ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по Истории для 10 классов разработана в соответствии с ФГОС СОО и на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, авторской программы: «История России» 6-10 классы – Арсентьев, А. А. Данилов и др.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012гг) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю.
Классы | Всего часов | Разделы рабочей программы |
| | История России | Всеобщая история |
10 класс | 70 ч | 44 | 26 |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017.
Всеобщая история. Новейшая история . Учеб. для общеобразовательных учреждений /А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О. Чубарьяна – М.: Просвещение, 2015.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
Предметные результаты:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности
Формами текущего контроля успеваемости обучающихся являются:
Формы письменной проверки:
- письменная проверка - это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты, эссе, синквейн, исторический диктант.
Формы устной проверки:
- устная проверка - это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ обучающихся могут использоваться информационно - коммуникационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
ИСТОРИЯ РОССИИ
№ | Название раздела | Количество часов | Кол-во контрольных работ (тестирование) |
1 | Глава 1. Россия в годы «великих потрясений» | 6 | 1 |
2 | Глава 2. Советский Союз в 20-30 гг. | 9 | 1 |
3 | Глава 3. Великая Отечественная война в 1941-1945гг. | 7 | 1 |
4 | Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. | 15 | 1 |
5 | Глава 5. Российская Федерация | 7 | 1 |
| Всего часов | 44 |
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | Кол-во контрольных работ ( тестирование) |
1 | Введение. Мир в начале ХХ века | 1 | |
Раздел 1. Мировые войны и революциию 1914-1915гг. Исторические проблемы первой половины ХХ века |
2 | Глава 1. Первая мировая война | | |
3 | Глава 2. Образование национальных государств и послевоенная система договоров | | 1 |
4 | Глава 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-егг | | |
5 | Глава 4. Международные отношения в 1930-1930-е гг | | 1 |
6 | Глава 5. Вторая Мировая война | | |
Раздел 2. Мир во второй половине ХХ века. Исторические проблемы второй половины ХХ века |
7 | Глава 6. Международные отношения во второй половине ХХ века | | |
8 | Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х -1990-х гг. | | |
9 | Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг | | |
10 | Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века | | |
11 | Глава 10. Наука и культура во второй половине ХХ века | | |
| Резерв | | |
Всего часов | | |
26 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | ТЕМА | К-во часов | Д/З | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
ИСТОРИЯ РОССИИ | |
Глава 1. Россия в годы «великих потрясений» (6 часов) | |
1 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. Российская империя в годы Первой мировой войны. | 1 | 1-2 | |
2 | Великая российская революция: Февраль 1917г. | 1 | 3 | |
3 | Великая российская революция: Октябрь 1917г. Первые революционные преобразования большевиков. | 1 | 4-5 | |
4 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. | 1 | 6 | |
5 | Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны. | 1 | 7-8 | |
6 | Повторение «Россия в годы великих потрясений». Наш край вгоды революции и Гражданской войны. | 1 | 6-8 | |
Глава 2. Советский Союз в 1920 -1930-х гг (9 часов) | |
7 | Экономический и политический кризис 20-30 гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа. | 1 | 9-10 | |
8 | Образование СССР Политическое развитие в 20 гг. | 1 | 11-12 | |
9 | Международное положение и развитие СССР в 20 гг. | 1 | 13 | |
10 | Культурное пространство СССР в 20 гг. | 1 | 14 | |
11 | Великий перелом. Индустриализация. | 1 | 15 | |
12 | Коллективизация сельского хозяйства. | 1 | 16 | |
13 | Политическая система СССР в 20 гг. | 1 | 17 | |
14 | Культурное пространство СССР в 20 гг. Наш край в 1920-1930-е гг. | 1 | 18 | |
15 | СССР и мировое сообщество в 20-30 гг. Повторение «СССР в 20-30гг» | 1 | 19 | |
Глава 3. Великая Отечественная война в 1941-1945гг. (7 ч.) | |
16 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 | 20 | |
17 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период. | 1 | 21 | |
18 | Поражения и победы 1942гг. Предпосылки коренного перелома. | 1 | 22 | |
19 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 | 23 | |
20 | Второй период отечественной войны. Коренной перелом. Народы СССР в борьбе с фашизмом. | 1 | 24 | |
21 | Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание второй мировой войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 25 | |
22 | «СССР в годы Великой Отечественной войны» - зачет | 1 | 22-25 | |
Глава 4. Апогей и кризис советской системы 1945-1991 гг. (15 ч.) | |
23 | Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики. | 1 | 26-27 | |
24 | Изменения в политической системе в послевоенные годы. | 1 | 28 | |
25 | Идеология, наука, культура в послевоенный период. | 1 | 29 | |
26 | Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны». Смена политического курса. | 1 | 30-31 | |
27 | Экономическое и социальное развитие в середине 50-60гг. | 1 | 32 | |
28 | Культурное пространство и повседневная жизнь в 50-60гг. | 1 | 33 | |
29 | Политика мирного сосуществования в 50-60гг. Наш край в 1953-1964-е гг. | 1 | 34 | |
30 | Политическое развитие в 50-60гг. | 1 | 35 | |
31 | Контрольное повторение «СССР период «зимы» и «оттепели». | 1 | 32-35 | |
32 | Социально-экономическое развитие страны в 60-80гг. | 1 | 36 | |
33 | Культурное пространство и повседневная жизнь в 60-80гг. | 1 | 37 | |
34 | Политика разрядки и международной напряженности. СССР и мир в начале 1980гг. Предпосылки реформ. | 1 | 38-39 | |
35 | Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1990гг Перемены в духовной жизни в годы перестройки. | 1 | 40-41 | |
36 | Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | 1 | 42-43 | |
37 | Национальная политика и подъем национальных движений. Повторение «Перестройка». Наш край в 1985--1991-е гг. | 1 | 44 | |
Глава 5. Российская Федерация (7 часов) | |
38 | Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие на пути к рынку. | 1 | 45-46 | |
39 | Духовная жизнь страны в 1990гг. | 1 | 47 | |
40 | Геополитическое положение и внешняя политика в 90 гг. Политическая жизнь в России в начале 21 в. | 1 | 48-49 | |
41 | Экономика России в начале 21в. | 1 | 50 | |
42 | Повседневная и духовная жизнь | 1 | 51 | |
43 | Внешняя политика России в начале 21 в. Россия в 2008-2014гг | 1 | 52-53 | |
44 | Повторение «Россия в 21 веке». Наш край в 2000-2012гг. | 1 | Термины | |
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ | |
45 | Введение. Мир в начале ХХ века | 1 | | |
Глава 1. Первая мировая война (2 часа) | |
46 | Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны | 1 | 1 | |
47 | Война и общество | 1 | 2 | |
Глава 2. Образование национальных государств и послевоенная система договоров (2 часа) | |
48 | Образование национальных государств в Европе | 1 | 3 | |
49 | Послевоенная система международных договоров | 1 | 4 | |
Глава 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920-1930-егг ( 4 часа) | |
50 | Социально-экономические процессы в европейских государствах и США | 1 | 5-6 | |
51 | Общественно – политический выбор ведущих стран | 1 | 7-8 | |
52 | Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами | 1 | 9 | |
53 | Культура и наука в первой половине ХХ века | 1 | 10 | |
Глава 4. Международные отношения в 1920-1930гг ( 2 часа) | |
54 | «Эра пацифизма» в 1920гг | 1 | 11 | |
55 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е гг | 1 | 12 | |
Глава 5. Вторая Мировая война ( 4 часа) | |
56 | Причины войны и планы участников | 1 | 13 | |
57 | Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления | 1 | 14 | |
58 | Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны | 1 | 15 | |
59 | Повторительно обобщающий урок «Мировые войны и революциию 1914-1915гг.» | 1 | 1-15 | |
РАЗДЕЛ 2. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА | |
Глава 6. Международные отношения во второй половине ХХ века (2часа) | |
60 | Мироное урегулирование после Ворой мировой войны и начало «холодной войны» | 1 | 16 | |
61 | Основные этапы холодной войны | 1 | 17 | |
Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х -1990-х гг. (2 часа) | |
62 | Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития | 1 | 18 | |
63 | Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х – 1990-х гг | 1 | 19-20 | |
Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг (2 часа) | |
64 | Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг – первой половине 1980-х гг. | 1 | 21 | |
65 | Кризис и крушение коммунистических режимов в восточной Европе | 1 | 22 | |
Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ века (1час) | |
66 | Национально-освободительные движения и деколонизация. Эволюция общественно – политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950-1990 –е гг. | 1 | 23-24 | |
Глава 10. Наука и культура во второй половине ХХ века ( 2 ч.) | |
67 | Научно-техническая революция. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. Искусство и спорт | 1 | 25 | |
68 | Повторительно обобщающий урок « Мир во второй половине ХХ века» | 1 | | |
69 | Резерв | 1 | | |
70 | 1 | | |
1