СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Истории" 5 класс 2017-2018 гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Истории" 5 класс 2017-2018 гг»

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Всеобщая история» для 5-ых классов

Учитель: Макаренкова Ольга Анатольевна (5а, 5б)


Рабочая программа по «Всеобщей истории» для 5-ых классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ № 7».

  • Учебного плана и календарного учебного графика МБОУ «СШ № 7» на 2017 – 2018 учебный год.

Данная рабочая программа для 5-ых классов ориентирована на использование УМК и предметной линии учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы 5 – 9 классы.

Курс «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 классов основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 – 9 классах.

Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Цели обучения:

  • осветить взаимодействие человека с окружаю­щей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социально­го и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и инсти­тутов, понимание которых необходимо совре­менному человеку и гражданину (деспотиче­ская форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. По­добный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

С учетом введения требований ФГОС, в рабочую программу по истории для 5-ых классов, были внесены изменения в программу: расширен раздел «Введение» до 6 часов и в него вошли следующие темы: «Что изучает история?», «Источники знаний о прошлом», «Измерение времени», «Историческая карта», «Археология – помощница историков», «Наука о народах, наука о прошлом», «Гербы, флаги, гимны государств».

Данное тематическое планирование рассчитано на 68 учебных часов в течение учебного года при 2-ух часах в неделю. На изучение пропедевтического модуля «История. Введение в историю» отводится 6 часов, на историю Древнего мира – 62 часа.

Данная программа реализуется в 2017 – 2018 учебном году.


Классы

5а, 5б

Количество

часов:

всего

I п/г

II п/г

в неделю

68

32

36

2

Контрольные

работы

5

2

3

---

Промежуточная аттестация проводится в мае месяце 2017 – 2018 учебного года. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Соотнесение элементов учебной деятельности школьни­ков и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5-ых классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и де­ятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории, учащиеся 5-ых классов должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями и навыками.


Обучающийся получит сведения:

  • об основных этапах и ключевых событиях истории Древнего мира, о выдающихся деятелях истории данного периода;

  • о терминах и понятиях значительных процессов и основных событий, их участников; о результатах и итогах событий истории Древнего мира;

  • о важнейших достижениях культуры и системе ценностей, сформировавшихся в период Древнего мира;

  • об изученных видах исторических источников;

  • о положении разных слоев населения; внут­ренней и внешней политике первых государств и империй.


Обучающийся научится:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и даты важнейших событий всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последователь­ность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников важнейших исторических событий;

  • пытаться группировать (классифицировать) факты по схожим признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобрази­тельных и др.);

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Обучающийся получит возможность научиться применять знания и умения в общении, социальной среде:

  • использовать знания об истории и культуре различных народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Предполагается, что результатом изучения истории в ос­новной школе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданствен­ной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • представление о видах идентичности, актуаль­ных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

  • приобщение к истокам культурно-историческо­го наследия человечества, интерес к его позна­нию за рамками учебного курса и школьного обучения;

  • освоение гуманистических традиций и ценно­стей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметным результатом изучения курса являет­ся формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осозна­вать (и интерпретировать в случае необходимо­сти) конечный результат, выбирать средства до­стижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки само­стоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интер­нета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в зависимости от конкрет­ных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контр­аргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргумен­ты), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • формировать целостное представление об ис­торическом развитии человечества от перво­бытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

  • создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явления­ми и памятниками культуры крупнейших циви­лизаций Древнего мира;

  • применять понятийный аппарат и элементар­ные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анали­за, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собствен­ных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

  • формировать представление о мифах как огра­ниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

  • датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с услов­ным делением древней истории на время «до на­шей эры» и «наша эра»;

  • читать историческую карту, находить и показы­вать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать дан­ные карты;

  • характеризовать важные факты истории Древ­него мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

  • сравнивать простые однородные факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

  • давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники инфор­мации;

  • различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

  • соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

  • применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятель­но знакомиться с новыми фактами, источни­ками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Всеобщая история. История Древнего мира» (68 ч.)

Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки современных наро­дов. Роль археологических раскопок в изучении исто­рии Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письмен­ных источниках. Понятия история, археология, этно­графия, хронология, нумизматика.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних го­сударствах. Представление о христианской эре. Осо­бенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия год, век (столетие), тысячелетие.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч. + 1 ч.)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники. Поня­тие первобытные люди. Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление ору­дий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овла­дение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды (из звериных шкур), жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия человек разумный, родовая община.

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия колдовской обряд, душа, страна мертвых.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. Понятие Западная Азия. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия пе­рехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. По­нятия старейшина, совет старейшин, племя, вождь пле­мени. Представление о религиозных верованиях перво­бытных земледельцев и скотоводов. Понятия дух, бог, идол, молитва, жертва.

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление не­равенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия знать, раб, царь.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч. + 1 ч.)

Глава 4. Древний Египет. Местоположение и при­родные условия: разливы Нила, плодородие почв, жар­кий климат. Земледелие как главное занятие. Ороси­тельные сооружения: насыпи, каналы, шадуфы.

Возникновение единого государства в Египте. По­нятия фараон, вельможа, писец, налог. Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ре­месленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг.

Искусство древних египтян. Строительство пира­мид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутрен­ний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особен­ности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись.

Особенности древнеегипетского письма. Мате­риалы для письма. Школа: подготовка писцов и жре­цов. Научные знания (математика, астрономия). Сол­нечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мерт­вых». Понятия иероглиф, папирус, свиток.

Глава 5. Западная Азия в древности. Двуречье в древ­ности. Местоположение и природные условия Южно­го Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфра­та, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, осно­ванное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талио­не («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия закон, ростовщик.

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (аст­рономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградар­ство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовле­ние пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие единобожие. Библейские мифы и ска­зания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использо­вания железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбле­ние побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Цар­ский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его соору­жения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Да­рий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из поко­ренных областей). Город Персеполь.

Глава 6. Индия и Китай в древности. Местополо­жение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчат­ника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отноше­ние к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к стар­шим, мудрость — в знании старинных книг, отноше­ния правителя и народа, нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.)

Глава 7. Древнейшая Греция. Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие го­рода — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие фреска. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Ми­кенская крепость, царские гробницы). Древнейшее гре­ческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о на­чале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Начало обработки железа в Греции. Созда­ние греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоя­тельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие полис.

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управ­ления Афин. Законы Драконта. Понятие демос. Бед­ственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. За­прещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия гражда­нин, демократия.

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартан­цев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чер­ного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполис- ной торговли. Отношения колонистов с местным насе­лением. Греки и скифы. Понятия эллины, Эллада.

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие атлет. Награды победи­телям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Ма­рафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопут­ной армии персов при Платеях. Причины победы гре­ков. Понятия стратег, фаланга, триера.

Глава 9. Возвышение Афин в V b. До н. э. и расцвет де­мократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: бо­гини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архи­тектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды гре­ческих ученых на природу человека (Аристотель, Ан­тифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театраль­ных представлений.

Афинская демократия в V b. До н. э. Народное со­брание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных долж­ностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геро­дот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Глава 10. Македонские завоевания в IV в. до н. э. Ослабление греческих полисов в результате междо­усобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фа­ланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элла­дой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Побе­да на берегу реки Граник. Разгром войск Дария Треть­его у Исса. Поход в Египет. Обожествление Алексан­дра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвра­щение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Еги­петское, Македонское, Сирийское царства. Алексан­дрия Египетская — крупнейший торговый и культур­ный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.)

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Местоположение и природ­ные особенности Италии: теплый климат, плодород­ные земли, обилие пастбищ; реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат.

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление гос­подства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия республика, консул, народный трибун, право вето.

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок по­полнения сената и его функции. Организация войска. Понятие легион.

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземномо­рья. Карфаген — крупное государство в Западном Сре­диземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганниба­ла в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Сре­диземноморье. Политика Рима «Разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия триумф, провинция.

Рабство в Древнем Риме. Завоевания – главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия амфитеатр, гладиатор.

Глава 13. Гражданские войны в Риме. Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продол­жатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Побе­ды Спартака. Создание армии восставших, их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во гла­ве заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия ветеран, диктатор.

Поражение сторонников республики. Борьба Ан­тония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий три­буна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия империя, император, преторианцы.

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие меценат.

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры. Территория империи. Соседи Римской империи. От­ношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие варвары.

Обожествление императоров. Нерон (террористи­ческие методы правления, пожар в Риме и преследо­вания христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной пропо­веди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и об­щественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия христиане, апостолы, Евангелие, священник.

Расцвет Римской империи. Возникновение и раз­витие колоната. Понятия колоны, рабы с хижинами. Правление Траяна. Отказ от террористических мето­дов управления. Последние завоевания римлян. Строи­тельство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водо­проводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим – столица империи. Повседневная жизнь рим­лян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посеще­ние терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требова­ние «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Коли­зей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпей для исто­рической науки.

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Запад­ной Римской империи. Вторжения варваров. Исполь­зование полководцами армии для борьбы за импера­торскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перене­сение столицы на Восток. Ухудшение положения коло­нов как следствие их прикрепления к земле. Понятия епископ, Новый Завет.

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Сти- лихона по приказу императора Гонория. Массовый пе­реход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (5 класс)

Раздел / Глава / Тема урока

К/ч

ВВЕДЕНИЕ. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.)

1

Что изучает история. Источники знаний о прошлом

1

2

Измерение времени. Счет лет в истории

1

3

Историческая карта

1

4

Археология – помощница историков

1

5

Наука о народах. Наука о прошлом

1

6

Гербы, флаги, гимны государств

1

Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч.)

Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период (3 ч.)

7

Древнейшие люди

1

8

Родовые общины охотников и собирателей

1

9

Возникновение искусства и религии

1

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

10

Возникновение земледелия и скотоводства

1

11

Появление неравенства и знати.

1

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч.)

Глава 3. Древний Египет (7 ч.)

12

Государство на берегах Нила

1

13

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

14

Жизнь египетского вельможи

1

15

Военные походы фараонов

1

16

Религия древних египтян

1

17

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания Египта

1

Глава 4. Западная Азия в Древности (6 ч.)

18

Древнее Двуречье

1

19

Древневавилонское царство (ПТ)

1

20

Финикийские мореплаватели

1

21

Древние евреи

1

22

Ассирийская держава

1

23

Образование Персидской державы

1

Глава 5. Древняя Индия и Китай в древности (4 ч.)

24

Древняя Индия

1

25

Индийские касты

1

26

Древний Китай

1

27

Первый властелин единого Китая

1

Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч.)

Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч.)

28

Природа и население Греции

1

29

Микены и Троя

1

30

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1

31

Религия древних греков

1

32

Древняя Аттика

1

Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

33

Зарождение демократии в Афинах

1

34

Древняя Спарта

1

35

Греческие колонии на берегах Средиземного моря

1

36

Олимпийские игры в древности

1

37

Греко-персидские войны

2

Глава 8. Возвышение Афин а V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

38

Последствия победы над персами для Афин

1

39

Город Афины

1

40

Образование афинян

1

41

Театр. Трагедии и комедии

1

42

Афинская демократия в V в. до н.э.

1

Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

43

Города Эллады подчиняются Македонии

1

44

Поход А. Македонского на Восток

1

45

В Александрии Египетской

1

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч.)

Глава 10. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

46

Древнейший Рим

1

47

Завоевание Римом Италии

1

48

Устройство Римской республики

1

Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

49

Войны Рима с Карфагеном

1

50

Установление господства Рима в Средиземноморье

1

51

Рабство в Древнем Риме

1

Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

52

Разорение земледельцев Италии

1

53

Восстание Спартака

1

54

Единовластие Цезаря

1

55

Установление империи

1

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

56

Соседи Римской империи

1

57

Рим при императоре Нероне

1

58

Возникновение христианства

1

59

Расцвет Римской империи

1

60

Рим – столица империи (Подготовка к контрольной работе)

1

Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)

61

Римская империя при Константине (Работа над ошибками)

1

62

Взятие Рима варварами

1

63

Контрольные работы

5




5 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории ДРЕВНЕГО МИРА

(68 часов)


Раздел / Глава / Тема урока

К/ч

Дата

(план)


Дата

(коррекция)


ВВЕДЕНИЕ. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.)

1

Что изучает история. Источники знаний о прошлом

1



2

Измерение времени. Счет лет в истории

1



3

Историческая карта

1



4

Археология – помощница историков

1



5

Наука о народах. Наука о прошлом

1



6

Гербы, флаги, гимны государств

1



Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч. + 1 ч.)

Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период (3 ч.)

7

Древнейшие люди

1



8

Родовые общины охотников и собирателей

1



9

Возникновение искусства и религии

1



Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

10

Возникновение земледелия и скотоводства

1



11

Появление неравенства и знати. (Подготовка к контрольной работе)

1



12

Контрольная работа: «Жизнь первобытных людей»

1



Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч. + 1 ч.)

Глава 3. Древний Египет (7 ч.)

13

Государство на берегах Нила (Работа над ошибками)

1



14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1



15

Жизнь египетского вельможи

1



16

Военные походы фараонов

1



17

Религия древних египтян

1



18

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания Египта. Проектная деятельность

1



Глава 4. Западная Азия в Древности (6 ч.)

19

Древнее Двуречье

1



20

Древневавилонское царство (ПТ)

1



21

Финикийские мореплаватели

1



22

Древние евреи

1



23

Ассирийская держава

1



24

Образование Персидской державы

1



Глава 5. Древняя Индия и Китай в древности (4 ч.)

25

Древняя Индия

1



26

Индийские касты

1



27

Древний Китай

1



28

Первый властелин единого Китая (Подготовка к к/р)

1



29

Контрольная работа: «Древний Восток»

1



Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.)

Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч.)

30

Природа и население Греции (Работа над ошибками)

1



31

Микены и Троя

1



32

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1



33

Религия древних греков

1



34

Древняя Аттика

1



Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

35

Зарождение демократии в Афинах

1



36

Древняя Спарта

1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного моря

1



38

Олимпийские игры в древности

1



39

40

Греко-персидские войны

2



Глава 8. Возвышение Афин а V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

41

Последствия победы над персами для Афин

1



42

Город Афины

1



43

Образование афинян. Проектная деятельность

1



44

Театр. Трагедии и комедии

1



45

Афинская демократия в V в. до н.э.

1



Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч.)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1



47

Поход А. Македонского на Восток

1



48

В Александрии Египетской (Подготовка к контрольной работе)

1



49

Контрольная работа: «Древняя Греция»

1



Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.)

Глава 10. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

50

Древнейший Рим (Работа над ошибками)

1



51

Завоевание Римом Италии

1



52

Устройство Римской республики

1



Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

53

Войны Рима с Карфагеном

1



54

Установление господства Рима в Средиземноморье

1



55

Рабство в Древнем Риме

1



Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

56

Разорение земледельцев Италии

1



57

Восстание Спартака

1



58

Единовластие Цезаря

1



59

Установление империи (Подготовка к контрольной работе)

1



Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

60

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

1



61

Соседи Римской империи (Работа над ошибками)

1



62

Рим при императоре Нероне

1



63

Возникновение христианства

1



64

Расцвет Римской империи

1



65

Рим – столица империи (Подготовка к контрольной работе)

1



66

Контрольная работа: «Древний Рим» промежуточная аттестация

1



Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)

67

Римская империя при Константине (Работа над ошибками)

1



68

Взятие Рима варварами

1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочая программа реализуется с помощью УМК:

  • для учащихся:

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2015.

2. Годер Г.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Крючкова Е.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2015.

4. Атлас по истории Древнего мира.

5. Настенные исторические карты.

  • Дополнительных пособий для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения.

  2. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.О. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Шевченко Н.И. Всемирная история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Н.И. Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.

  4. Чернова М.Н. Промежуточное тестирование. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс / М.Н. Чернова. ФГОС – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  5. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  6. Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Н. Майков. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  7. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира к учебнику А.А. Вигасина и др. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015.

  8. Варакина И. И. История. 5 класс. Занимательные материалы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.

  9. Волкова К.В. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2013.

  10. Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира». – М.: Экзамен, 2010.

  11. Субботина М. А. Игры и занимательные задания по истории. – М.: Дрофа, 2003.

  • Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Видеопроектор

  3. Демонстрационный экран для проектора

  4. Карты по темам урока

  • Электронные пособия:

  1. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. – М.: «Просвещение», 2008.

  2. Электронное приложение. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. – М.: «Глобус», 2009.

  3. Серия 1С «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ» История Древнего мира. 5 класс. – М.: «1С-Паблишинг», 2010.

  4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс / Н.В. Казаринова, Ю.Г. Назирова. – М.: Планета, 2015.


5 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ истории ДРЕВНЕГО МИРА (68 часов)


Раздел / Глава / Тема урока

К/ч

Дата

(план)


Дата

(коррекция)


Примечания

Д/з

Понятия (термины), даты

Формы контроля

ВВЕДЕНИЕ. Откуда мы знаем, как жили наши предки (6 ч.)

1

Что изучает история. Источники знаний о прошлом

1



История, факт, периоды истории

Исторические источники, группы источников, памятник истории, архив, библиотека

Беседа


2

Измерение времени. Счет лет в истории

1



Хронология, дата события, год, век, тысячелетие, календарь, лента времени

Решение задач


3

Историческая карта

1



Историческая карта, легенда карты, план, контурная карта

Карта


4

Археология – помощница историков

1



Археология, антропология, этнология

Устный опрос


5

Наука о народах. Наука о прошлом

1



Этнография, этнографический музей, сказания, мифы, народная песня

Устный опрос


6

Гербы, флаги, гимны государств

1



Герб, геральдика, флаг, виды флагов, гимн

Составить герб семьи



Раздел I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 ч.+ 1 ч.)

Глава 1. Предыстория человечества. Первобытный период (3 ч.)

7

Древнейшие люди

1



Первобытные люди, орудия труда, собирательство, охота

Беседа

§ 1

8

Родовые общины охотников и собирателей


1



Человек разумный, родовая община

Текст с ошибками

§ 2

9

Возникновение искусства и религии

1



Религия, душа, колдовской обряд

Составить кроссворд

§ 3

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)

10

Возникновение земледелия и скотоводства

1



Земледелие, скотоводство, совет старейшин, племя, духи, молитва, жертва, идол, боги,

10 тыс. лет до н.э.

Фронтальный опрос

§ 4

11

Появление неравенства и знати. Подготовка к контрольной работе

1



Ремесло, ремесленник, соседская община, племя, совет старейшин, имущественное неравенство, знать, вождь, дружина

Экспресс-опрос

§ 5

12

Контрольная работа: «Жизнь первобытных людей»

1




Контрольная

работа

------------









история ДРЕВНЕГО МИРА (5 класс)

Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (17 ч.+ 1 ч.)

Глава 3. Древний Египет (7 ч.)

13

Государство на берегах Нила. Работа над ошибками

1



Египет, Нил, папирус, фараон

Карта

§ 6

14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1



Вельможи, налоги, писцы, шадуф

Творческое задание

§ 7

15

Жизнь египетского вельможи

1



Гробницы

Текст с ошибками

§ 8

16

Военные походы фараонов

1



Колесница, пехота, наемное войско

Карта

§ 9

17

Религия древних египтян

1



Храм, жрецы, мумия, саркофаг, миф

Устный опрос

§ 10

18

Искусство Древнего Египта. Письменность и знания Египта. Проектная деятельность

1



Пирамиды

Индивидуальные карточки

§ 11 – 12

Глава 4. Западная Азия в древности (6 ч.)

19

Древнее Двуречье

1



Двуречье, Междуречье, шумеры, клинопись

Карта

§ 13

20

Древневавилонское царство (ПТ)

1



Закон, ростовщик

Устный опрос

§ 14

21

Финикийские мореплаватели

1



Благовония, пурпур, алфавит

Карта, таблица

§ 15

22

Древние евреи

1



Единобожие, пророк, заповеди

Составление кроссворда

§ 16 – 17

23

Ассирийская держава

1



Империя, Ашшурбанапал

Текст с ошибками

§ 18

24

Образование Персидской державы

1



Маг, зороастризм

Карта

§ 19

Глава 5. Индия и Китай в древности (4 ч.)

25

Древняя Индия

1



Индия, санскрит, Веды, индуизм

Фронтальный опрос

§ 20

26

Индийские касты

1



Варны, касты, буддизм

Кроссворд

§ 21

27

Древний Китай

1



Конфуций

Текст с ошибками

§ 22

28

Первый властелин единого Китая. Подготовка к контрольной работе

1



Гунны, каллиграфия

Беседа

§ 23

29

Контрольная работа: «Древний Восток»

1




Контрольная

работа

------------


Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (19 ч. + 1 ч.)

Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч.)

30

Природа и население Греции. Работа над ошибками

1



Греция, эллины

Карта

§ 24

история ДРЕВНЕГО МИРА (5 класс)

31

Микены и Троя

1



Фреска

Устный опрос

§ 25

32

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

1



Гомер, циклоп, сирены

Сообщения

§ 26 - 27

33

Религия древних греков

1



Олимп

Исторический диктант

§ 28

Глава 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

34

Древняя Аттика

1



Полис, демос, ареопаг, архонты,

Индивидуальные карточки

§ 29

35

Зарождение демократии в Афинах

1



Долговой камень, Солон, народное собрание

Устный опрос

§ 30

36

Древняя Спарта

1



Спартанцы, периэки, илоты, герусия

Фронтальный опрос

§ 31

37

Греческие колонии на берегах Средиземного моря

1



Эллины, Эллада

Карта

§ 32

38

Олимпийские игры в древности

1



Олимпийские игры, пятиборье, атлет

Индивидуальные сообщения

§ 33

39

40

Греко-персидские войны

2



Стратег, фаланга, триера

Карта, таблица

§ 34

§ 35

Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч.)

41

Последствия победы над персами для Афин

1



Граждане, переселенцы, рабы, верфь, пошлина

Исторический диктант

§ 36

42

Город Афины

1



Керамик, агора, Акрополь, Парфенон

Текст с ошибками

§ 37

43

Образование афинян. Проектная деятельность

1



Педагог, палестра, гимнасия

Индивидуальные карточки

§ 38

44

Театр. Трагедии и комедии

1



Театр, орхестра, скенэ, трагедия, комедия

Решить кроссворд

§ 39

45

Афинская демократия в V в. до н.э.

1



Демократия, стратег, оратор

Тест

§ 40

Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н.э.(3 ч.)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1



Осадные башни

Карта

§ 41

47

Поход А. Македонского на Восток

1




Таблица

§ 42

48

В Александрии Египетской. Подготовка к контрольной работе

1



Музей, Александрийская библиотека, Фаросский маяк

Сообщения по теме

§ 43

49

Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

1




Контрольная

работа

-------

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ (17 ч. + 1 ч.)

Глава 10.Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3ч.)

история ДРЕВНЕГО МИРА (5 класс)

50

Древнейший Рим. Работа над ошибками

1



Весталка, латины, Ромул, Рэм, патриции, плебеи

Творческие задания

§ 44

51

Завоевание Римом Италии

1



Республика, консул, народный трибун, сенат, право вето

Индивидуальные карточки

§ 45

52

Устройство Римской республики

1



Консул, диктатор, легион

Составить схему

§ 46

Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч.)

53

Войны Рима с Карфагеном

1



Контрибуция

Карта, таблица

§ 47

54

Установление господства Рима в Средиземноморье

1



Триумф, провинция

Исторический диктант

§ 48

55

Рабство в Древнем Риме (ПТ)

1



Рабы, амфитеатр, гладиатор

Текст с ошибками

§ 49

Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

56

Разорение земледельцев Италии

1




Беседа

§ 50

57

Восстание Спартака

1




Фронтальный опрос

§ 51

58

Единовластие Цезаря

1



Ветеран, диктатор

Экспресс-опрос

§ 52

59

Установление империи. Подготовка к контрольной работе

1



Империя, император, преторианцы

Кроссворд

§ 53

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

60

Промежуточная аттестация (контрольная работа)

1



Варвары

Творческие задания

§ 54

61

Соседи Римской империи. Работа над ошибками

1



Варвары

Творческие задания

§ 54

62

Рим при императоре Нероне

1




Исторический диктант

§ 55

63

Возникновение христианства

1



Христиане, апостолы, Евангелие, священник

Сообщения

§ 56

64

Расцвет Римской империи

1



Колоны, рабы с хижинами

Текст с ошибками

§ 57

65

Рим – столица империи. Подготовка к контрольной работе

1



Колизей, Пантеон, термы, Большой цирк

Беседа

§ 58

66

Контрольная работа: «Древний Рим» – промежуточная аттестация

1




К/р


Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч.)

67

Римская империя при Константине. Работа над ошибками

1



Епископ, Новый Завет

Фронтальный опрос

§ 59

68

Взятие Рима варварами

1



Великое переселение народов, 476 г.

Карта

§ 60

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!