Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
протокол №___ ____________2018г.
……………… Лебедева О. А.
Зам. директора по УВР Директор школы
…………..Яценко С.А. …..……….Рублевская С.Н..
_______________ 2018 г. _______________2018 г.
2018 г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекци- онное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
1.Организовать усвоение важнейших исторических фактов, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения исторических событий.
2.Организовать формирование у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.
3. Создавать условия для усвоения учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
4.Обучать практическому применению знаний по истории на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни.
5. Создавать на уроке условия для повышения самостоятельности учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.
1.Гражданское воспитание учащихся - воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
2.Патриотическое воспитание учащихся - воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости.
3.Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей - воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде.
4. Нравственное воспитание учащихся - воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость..
5. Эстетическое воспитание учащихся - воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса.
6.Трудовое воспитание учащихся - привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться.
7.Экологическое воспитание учащихся - воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений.
8.Правовое воспитание учащихся - воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы.
9. Формирование мировоззрения учащихся – совокупности принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности каждой личности.
Данная программа предполагает использовать следующие методы и приемы: сравнивать противоречивые факторы, привлекая различные дополнительные источники знаний (документы, художественная литература), постановка проблемных вопросов, дидактические игры, развертывание ситуаций; развивать у учащихся историческое мышление, т.е. необходимость запоминать даты, имена и названия, представлять прошлое, ориентироваться в историческом времени; применять приемы по изучению теоретического и фактического материала: рассказ, беседу, выборочное объяснительное чтение, работу с исторической картой, с картинами, схемами, составление «Ленты времени », сообщения учащихся о прочитанных исторических книгах, экскурсии, прослушивание и разбор магнитофонных записей, разбор диафильмов, кинофильмов, работа с периодической печатью.
Для продуктивности обучения по данной программе учитель использует разноуровневые задания, таблицы, схемы, с помощью которых можно легко установить как усвоен материал учениками.
По итогам учебных четвертей и учебного года учащимся выставляются отметки. При прохождении каждой темы проводится контроль знаний и умений в форме самостоятельных работ, тестирования, практических работ. Для отслеживания уровня сформированности навыков учащиеся выполняют контрольно-диагностические задания.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол №______________ 2018 г.
______________ Яценко С.А. _____________ Рублевская С.В..
______________2018 г. _____________2018 г.
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Методическое обеспечение | Основные понятия | Виды работ | Межпредмет - ные связи | Коррекционная работа |
1 | Введение в историю История — наука о прошлом | 7 1 | Иллюстрация на стр.7 | История, Клио-богиня истории | Беседа - Какие исторические события о Костроме нам известны | география | Развитие и коррекция памяти. |
2 | Исторические памятники . | 1 | Рисунки исторических памятников, схема «Исторические источники» | Археология, реставратор | Беседа-древние находки края | география рисование | Развитие и коррекция речи. |
3 | Наша родина-Россия | 1 | Герб, гимн, флаг Видеофильм «Символы России» | Герб, гимн, флаг | Видеофильм | география | Развитие и коррекция внимания. |
4 | Моя родословная. | 1 | Схема родословной Карта РФ | Родословная, поколение | Составление своей родословной | рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
5 | Счёт лет в истории. | 1 | Карточки «год, век, тысячелетие, лента времени, даты | век, тысячелетие | Использование дат, относящихся к Костр. обл. | математика | Развитие и коррекция воображения. |
6 | Историческая карта. | 1 | Карта РФ | Историческая карта. | Работа с исторической картой. | математика | Развитие и коррекция восприятия. |
7 | Повторительно- обобщаюший урок | 1 | Карта физическая России. | Повторение . | тест | математика | Развитие и коррекция памяти. |
8 | История нашей страны древнейшего периода Восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. | 11 1 | Карта-расселение «Восточных славян-предков русских, украинцев, белорусов», аппликация на карте -племена славян | Предки, племя | Работа с картой- расселение «Восточных славян-предков русских, украинцев, белорусов» | география | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
9 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 | Схема в учебнике | Род. Община, племя, | Работа по схеме -род, племя | рисование | Развитие и коррекция внимания |
10 | Славянский поселок. | 1 | Картина- «славянское население» | Частокол, изба, поселение | рисунок | география | Развитие и коррекция воображения. |
11 | Основные занятия восточных славян. | 1 | Рисунки предметов старины | Земледелие, скотоводство, бортничество, пашня, плуг | Выбери инструмент- игра, установи последовательность подготовки пашни | география, биология, труд | Развитие и коррекция речи. |
12 | Ремёсла восточных славян. | 1 | Картины- в мастерской, гончарной, кузнице | Гончар, ладья, кузнец. Хоровод, каравай, оберег | Составь рассказ о гончарном и кузнецком деле | рисование | Развитие и коррекция воображения. |
13 | Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). | 1 | Кроссворд- обычай | Волхвы, кудесники, идол, святилище | Работа с текстом, решение Кроссворд- обычай | география | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
14 | Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Р | Секира, палица, колчан, булава | Иллюстрации в учебнике | чтение развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
15 | Славянские витязи-богатыри и варяги- русичи. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь»,карты в учебнике | Кочевники, варяги, юрта, дань | Работа с картой «Путь из варяг в греки» | география | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
16 | Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. | 1 | Схема в учебнике | Князь, дружина | Работа по схеме | рисование | Развитие и коррекция мышления. |
17 | Объединение восточных славян под началом князя Рюрика. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь», иллюстрации по теме | Послы | Словарная работа, работа с текстом | Ччение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
18 | Повторительно- обобщаюший урок | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в» | | Словарная работа | | Развитие и коррекция памяти. |
19 | Киевская Русь Образование государства восточных славян — Киевской Руси. | 16 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» картина «Полюдье» К.В.Лебедева. | Киев Полюдье | Работа по карте Работа с картиной«Полюдье» К.В.Лебедева. | география | Развитие и коррекция мышления. |
20 | Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», задания на карточках | Мирный договор, династия | Задания на карточках Работа со схемой «Династия Рюриковичей.» | рисование география | Развитие и коррекция памяти. |
21 | Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Боярин, ополчение, раб, оборона , пир. | Работа с текстом учебника- составление плана власть князя. | география | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
22 | Враги Руси. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», картина «Три богатыря» В.В.Васнецова | Дозорные, дозорная служба | Работа с картой «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | география | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
23 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», картина К. Лебедева « Крещение киевлян» | Крещение, религия, патриарх, митрополит | Составление рассказа по картине К. Лебедева « Крещение киевлян» | чтение развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
24 | Киев — мать городов русских. | 1 | Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси.» | Побратим | Работа с иллюстрациями из серии «Культура Киевской Руси.» | Чтение развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
25 | Былины — источник знаний о Киевской Руси. | 1 | Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси.» Былины «Садко», картина «Три богатыря» В.В.Васнецова | Алтарь, иконы, фрески былины, | Работа с иллюстрациями из серии «Культура Киевской Руси.» | рисование | Развитие и коррекция речи. |
26 | Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. | 1 | Иллюстрации одежды князя | Горница, терем, челядь. Натуральное хозяйство, вотчина, смерды | Работа с текстом учебника | чтение развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
27 | Искусство древнерусских ремесленников. | 1 | Иллюстрация «Софийский собор.» Иллюстрация рукописной книги | Переписчики, устав, библиотека Летопись, летописцы | Работа с текстом учебника- библиотека | рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
28 | Образование, грамотность. | 1 | Иллюстрации учебника | Переписчики, устав, библиотека | Работа по тексту учебника-что сделал Ярослав для пресвященных людей | чтение развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
29 | Летописи и летописцы. | 1 | «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Переписчики | Работа с учебником | чтение развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
30 | Княжеское подворье, дружина. | 1 | Иллюстрации учебника | Подворье, дружина. | Работа с учебником | чтение развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
31 | Приход к власти Владимира Мономаха | | «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Удельный князь, царский венец | Работа по тексту учебника-какие поучения Владимира Мономаха остались детям | чтение развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
32 | Рост и укрепление древнерусских городов | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Торг, посад, корчма | Работа с учебником, иллюстрациями | чтение развитие речи | |
33 | «Повесть временных лет». | 1 | «Повесть временных лет». | «Повесть временных лет». | Работа с «Повесть временных лет». | чтение развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
34 | Повторительно- обобщаюший урок | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», картина «Три богатыря» В.В.Васнецова, лента времени. | | Работа с лентой времени. Работа с картой «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» игра «Одень князя и крестьянина» | география математика | Развитие и коррекция речи. |
35 | Распад Киевской Руси. Причины распада киевской Руси. | 14 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Причины | Работа со схемой- распад Киевской Руси. | география | Развитие и коррекция мышления. |
36 | Рост городов. | 1 | Карта «Феодальной раздробленности Руси» в учебнике | | Беседа- рост городов. | география | Развитие и коррекция мышления. |
37 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 | Карта «Феодальной раздробленности Руси» в учебнике | Период раздробленности | Работа в тетради, ответь на вопрос «Найди и перечисли самостоятельные княжества» | чтение развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
38 | Киевское княжество в XII в. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Титул | Работа с рассказом «Киевские ремёсла» | география | Развитие и коррекция внимания. |
39 | Владимиро-Суздальская Русь. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», иллюстрации Москвы | Торжок, пир | Работа с карточками-выбери правильный ответ | | Развитие и коррекция внимания. |
40 | Господин Великий Новгород. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Страны Прибалтики. | Работа с картой «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | география | Развитие и коррекция воображения. |
41 | План Великого Новгорода | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Архиепископ | План города на стр.205 | чтение развитие речи | |
42 | Хозяйство новгородской земли. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | Пошлина, пристань | Работа с картой «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» | география | Развитие и коррекция речи. |
43 | Торговля, ремесло. | 1 | Иллюстрации | Торговля. Ремесло. | Игра- выбери правильный ответ | чтение развитие речи | |
44 | Управление в Новгороде. | 1 | Картина А. Васнецова «Новгородское вече» Схема –правители Новгорода | Вече, посадник, республика | Игра- выбери правильный ответ «Товары, которые возили заграницу Новгород. | чтение развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
45 | Русская культура в XII—XIII вв. | 1 | Иллюстрация «Софийский собор в Новгороде», план урока на доске. Былины. «Слово о полку Игореве». | Культура | Работа с планом урока в тетради Беседа по произведению «Слово о полку Игореве». | рисование чтение и развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
46 | Белокаменное строительство на Руси | 1 | Иллюстрация «Дмитриевский собор во Владимире» | Храм Покрова на Нерли | Работа с иллюстрациями | чтение и развитие речи | |
47 | Берестяные грамоты. Их содержание. | 1 | Берестяные грамоты. | Берестяные грамоты. | Работа с рисунком- берестяные грамоты. Их содержание. | чтение и развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
48 | Повторительно- обобщаюший урок | 1 | Лента времени. Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», | | Игра- выбери правильный ответ «Историческая азбука» | | Развитие и коррекция мышления. |
49 | Борьба Руси с иноземными завоевателями Монголо-татары. | 9 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» таблица «Монголо-татары и русские» | Орда, караул, кумыс | Работа с таблицей «Монголо-татары и русские» | география | Развитие и коррекция восприятия. |
50 | Нашествие монголо-татар на Русь | 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» Лента времени | Таран. Войско, военная дисциплина. | Работа по карте «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» | математика | Развитие и коррекция внимания. |
51 | Осадные орудия монголо-татар | 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» | Оборона | | география | |
52 | Героическая борьба русских людей против монголо-татар. | 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» Лента времени. «Карта захвата монголо-татарами русских городов.» | Подвиг | Работа с картой- захват монголо-татарами русских городов | рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
53 | Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. | 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.». Иллюстрация «Вооружение рыцарей-крестоносцев» | Рыцари-крестоносцы, Ливонский орден, Великий магистр | Работа с иллюстрацией «Вооружение рыцарей-крестоносцев» | география | Развитие и коррекция внимания. |
54 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 | Худ. Фильм» «Александр Невский». Портрет «Александра Невского» | Невская битва. | Работа с худ. фильм «Александр Невский» | чтение развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
55 | Ледовое побоище. | 1 | «Схема сравнения» в учебнике, картина «Ледовое побоище»А.К.Горбунова | Побоище | Работа по схеме «Схема сравнения» в учебнике | рисование | Развитие и коррекция мышления. |
56 | Героизм и победа новгородцев. | 1 | Худ. Фильм» «Александр Невский». | Героизм | Работа с вопросами к фильму «Александр Невский» | | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
57 | Повторительно- обобщающий урок | 1 | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» Лента времени. | | Работа по тестам «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XII в.» | | Развитие и коррекция мышления. |
58 | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества. Возвышение Москвы. | 11 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», «Карта роста Москвы» в учебнике | Кремль, династия | Игра- вставь пропущенное слово | география | Учить элементарно анализировать исторический материал |
59 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 | Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите» | Калита, свита | Проблемный вопрос. Почему Иван Калита получил такое прозвище. | | Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической личности |
60 | Основные слои городского населения, их быт и традиции. | 1 | Иллюстрации учебника | Слой | Работа по иллюстрации учебника | | Развитие и коррекция внимания. |
61 | Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Картина А.Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче, лента времени | | Рассказ по содержанию учебника-князь Дмитрии Иванович | чтение развитие речи | Продолжать развивать умения поддерживать беседу по оценке исторической личности |
62 | Сергий Радонежский | 1 | Гравюра . Сергий Радонежский | Монах | Сергий Радонежский Беседа по гравюре | | Развитие и коррекция воображения. |
63 | Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.» иллюстрации | Басма | Работа с иллюстрации | | Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. |
64 | Битва на Куликовом поле. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в.», схема Куликовской битвы | Полк, пехота, воевода | Работа по схеме Куликовской битвы. Самостоятельная работа «Составь рассказ о Куликовской битве» | рисование | Развитие и коррекция мышления. |
65 | Значение Куликовской битвы для русского народа | 1 | Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле.» | Памятник | Работа с текстом учебника- значение Куликовской битвы | чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
66 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | Лента времени, гравюра Иван III | Пищаль, тюфяки | Работа с тестом-какое важное событие произошло в 1480 г. | чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. Развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, речи. |
67 | Укрепление Московского царства. | 1 | Картина Н.Шустова «Иван III топчет ханскую басму» | Монархия, скипетр, держава | Работа с Картиной Н.Шустова «Иван III топчет ханскую басму» | чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
68 | Обобщение и повторение изученного. Итоговый урок. | 1 | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX_ начале XII в Хронологическая таблица, иллюстрации на форзацах учебника. | Понятия по теме. Основные разделы курса истории 7 класса. | Словарная работа, работа с хронологической таблицей и иллюстрациями. | чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. Развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, речи. |