Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коён»
Искитимского района Новосибирской области
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей предметников протокол № 1 от 30 августа 2021 г | СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР ___________________ Н.Н.Пчелинцева |
Рабочая программа
предмета « История»
для основного общего образования 6 класс
| Составитель: Пчелинцева Н.И.., учитель истории |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «история» 6 класс
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
.
Предметные результаты
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.
Содержание учебного предмета «История»
6 класс
История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История России
Древняя и средневековая Русь
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI—XVII вв. Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Дата | Название урока | Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
По плану | По факту |
| | | История средних веков | |
1 | | | Введение(1 ч) | Всероссийский урок безопасности обучающихся в сети Интернет |
Раздел 1 Раннее средневековье Тема 1 Западная Европа в раннее Средневековье | Урок краеведения «Домашние семейные архивы: живая история» Урок экологии « Экология и культура будущее России» |
2 | | | Великое переселение народов и образование германских королевств |
3 | | | Христианская церковь в раннее Средневековье |
4 | | | Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад |
5 | | | Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в 9-11 веках |
| Глава 2 Византия и славянский мир (3 ч) |
6 | | | Византийское тысячелетие |
7 | | | Культура Византии |
8 | | | Образование славянских государств |
| Глава 3 Арабский мир в 6-11 веках (2 ч) |
9 | | | Рождение новой религии |
11 | | | Мир ислама |
12 | | | Повторительно-обобщающий урок |
| Раздел 2 Расцвет средневековья | Урок мужества «Живая память» приуроченный ко Дню неизвестного солдата. |
| Тема 4 Европейское общество в классическом средневековье (3 ч) |
13 | | | Сеньоры и вассалы |
14 | | | Средневековая деревня |
15 | | | Город в Западной Европе |
| | | |
| | Тема 5 Католическая церковь в 11-13 веках( 2 ч) |
16 | | | Католическая церковь : путь к вершине могущества |
17 | | | Крестовые походы |
| | Тема 6 Разные судьбы государств (5 ч) |
18 | | | Франция: долгий путь к единству |
19 | | | Англия: от Норманнского завоевания до парламента |
20 | | | Несбывшиеся надежды германских императоров |
| | Глава 7 Культура Западной Европы в 11-13 веках( 2 ч) |
21 | | | Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья |
22 | | | Время соборов |
23 | | | Повторение |
| | Раздел3 «Осень « Средневековья | Единый урок «Права человека» |
| | Глава 8 Западная Европа в 14-15 веках (4 ч) |
24 | | | Столетие бедствий |
25 | | | Самая долгая война в истории |
26 | | | Трудный путь к торжеству королевской власти |
27 | | | Культура Западной Европы в 14-15 веках: новые горизонты |
| Глава 9 Центральная и Юго-Восточная Европа в 14-15 веках (2 ч) |
28 | | | Польша и Чехия :время расцвета |
29 | | | Полумесяц против креста |
| Раздел 4 Вдали от Европы |
| Глава 10 Страны Азии, Африки, Америки |
30 | | | Индия, Китай, Япония |
31 | | | В глубинах Азии :державы Чингисхана и Тимура |
32 | | | Народы и государства Африки и Америки |
33 | | | Итоговое повторение |
34 | | | Введение.Наша Родина-Россия 5 ч | |
Глава 1 Народы и государства на территории современной России | Неделя истории |
35 | | | Древнейшие люди и их стоянки на территории современной России. |
36 | | | Неолитическая революция |
37 | | | Образование первых государств.Железные волки тайги и степей. |
38 | | | Восточные славяне и их соседи |
39 | | | Повторение и обобщение. |
Глава 2 Русь в 9-первой половине 12 в (11ч) |
40 | | | Первые известия о Руси |
41 | | | Становление древнерусского государства |
42 | | | Становление древнерусского государства |
43 | | | Правление князя Владимира |
44 | | | Русское государство при Ярославе Мудром |
45 | | | Русь при наследниках Ярослава Мудрого.Владимир Мономах |
46 | | | Общественный строй и церковная организация |
47 | | | Культурное пространство |
48 | | | Повседневная жизнь населения |
49 | | | Место и роль Руси в Европе |
50 | | | Повторение и закрепление «Русь в 9-первой половине 12 в» |
| | | Глава 3 Русь в середине 12-начале 13 в 5 ч | Урок посвящённый Международному дню родного языка «Язык - живая душа народа» |
51 | | | Политическая раздробленность на Руси |
52 | | | Владимиро-Суздальское княжество |
53 | | | Новгородская республика |
54 | | | Южные и юго-западные русские княжества |
55 | | | Повторение и закрепление «Русь в середине 12-начале 13 в» |
Глава 6 Русские земли в середине 13-14 в 10 ч |
56 | | | Монгольская империя и измение политической карты мира. |
57 | | | Батыево нашествие на Русь |
58 | | | Северо-Западная Русь |
59 | | | Золотая Орда. У границ кочевых империй. |
60 | | | Литовской государство |
61 | | | Усиление Московского княжества |
62 | | | Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва |
63 | | | Развитие русской культуры. |
64 | | | Повторение и закрепление «Русские земли в середине 13-14 в» |
Глава 5 Формирование единого Русского государства 8 ч |
65 | | | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале 15 в | Урок истории «В сердце подвиг ваш сохраним». Урок посвящённый Дню славянской письменности и культуры «Вначале было слово» |
66 | | | Московское княжество в первой половине 15 в |
67 | | | Распад Золотой Орды |
68 | | | Московское государство и его соседи. Формирование культурного пространства единого государства |
69 | | | Итоговое повторение |
70 | | | История Новосибирской области в средние века |