Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
протокол №___ ____________2018 г.
……………… Лебедева О. А.
Зам. директора по УВР Директор школы
…………..Яценко С.А. …..……….Рублевская С.Н..
_______________ 2018 г. _______________2018 г.
2018г.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекци- онное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
2.Организовать формирование у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого.
3. Создавать условия для усвоения учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития.
4.Обучать практическому применению знаний по истории на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни.
5. Создавать на уроке условия для повышения самостоятельности учащихся в овладении знаниями, умениями и навыками работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.
1.Гражданское воспитание учащихся - воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны.
2.Патриотическое воспитание учащихся - воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости.
3.Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей - воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой, проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде.
4. Нравственное воспитание учащихся - воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость.
5. Эстетическое воспитание учащихся - воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса.
6.Трудовое воспитание учащихся - привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться.
7.Экологическое воспитание учащихся - воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений.
8.Правовое воспитание учащихся - воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы.
9.Формирование мировоззрения учащихся – совокупности принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности каждой личности.
Данная программа предполагает использовать следующие методы и приемы: сравнивать противоречивые факторы, привлекая различные дополнительные источники знаний (документы, художественная литература), постановка проблемных вопросов, дидактические игры, развертывание ситуаций; развивать у учащихся историческое мышление, т.е. необходимость запоминать даты, имена и названия, представлять прошлое, ориентироваться в историческом времени; применять приемы по изучению теоретического и фактического материала: рассказ, беседу, выборочное объяснительное чтение, работу с исторической картой, с картинами, схемами, составление «Ленты времени », сообщения учащихся о прочитанных исторических книгах, экскурсии, прослушивание и разбор магнитофонных записей, разбор диафильмов, кинофильмов, работа с периодической печатью.
Для продуктивности обучения по данной программе учитель использует разноуровневые задания, таблицы, схемы, с помощью которых можно легко установить как усвоен материал учениками.
По итогам учебных четвертей и учебного года учащимся выставляются отметки. При прохождении каждой темы проводится контроль знаний и умений в форме самостоятельных работ, тестирования, практических работ. Для отслеживания уровня сформированности навыков учащиеся выполняют контрольно-диагностические задания.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол №______________ 2018 г.
______________ Яценко С.А. _____________Рублевская С.В.
______________2018 г. _____________2018 г.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Методическое обеспечение урока | Словарная работа | Виды работы | Межпредметные связи | Коррекция |
1. | Единая Россия ( в конце XV- началеXVII в.) Иван 3 Великий- глава единого государства Российского | 22 1 | арта; картины С. Иванова «В приказной избе», «На государевой службе» | Боярская дума, казна, приказные дьяки, наместники, уделы | Комбинированный. Рассказ учителя, работа с тестом, беседа по тексту | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
2. | Расширение государства Российского при Василии III | 1 | Карта | Боярин- наместник | Комбинированный. Рассказ, беседа по вопросам, работа с текстом | Георафия | Развитие и коррекция воображения. |
3. | Русская православная церковь в Российском государстве Влияние православной церкви | 1 | Карта - схема «Церковная система управления» | Духовенство, десятина | Комбинированный Фронтальная беседа, рассказ учителя, чертеж схемы в тетради | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
4. | Первый русский царь Иван 4 Грозный | 1 | Схема «Система государственного управления при Иване 4» | Царь, Церковный собор, сословия, судебник, телохранители, стрельцы | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
5. | Борьба Ивана Грозного с боярами. Опричнина Ивана Грозного | 1 | Карта | Помещики, самодержец, опричнина, земщина | Комбинированный | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
6. | Присоединение к Российскому государству Поволжья | 1 | Карта Иллюстрация «Собор Василия Блаженного» | Порох, ясак, караул, толмач | Комбинированный | География | Развитие и коррекция внимания. |
7. | Покорение Сибири. | 1 | Карта Репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»; Стих. И.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» | Казак, круг, атаман | Комбинированный Фронтальная беседа, рассказ учителя, беседа по вопросам | География | Развитие и коррекция воображения. |
8. | Быт простых и знатных людей | 1 | Произведение М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове» | Тулуп, тягло, свобода | Комбинированный Работа с текстом, чтение дополнительной литературы, беседа | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
9. | Москва- столица Российского гос-ва | 1 | Карточки с заданиями, Схема Кремля Лента времени Карта государства Иллюстрации | Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы | Комбинированный Беседа, работа с картой, рассматривание иллюстраций | Рисование | Развитие и коррекция памяти. |
10. | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. | 1 | Карта Карточки с заданиями, схема Кремля, репродукция картины художника В.М. Васнецова | Путешественник, раджа | Комбинированный Беседа, игра «Историческая азбука», рассказ учителя, работа с картой | География | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
11. | Великий иконописец Андрей Рублев | 1 | Карточки с заданиями, карта Икона «Троица» | Иконостас, путник, олифа, темпера | Комбинированный Беседа, кроссворд, рассказ учителя | Рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
12. | Первопечатник Иван Федоров . | 1 | Иллюстрации Кремля, храма Василия Блаженного, памятника Ивану Федорову | Типография, предисловие | Комбинированный Беседа,сюжетно – ролевая игра «Экскурсия» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
13. | Правление Бориса Годунова. | 1 | Рисунок 17 века «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями | Патриарх | Комбинированный Беседа, рассказ учителя, работа с планом-таблицей, работа с текстом | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
14. | Смутное время | 1 | Карточки с заданиями, репродукция картины художника С,В, Иванова «Смутное время» Видеофильм Стих К. Бальмонта «В глухие дни» | Смутное время, самозванцы | Сообщение новых знаний Просмотр видеофильма, чтение стиха К. Бальмонта Фронтальная беседа | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
15. | Семибоярщина, освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 | Карта, карточки с заданиями, иллюстрации | Семибоярщина | Комбинированный Рассказ учителя, сообщение новых знаний, работа с текстом | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция внимания. |
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Материалы по теме | | Самостоятельная работа | | Развитие и коррекция мышления. |
17 | Народное ополчение. Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. | 1 | Иллюстрации в учебнике | Народное ополчение. | Работа с иллюстрацией в учебнике | | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
18 | Начало правления династии Романовых | 1 | Карточки с заданиями, лента времени, видеофильм «Романовы. Начало династии» | Соляной бунт, медный бунт | Комбинированный Рассказ учителя, работа с текстом | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
19 | Крестьянская война под предводительством Степана Разина | 1 | Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», Иллюстрации, стихотворение Н. Кончаловской «Наша древняя столица» | Крепостные крестьяне, барщина, оброк, соборное уложение, казак, станица | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
20 | Раскол в Русской православной церкви | 1 | Таблица «Раскол в Русской православной церкви», карточки с заданиями, репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова» | ротопоп, старообрядцы, скиты | Комбинированный Рассказ учителя, работа с текстом, словарная работа, работа с таблицей | Письмо, чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
21 | Освоение Сибири | 1 | Таблица «Народы Сибири и их занятие»,карта «Русское государства в 17веке», карточки с заданиями | Чум, первопроходцы | Комбинированный Фронтальная беседа, рассказ, работа с таблицей | География | Развитие и коррекция восприятия. |
22 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Карта «Русское государства в 17веке», карточки с заданиями, кроссворд, лента времени | | Обощение и систематизация знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
23 | Великие преобразования России в XVIII в. Начало правления Петра 1 | 20 1 | Карта «Россия с конца 17 века до 60-х годов 18 века» | Верфь, струг, Бомбардир, корабельщик, султан | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
24 | Строительство Санкт - Петербурга | 1 | Карта «Россия с конца 17 века до 60-х годов 18 века», таблица – план урока, репродукции | Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман | Комбинированный Рассказ, работа с текстом, работа с картой | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
25 | Полтавская битва | 1 | Карта «Россия с конца 17 века до 60-х годов 18 века», схема «Полтавская битва», карточки с заданиями | Окоп, редут, драгун, гетман | Комбинированный Рассказ, беседа, работа с картой | География | Развитие и коррекция мышления. |
26 | Победа русского флота. | 1 | Карта «Россия с конца 17 века до 60-х годов 18 века» | Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж | Комбинированный Беседа, работа с картой, словарная работа | География Письмо и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
27 | Петр 1 - первый российский император | 1 | Фото «Памятник Петру », Отрывок поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» | Император, империя, цесаревич, табель о рангах | Комбинированный Работа с рассказом для дополнительного чтения, беседа | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
28 | Преобразования Петра 1 | 1 | Карта «Россия с конца 17 века до 60-х годов 18 века», С\схема «Государственное управление при Петре 1» | Сенат, коллегии, тайная канцелярия, синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, ярмарка, абсолютизм | Комбинированный Рассказ, словарная работа, работа с картой, блиц - игра | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
29 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | Схема «Дворцовые перевороты», Портреты Елизаветы 1, Петра 3 Екатерины 2, карточки с заданиями | Дворцовые перевороты, фаворит | Комбинированный Рассказ учителя по плану, работа с текстом, самостоятельная работа | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
30 | Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова. | 1 | Портреты М. В. Ломоносова и И.И. Шувалова | Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
31 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств | 1 | ллюстрации Московского университета, дома Пашкова | Разночинцы, мещане | Комбинированный | Чтение и развитие речи Рисование | Развитие и коррекция памяти. |
32. | Правление Екатерины 2 | 1 | Портрет Екатерины 2 | Наместник, городничий, городская дума, просвещенный абсолютизм | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция воображения. |
33 | Золотой век дворянства | 1 | | Дворянское собрание, именитые горожане, капитан-исправник, меценаты, привилегированное сословие | Сообщение новых знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
34 | Усиление крепостного гнета. | 1 | Иллюстраци художника Н.Неврева «Торг», карточки с заданиями | Наказы, вольная. | еседа по иллюстраци художника Н.Неврева «Торг», карточки с заданиями | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
35 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева | 1 | Карта «Россия конца XVII- XVIIIвв.», портрет Е.Пугачева | Дезертирство | Работа с планом урока Беседа по иллюстраци «Портрет Е.Пугачева» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
36 | Русско-турецкая война 1768—1874гг. | 1 | Карта «Россия конца XVII- XVIIIвв.», портрет П.А.Румянцева, А.В.Суворова | Ультиматум | Работа с картой «Россия конца XVII- XVIIIвв.» | география | Развитие и коррекция речи. |
37 | Русско-турецкая война 1787—1791 гг. | 1 | Карта «Россия конца XVII- XVIIIвв.», портрет П.А.Румянцева, А.В.Суворова | Измаил | Работа с картой «Россия конца XVII- XVIIIвв.» | Чтение и развитие речи, география | |
38 | Знаменитый полководец Александр Суворов | 1 | Картина В.Сурикова «Переход Суворова через Альпы», портрет А.В.Суворова | Генералиссимус | Составление плана; переход Суворова через Альпы | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
39 | Русские изобретатели и умельцы: И.П. Кулибин, И.И. Ползунов. | 1 | Иллюстрации, таблица «Русские изобретатели и умельцы» | Паровая машина, семафор | Заполнение таблицы «Русские изобретатели и умельцы» | рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
40 | Развитие науки и искусства в XVIII веке. | 1 | Иллюстрации, портреты, видеофильм «Искусство XVIIIв.» | Драматургические произведения. | Заполнение таблицы «Развитие литературы и искусства в 18 веке» | рисование | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
41 | Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае. | 1 | Иллюстрации. | Аристократ, ботфорты, трость, менуэт, извозчик. | Беседа по иллюстрациям учебника | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
42 | Повторительно-обобщительный урок | 1 | Карточки с заданиями. | | Обощение и систематизация знаний | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
43 | История нашей страны в XIX в. Россия в начале 19 века | 26 1 | Портрет Александра1, карточки с заданиями. | Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет. | Работа с текстом учебника | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция речи. |
44 | Отечественная война 1812 г. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | Генерал | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | география | Развитие и коррекция восприятия. |
45 | Нашествие Наполеона на Россию. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | Фельдмаршал, карьера | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | Чтение и развитие речи, география | |
46 | Бородинская битва | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | Генеральное сражение, ставка, флеши. | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями | география | Развитие и коррекция мышления. |
47 | Военный совет в Филях. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями. | Фураж | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», | география | Развитие и коррекция воображения. |
48 | Герои партизанской войны. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями | Партизанский отряд, рейд | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», | география | Развитие и коррекция речи. |
49 | Гибель армии Наполеона. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с заданиями, карта-схема. | Мундир | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», | география | Развитие и коррекция восприятия. |
50 | Военная слава 1812 г. в архитектурных памятниках. | 1 | Военная слава 1812 г. в архитектурных памятниках. иллюстрации | | Работа с иллюстрацией | | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
51 | Правление Александра 1 | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», карточки с опорными словами, портрет Александра 1 | Военные поселения, ракчеевщина, реакция, произвол, старец. | Работа с картой «Отечественная война 1812 года», | география | Развитие и коррекция речи. |
52 | Тайные общества. Северное тайное общество. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», , таблица «Тайные общества», иллюстрации. | Республика | Заполнение таблицы «тайные общества в России» | рисование Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
53 | Тайные общества. Южное тайное общество. | 1 | Карта «Отечественная война 1812 года», , таблица «Тайные общества», иллюстрации. | Переворот | Заполнение таблицы «тайные общества в России» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления |
54 | Восстание декабристов | 1 | Карточки с заданиями, иллюстрации. | Декабристы, присяга, каторга. | Беседа по иллюстраци, тексту учебника | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
55 | Расправа над декабристами. | 1 | Карточки с заданиями, иллюстрации. | Каторга. | Беседа по иллюстраци, тексту учебника | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
56 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | Карта «Крымская война», карточки с заданиями. | Бухта, эскадра, флотилия. | Работа с картой «Крымская война», таблица «Основные сражения» | география | Развитие и коррекция мышления. |
57 | Битва в Синопской бухте | 1 | Карта «Крымская война», карточки с заданиями. | Сестры милосердия | Работа с картой «Крымская война», таблица «Основные сражения» | география | Развитие и коррекция памяти. |
58 | Правление Александра II. | 1 | Карточки с заданиями. | Волость, волостной срароста, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных, присяжный поверенный. | Таблица «Реформы Александра 2» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти. |
59 | Отмена крепостного права. | 1 | Карточки с заданиями. | Манфест,надел, Выкупные платежи, круговая порука. | Работа с текстом учебника «Отмена крепостоного права» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти |
60 | Крестьянские бунты | 1 | Иллюстрации в учебнике | Временнообязанный крестьянин | Работа с текстом учебника «Отмена крепостоного права» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция мышления. |
61 | Жизнь крестьян после отмены крепостного права. | 1 | Иллюстрации в учебнике | Благотворительная деятельность, галерея. Конка, котелок, трактир. | Работа с текстом учебника | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
62 | Жизнь и труд рабочих, крестьян | 1 | Иллюстрации в учебнике | | Работа с текстом учебника | | Развитие и коррекция речи. |
63 | Правление Александра III. | 1 | Карточки с заданиями, портрет Александра3 | Кредит, экспорт, импорт. | Работа с текстом учебника «Правление Александра III» | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция восприятия. |
64 | XIX век — век развития науки и культуры | 1 | Репродукции картин, видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIXв.» | Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка. Телеграф, телефон, свита. Лицей, поэма, дуэль, роман. | Работа по плану урока | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы |
65 | Развитие российской промышленности. | 1 | Иллюстрации на стр.284-285 | Частный предприниматель, ассигнации | Аналитическая беседа, работа с текстом. | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти, внимания, речи. |
66 | Появление революционных кружков в России. | 1 | Иллюстрации на стр. 290-291 | Забастовка, интеллигенция, революционер. | Аналитическая беседа, работа с текстом | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти, внимания, речи. |
67 | Жизнь и быт русских купцов.Быт простых россиян в XIX веке. | 1 | Иллюстрации на стр.300-303., на стр.307-308. | Благотворительная деятельность, галерея. Конка, котелок, трактир. | Работа с текстом учебника Аналитическая беседа. | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. |
68 | Повторение и обобщение изученного. Итоговый урок. | 1 | Хронологическая таблица Карточки с заданиями | . | Аналитическая беседа, работа с текстом | Чтение и развитие речи | Развитие и коррекция памяти, внимания, речи. |