. Горяева. | Просвещение, 2012. |
3 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса. | Горяева Н.А., Островская О.В. Под ред. Б.М. Неменского | Просвещение, 2013 |
4 | Изобразительное искусство. Дизайн архитектура в жизни человека. 7 класс. | А. С. Питерских, Г. Е. Гуров. Под ред. Б. М. Неменского. | «Просвещение», 2017 |
5 | | | |
| | | |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |