Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малокарзинская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель ШМО _______/ Ю.И.Чебыкина / Протокол № 1 от «28» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Малокарзинская ООШ» _________/Л.Е. Илюшкина / «28» августа 2019 г. | Утверждено Директор МБОУ «Малокарзинская ООШ» ________/ Т.Г.Елисеева / Приказ № 83-д от «29» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
история России
9 класс
Составил учитель истории
и обществознания:
Илюшкина Любовь Евгениевна
2019 г.
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 3.6. ст. 28, требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы.
Реализация учебной программы обеспечивается учебником «История России» 9 класс (в 2-х ч.), под ред. А.В. Торкунова, авторов Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. М.: Просвещение, 2019.
Учебный предмет «История России» изучается в 9 классе 2 ч. в неделю (68 ч. в год)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, сочинение и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в социуме;
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
- базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Содержание учебного предмета
Российсская империя в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент
Наш регион в XIX в.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| История России | 68 |
Тема 1. Россия в эпоху правления Александра 1 | 13 |
| Россия и мир на рубеже XVIII-XIX вв | 1 |
| Александра 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 1 |
| Внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг | 1 |
| Отечественная война 1812 г. | 1 |
| Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825 гг | 1 |
| Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813-1825 гг | 1 |
| Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Национальная политика Александра 1» | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Национальная политика Александра 1» | 1 |
| Социально-экономимческое развитие страны в первой четверти XIX в | 1 |
| Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов | 1 |
| Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов | 1 |
| Контрольная работа по теме «Россия в эпоху правления Александра 1» | 1 |
Тема 2. Правление Николая 1 | 13 |
| Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 |
| Социально-экономимческое развитие страны во второй четверти XIX в | 1 |
| Общественное движение при Николае 1 | 1 |
| Общественное движение при Николае 1 | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны» | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Национальная и религиозная политика Николая 1. Этнокультурный облик страны» | 1 |
| Внешняя политика Николая 1 | 1 |
| Внешняя политика Николая 1 | |
| Кавказкая война 1817-1864 гг | 1 |
| Крымская война 1853-1856 гг | 1 |
| Культурное пространство России в первой половине XIX в.: наука и образование | 1 |
| Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России | 1 |
| Контрольная работа по теме «Правление Николая 1» | 1 |
Тема 3. Россия в правлении Александра II | 12 |
| Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 |
| Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 |
| Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 |
| Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 |
| Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 |
| Социально-экономимческое развитие страны в пореформенный период | 1 |
| Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 |
| Общественное движение при Александре II и политика правительства | 1 |
| Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в Европе и России | 1 |
| Внешняя политика Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг | 1 |
| Внешняя политика Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг | 1 |
| Контрольная работа по теме «Россия в правлении Александра II» | 1 |
Тема 4. Россия в правлении Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX в | 13 |
| Александр III: особенности внутренней политики | 1 |
| Перемены в экономике и социальном строе | 1 |
| Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. | 1 |
| Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. | 1 |
| Национальная и религиозная политика Александра III | 1 |
| Внешняя политика Александра III | 1 |
| Внешняя политика Александра III | 1 |
| Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: достижения российской науки и образования | 1 |
| Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература | 1 |
| Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. | 1 |
| Проектная деятельность на тему «Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. | 1 |
| Контрольная работа по теме «Россия в правлении Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX-начале XX в» | 1 |
Тема 5. Кризис империи в начале XX в | 17 |
| Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.: динамика и противоречия развития | 1 |
| Социально экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв. | 1 |
| Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 |
| Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг. | 1 |
| Внешняяя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг | 1 |
| Внешняяя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг | 1 |
| Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг | 1 |
| Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг | 1 |
| Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1 |
| Социально-экономические реформы П.А. Столыпина | 1 |
| Политическое развитие страны в 1907-1914 гг | 1 |
| Политическое развитие страны в 1907-1914 гг | 1 |
| «Серебряный век» российской культуры | 1 |
| Проектная деятельность на тему «… | 1 |
| Проектная деятельность на тему «… | 1 |
| Контрольная работа по теме «Россия в правлении Николая II» | 1 |
| Итоговая контрольная работа по курсу «История России XIX-XX вв.» | 1 |