РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мелентьевой Наталии Александровны учителя первой квалификационной категории
по истории
в 11 классах
( базовый уровень)
2020-2021 учебный год
Количество часов за год – 68 ч. (из расчета 2 часа в неделю)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов при изучении истории по 2 часа в неделю. Структура программы соответствует структуре учебника «Россия и мир в ХХ веке» Л.Н. Алексашкиной, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М., Просвещение, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов при изучении истории по 2 часа в неделю. Структура программы соответствует структуре учебника «Россия и мир в ХХ веке» Л.Н. Алексашкиной, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М., Просвещение, 2008г.
Главная задача курса – формирование у учащихся целостного представления о тенденциях перемен в жизни человечества роли и месте России в мировом развитии, судьбах населяющих ее народов в новейшее время. Сформировать у выпускников целостное представление о тенденциях перемен в жизни россиян.
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся основной средней школы:
Цели
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основными задачами курса являются:
освоение учащимися комплекса систематизированных знаний о всемирной истории, истории Отечества, роли и месте России как активного участника и творца всемирной истории;
воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов, что особенно важно в условиях многонациональной России;
развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается овладение конкретно-историческим подходом к событиям и явлениям прошлого, аргументировано выражать собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории и авторской программы курса: авторы:
Данилов, А. А. История: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2007.
Учебник: Л.Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. Россия и мир в XX - начале XXI века». 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень. – М. : Просвещение,2013.
Данилов, А. А. Россия и мир. 11 класс: метод, рекомендации / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Г.А. Минндрина. – М.: Просвещение,2008.
11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Курс ориентирован на федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на его базовом уровне;
учитывает предусмотренную нормативными документами возможность изучения в 10-11 классах как раздельных курсов отечественной и всеобщей истории, так и интегрированного курса «Россия и мир»;
завершает вертикальную линию учебников по истории России и мира.
Авторы стремились обеспечить наилучшие возможности для реализации курса в учебном процессе; пытались предложить свои подходы к решению сложных, не имеющих общепризнанных ответов проблем, встающих в связи с необходимостью «вписать» учебный курс в сложившуюся в 1990-е гг. концентрическую структуру школьного исторического образования.
Первый раздел содержит предусмотренные федеральным компонентом Государственного исторического образования о теоретико-методологических основах исторического процесса, об особенностях научного познания истории.
В двух последующих разделах учебный материал группируется в пять главных блоков:
обобщенная характеристика исторической эпохи, ее периодизация и основные особенности;
важнейшие процессы, явления, структуры и события всемирной истории;
процессы, явления, структуры и события отечественной истории в их взаимосвязи с всемирно-историческим контекстом и с учетом их своеобразия;
историческое наследи эпохи, ее значение для современного этапа развития человечества;
человек в контексте эпохи (основы исторической антропологии).
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории достигается путем создания у учащихся полноценных знаний и представлений об основных этапах развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Включен материал, позволяющий показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом человечества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Рабочая программа рассчитана на 68часов при изучении истории по 2 часа в неделю . В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной деятельности школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.
1V ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ РОССИИ И МИРА В ХХ – начале XXI в.
«История» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.:
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших правовых и экономических актов мирового и регионального значения.
V СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества
(1900-1914 гг.) (17ч.)
Введение в историю XX в. Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в.
Мир в начале века. Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг. Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос.
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия. Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности.
Город и деревня России в процессе модернизации. Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства.
Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция.
Противоречия формирования гражданского общества в России. Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать.
Панорама российского оппозиционного движения начала XX в. Рост оппозиционных настроений. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы.
Национальный фактор российской модернизации. Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их организации.
Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. Кровавое воскресенье и его последствия. Становление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции.
Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905—1907 гг.
Столыпинская программа модернизации России. Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике.
Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории. Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911—1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России. (1914 г. – начало 1920-х гг.) (9 ч.)
Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество.
Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны.
Февральская революция 1917 г. В России и возможные альтернативы развития страны.
Октябрь 1917 г. В России. Причины победы большевиков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств.
Российское общество между красными и белыми. Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны.
Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия.
Окончание мировой войны и образование новых государств в Европе. Революционные процессы 1918 —1923 гг. в Европе. Версальско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг.
Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций
в 20—30-е гг. XX в. (6ч)
Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии.
Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве.
СССР на путях форсированной модернизации. Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг.
Национальная политика СССР в 20—30-е гг. XX в. Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин.
Страны Азии. Турецкая модернизация. Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии.
Особенности развития культуры. Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура.
Международные отношения. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности.
Раздел IV. Вторая мировая война
(1939—1945 гг.).
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.) (7ч)
Истоки Второй мировой войны. Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров.
Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. «Европейский» фронт в 1939 — 1941 гг. Советский фронт в войне.(Крупнейшие сражения в ходе Великой Отечественной войны. Битва под Москвой,Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Днепр) Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт. в Европе.
Экономические системы в годы войны. Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939—1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне.
Власть и общество в годы войны. Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны.
Человек на войне. Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм.Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны. Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры — фронту.Особенности развития науки и культуры в годы Великой Отечественной войны
Раздел V. Мир во второй половине XX в.
От индустриального общества к информационному (22ч)
Послевоенный мир. Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы.
Особенности экономического, политического, социального развития ведущих мировых держав. Научно-технический прогресс.
США в 1945—2000 гг.: становление сверхдержавы.
Страны Западной Европы: тенденция к формированию единой Европы.
Послевоенный СССР: альтернативы развития. Советская экономика в 1953—1991 гг. Советская политическая система в 1953 — 1991 гг. Советская федерация в 1953—1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека.
Страны Восточной Европы в 1945—1990 гг.
Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.
Страны Латинской Америки: противоречия и варианты модернизации.
Международные отношения во второй половине XX в. «Холодная война». Военно-стратегический паритет Запада и Востока. Разрядка международной напряженности. Перемены 80—90-х гг. XX в.
Эволюция советской внешней политики в 1953—1991 гг.
Социально-экономические и политические реформы 90-х гг. в России.
Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса.
Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг.
Итоговое повторение « Россия и мир в XX-начале XX1века – 6 часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РОССИЯ И МИР В XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. 11 КЛАСС.
С УКАЗАНИЕМ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ ур | Тема урока | Основное содержание уроков | Основные виды учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий) | К-во часов | Дата План | Дата Факт |
| Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914). | 17 | | |
План1 | Введение в историю ХХ века. | Новейшая эпоха. Проблемы периодизации новейшей истории. Россия в XX в. | Уметь объяснять, почему ХХ в. называют переломным. Обосновывать свою точку рения по поводу рубежа отсчета начала новейшей эпохи. Определять значение быстрого технического прогресса для истории ХХ века. Находить положительные и отрицательные его стороны. | 1 | | |
2 | Мир в начале ХХ века. | Государства и народы на карте мира. Научно-технический прогресс. Индустриализация. Империи и империализм. Проблемы модернизации. | Знать определения понятий: научно-технический прогресс, индустриализация, неравномерность исторического развития, империализм. Объяснять, какие государства и в силу каких обстоятельств создали на протяжении Нового времени многонациональные и колониальные империи, находить их на исторической карте. Характеризовать особенности политических режимов в странах Латинской Америки. Показывать, в чем выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце XIX – начале ХХ в. | 1 | | |
3-4 | Страны Европы и США в 1900-1914 гг. | Достижения и проблемы индустриального развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Социальные реформы. Национальный вопрос. | Знать определения понятий: монополия, миграция, феминизм. Объяснять, в чем выражались противоречия и негативные последствия индустриального развития. Характеризовать исторические явления по предложенному плану. Находить причинно-следственные связи. | 2 | | |
5 | Экономическая модернизация в России: Успехи и противоречия. | Противоречия российской индустриализации. Особенности развития сельского хозяйства. Ограничения свободной купли-продажи земли. Российское законодательство в сфере предпринимательской деятельности. | Знать определения понятия: модернизация. Находить и называть особенности индустриальной модернизации России начала века. Характеризовать исторические явления по предложенному плану. Находить причинно-следственные связи. | 1 | | |
6-7 | Город и деревня России в процессе модернизации. | Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе. Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства. | Знать определения понятий: менталитет, урбанизация. Находить и называть направления социальных процессов в западных странах в период модернизации. Находить особенности российской модернизации. Делать вывод об уровнях индустриальной и социальной модернизации в России. | 2 | | |
8 | Право и традиции в российской политической системе начала ХХ века. | Этапы формирования правового государства. «Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав населения. Патернализм. Закон и традиция. | Знать определения понятий: правовое государство, патернализм, самодержавие. Находить общее и особенное российской политической системы по сравнению со странами Западной Европы. Называть основные черты правового государства. Оценивать Российскую империю с точки зрения правового государства. Находить причинно-следственные связи. | 1 | | |
9 | Проблемы формирования гражданского общества в России. | Гражданское общество и российская политическая традиция. Общественные организации. Организации промышленников. Женское движение. Периодическая печать. | Знать определения понятия и называть основные элементы гражданского общества. Находить противоречия между российской политической традицией и принципами гражданского общества. | 1 | | |
10 | Панорама российского оппозиционного движения начала ХХ века. | Рост оппозиционных настроений. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. | Уметь находить причины роста оппозиционного движения в России в начале Х века. Различать российское и западноевропейское социал-демократическое движение. Характеризовать иные оппозиционные течения. | 1 | | |
11-12 | Национальный фактор модернизации России. | Новые тенденции в национальной политике. Польский вопрос. Национальный вопрос в Финляндии и Прибалтике. Традиционные и новые подходы в политике властей в отношении народов Юга и Востока. Еврейский вопрос. Классификация национальных движений и ее особенности в Российской империи. Национальные движения в России и их организации. | Знать, почему модернизация потребовала существенной корректировки национальной политики. Уметь находить общее различное в развитии национальных движений Российской империи. | 2 | | |
13-14 | Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации. | Кровавое воскресенье и его последствия. Становление конституционной монархии в России. Особенности российской многопартийности. Советы рабочих депутатов. Политическая активность крестьянства. Крестьянский союз. Крестьянский вопрос в Думе. Армия в революции. Социальные итоги революции. | Знать хронологию событий. Уметь называть причины, характеризовать основные этапы революции. Объяснять, как изменилась политическая система Российской империи после октября 1905 года, уметь сравнивать ее с политическими системами ведущих западноевропейских государств. Называть особенности первой российской многопартийности, специфику Советов рабочих депутатов. Находить особенности крестьянского движения в революции. Отвечать на проблемные вопросы. | 2 | | |
15 | Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905-1907 гг. в России. | Революция 1905 г. на национальных окраинах России. Изменения в национальной политике. Национальные движения в западных регионах Российской империи. Укрепление позиций революционных партий в Закавказье. Политическая мобилизация мусульман. Еврейский вопрос. Национальное пробуждение малых этносов. | Работая с учебником и исторической картой показывать, в каких национальных районах и почему революционное движение отличалось особым размахом. Характеризовать изменения, произошедшие в национальном движении народов западных регионов Российской империи. | 1 | | |
16 | Столыпинская программа модернизации России. | Аграрная реформа. Административная реформа. Школьная реформа. Перемены в национальной политике. | Знать главные цели реформаторской деятельности П.А. Столыпина. Давать объяснение, почему именно административные реформы встретили резкое неприятие консервативных сил. Характеризовать национальную политику П.А. Столыпина. Высказывать точку зрения, отвечать на проблемные вопросы. | 1 | | |
17 | Освободительное движение в странах Азии, Африки и Латинской Америки на пороге новейшей истории. | Подъем освободительных движений. Страны Ближнего Востока. Революция 1911—1913 гг. в Китае. Проблемы трансформации в Индии. Мексиканская революция 1910-1917 гг. | Уметь составлять синхронистическую таблицу. Объяснять понятие «пробуждение Азии». Давать оценку значения революций. | 1 | | |
| Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России (1914- начало 1920-х гг.) | 9 | | |
18 | На фронтах первой мировой войны. | Предпосылки Первой мировой войны. Характер военных действий и основные военные операции. Роль Западного и Восточного фронтов. Война и общество. Россия в войне. Роль Восточного фронта. Экономическая система России в годы войны. Война и российское общество. Повседневный быт населения. Национальный вопрос в годы войны. | Уметь составлять хронологическую таблицу. Знать хронологию основных военных действий Первой мировой войны. Отвечать на проблемные вопросы к параграфу. | 1 | | |
19-20 | Война и общество. | Уметь объяснять, почему в начале войны националистические настроения взяли верх над всеми иными идейными и нравственными принципами. Сопоставлять отношение людей к войне в ее начале и на завершающем этапе. | 2 | | |
21-22 | Февральская революция 1917 г. и возможные альтернативы развития России. | Февральская революция 1917 г. в России и возможные альтернативы развития страны. | Объяснять причины и сущность событий Февраля. Высказывать суждения о б альтернативах развития России в 1917 году. Давать характеристику позиций политических партий и лидеров в 1917 году, привлекая документы и дополнительную литературу. | 2 | | |
23 | Октябрьская революция в России. | Причины победы большевиков. Дискуссии о характере октябрьских событий. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Национальный вопрос и образование национальных государств. | Называть какие обстоятельства способствовали победе большевиков. Комментировать различные точки зрения на характер произошедших в октябре 1917 года событий, которые существуют в отечественной и зарубежной историографии. Уметь устанавливать причинно - следственные связи, отвечать на проблемные вопросы. | 1 | | |
24 | Российское общество между красными и белыми. | Социальный состав и политическая ориентация противоборствующих сил. Создание Красной Армии. Крестьянство, рабочие, интеллигенция в Гражданской войне. | Уметь объяснять, какие причины заставляли те или иные социальные слои поддерживать белых или красных. Уметь анализировать позицию русского офицерства в годы Гражданкой войны. Анализировать поведение крестьянства, находить специфику поведения интеллигенции в Гражданской войне. | 1 | | |
25 | Политические и социально-экономические итоги гражданской войны в России. | Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны. Конституция РСФСР 1918 г. «Военный коммунизм» и его социальные последствия. | Называть особенности первой Конституции РСФСР. Знать в чем заключались социальные и политические функции созданной системы чрезвычайных органов. Характеризовать военно-коммунистическую модель. Давать определение понятию «военный коммунизм». | 1 | | |
26 | К новому миру. | Революционные процессы 1918 —1923 гг. в Европе. Версальско-Вашингтонская система и ее противоречия. Советская Россия в международных отношениях начала 20-х гг. | Знать хронологию провозглашения независимых государств. Характеризовать значение образования новых государств в Европе после Первой мировой войны. Объяснять, почему провозглашение многих независимых государств сопровождалось обострением политической борьбы. Давать характеристику Версальско-Вашингтонской системе. | 1 | | |
| Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. ХХ века. | 7 | | |
27 | Между демократией и тоталитаризмом. | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Фашизм и нацизм. Тоталитарные режимы в Европе. Западные демократии в условиях нарастания кризисных явлений в экономике и политическом развитии. | Давать определение понятиям – стабилизация, эпоха массового общества, фашизм, тоталитаризм, авторитарный режим. Знать характерные черты тоталитарного и авторитарного политических режимов, приводить примеры, иллюстрировать. Находить общие черты и особенности германского и итальянского фашизма. Давать оценку «новому курсу» Ф. Рузвельта. | 1 | | |
28 | Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма. | Концепция нэпа. Противоречия нэповской модели развития. Борьба за власть в большевистском руководстве. | Знать что такое нэп. Называть причины перехода к нэпу. Определять итоги и значение нэпа. Давать характеристику политическому режиму, сложившемуся в СССР в начале 20-х гг. ХХ в. | 1 | | |
29 | СССР на путях форсированной модернизации. | Необходимость индустриальной модернизации. Технология сталинской модернизации. Результаты и последствия форсированной модернизации. Дискуссии о сущности социально-экономической и политической системы СССР в 30-е гг. | Давать определение понятиям – модернизация, форсированная модернизация, коллективизация, культурная революция. Определять экономические, социальные и идеологические причины свертывания нэпа. Уметь выявлять общие черты, характерные для всех тоталитарных режимов. | 1 | | |
30 | Национальная политика СССР в 20-30-е гг. ХХ в. | Политика «коренизации». Развитие национальных языков и культуры. Советизация национальных культур. Борьба с религией и церковью. Выравнивание экономического уровня национальных окраин. | Давать определение понятию «коренизация». Характеризовать политику «коренизации», указывать, в чем была ее противоречивость. Уметь отвечать на проблемные вопросы. | 1 | | |
31 | Страны Азии: борьба продолжается. | Революция в Монголии. Гражданская война в Китае. Освободительное движение в Индии. | Уметь составлять хронологическую таблицу. Сравнивать, находить общее и особенное, давать оценку роли лидеров в освободительных движений в странах Азии. | 1 | | |
32 | Культура в меняющемся мире | Модернизм. Культура в массовом обществе. Тоталитаризм и культура. | Давать определение понятиям - культура, модернизм, модерн, фовизм, примитивизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм. Характеризовать основные течения в литературе, живописи, архитектуре. Называть представителей данных направлений, их произведения. Объяснять, почему культуру 20-30-х гг. назвали массовой. Высказывать суждения о месте произведений искусства 1920-1930-х гг. в культурной панораме новейшей эпохи. | 1 | | |
33 | От Версаля до Мюнхена: международные отношения в 20-30-е гг. ХХ в. | Три этапа в международных отношениях межвоенного двадцатилетия. «Эра пацифизма». Формирование очагов военной опасности. | Давать определение понятиям – коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Характеризовать основные этапы и тенденции развития международных отношений 1920-1930-х гг. Проводить сопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории). | 1 | | |
| Раздел IV. Вторая мировая война (1939-1945). Великая Отечественная война народов СССР (1941-9945). | 6 | | |
34 | Истоки мирового кризиса. | Кризис Версальской системы. Идеологическая подготовка к войне. Усиление роли государства в экономике европейских стран. Военно-политические планы агрессоров. | Объяснять понятие – политика умиротворения агрессора. Уметь находить основные причины кризиса Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Показывать принципиальное отличие коммунистической, либеральной и фашистской идеологий в вопросах войны и мира. Уметь давать собственную оценку военно-политических планов ведения будущей войны. | 1 | | |
35 | Крупнейшие военные операции Второй мировой войны. | «Европейский» фронт в 1939 — 1941 гг. Советский фронт в войнеКрупнейшие сражения в ходе Великой Отечественной войны (Битва под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Днепр) . Азиатско-Тихоокеанский регион в войне. Африканский фронт. Второй фронт в Европе. | Знать хронологию, основные события, характеризовать основные фронты войны. Рассказывать о крупнейших военных операциях, используя историческую карту. Высказывать суждение о роли отдельных фронтов в общем ходе войны. Доказывать, что советско-германский фронт был основным во Второй мировой войне. | 1 | | |
36 | Экономические системы в годы войны. | Германская экономическая модель. Эволюция английской экономики. Американская экономика в 1939—1945 гг. Перестройка советской экономики на военный лад. Ленд-лиз. Принудительный труд. Людские и материальные потери в войне. | Уметь анализировать экономические системы военного времени находить их различие, доказывать свою точку зрения по поводу эффективности какой-либо. Оценивать экономическую, социальную, политическую роль ленд-лиза дл США и для стран, которые получали поставку по ленд-лизу. | 1 | | |
37 | Власть и общество в годы войны | Немецкий оккупационный режим. Холокост. Германский «фронт на родине». Власть и общество в СССР в годы войны. Антагонизмы в воюющем обществе. Западные демократии в годы войны. | Уметь представлять сообщение о немецком оккупационном режиме. Находить изменения в отношении к войне населения Германии и советских людей с осени 1939 г. по май 1945 г. Объяснять, в каком направлении эволюционизировала система власти в СССР и почему. | 1 | | |
38 | Человек на войне | Герои фронта. Герои тыла. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. Военнопленные. Коллаборационисты. Массовый героизм Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны. | Знать и называть героев фронта и героев тыла Второй мировой войны, делать сообщения в различных форматах о положении людей на фронте и в тылу. Раскрывать значение понятий – Движение Сопротивления, партизанское движение, коллаборационизм. Показывать знание истоков массового героизма советских людей в годы войны. Пояснять, почему этого явления не было в других странах. | 1 | | |
39 | Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны. | Наука. Образование. Художественная культура. Мастера культуры — фронт Особенности развития науки и культуры в годы Великой Отечественной войны | Знать, какие направления фундаментальной науки получили приоритетное развитие в годы войны и почему. Определять общее и особенное в развитии национальных систем образования воюющих стран. Находить сходные и отличительные черты в развитии художественной культуры основных воющих стран. | 1 | | |
| Раздел V. Мир во второй половине ХХ – начале XIX в. От индустриального общества к информационному. | 22 | | |
40 | Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг. | Изменения на карте мира. Двухполюсный мир. «Холодная война». Крушение колониальной системы. | Объяснять, какие изменения произошли в Европе и мире после Второй мировой войны (с использованием исторической карты). Раскрывать значение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, холодная война, научно-техническая революция, постиндустриальное общество, информационная революция, колониальная система. | 1 | | |
41 | Общество в движении. | Экономическое развитие. Новые рубежи научно-технического прогресса. Изменения в обществе. Социальные движения. | Уметь характеризовать развитие науки и техники во второй половине ХХ в. на примере одной из научных отраслей, делать сообщения, презентации. Высказывать суждение по проблеме, должны ли существовать ограничения научных исследований по нравственно-этическим, экологическим и иным соображениям. Рассказывать, что изменилось в положении молодежи во второй половине ХХ века. Высказывать собственное суждение, в чем заключаются наиболее значимые ценности современной молодежи. | 1 | | |
42 | США второй половине ХХ – начале XIX в.: становление сверхдержавы. Семинар. | Борьба за лидерство. Изменения политического курса. Общественные движения. | Уметь использовать навыки работы на уроке-семинаре. Характеризовать политическую систему США. Составлять характеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием различных источников). Высказывать суждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире и является ли это лидерство абсолютным. | 1 | | |
43 | Страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале XIX в. | Расстановка ведущих политических сил. От восстановления к стабильности 91945-1950-е гг.) Перемены 60-хх годов. Падение авторитарных режимов в Португалии, Греции, Испании. Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия ХХ – начала ХХI века. | Раскрывать тенденции экономического развития стран Западной Европы во второй половине ХХ – начале XXI вв. (государственное регулирование экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов). Характеризовать политические системы стран Западной Европы, ведущие партии, их общественные позиции. Составлять характеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы. Раскрывать предпосылки, достижения и проблемы европейской интеграции. Проводить поиск информации для сообщений и презентаций. | 1 | | |
44 | Послевоенный СССР. | Советская экономика в 1953—1991 гг. Советская политическая система в 1953 — 1991 гг. Советская федерация в 1953—1991 гг. Духовный мир и повседневный быт советского человека. | Знать характерные черты сталинской послевоенной экономической системы. Давать характеристику политическому развитию страны. Высказывать суждение по поводу, почему идеологические кампании и возведение «железного занавеса» начались не сразу, а лишь с 1947-1948 гг. Высказывать предположение, существовала ли реальная альтернатива тому варианту развития советского общества в послевоенные годы, который был избран Сталиным. | 1 | | |
45 | Советская экономика в 1953-1991 гг. | Промышленность. Сельское хозяйство. Теневая экономика. Наука и техника. Социальная сфера. | Характеризовать основные этапы промышленного развития СССР и процессов сельскохозяйственного развития. Раскрывать понятие «теневая экономика» на примерах. Высказывать суждение, можно ли было добиться реального экономического прогресса в рамках существовавшей экономической системы. Высказывать предположение, что в этой системе нужно было менять. | 1 | | |
46 | Советская политическая система в 1953-1991 гг. | КПСС в политической системе. Конституционные реформы. Советская власть. Номенклатура. | Уметь объяснять усиление роли КПСС в жизни советского общества в 60-70-е гг. Высказывать суждение о частом изменении Конституции СССР. Оценивать роль советской номенклатуры. Находить объяснение стремления руководства осуществить политическую реформу в 1988 г. | 1 | | |
47 | Советская федерация в 1953-1991 гг. Урок самостоятельной работы. | Выравнивание экономического уровня. Изменение социальной структуры. Расширение полномочий национальных регионов. Формирование национальных элит. Истоки кризиса и распада СССР. | Знать истоки кризиса и распада СССР. Называть позитивные и негативные последствия расширения полномочий союзных республик. Уметь находить дополнительный материал из различных источников. Формулировать свое суждение на поставленные вопросы. | 1 | | |
48 | Духовный мир и повседневный быт советского человека. | Эволюция представлений о смысле жизни. Атеизм и религиозность. Изменение общекультурного и образовательного уровня. Семья. Перемены в повседневном быте. | Уметь сравнивать представления о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг., периода войны, 1953-1964 гг., 70-х – начала 80-х гг., периода перестройки. Высказывать суждение, в какие периоды истории общество переживает усиление интереса к религии. Объяснять, почему темпы роста общекультурного и образовательного уровня населения, не смотря на очевидный прогресс, отставали от динамического экономического роста. | 1 | | |
49-50 | Страны Восточной Европы 1945 г. - началаXI в.: в поисках своего пути. Семинар. | Альтернативы 40-х гг. «Социалистический выбор». Противоречия и кризисы 50-х гг. За «социализм с человеческим лицом». Перемены 1989 – 1990-х гг. | Раскрывать значение понятий и терминов – мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, «Солидарность», «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация. Характеризовать основные этапы истории восточноевропейских стран 1945 г. – начале XXI века, объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран. | 2 | | |
51-52 | Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации. | Выбор ориентации и моделей развития. Восточная, Юго-Восточная и Южная Азия: достижения и проблемы модернизации. Афганский эксперимент. Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт. | Раскрывать значение понятий и терминов – крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», «японская модель» развития, фундаментализм. Характеризовать этапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (с использованием исторической карты и составлением хронологической таблицы). Уметь составлять обзор развития отдельных стран во второй половине ХХ – начале XXI века. Используя различные источники и Интернет-ресурсы. | 2 | | |
53-54 | Страны Латинской Америки: реформы и революции. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XIX в. | Проблемы модернизации: общее и особенное. Революция 1944-1954 гг. в Гватемале. Национал – реформизм. Кубинская революция. Чили в 70-90-е гг. Страны Латинской Америки в конце ХХ – начале XXI века. | Раскрывать значение понятий и терминов – латифундия, импортозаменяющая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта. Характеризовать политические режимы, существовавшие в Латиноамериканских государствах. Сопоставлять реформистский и революционный пути решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывать суждения об их результативности. | 2 | | |
55 | Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI в. | Эпоха «холодной войны». За мир и безопасность. Проблемы разоружения. Поворот к разрядке международной напряженности. Перемены 80-90-х годов. | Раскрывать значение понятий – «холодная война», разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе. Называть и характеризовать основные периоды в развитии международных отношений второй половины ХХ века. Готовить и представлять рефераты по отдельным вопросам международных отношений. | 1 | | |
56 | Эволюция советской внешней политики в в 1953-1991 гг. | Концепция мирного сосуществования. Военно-стратегический паритет и начало разрядки. Кризис и окончание разрядки. Новый виток конфронтации. «Новое политическое мышление»: замыслы и результаты. | Раскрывать значение понятий – Новое политическое мышление в международных отношениях, военно-стратегический паритет. Называть и характеризовать основные периоды в развитии международных отношений второй половины ХХ века. Готовить и представлять рефераты по отдельным вопросам международных отношений. | 1 | | |
57 | Политические реформы 90-х гг. ХХ в. в России. | Президентская власть. От Советов к парламентаризму. Правительство. Судебная власть. Центр и регионы. Местное самоуправление. | Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности. Уметь сравнивать, чем власть Президента РФ в 991-1993 гг. отличалась от тех полномочий, которые он получил по Конституции 1993 г. Уметь показывать, чем российский парламентаризм второй половины 90-х гг. отличался от российского парламентаризма начала ХХ в. и периода 1990-1993 гг. Давать оценку места и роли Правительства в системе власти советского периода и по Конституции 1993 г. | 1 | | |
58 | Экономика и население России в 90-е гг. ХХ века. | Промышленность и сельское хозяйство. Социальная сфера. Демография. Повседневный быт. | Объяснять, в чем заключались трудности перехода крыночной экономике. Определять основные итоги экономического развития страны в 90-е годы. Высказывать личное суждение о том, какие проблемы тормозят развитие российской экономики, в чем причины неблагополучного положения в социальной сфере. | 1 | | |
59 | Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. | После войны. 60-е гг.: новые веяния. Массовая культура. Искусство мыслей и чувств. Диалог культур. | Раскрывать значение понятий – демократизация художественной культуры, экзистенциализм, абсурд, «антироман», постмодернизм, «индустрия культуры», артефакт, диалог культур. Объяснять с примерами. Как события Второй мировой войны отразились на культуре второй половины ХХ века. Выражать собственное отношение к философии и художественным положениям экзистенциализма. Давать характеристику и оценку современной российской и зарубежной культуры, произведений литературы, искусства, кинофильмов, аргументировать свое мнение. | 1 | | |
60 | Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. ХХ в. | В поисках новых духовных и нравственных идеалов. Влияние религии и церкви на общественное сознание. Литература и искусство. | 1 | | |
61 | Россия в начале XXI в. | Власть и гражданское общество. Экономика и социальная сфера. Динамика культурной жизни. Россия в меняющемся мире. | Систематизировать материал об изменениях, происходящих в политической сфере в России в начале ХХI века. Высказывать суждение, какие экономические достижения позволили усилить социальную направленность внутренней политики. Раскрывать особенности культурной жизни России начала XXI века. | 1 | | |
62 | Россия и глобальные проблемы современного мира. | Кризис мировой цивилизации? Международный терроризм. Военная угроза. Демографические и этнонациональные проблемы. Экологические проблемы. Становление ноосферы. | Уметь называть и давать характеристику глобальных проблем современности. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы. | 1 | | |
63-68 | Итоговое повторение. | Знать содержание курса. | Уметь решать тест в формате ЕГЭ. Отвечать на проблемные вопросы. Высказывать суждения о значении отдельных международных событий для судеб мира. Защищать доклады, сообщения, презентации. | 6 | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Учебник: Л.Н. Алексашкина, Данилов, А. А. Л. Г. Косулина. Россия и мир в XX - начале XXI века». 11 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : базовый уровень. - М. : Просвещение,2013.
2. Данилов, А. А. Россия и мир. 11 класс: Методические рекомендации. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Г.А. Миндрина. - М.: Просвещение,2008.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1.http://www.humanities.edu.ru–федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».
2.http://www.hronos.km.ru/–сайт «ХРОНОС – всемирная история в Интернете»: хроника, исторические документы (по периодам), библиотека.
3.http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html–Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ.
4.http://www.auditorium.ru/lib–библиотека портала «Социально-гуманитарное и политологическое образование».
5.http://istrorijarossii.narod.ru–сайт «История нашей страны»: библиотека учебной и научной исторической литературы, документы.
6.http://historydoc.edu.ru - Коллекция исторических документов.
7. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
8.Коллекция: Мировая художественная культура http://artclassic.edu.ru
9.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
10.Хронолайнер-редактор (через ЦОР)
V111 Учебно-тематическое планирование
Раздел 1 | Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1914)- 17 часов |
Раздел 2 | Первая мировая война и её последствия.Общенациональный кризис в России |
| (1914-начало 1920-хгг)-9 часов |
Раздел 3 | Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг XXв- 7 часов |
Раздел 4 | Вторая мировая война (1939-1945) Великая Отечественная война народов СССР (1941-1945)- 6 часов |
Раздел 5 | Мир во второй половине XX-начале XX1века. От индустриального общества к информационному-22 часа |
Повторение | 6 часов |