№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
| |
Раздел 1 «Музыка вокруг нас» |
1 | Звуки окружающего мира. Звуки шумовые и музыкальные | 1 | 06.09 | | Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира. Пение попевок и простых песен. |
2 | Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота | 1 | 13.09 | | Знакомство со свойствами музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания. |
3 | Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски | 1 | 20.09 | | Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам. |
Раздел 2 «Ритм – движение жизни» (4 часа) |
4 | «Звучащие жесты» («инструменты тела»). Ритмические игры | 1 | 27.09 | | Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. |
5 | Короткие и длинные звуки | 1 | 04.10 | | Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх. Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. |
6 | Слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение | 1 | 11.10 | | Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Исполнение простых ритмических аккомпанементов к музыкальным произведениям (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). |
7 | Ритмоинтонирование. Ритмические «пазлы» | 1 | 18.10 | | Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням. |
Раздел 3 «Мелодия – царица музыки» (4 часа) |
8 | Мелодия – главный носитель содержания в музыке | 1 | 25.10 | | Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало) |
9 | Интонация в музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки | 1 | 08.11 | | Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ |
10 | Выразительные свойства мелодии | 1 | 15.11 | | Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Музыкально-игровая деятельность - интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»). |
11 | Типы мелодического движения. Аккомпанемент | 1 | 22.11 | | Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков. Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом. |
Раздел 4 «Музыкальные краски» (3 часа) |
12 | Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности | 1 | 29.11 | | Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера. |
13 | Понятие контраста в музыке | 1 | 06.12 | | Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно». Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа. |
14 | Лад. Мажор и минор. Тоника | 1 | 13.12 | | Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах. |
Раздел 5 «Музыкальные жанры: песня, танец, марш» (6 часов) |
15 | Песня | 1 | 20.12 | | Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. |
16 | Танец | 1 | 10.01 | | Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Танец в музыкальном материале для прослушивания (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных движений. |
17 | Марш | 1 | 17.01 | | Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых маршевых движений. |
18 | Песня – Танец | 1 | 24.01 | | Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной и танцевальной музыке. Песня и танец в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. |
19 | Песня – Марш | 1 | 31.01 | | Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной и маршевой музыке. Песня и марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров. |
20 | Двигательная импровизация | 1 | 07.02 | | Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях. |
Раздел 6 «Музыкальная азбука или где живут ноты» (5 часов) |
21 | Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи | 1 | 21.02 | | Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ. |
22 | Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре | 1 | 28.02 | | Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Первые навыки игры по нотам. |
23 | Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано | 1 | 07.03 | | Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Пение простейших песен по нотам. Первые навыки игры по нотам. |
24 | Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки | 1 | 14.03 | | Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам. |
25 | Динамические оттенки (форте, пиано) | 1 | 21.03 | | Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.) Пение с применением ручных знаков. |
Раздел 7 «Я – артист» (4 часа) |
26 | Сольное музицирование | 1 | 04.04 | | Исполнение пройденных сольных произведений. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков. |
27 | Ансамблевое музицирование | 1 | 11.04 | | Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях. |
28 | Творческое соревнование | 1 | 18.04 | | Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги». |
29 | Импровизация на элементарных музыкальных инструментах | 1 | 25.04 | | Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ. |
Раздел 8 «Музыкально-театрализованное представление» (4 часа) |
30 | Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала | 1 | 16.05 | | Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. |
31 | Создание музыкально-театрального коллектива. Распределение ролей | 1 | 16.05 | | Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д. |
32 | Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация хоровых произведений | 1 | 23.05 | | Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. |
33 | Музыкально-театрализованное представление | 1 | 23.05 | | Музыкально-театрализованное представление. Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. |