СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России 7-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России 7-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории России 7-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



Рассмотрено

на заседании ШМО







Руководитель ШМО______

Л. В. Косулина

Согласовано









Зам. директора МБОУ Катынская СШ____

И.Д. Воробьева

Утверждаю:









Директор МБОУ Катынская СШ______

Н.И. Старовойтова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

история России

6-9 класс

на 2020-2021 уч. год



Составитель:

Жулаева О. И., учитель истории и обществознания

Карпинский А.Я.,учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России (являющегося составной частью предмета ИСТОРИЯ) в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников И.Л.Андреева, И.Н. Фёдоров и др. издательства «Дрофа» на 40часов.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (7 класс).

Программа предполагает использование следующего учебника по Истории России:

  • История России XVIII век. 8 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа/ 2016

  • История России\XIX. 9 класс» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В. Амосова – М.: Дрофа/2017

Количество часов в неделю 6 класс-2 часа, 7 класс-3 часа, 8 класс-3 часа, 9 класс- 4 часа











Планируемые предметные результаты 6-9 класс

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

  • целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

  • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

  • способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Содержание курса История России 8 класс

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ

(54 часа)


Россия в эпоху преобразований Петра I

Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

22Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в мест- ном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централиза- ции и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.

Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

23Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.


После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов»

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет ми- нистров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.

Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в 1760—1790-х годах. Правление Екатерины II и Павла I

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по при влечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.

Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).

Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.


Культурное пространство

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.

Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.

М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.


Народы России в XVIII веке

Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.


Россия при Павле I

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола и о трехдневной барщине.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.

Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Понятия и термины1:

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщина». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духовные управления (мусульманские).


Персоналии2:

Государственные и военные деятели: Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Ф.М. Апраксин, А.П. Бестужев-Рюмин, Э.И. Бирон, Я.В. Брюс, А.П. Волынский, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, П. Гордон, Екатерина I, Екатерина II, Елизавета Петровна, Иван V, Иоанн VI Антонович, М.И. Кутузов, Ф.Я. Лефорт, И. Мазепа, А.Д. Меншиков, Б.К. Миних, А.Г. Орлов, А.И. Остерман, Павел I, Петр I, Петр II, Петр III, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, царевна Софья, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.П. Шафиров, Б.П. Шереметев.


Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования: Батырша (предводитель башкирского восстания), Г. Байер, В.И. Баженов, В. Беринг, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, Ф.Г. Волков, Е.Р. Дашкова, Н.Д. Демидов, Г.Р. Державин, М.Ф. Казаков, А.Д. Кантемир, Дж. Кваренги, И.П. Кулибин, Д.Г. Левицкий, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, И.Н. Никитин, Н.И. Новиков, И.И. Ползунов, Ф. Прокопович, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, В.В. Растрелли, Ф.С. Рокотов, Н.П. Румянцев, А.П. Сумароков, В.Н. Татищев, В.К. Тредиаковский, Д. Трезини, Д.И. Фонвизин, С.И. Челюскин, Ф.И. Шубин, И.И. Шувалов, П.И. Шувалов, М.М. Щербатов, С. Юлаев, С. Яворский.


События/даты3:

1682—1725 — царствование Петра I (до 1696 г. совместно с Иваном V)

1682-1689 — правление царевны Софьи

1682, 1689, 1698 — восстания стрельцов

1686 — Вечный мир с Речью Посполитой

1686–1700 – война с Османской империей

1687 — основание Славяно-греко-латинской академии в Москве

1687, 1689 — Крымские походы

1689 — Нерчинский договор с Китаем

1695, 1696 — Азовские походы

1697-1698 — Великое посольство

1700—1721 — Северная война

1700 — поражение под Нарвой

1703, 16 мая — основание С.-Петербурга

1705—1706 — восстание в Астрахани

1707—1708 — восстание Кондратия Булавина

1708—1710 — учреждение губерний

1708, сентябрь — битва при д. Лесной

1709, 27 июня — Полтавская битва

1711 — учреждение Сената; Прутский поход

1714 — указ о единонаследии

1714, 27 июля — Гангутское сражение

1718—1721 — учреждение коллегий

1718—1724 — проведение подушной переписи и первой ревизии

1720 — сражение у о. Гренгам

1721 — Ништадтский мир

1721 — провозглашение России империей

1722 — введение Табели о рангах

1722—1723 — Каспийский (Персидский) поход

1725 — учреждение Академии наук в Петербурге

1725-1727 – правление Екатерины I

1727-1730 – правление Петра II

1730-1740 – правление Анны Иоанновны

1733-1735 – война за Польское наследство

1736-1739 – Русско-турецкая война

1741-1743 – Русско-шведская война

1740-1741 – правление Иоанна Антоновича

1741-1761 – правление Елизаветы Петровны

1755 – основание Московского университета

1756-1763 – Семилетняя война

1761-1762 – правление Петра III

1762 – Манифест о вольности дворянской

1762-1796 – правление Екатерины II

1769-1774 – Русско-турецкая война

1770, 26 июня – Чесменское сражение

1770, 21 июля - сражение при Кагуле

1773-1775 – восстание Емельяна Пугачёва

1774 – Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей

1775 – начало губернской реформы

1783 – присоединение Крыма к России

1785 – Жалованные грамоты дворянству и городам

1787-1791 – Русско-турецкая война

1788 - Указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»

1788-1790 – Русско-шведская война

1790, 11 декабря – взятие Измаила

1791 – Ясский мир с Османской империей

1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой

1796-1801 – правление Павла I

1799 – Итальянский и Швейцарский походы русской армии


Содержание курса История России 9 класс


РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА 72 часа


Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.) Александровская эпоха: государственный либерализм


Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.


Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.


27Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.


Николаевское самодержавие: государственный консерватизм


Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни. Централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.


Крепостнический социум. Деревня и город


Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.


Культурное пространство


Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. «Золотой век» русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.


Пространство империи: этнокультурный облик страны


Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.


Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли


Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.


Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.) Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация


Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем


Востоке. Основание Хабаровска.


«Народное самодержавие» Александра III


Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.


Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность


Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности


в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.


Культурное пространство


Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.


Этнокультурный облик империи


Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.


30Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений


Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология


и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.


Кризис империи в начале ХХ века На пороге нового века: динамика и противоречия развития


Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) — пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.


Первая российская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма


Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров


с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906—1907 гг.


Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.


Общество и власть после революции


Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.


«Серебряный век» российской культуры


Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература на чала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.


Региональный компонент


Наш регион в XIX в.

Календарно-тематическое планирование

История России

8 класс (54 часа)


Тема урока


кол-во часов


Дата планируемая


Дата

фактическая

Домашнее задание

(инвариантная часть)

1.

Введение. Входная диагностика

1



с. 5-7

2-3.

Предпосылки петровский преобразований

2



с.8-13,18

4.

Начало петровских преобразований. Азовские походы. Великое посольство

2



с. 13-18

5.

Причины и начало Северной войны

1



с. 19-24

6.

Северная война: от Полтавы до Ништадта

1



с. 24-30, карта

7

Урок-практикум «Внешняя политика Петра I»

1

.


повторить § 2-3, рабочий лист, карта

8-9

Обновление России

2

.



§ 4-5

10-11

Общество и государство. Тяготы реформ.

2

.


§ 6

12-13.

«Новая Россия». Итоги реформ Петра I

2



с. 53-56, проект (с.644*)

14-15.

Преобразования в сфере культуры и быта

2



с. 56-63, проект (с.64*)

16-17

Защита проектов по теме «Россия в правление Петра I»

2



повторить § 1-7

18.

Урок контроля и коррекции знаний, умений по теме «Рождение Российской империи»

1

.


повторить записи в тетради

19.

Россия после Петра I

1



§ 8

20.

Царствование Анны Иоанновны

1



§ 9

21-22.

Правление Елизаветы Петровны: «дела государственные», внутренняя политика

2



с. 86-93

23-24.

Правление Елизаветы Петровны: социальная политика, развитие культуры и образования

2



с. 93-100

25-26.

Внешняя политика России в 1741-1762 гг.

2

.


§12, карта

27

Урок повторения и обобщения по теме «Россия в 1725-1762 гг.»

1



повторить §8-12

28.

Урок контроля и коррекции знаний, умений «Россия в 1725-1762 гг.»

1



с. 108-109

29-30.

Правление Петра III. Вступление на престол Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм».

2



c. 110-117, рабочий лист5**

31-32.

Экономические реформы Екатерины II. Уложенная комиссия

2



с. 117-124

33.

Пугачевское восстание

1



§ 15

34-35.

Жизнь империи в 1775-1796 гг.

2



§ 16-17

36-37.

Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: русско-турецкие войны

2



с. 141-149, карта

38-39.

Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: западное направление

2



с. 152-156, сообщения

40.

Урок-практикум «Русское военное искусство в XVIII веке»

1



с. 149-152, рабочие листы, с. 170 (документ)

41.

Рубеж веков. Павловская Россия: внутренняя политика Павла I

1



c. 157-161

42-43.

Рубеж веков. Павловская Россия: внешняя политика Павла I

2



с. 161-170

44.

Урок повторения и обобщения «Россия в период правления Екатерины II и Павла I»

1



повторить § 13-21

45.

Урок контроля и коррекции знаний, умений «Россия в период правления Екатерины II и Павла I»

1



повторить записи в тетради

46-47.

Культура России 2-й половины XVIII века

2

.


§ 22-23, рабочий лист

48.

Быт России в XVIII веке

1



§ 24, проекты

49-50.

Защита проектов по теме «Культура и быт России в XVIII веке»

2



повторить § 1-12

51.

XVIII век, блестящий и героический

1

.


§ 25, повторить § 13-24

52-53.

Урок итогового повторения и обобщения «Россия в конце XVII – XVIII веке»

2



повторить даты, термины, правителей

54.

Итоговый урок «Россия в конце XVII – XVIII веке»

1






КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ история России 9 класс 72часа



Кол-во часов

Тема урока

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата


план

факт

1

1

Введение


Первая половина XIX в. Вторая

половина XIX в. Начало ХХ в.


С. 3—11



2

1

Развитие сельского хозяйства России в первой половине XIX в.



Наш край в начале XIX века.

Кризис крепостнической системы, его особенности и проявления. Попытки преодоления кризиса


§1



3

1

Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине XIX в.


Влияние крепостного права на развитие промышленности. Начало промышленного переворота, его последствия. Внутренняя и внешняя торговля, финансовая система


§2



4-5

2

Внутренняя

и внешняя

политика России в 1801—1811 гг.


Личность нового императора.

«Негласный комитет». Реформы

М. М. Сперанского. Причины

свертывания реформ. Внешняя политика в 1801—1811 гг. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия


§3



6-9

4

Отечественная

война 1812 г.

Начало отечественной войны. Сражение под Красным. Сражение за Смоленск (16 -18 августа). Партизанское движение и народные ополчения на территории края

Наступление русской армии и изгнание интервентов со Смоленщины (сражение у Вязьмы и Ляхово, бой под Красным). Памятники и памятные места войны 1812 го да. Итоги оккупации.








Начало войны. Планы и силы сторон. Рост сопротивления русских войск.

Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Тарутинский маневр. Патриотический подъем. Герои

войны. Партизанское движение.

Гибель «Великой армии». Заграничный поход русской армии

§4



10-11

2

Внешняя и внутренняя политика России в 1815—1825 гг

Восстановление хозяйства. Военные поселения на Смоленщине.

Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Отказ от преобразований. Усиление политической реакции в начале 820-х годов. Основные итоги внутренней

политики Александра I


§5



12

1

Общественная жизнь в России в первой четверти XIX в.




Консервативная общественная мысль. Идеология декабристов. 8

Тайные общества, их деятельность и эволюция


§6



13-14

2

Восстание декабристов и его значение

Декабристы и Смоленщина (1 ч).

Северное и Южное общества. Конституционные проекты. Междуцарствие. Восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. Восстание Черниговского полка. Историческое значение и последствия восстания декабристов

§7



15-16

2

Охранительный курс

Николая I во внутренней политике

Личность императора Николая I. Централизация управления, насаждение военной дисциплины, патернализм. Идеология режима.

Охранительные мероприятия. Кодификация законодательства.

Борьба с вольнодумством

§8



17

1

Политика правительства

в социально-экономической сфере

Поддержка дворянства. Крестьянский

вопрос. Реформа управления государственными крестьянами. Денежная реформа

§ 9



18-19

2

. Россия в «европейском

оркестре» в 1826—1856 гг. Крымская война


Основные направления внешней политики. Восточный вопрос. Кавказская война. Россия и революционное движение в Европе.

Крымская война. Парижский мир

1856 г.

§10



20

1

Общественно-

политическая жизнь России 1830—1840-х гг.


«Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и его значение. Западничество. Славянофильство. Проникновение социалистических идей в Россию. Петрашевцы. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Теория русского (общинного) социализма»

§ 11



21-23

3

Просвещение и наука

Культура края в первой половине XIX века (1 ч).

Правительственная политика в сфере просвещения. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Русские первооткрыватели и путешественники. Развитие гуманитарных наук.

§12



24-25

2

Литература как главное действующее лицо российской культуры


Сентиментализм. Романтизм. Утверждение реализма. Журналы и журналисты. Роль «толстых» журналов в общественной жизни


§13



26-27

2

Архитектура, живопись, музыка, театр


Архитектура. Ансамблевая застройка городов. Классицизм и ампир. Переход к эклектике. Русско-византийский стиль. Классицизм, романтизм и реализм в живописи. Развитие скульптуры. Становление русской национальной музыкальной школы. Русское театральное искусство.

Литература и художественная культура народов России

§14



28

1

Повторение и контроль


Итоги уроков 1—15





29-34

6

Отмена крепостного права

Накануне падения крепостного права (3ч)

Отмена крепостного права. Реформы 1860 - 1870-х годов (1 ч).

Личность Александра II. Необходимость и предпосылки реформы. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения

Крестьянской реформы, ее значение


§15



35-37

3

Реформы 1860—1870-х

Годов

Народное хозяйство и социальные отношения во второй половине XIX века (2ч).


Судебная реформа. Создание местного самоуправления. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Военная реформа. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Значение реформ. Незавершенность реформ

§16



38

1

Внешняя политика

Александра II


Основные направления. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Политика России

в Средней Азии. Дальневосточная политика. Итоги царствования

Александра II


§17



39

1

Либеральный и революционный

общественно-политические лагери в 1860—1870-е годы


Особенности российского либерализма середины 1850—

1860-х годов. Либералы и власть.

Революционно-демократическое движение. Экстремисты

§18



40-41

2

Направления в народничестве

Общественно-политическая жизнь Смоленщины второй половины XIX века (1 ч).

§19



42

1

Внутренняя политика Александра III


Личность Александра III. Начало

нового царствования. К. П. Победоносцев. Политика в отношении крестьянства и рабочих. Политика в области просвещения и печати. Укреп-

ление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление

§20



43-44

2

Внешняя политика

Александра III


Особенности внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Российско-германские противоречия. Сближение России и Франции

§21



45-46

2

Массовое и революционное движение в 1880-х —

начале 1890-х годов


Консерватизм. М. Н. Катков и его взгляды. Либералы в 1870—1880-е годы. Разногласия в либеральном лагере. Изменения в либеральном движении после 1881 г. Кризис революционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Морозовская стачка. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда». Революционный и «легальный» марксизм

§22



47

1

Религиозная политика

в России в XIX в.


Светская власть и Церковь. Религиозная политика Александра I, Николая I, Александра II и Александра III


§23





48

1

Развитие сельского

хозяйства


Пути развития капитализма в деревне. Расслоение крестьянства. Помещичьи

хозяйства в новых условиях. Отработочная система. Успехи и трудности в развитии сельского хозяйства

§24



49

1

Промышленность, банковское дело, торговля,

транспорт


Рост промышленного производства, его особенности. Железнодорожное строительство. Привлечение иностранного капитала. Протекционизм. Государственный банк и коммерческие банки. Развитие торговли

§25



50-51

2

Повседневная жизнь

Основных слоев населения страны в XIX в.


Жизнь крестьян. Изменения в деревенской жизни. Дворянство до и после освобождения крестьян. Быт духовенства. Жизнь и быт городских

верхов и низов

§26



\52-53

2

Просвещение

и наука

Культурная жизнь Смоленского края во второй половине XIX века (1)

Развитие системы образования.

Правительственная политика в сфере образования. Книгоиздание и развитие

Периодической печати. Успехи естественных наук. Географы и путешественники. Языкознание

и фольклористика. Историческая

наука. Русское историческое общество


§27



54

1

Периодическая печать

и литература


Либеральная и консервативная

публицистика. Реализм в литературе. Мировое значение русской литературы второй половины XIX в.

Литература народов России

§28



55-56

2

Новые течения в архитектуре, живописи,

театральном искусстве,

музыке

Значение деятельности передвижников. «Новая эра русской скульптуры». Особенности развития архитектуры. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский. Русский драматический театр. Художественная культура народов России

§29



57

1

Экономическое

Развитие России


Россия в мировой системе. Индустриализация. Роль государства в экономике России. Финансы. Иностранный капитал. Развитие сельского хозяйства




§30



58

1

Социальные, религиозные и национальные отношения в империи


Территория и население. Религиозный состав населения. Национальный вопрос. Положение крестьянства и рабочих. Особенности дворянства и предпринимательских слоев. Нарастание общественных противоречий


§31



59

1

Государство и общество

на рубеже веков


Николай II и самодержавная государственность. Нарастание оппозиционных настроений. Борьба революционеров против

самодержавия. Внешняя политика России в начале ХХ в. Русско- японская война. Взаимоотношения власти и общества

§32



60

1

Государство и общество

на рубеже веков


§33



61-62

2

1905 год — революция

и самодержавие


Начало революции и ее особенности. Развитие революционного процесса.

Советы депутатов. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийская политическая

стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Восприятие Манифеста русским обществом. Декабрьские вооруженные восстания

§34



63-64

2

Начало многопартийности


Революционные партии. Либеральные партии и организации. Правомонархи-

ческие партии. Национальные партии и организации социал-демократов и эсеров; большевиков и меньшевиков;

кадетов и октябристов, выявляя

сходство и различия между ними

§35



65-66

2

Завершающий период

революции


Основные государственные законы 1906 г. Развитие революции в 1906—1907 гг. I и II Государственная дума


§36



67-69

3

Общество и власть

после Первой российской революции


Правительственная программа

П. А. Столыпина. Личность реформатора. Аграрная реформа: цели, основные мероприятия, итоги и значение. Сопротивление реформе. Новый избирательный закон. III Госу-

дарственная дума. IV Государственная дума. Нарастание социальных противоречий


§37



70

3

«Серебряный век» русской культуры

Особенности развития образования и науки. Развитие литературы. Поэзия

«Серебряного века». Изобразительное искусство. Архитектура. Скульптура.

Драматический театр. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Первые шаги российского кинематографа. Развитие спорта


§38-39



71-72

2

Повторение

и контроль


Итоги уроков 17—40








1 В соответствии с Историко-культурным стандартом

2 В соответствии с Историко-культурным стандартом

3 В соответствии с Историко-культурным стандартом

4 * Обучающимся предлагается выбрать для выполнения проект по теме урока 10 ИЛИ урока 11, могут быть выбраны как темы, предложенные на с. 64 учебника, так и иные.


5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!