СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История России" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета «ИСТОРИЯ»). Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. 6—10 классы: рабочая программа / И90 И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124, [4] с.

Программа предполагает использование следующего учебника: «История России XIX-началоXX вв. 6 кл. учебник / Л. М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова – М.: Дрофа, 2016.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История России" 6 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена по истории России составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы История России. 6—10 классы: рабочая программа / И90 И. Л. Андреев, О. В. Волобуев, Л. М. Ляшенко и др. — М.: Дрофа, 2016. — 124, [4] с. Срок реализации программы -1 год.

Для реализации данной программы используется учебник: «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 кл. учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров – М.: Дрофа, 2016.

Цель изучения предмета «История России:

  • формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения предмета «История России»

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.




На изучение истории России в 6 классе отводится 2 часа в неделю, итого 40 учебных часов (во втором полугодии).









ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.


Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.


Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.









Содержание учебного предмета


Введение

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Народы и государства Восточной Европы в древности

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Образование государства Русь

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X– начале XII века

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:

«Русская Правда», церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты.

«Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII– начале XIII века

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: «Киево-Печерский патерик», «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли в середине XIII–XIV веке

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Золотой Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое Поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория

«Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.



Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Глава I. Народы и государства Восточной Европы в древности

4

3

Глава II. Русь в IX — первой половине XII века

10

4

Глава III. Русь в середине XII — начале XIII века

6

5

Глава IV.Русские земли в середине XIII — XIV веке

6

6

Глава V. Русские земли в XIII — первой половине XV века

4

7

Глава VI. Формирование единого Русского государства в XV веке

6

8

Итоговое повторение

2


Резерв

1


ИТОГО

40



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков









































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы урока

Количество часов

Дата проведения

Основные виды деятельности учащихся

Введение (1 ч)

1

Введение



Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

Глава I. Народы и государства Восточной Европы в древности (4 ч)

2

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины



Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств

Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам

Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита

Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов

Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции)

3

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э.- середине VI в. н. э.



Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой

истории

Определять признаки принадлежности людей к тому или иному народу

Сравнивать образ жизни греков и народов Северного Причерноморья

Характеризовать изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов

Анализировать фрагменты рассказа Геродота о скифах

4

Первые государства на территории Восточной Европы



Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту)

Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей

Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах

5

Повторение и контроль



Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности

Выполнять контрольные тестовые задания по истории (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Глава II. Русь в IX — первой половине XII века (10 ч)

6-7

Образование Древнерусского государства



Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства

Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками

Объяснять смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей

Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы)

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами

Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси (используя миниатюры из Радзивилловской летописи, помещенные на интернет-сайте: http://radzivilovskayaletopis.ru/ и другие изображения)

8-9

Русь в конце Х — первой половине XI в. Становление государства



Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах

Объяснять причины отказа от язычества и выбора православия

Давать оценку значения принятия христианства на Руси Объяснять смысл понятий: митрополит, епископ

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику

10-11

Русь в середине XI — начале XII в.



Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI — начале XII в.

Составлять характеристику (исторический портрет)

Владимира Мономаха

Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе Характеризовать роль княжеских съездов древнерусской истории

Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»

12

Общественный строй Древней Руси



Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды») Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, вервь, смерд

Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по древнерусскому городу» (вариант: «Путешествие в древнерусское село»)

13-14

Древнерусская культура



Рассказывать о развитии культуры Древней Руси

Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде)

15

Повторение и контроль



Систематизировать исторический материал о Древней Руси Характеризовать общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества

Выполнять контрольные тестовые задания по истории Древней Руси (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Глава III. Русь в середине XII — начале XIII века (6 ч)

16

Начало удельного периода. Княжества

Южной Руси



Давать определения понятий: удел, политическая раздробленность

Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период

Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества

Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами

17

Княжества Северо-Восточной Руси



Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества

Составлять характеристику

(исторический портрет) Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства

Объяснять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси

18

Боярские республики Северо-Западной Руси



Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики

Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (используя материалы интернетсайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/

Default.aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/)

19-20

Культура Руси



Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала)

Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XII — начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

21

Повторение и контроль



Систематизировать исторический материал о развитии русских земель в домонгольский период

Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Глава IV.Русские земли в середине XIII — XIV веке (6 часов)

22

Походы Батыя на Русь



Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения

Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию

23

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада



Рассказывать о Невской битве, Ледовом побоище и Раковорской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, карт и схем)

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель

Объяснять причины успеха русских в данных сражениях

Начать составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского (используя материалы интернет-сайта:

http://www.a-nevsky.ru/ и другие источники)

24-25

Русские земли под властью Орды



Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды

Характеризовать повинности населения

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского

Объяснять смысл понятий: баскак, ярлык, «выход»

26

Москва и Тверь: борьба за лидерство




Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества

Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Начать составление характеристики (исторического портрета)

Ивана Калиты

27

Повторение и контроль



Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Глава V. Русские земли в XIII — первой половине XV века (4 часа)

28

Начало объединения русских земель вокруг Москвы



Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы

Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты)

Раскрывать значение Куликовской битвы

Готовить сообщение/презентацию о Куликовской битве (используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище», помещенные на интернет-сайте: http://prodigi.

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия

29

Московское княжество в конце XIV в.- середине XV в



Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси

Характеризовать политику Василия I

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян

Давать определения понятий: пожилое, поместье, Юрьев день

30

Соперники Москвы



Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского

Характеризовать политику литовских князей

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы

31

Повторение и контроль



Систематизировать исторический материал об изученном периоде

Характеризовать общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Глава VI. Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов)

32

Объединение русских земель вокруг Москвы



Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство

Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

Объяснять значение создания единого Русского государства

33

Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.



Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III

Сравнивать боярство и дворянство

Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье

Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности

Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью

Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян

34-35

Культура Руси XIV — начала XVI в.



Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XV вв.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений / презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях

Описывать памятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, на интернет-сайтах, или непосредственных наблюдений, в том числе с использованием регионального материала)

Собирать информацию и готовить сообщения / презентации об иконах и храмах XIV—XV вв. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации)

36

Итоговое повторение



Систематизировать исторический материал об изученном периоде

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе

Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества

Выполнять контрольные тестовые задания (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.

Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!