СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Истории 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рабочей программы по Всеобщей истории для 5 класса составлена в соответствии с обновлёвным ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Истории 5 класс»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1277260)

учебного предмета

«История»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год



Срок освоения:1 год






Составитель: Багрий И. Б.,

учитель истории,

высшей квалификационной категории

































Новокузнецкий городской округ, 2022г.






Содержание



1.Пояснительная записка

3

2.Содержание учебного предмета

3.Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)

4

7


4.Тематическое планирование

5.Календарно-тематическое планирование

6.Учебно-методическое обеспечение

10


14

18










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учётом Концепции исторического образования, рабочей программы воспитания.

Настоящая рабочая программа является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Средняя школа №82».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству —
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 68 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 34 учебных неделях.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии

Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава


Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение

территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения.

Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).

Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия.

Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Александрия Египетская.

Древний Рим
Возникновение Римского государства


Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.

Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и
правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической

направленности.

в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.

В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).

В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

3.Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

4.Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

5.Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

6.Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

8.Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Введение

1.1.

Введение

1

0

1

02.09.2022

Размещать на ленте времени даты событий, происшедших до нашей эры и в нашу эру;

Практическая работа;

http://www.hrono.ru

Итого по разделу

1


Раздел 2. Первобытность

2.1.

Первобытность

5

1

0

05.09.2022 19.09.2022

Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства;

Тестирование;

http://vm.kemsu.ru

Итого по разделу

5


Раздел 3. Древний Восток

3.1.

Древний Египет

7

1

3

23.09.2022 13.10.2022

Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Письменный контроль;

http://www.edic.ru/myth

3.2.

Древние цивилизации Месопотамии

2

0

1

17.10.2022 21.10.2022

Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;

Практическая работа;

http://www.hrono.ru

3.3.

Восточное
Средиземноморье в древности

3

0

1

24.10.2022 11.11.2022

Объяснять, чем известен в истории царь Соломон;

Практическая работа;

http://www.istorya.ru

3.4.

Персидская держава

2

0

1

14.11.2022 18.11.2022

Рассказывать о религии древних персов;

Практическая работа;

http://www.istorya.ru

3.5.

Древняя Индия

2

0

1

21.11.2022 25.11.2022

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях населения; Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту;

Устный опрос;

http://
www.edic.ru/myth

3.6.

Древний Китай

4

1

1

28.11.2022 09.12.2022

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения;
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев, совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http:www.istorya.ru

Итого по разделу

20


Раздел 4. Древняя Греция. Эллинизм


4.1.

Древнейшая Греция

4

0

1

12.12.2022 23.12.2022

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Древней Греции и основных занятиях ее населения;
Объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах;
Рассказывать, о чем повествуют поэмы «Илиада» и «Одиссея»;
Объяснять значение выражений «Ахиллесова пята», «Троянский конь»;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http://ellada.spb./ru

4.2.

Греческие полисы

9

0

3

09.01.2023 06.02.2023

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран, акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония; Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти; Рассказывать о составе и организации полисного войска; Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как
осуществлялось управление греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Практическая работа;
ВПР;
Устный опрос; контрольная
работа;

http://ellada.spb.ru/

4.3.

Культура Древней Греции

3

0

1

10.02.2023 17.02.2023

Рассказывать о том, чему учили детей в школах Древней Греции;
Раскрывать значение понятий и терминов: гимнасий, Академия, Ликей, философия, логика, этика; Называть древнегреческих ученых, известных своими трудами по философии, истории, другим отраслям наук; Представлять описание внешнего вида и планировки древнегреческого храма (в виде устного высказывания, презентации);

Устный опрос; Самооценка с
использованием "Оценочного
листа";

http://artclassik.edu.ru




4.4.

Македонские завоевания. Эллинизм

4

1

1

20.02.2023 03.03.2023

Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами; Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http://ellada.spb.ru

Итого по разделу

20


Раздел 5. Древний Рим

5.1.

Возникновение Римского государства

3

0

0

06.03.2023 13.03.2023

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах, населявших его в древности; Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и полученную в ходе исследований историков; Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето, легион, понтифик, авгур;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http:ancientrome.ru/

5.2.

Римские завоевания в Средиземноморье

3

0

1

17.03.2023 24.03.2023

Представлять общую характеристику Пунических войн (причины, хронологический период, участники, наиболее значительные походы и сражения, итоги);
Объяснять, благодаря чему вошел в историю Ганнибал;
Показывать на исторической карте территории римских провинций, объяснять, какие современные географические названия берут начало от названий римских провинций;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;

http:ancientrome./ru

5.3.

Поздняя Римская
республика. Гражданские войны

4

0

0

03.04.2023 14.04.2023

Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной земли»;
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции, триумвират, вольноотпущенник, гладиатор; Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов;
Анализировать отрывки из текстов историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения);
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;
Рассказывать о восстании под руководством Спартака (причины, участники, основные периоды восстания, итоги);

Устный опрос; Письменный
контроль;

http:www.istorya.ru

5.4.

Расцвет и падение Римской империи

6

0

1

17.04.2023 06.05.2023

Рассказывать об установлении единоличной власти Октавиана Августа; Представлять характеристики римских императоров, их правления (Нерон, Траян, Диоклетиан — по выбору); Показывать на исторической карте территорию Римской империи, объяснять, как было организовано управление провинциями;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;

http:ancientrome.ru




5.5.

Культура Древнего Рима

4

1

0

08.05.2023 19.05.2023

Составлять описание известных архитектурных сооружений Древнего Рима (по выбору); Сравнивать внешний вид древнегреческих и древнеримских храмов. Определять общие черты и различия; Изучать иллюстрации учебника, объяснять, о чем рассказывают римские скульптурные портреты;

;
Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

http//artclassic.edu.ru

Итого по разделу

20


Раздел 6. Обобщение

6.1.

Историческое и
культурное наследие цивилизаций Древнего мира

2

0

2

22.05.2023 26.05.2023

Виды деятельности по изученным разделам;

Устный опрос; Письменный
контроль;

http:www.istorya.ru

Итого по разделу

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

19





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Счёт лет в истории.

1

0

0

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Древнейшие люди.

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

3.

Родовые общины
охотников и собирателей.

1

0

0

09.09.2022

Письменный контроль;

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

0

1

12.09.2022

Практическая работа;

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

0

0

16.09.2022

Устный опрос;

6.

Появление неравенства и знати.

1

1

0

19.09.2022

Тестирование;

7.

Государство на берегах Нила.

1

0

1

23.09.2022

Практическая работа;

8.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос;

9.

Жизнь египетского вельможи.

1

0

1

30.09.2022

Письменный контроль;

10.

Военные походы фараонов.

1

0

0

03.10.2022

Письменный контроль;

11.

Религия древних египтян.

1

0

0

07.10.2022

Устный опрос;

12.

Искусство Древнего
Египта. Письменность и знания древних египтян.

1

0

1

10.10.2022

Устный опрос;

13.

Контрольная работа по теме "Древний Египет".

1

1

0

14.10.2022

Тестирование;

14.

Древнее Двуречье.

1

0

0

17.10.2022

Письменный контроль;

15.

Вавилонский царь
Хаммурапи иего законы.

1

0

1

21.10.2022

Практическая работа;

16.

Финикийские
мореплаватели.

1

0

0

24.10.2022

Письменный контроль;

17.

Библейские сказания.

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;


18.

Древнееврейское царство.

1

0

1

10.11.2022

Практическая работа;

19.

Ассирийская держава.

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

20.

Персидская держава "царя царей".

1

0

1

18.11.2022

Практическая работа;

21.

Природа и люди Древней Индии"

1

0

0

21.11.2022

Устный опрос;

22.

Индийские касты

1

0

1

25.11.2022

Практическая работа;

23.

Чему учил китайский мудрец Конфуций"

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

24.

Первый властелин единого Китая

1

0

0

02.12.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

25.

Информационно -
творческий проект:
"Древняя культура Китая"

1

0

1

05.12.2022

Практическая работа;

26.

Контрольная работа по теме "Древний Восток".

1

1

0

09.12.2022

Тестирование;

27.

Греки и критяне.

1

0

0

12.12.2022

Устный опрос;

28.

"Микены и Троя"

1

0

0

16.12.2022

Устный опрос;

29.

Поэма Гомера "Илиада". Поэма Гомера "Одиссея".

1

0

0

19.12.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

30.

Религия древних греков.

1

0

1

23.12.2022

Практическая работа;

31.

Земледельцы аттики
теряют землю и свободу.

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос;

32.

Зарождение демократии в Афинах.

1

0

0

13.01.2023

Устный опрос;

33.

Древняя Спарта.

Подготовка к ВПР.

1

0

0

16.01.2023

ВПР;

34.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

0

1

20.01.2023

Практическая работа;


35.

Олимпийские игры в древности.

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

36.

Победа греков над
персами в Марафонской битве.

1

0

1

27.01.2023

Практическая работа;

37.

Нашествие персидских войск.

1

0

0

30.01.2023

Письменный контроль;

38.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

0

0

03.02.2023

Устный опрос;

39.

Афинская демократия при Перикле.

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

40.

В городе богини Афины.

1

0

0

10.02.2023

Письменный контроль;

41.

В афинских школах и гимнасиях.

1

0

0

13.02.2023

Устный опрос;

42.

В афинском театре.

1

0

1

17.02.2023

Практическая работа;

43.

Города Эллады
подчиняются Македонии.

1

0

0

20.02.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

44.

Поход Александра
Македонского на Восток.

1

0

0

24.02.2023

Устный опрос;

45.

В Александрии Египетской.

1

0

1

27.02.2023

Практическая работа;

46.

Контрольная работа по теме "Древняя Греция".

1

1

0

03.03.2023

Тестирование;

47.

Древнейший Рим.

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

48.

Завоевание Римом Италии.

1

0

0

10.03.2023

Письменный контроль;

49.

Устройство Римской
республики. Подготовка к ВПР.

1

0

0

13.03.2023

ВПР;

50.

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

0

0

17.03.2023

Устный опрос;

51.

Установление господства Рима во всём
Средиземноморье.

1

0

0

20.03.2023

Письменный контроль;


52.

Рабство в Древнем Риме.

1

0

1

24.03.2023

Практическая работа;

53.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

0

0

03.04.2023

Письменный контроль;

54.

Восстание Спартака. Подготовка к ВПР.

1

0

0

07.04.2023

ВПР;

55.

Единовластие Цезаря.

1

0

0

10.04.2023

Письменный контроль;

56.

Установление империи.

1

0

0

14.04.2023

Устный опрос;

57.

Соседи Римской империи.

1

0

0

17.04.2023

Письменный контроль;

58.

В Риме при императоре Нероне.

1

0

0

21.04.2023

Письменный контроль;

59.

Первые христиане и их учение.

1

0

1

24.04.2023

Практическая работа;

60.

Расцвет империи во II веке н.э.

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос;

61.

Римская империя при Константине.

1

0

0

01.05.2023

Письменный контроль;

62.

Взятие Рима варварами.

1

0

0

05.05.2023

Письменный контроль;

63.

Вечный город и его жители.

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос;

64.

Итоговая контрольная
работа по курсу "История Древнего мира"

1

1

0

12.05.2023

Контрольная работа;

65.

Постройки римлян.

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

66.

Повторение и обобщение.

1

0

0

19.05.2023

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

67.

Проектная работа "Герои Древнего мира".

1

0

1

22.05.2023

Защита
проекта;

68.

Проектная работа "Семь чудес света".

1

0

1

26.05.2023

Защита
проекта;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

5

18





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2020.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Электронный образовательный ресурс "Домашние задания. Основное общее образование. История", 5-9 класс, АО Издательство "Просвещение".

Электронный образовательный ресурс, "Аудиоучебник. Основное общее образование. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А. - Сороко - Цюпа О.С" АО Издательство "Просвещение".

Тренажёр "Облако знаний". История. 5 класс, ООО" Физикон Лаб".

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы, исторические карты, проектор, компьютер

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Атлас, контурные карты




















Аннотация к рабочей программе по предмету


История 5 класс


Уровень образования


Основное общее образование

Учебный предмет


История

Нормативная основа разработки программы

Нормативную основу рабочей программы составляют следующие документы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с действующими изменениями);

2.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Основная образовательная программа ООО МКОУ «Санаторная школа-инетрант№82»

Цели и задачи изучения

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

В основной школе ключевыми задачами являются:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Место предмета в учебном плане

В МКОУ «Санаторная школа-интернат №82» на изучение предмета «История» отводится в 5 классе по 2 учебных часа в неделю

Учебно - методическое обеспечение

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;




































Формы учёта рабочей программы воспитания

в рабочей программе по истории


Рабочая программа воспитания МКОУ «Средняя школа №82» реализуется

в том числе и через использование воспитательного потенциала урока математики.

  1. Реализация воспитательного потенциала урока истории предусматривает:

  • Установление доверительных отношений между учителем и его учениками с привлечением внимания к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений.

  • Максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных   социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений.

  • Включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении.

  • Выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность, в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности.

  • Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий.

  • Применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления.Побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы-интерната направленные на установление и поддержку доброжелательной атмосферы.

  • Получение социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи.

  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, учебно-исследовательских работ.

  1. Для календарно-тематического планирования предусматривается использование календарного плана воспитательной работы (модуль «Школьный урок»)



Тематика

Дата проведения в соответствии с Календарем открытых уроков

Единый профориентационный урок. Урок Успеха

1 сентября

Открытые уроки:

-День окончания Второй Мировой войны

3 сентября

По инициативе Менделеева основано Русское химическое общество Удивительная химия и акцент урока на удивительных химических опытах и реакция

16 сентября

Неделя всемирной акции «Очистим планету от мусора» – Субботник «Зеленая Россия»

21 сентября

День учителя

5 октября

Финал Всероссийского этапа конкурсов казачьей молодежи г. Ростов-на-Дону (Всероссийский слёт казачий молодёжи «Готов к труду и обороне»

21 октября

«Наука побеждать» 215 лет книге генералиссимуса российской армии А. В. Суворов

21 октября

60 лет Международному союзу КВН (8 ноября)

4 ноября

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Ноябрь

Единый профориентационный урок, посвященный Международному дню инвалидов

21 ноября

Нюрнбергский процесс, конкурс «Без срока давности

18 ноября

День Героев Отечества

9 декабря

Всероссийский конкурс «Большая перемена»

16 декабря

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. День освобождения Красной армией крупнейшего лагеря смерти Аушвиц-Биркенау (Освенцима) — День памяти жертв Холокоста

27 января

Уроки по Календарю знаменательных событий

8 февраля - День российской науки

Февраль

Международный день родного языка (21 февраля)

17 февраля

День Защитника Отечества 24 (23 февраля)

24 февраля

Уроки Мужества, посвящённые событиям в Афганистане

Февраль

Международный день телевидения и радиовещания (7 марта)

3 марта

Всемирный день здоровья

7 апреля

День Земли (20 марта) Час Земли (27 марта) День защиты Земли (30 марта)

17 марта

Всемирный день водных ресурсов. «День воды»

22 марта

День космонавтики. Гагаринский урок "Космос - это мы"

Апрель

Международный день ДНК (25 апреля)

21 апреля

День работников скорой медицинской помощи (28 апреля)

21 апреля

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны)

Апрель

Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны).

24 апреля

Единый профориентационный урок, посвященный Дню Победы

3-5 мая

День Победы (9 мая)

5 мая

Международный день музеев

19 мая

Уроки памяти, мужества «Защитники Отечества».

В течение года

Онлайн – уроки по финансовой грамотности

В течение года

Онлайн – уроки, прямые трансляции «Большая перемена», «Проектория»

В течение года

Единые профориентационные уроки в рамках проектов «Профессионалитет», «Билет в будущее» и др.

В течение года
























Лист корректировки календарно-тематического планирования

программ учебных предметов, учебных курсов

(в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей


класс

Тема

Дата планируемого фактического проведения занятия

Причина корректировки

Способ корректировки

Дата проведения урока по факту





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!