СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 6 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС,ориентирована на линию учебников по истории России Торкунова А.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 6 класса»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирновская средняя школа имени Сергея Юрьевича Пядышева

(МБОУ Мирновская СШ)


«Рассмотрена»

на заседании ШМО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО


___________________________


Протокол № ______ от ______________ 2017


«Согласована»



Заместитель директора по учебной работе


_______________________Н.П.Пузакова

«______»_____________________2017


«Утверждена»


Директор школы


____________________ Т.Н.Барашкова


Приказ № __________


от «______» _____________________2017


Рабочая программа

по истории 6 ф класса (базовый уровень)

2017-2018 учебный год


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

  2. Рабочие программы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной. (6-9 классы). – М.: Просвещение, 2016;

  3. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014.

Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. Просвещение, 2015 год;

Количество часов: всего__68___ часов

в неделю__2__ часа

Учитель: Краличкина Елена Валентиновна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

1.Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования пр. МО и Н РФ от 17.12.2010 №1897.

2.Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012;

3. Рабочие программы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной. Предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова под редакцией А.В. Торкунова в основной школе (6-9 классы). – М.: Просвещение, 2016;

4. Рабочие программы по всеобщей истории к предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2014.

5. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации образовательного процесса.

6. Учебного плана МБОУ Мирновской СШ на 2017-2018 учебный год.

7. Учебного календарного графика МБОУ Мирновской СШ на 2017-2018 учебный год.

8. Учебно-методического комплекса по истории.


Информация об учебно-методическом комплексе:

Данный вариант рабочей программы обеспечен учебниками для общеобразовательных учреждений:

1. Учебник Всеобщая история, история средних веков ,6 класс, Е.В.Агибалова, Г.М.Донской М. «Просвещение» 2014

2.

3. Рабочая тетрадь(часть1-2) История России с древнейших времен до конца XVI в,:6 класс, А.А.Данилова, Л.Г.Косулина М, Просвещение» 2015 г


ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы по истории:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты освоения программы по истории:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметныерезультаты освоения программы по истории:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Представленная программа реализуется в соответствии с нормативами базисного учебного плана, в котором на предмет « История» отводится 2 часа в неделю (всего 68 часов), из них 37 часов отводится на историю России, 31 на всеобщую историю.


ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (31 час)

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных

о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятия и образ жизни германской общины. Германские традиции и семья. Родоплеменная организация германцев. Разложение родового строя и усиление расслоения в общине. Выделение знати. Изменения в отношениях германцев. Древние германцы и Римская империя. Римский историк Тацит о германском образе жизни. Великое переселение народов. От набегов к военным походам и завоеваниям римских территорий германцами. Нашествие кочевников. Гунны и германцы. Аттила — воинственный вождь гуннов. Войны как часть стиля жизни племени. Изменение роли вождя и дружины. Верования германцев. Ослабление Римской империи и последующий её раздел под натиском варваров. Трагическое вандальское нашествие на Вечный город. Падение Западной Римской империи. Исторический рубеж древности и Средневековья. Роль вторжения германских племён в границы ослабевшей Западной Римской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VIVIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки.Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папская область.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европей-ских правителей. Папа римский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал «варварских» народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Отсутствие единства в новых государствах. Феодальная раздробленность. Укрепление самостоятельности франкской знати в их владениях. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. Феодальные междоусобицы и их последствия. Система вассалитета — феодальная лестница. «Вассал моего вассала — не мой вассал». Феодальное право укрепляло право феодальной собственности.

Западная Европа в IXXI вв. Франция в IXXI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Король и феодалы. Владения короля — его домен.

Германия в IX—XI вв. Внешняя опасность как фактор усиления власти германского монарха. Венгры и германское государство. ОттонI. Ещё одно восстановление древней Римской империи — Священная Римская империя. Италия и Германия.

Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси. Борьба англосаксов с норманнами. Захват Лондона датчанами. Король Альфред Великий: его оборонительная политика против датчан. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Образование герцогства Нормандия на севере Франции. Проникновение норманнов в Средиземное море. Создание ими Сицилийского королевства. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Учения Пифагора, Фалеса: взгляд средневековых учёных. Отсутствие единых летоисчисления, календарей, систем измерений, меры веса и др. Служители церкви — хранители знаний и письменности. Неграмотность населения Европы. Карл Великий и короткая вспышка Каролингского Возрождения. Монах Алкуин и его роль в распространении грамотности в Франкской империи. «Дворцовая академия». Карл Великий — созидатель и архитектор. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях, соборах. Латинский язык в Средние века — язык образованности и культуры. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие искусства рукописных книг. Искусство книжной миниатюры. Библия — книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».

Планируемые результаты обучения:



Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов; король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал; домен, империя, миссионеры, датские деньги; книгопечатанье, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы.

Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы; давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого; анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.


Тема 2. Византийская империя и славяне в VIXI вв.

Византия при Юстиниане

Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евроазийский облик и характер нового государства. Константинополь — столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия — единое монархическое госу-дарство. Император — правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма — храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм — дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь — «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий IIБолгаробойца. Соперничество Византии II Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и БолеславаIХраброго.


Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон; вече.

Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи; называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры.


Тема 3. Арабы в VIXI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка —центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами.

Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивле-ние арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов.


Тема 4. Феодалы и крестьяне

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура.

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство; замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.

Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников; описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов — гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Университеты как явление городской среды и средневекового пространства.

Развлечения горожан. Городское сословие в Европе — носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство; с помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Тема 6. Католическая церковь в XIXIII вв.

Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовнорыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена; крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью; называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку.


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским БонифациемVIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От заво-евания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини. Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Чёрная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: её победы и последствия. ГильомКаль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание УотаТайлера в Англии. Итоги и значение восстания.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти в Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII —король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Горквемада. Аутодафе.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия; суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента; партизанская война; централизованное государство, диалект; реконкиста, аутодафе; булла.

Получат возможность научиться называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов; извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод; назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк; определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику; называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей; объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров.


Тема 8. Германия и Италия в XIIXV вв.

Усиление власти князей в Германии. Подъём хозяйства и Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Завоевание полабских и поморских крестьян. Священная Римская империя и княжества в XIV в.

Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла как документ, закрепивший феодальную раздробленность страны.

Ослабление внутренних связей между княжествами. От династии Люксембургов к династии Габсбургов: утрата учреждений и авторитета имперской власти. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIVXV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии и Священной Римской империи. Экономический подъём чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце.

Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Византийская империя — потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. МилошОбилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. МехмедII Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм; турки-османы.

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сраженияназывать причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания.


Тема 10. Культура Западной Европы в XIXV вв.

Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Поло. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Университет как корпорация людей интеллектуального труда. Устройство университета. Схоластика — религиозная философия. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и доказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Спор философа-схоласта Пьера Абеляра и его оппонента Бернара Клервоского. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение — методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература — литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образцы средневекового изобразительного искусства — памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совершенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика; Возрождение, гуманисты;

Получат возможность научиться называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры; называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов.


Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековый Китай. Империя Тан — единое государство. Император — «Сын неба». Население страны — подданные одного господина — императора. Подчинение соседей власти империи. Широкие сухопутные и морские торговые связи. Захват чиновниками, военными государственных земель. Образование крупных поместий. Усиление позиций феодалов. Развитие феодальных отношений. Нарастание недовольства крестьян перераспределением земли. Борьба за права на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монгольская опас-ность. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Восстановление и развитие городов. Художественные ремёсла. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Образование и научные знания. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Единое культурное наследие древности как основа единства государства в эпоху Средневековья. Установление феодальных отношений. Государственная и местная власть. Раджи. Индуистская религия. Брахманы. Крестьянство. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Ослабление страны. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Образование самостоятельных мусульманских государств на территории Индии. Делийский султанат и разгром его Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Торговля и связи с другими странами. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Архитектура, скульптура и живопись. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи. Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра.

Государства и народы доколумбовой Америки. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Достижения в хозяйстве, изучении природы. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.

Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.


Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, Варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций; называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций.


ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ (37 часов)

Введение. Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Образование государства Русь. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение, государство, народ, народность, дань, плуг, вече, колонизация, народное ополчение, язычество, правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования, показывать на карте первые русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников, составлять развернутый план изложения темы, показывать на карте первые государства соседей восточных славян, извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать быт и нравы, определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси.


Русь в конце X — начале XII в. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства, монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в греки», христианство, единобожие, Русская правда, династический брак, усобица, определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды, резиденция, митрополит, граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска, изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи.

Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у славян, характеризовать политику первых русских князей, значение реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава, анализировать причины принятия христианства, характеризовать политику Владимира, понимать значение принятия христианства дя дальнейшего развития русских земель, характеризовать политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников, свободно излагать подготовленные сообщения по теме, характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси, характеризовать черты культуры стран Европы, выделять особенности культуры Руси, описывать жилища, одежду, быт различных слоев населения, определять термины, изученные в теме, составлять варианты рассказа о развитии родного края в древности.


Русь в середине ХII — начале XIII в. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель — самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

Планируемые результаты обучения:

Научатся давать определения терминам: раздробленность, кочевники, аскетизм, архитектурный ансамбль, вече, республика, монументальный, определять термины, изученные в теме.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси, характеризовать политику владимиро-суздальских князей, выделять особенности управления Новгородской республикой, формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия населения, характеризовать особенности республиканского правления, характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского, Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и особенности развития южных и юго-восточных княжество, определять причины раздробленности Руси, положительные и отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников.


Русские земли в середине XIII — XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.

Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Планируемые результаты обучения:

Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи, стан, фураж, иго, дань, ополчение, засадный полк, агрессия, владычество, ярлык, баскак, диалект, уния, слобода, стан; называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников; административные здания, кафтан, полати, харчевня; определять термины, изученные в главе, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры.

Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской империи для народов Евразии; показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке; определять значение победы русских войск в борьбе с крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами битв; давать характеристику политики А Невского в отношениях с Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского завоевания; выделять особенности образования Литовского государства, характеризовать особенности религиозной политики литовских князей, формулировать этапы и особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей; анализировать причины возвышения Московского княжества, характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической личности И. Калиты; характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского, описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы; давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв.; давать характеристику русского дома, называть предметы одежды, составлять рассказ «В ожидании гостей».


Формирование единого Русского государства. Политическая карта русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского государства.

Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Планируемые результаты обучения:

Научатся определять термины: централизация; поместье, помещик, служилые люди; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак; Боярская Дума, воевода, герб, держава, кормление, местничество, налоги, скипетр, Шапка Мономаха; автокефалия, догмат, ересь, митрополит; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин; называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников; проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему.

Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры европейских стран; выделять изменения в системе землевладения, характеризовать развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси, работать с картой; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств, образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью; выделять изменения в системе управления государством, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ивана III, понимать значение политики Ивана III для дальнейшего объединения Руси, работать с картой; характеризовать значение русской православной церкви, давать оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения; давать общую характеристику культуры XIV-XV вв.; выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения.


Понятия и термины:

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Подсечно-огневая система земледелия, перелог, двухполье, трёхполье. Натуральное хозяйство и рынок. Город. Концы и улицы (Новгород). Село. Дань, полюдье. Монархия, республика. Князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские. Дружина. «Люди градские», «гражане». Купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх. Автокефалия (церковная). Десятина. Раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк. Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. Централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб.


Персоналии:

Рюрик. Аскольд и Дир. Олег. Игорь. Ольга. Святослав Игоревич. Владимир Святой. Борис и Глеб. Святополк Окаянный. Ярослав Мудрый. Ярославичи: Изяслав, Святослав, Всеволод. Всеслав Полоцкий. Святополк Изяславич. Владимир Мономах. Мстислав Великий. Ярослав Осмомысл. Роман Мстиславич. Даниил Галицкий. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Мстислав «Удатный». Игорь Святославич. Чингисхан. Батый (Бату-хан). Юрий Всеволодич. Ярослав Всеволодич. Михаил Всеволодич Черниговский. Александр Невский. Даниил Московский. Михаил Ярославич Тверской. Юрий Данилович. Иван Калита. Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Ягайло. Витовт. Узбек. Мамай. Тохтамыш. Едигей. Тимур. Дмитрий Донской. Василий I. Василий Тёмный.  Иван III.

Кирилл и Мефодий. Кий. Митрополит Иларион. Нестор. Даниил Заточник. Сергий Радонежский. Стефан Пермский. Митрополиты Пётр, Алексий, Иона. Софья Витовтовна. Юрий Дмитриевич. Дмитрий Шемяка. Феофан Грек. Андрей Рублев.  ЕвфимийII (новгородский архиепископ). Марфа Борецкая. София (Зоя) Палеолог. Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти.

События/даты:

VI-IX вв. — расселение славян по территории Восточной Европы

860 – поход Руси на Константинополь

862 – «призвание» Рюрика

882 – захват Олегом Киева

907 – поход Олега на Константинополь

911 – договор Руси с Византией

941 – поход Игоря на Константинополь

944 – договор Руси с Византией

964-972 – походы Святослава

978/980-1015 – княжение Владимира Святославича в Киеве

988 – крещение Руси

1015-1026 – усобицы между сыновьями Владимира

1016-1018 и 1019-1054 – княжение Ярослава Мудрого

XI в. – Правда Русская (Краткая редакция)

1068 – восстание в Киеве

1097 – Любечский съезд

1113 – восстание в Киеве, «Устав» Владимира Мономаха

1113-1125 – княжение в Киеве Владимира Мономаха

1125-1132 – княжение в Киеве Мстислава Великого

1130-е – завершение разделения Руси на земли

Начало XII в. – «Повесть временных лет»

XII в. – Правда Русская (Пространная редакция)

1147 – первое упоминание Москвы

1185 – поход Игоря Святославича на половцев

1199 – объединение Галицкой и Волынской земли

1223 – битва на р. Калке

1237-1241 – завоевание Руси Монгольской империей

1240, 15 июля – Невская битва

1242, 5 апреля – Ледовое побоище

1242-1243 – образование Золотой Орды

1325-1340 – княжение Ивана Калиты.

1327 – антиордынское восстание в Твери

1359-1389 – княжение Дмитрия Донского

1378, 11 августа – битва на р. Воже

1380, 8 сентября – Куликовская битва

1382 – разорение Москвы Тохтамышем

1383-1389 – закрепление великого княжения Владимирского за московским княжеским домом

1389 – 1425 – княжение Василия I

1395 – разгром Золотой Орды Тимуром

1410, 15 июля – Грюнвальдская битва

1425-1453 – междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 – княжение Василия II

1448 – установление автокефалии Русской церкви

1462-1505 – княжение Ивана III

1472 – прекращение выплаты дани в Орду

1478 – присоединение Новгородской земли к Москве

1480 – «стояние» на р. Угре

1485 – присоединение Тверского великого княжества к Москве

1487-1503 – присоединение Чернигово-Северской и части Смоленской земель

1497 – принятие общерусского Судебника












Таблица тематического распределения часов на уровень обучения:

п\п

Перечень и название раздела, тем курса

Перечень и название тем

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей

программе

Количество

контрольных (практических.

лабораторных')

работ

1

Введение


1

1




Живое средневековье


1



Тема I. Становление средневековой Европы (VI-XI века)


5

5


1


Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках


1


2


Христианская церковь и раннее средневековье


1


3


Возникновение и распад империи Карла Великого


1


4


Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвеках


1


5


Англия в раннее Средневековье


1



Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках


3

3


1


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами


1


2


Культура Византии


1


3


Образование славянских государств


1



Тема III. Арабы в VI-XI веках


2

2


1


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад


1


2


Культура стран халифата


1



Тема IV. Феодалы и крестьяне


2

2


1


Средневековая деревня и ее обитателя


1


2


В рыцарском замке


1



Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе


2

2


1


Формирование средневековых городов. Городское ремесло


1


2


Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни


1



Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках Крестовые походы


2

2


1


Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики


1


2


Крестовые походы


1



Тема VII.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века)


7

6


1


Как происходило объединение Франции


1


2


Что англичане считают началом своих свобод


1


3


Столетняя война


1


4


Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии


1


5


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове


1


6


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках


1



Тема VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках


2

2


1


Гуситское движение в Чехии


1


2


Завоевание турками-османами Балканского полуострова


1



ТемаIX. Культура Западной Европы в Средние века


5

4


1


Образование и философия


1


2


Средневековая литература. Средневековое искусство


1


3


Культура раннего Возрождения в Италии


1


4


Научные открытия и изобретения


1



ТемаX. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века


1

1


1


Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства народы Африки и доколумбовой Америки


1



Итоговое повторение курса «История средних веков»

Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»

1

1

контроль знаний –

тестирование

1

Введение


1

1




Наша Родина – Россия


1



Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности


5

4


1


Древние люди и их стоянки на территории современной России


1


2


Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники


1


3


Образование первых государств


1


4


Восточные славяне и их соседи. Повторительно-обобщающий урок по теме I


1

контроль знаний –

тестирование


Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.


11

10


1


Первые известия о Руси


1


2-3


Становление Древнерусского государства


2


4


Правление князя Владимира. Крещение Руси


1


5


Русское государство при Ярославе Мудром


1


6


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах


1


7


Общественный строй и церковная организация на Руси


1


8


Культурное пространство Европы и культура Древней Руси


1


9


Повседневная жизнь населения


1


10


Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II


1

контроль знаний –

тестирование


Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.


5

4


1


Политическая раздробленность в Европе и на Руси


1


2


Владимиро-Суздальское княжество


1


3


Новгородская республика


1


4


Южные и юго-западные русские княжества. Повторительно-обобщающий урок по теме III


1



Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.


10

9


1


Монгольская империя и изменение политической картины мира


1


2


Батыево нашествие на Русь


1


3


Северо-Западная Русь между Востоком и Западом


1


4


Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура


1


5


Литовское государство и Русь


1


6


Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси


1


7


Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва


1


8


Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.


1


9


Повторительно-обобщающий урок по теме IV


1

контроль знаний –

тестирование


Тема V. Формирование единого Русского государства


8

8


1


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.


1


2


Московское княжество в первой половине XV в.


1


3


Распад Золотой Орды и его последствия


1


4


Московское государство и его соседи во второй половине XV в.


1


5


Русская православная церковь в XV — начале XVI в.


1


6


Человек в Российском государстве второй половины XV в.


1


7


Формирование культурного пространства единого Российского государства


1


8


Повторительно-обобщающий урок по теме V


1

контроль знаний –

тестирование


Итоговое повторение курса «История России»



1

контрольная работа

Описание материально-технического обеспечения

1.Карты по истории средних веков.(5-15вв)

2.Карты по истории России с древнейших времен до конца 16в.

3. Ноутбук

4. Диапроектор

5.Экран

6.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия Средние века. Виртуальная школа.( Диск)

7.Повторение и контроль знаний. История России 6класс. Электронный тренажер. Планета.



Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. Москва. «Аванта+». 1994г

  2. Российская императорская библиотека. Н.М.Карамзин. История государства Россиского.М,Эксмо,2013г

  3. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М, Эксмо 2009г

  4. А.Петрушевский .Рассказы про старое время на Руси. 2010г

  5. Страницы истории нашей Родины. В.Бахревский . И светом чудным озарены. Изд-во «Малыш» М., 1994г

  6. Чудесные истории о Карле Великом и его рыцарях. для сред. и стар.шк. возраста (перевод с французского) Минск, Книжный дом.

  7. Симонова Е.В. История государства и народов России .Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной М,2010г


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


  1. http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  3. http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

  4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

  5. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  6. http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

  7. http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания

  8. http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

  9. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  10. http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

  11. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

  12. http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

  13. http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

  14. http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

  15. http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»

  16. http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  17. http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  18. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

  19. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

  20. Дополнительные Интернет-ресурсы

  21. hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

  22. http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

  23. http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

  24. http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»

  25. http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

  26. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

  27. http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»

  28. http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

  29. http://www.lib-history.info - историческая библиотека

  30. http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»

  31. http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения

  32. http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Дата проведения


Тема урока


Тип урока


Количество часов

План

Факт

Введение ( 1 час)

1

04.09


Живое средневековье

Вводный урок

1

Тема I. Становление средневековой Европы (VI-XI века) (5 часов)

2

06.09


Образование варварских королевств. Государство франков в VI-XI веках

Урок изучения нового материала

1

3

11.09


Христианская церковь и раннее средневековье

Комбинированный

1

4

13.09


Возникновение и распад империи Карла Великого

Комбинированный

1

5

18.09


Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвеках

Комбинированный

1

6

20.09


Англия в раннее Средневековье

Комбинированный

1

Тема II. Византийская империя и славяне в VI-XI веках (3 часа)

7

25.09


Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

Урок изучения нового материала

1

8

27.09


Культура Византии

Комбинированный

1

9

2.10


Образование славянских государств

Комбинированный

1

Тема III. Арабы в VI-XI веках (2 часа)

10

04.10


Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Урок изучения нового материала

1

11

09.10


Культура стран халифата

Комбинированный

1

Тема IV. Феодалы и крестьяне (2 часа)

12

11.10


Средневековая деревня и ее обитателя

Комбинированный

1

13

16.10


В рыцарском замке

Комбинированный

1

Тема V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

14

18.10


Формирование средневековых городов. Городское ремесло

Урок изучения нового материала

1

15

23.10


Торговля в средние века. Горожане и их образ жизни

Комбинированный

1

Тема VI. Католическая церковь в XI-XIII веках Крестовые походы (2 часа)

16

25.10


Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Урок изучения нового материала

1

17

6.11


Крестовые походы

Комбинированный

1

Тема VII.Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (6 часов)

18

09.11


Как происходило объединение Франции

Урок изучения нового материала

1

19

13.11


Что англичане считают началом своих свобод

Комбинированный

1

20

15.11


Столетняя война

Комбинированный

1

21

20.11


Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии

Комбинированный

1

22

22.11


Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Комбинированный

1

23

27.11


Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках

Комбинированный

1

Тема VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (2 часа)

24

29.11


Гуситское движение в Чехии

Урок изучения нового материала

1

25

04.12


Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Комбинированный

1

ТемаIX. Культура Западной Европы в Средние века (4 часа)

26

06.12


Образование и философия

Урок изучения нового материала

1

27

11.12


Средневековая литература. Средневековое искусство

Комбинированный

1

28

13.12


Культура раннего Возрождения в Италии

Комбинированный

1

29

18.12


Научные открытия и изобретения

Комбинированный

1

ТемаX. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (1 час)

30

20.12


Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства народы Африки и доколумбовой Америки

Урок изучения нового материала

1

Итоговое повторение курса «История средних веков» (1 час)

31

25.12


Повторительно-обобщающий урок по курсу «История средних веков»

Контроль знаний

1

Введение (1 час)

32

27.12


Наша Родина – Россия

Вводный урок

1

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 часа)

33

15.01


Древние люди и их стоянки на территории современной России

Урок изучения нового материала

1

34

17.01


Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

Комбинированный

1

35

22.01


Образование первых государств

Комбинированный

1

36

24.01


Восточные славяне и их соседи. Повторительно-обобщающий урок по теме I

Комбинированный

1

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (10 часов)

37

29.01


Первые известия о Руси

Урок изучения нового материала

1

38

31.01


Становление Древнерусского государства

Комбинированный

1

39

5.02


Становление Древнерусского государства

Комбинированный

1

40

07.02


Правление князя Владимира. Крещение Руси

Комбинированный

1

41

12.02


Русское государство при Ярославе Мудром

Комбинированный

1

42

14.02


Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

Комбинированный

1

43

19.02


Общественный строй и церковная организация на Руси

Комбинированный

1

44

21.02


Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

Комбинированный

1

45

26.02


Повседневная жизнь населения

Комбинированный

1

46

28.02


Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

Комбинированный

1

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (4 часа)

47

05.03


Политическая раздробленность в Европе и на Руси

Урок изучения нового материала

1

48

07.03


Владимиро-Суздальское княжество

Комбинированный

1

49

12.03


Новгородская республика

Комбинированный

1

50

14.03


Южные и юго-западные русские княжества. Повторительно-обобщающий урок по теме III

Комбинированный

1

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (9 часов)

51

19.03


Монгольская империя и изменение политической картины мира

Урок изучения нового материала

1

52

21.03


Батыево нашествие на Русь

Комбинированный

1

53

2.04


Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Комбинированный

1

54

4.04


Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Комбинированный

1

55

09.04


Литовское государство и Русь

Комбинированный

1

56

11.04


Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

Комбинированный

1

57

16.04


Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

Комбинированный

1

58

18.04


Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Комбинированный

1

59

23.04


Повторительно-обобщающий урок по теме IV

Контроль знаний

1

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 часов)

60

25.04


Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Урок изучения нового материала

1

61

30.04


Московское княжество в первой половине XV в.

Комбинированный

1

62

02.05


Распад Золотой Орды и его последствия

Комбинированный

1

63

07.05


Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

Комбинированный

1

64

14.05


Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Комбинированный

1

65

16.05


Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Комбинированный

1

66

21.05


Формирование культурного пространства единого Российского государства

Комбинированный

1

67

23.05


Повторительно-обобщающий урок по теме V

Контроль знаний

1

68

28.05


Итоговое повторение курса «История России»

Контроль знаний

1






Всего 68 часов











ЛИСТ КОРРЕКЦИИ


№ урока

Причина коррекции

Коррекционные мероприятия

Дата















































Приложение 1.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в 6 классе

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки обучающегося, формируемой средствами конкретного предмета.

Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность обучающегося к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения обучающимся метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность обучающегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.


Нормы оценок.

Оценка устных ответов обучающегося

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающегося по обществознанию. Развёрнутый ответ обучающегося должен пред­ставлять собой связное, логически последовательное сообщение на задан­ную тему, показывать его умение применять определения, правила в кон­кретных случаях.

При оценке ответа обучающегося надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если обучающийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке обучающегося, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.

В контрольной работе выставляется одна оценка .

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется ру­ководствоваться следующим:

О т м е т к а "5" ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.

О т м е т к а "4" ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.





1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!