СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатики для 9-х классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике 9 кл. учебник для 9 класса / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатики для 9-х классов»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатики для 9-х классов
















2017 – 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  2. Учебный план на 2017-18 г


Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплекс:


  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В./ М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.


Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году

Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.

Рабочая программа составлена из расчета на: общее - 68 часов; в неделю - 2 час.


Учебно-тематическое планирование (68 ч)

№ п/п

Разделы

Количество часов

Контрольны работы

Практические работы

1

Введение в предмет

1



2

Передача информации в компьютерных сетях

7


3

3

Информационное моделирование

4



4

Хранение и обработка информации в базах данных

8


3

5

Табличные вычисления в компьютере

14

1

4

6

Управление и алгоритмы

9

1

2

7

Программное управление работой компьютера

20

1

6

8

Информационные технологии и общество

5




Всего:

68

3

18


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Введение в предмет 1 ч.

Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Введение.


  1. Передача информации в компьютерных сетях 7 ч.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


  1. Информационное моделирование 4 ч.

Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.


  1. Хранение и обработка информации в базах данных 8 ч.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


  1. Табличные вычисления в компьютере 14 ч.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


  1. Управление и алгоритмы 9 ч.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


  1. Программное управление работой компьютера 20 ч.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество 5 ч.

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения курса информатики и ИКТ в 9 классе обучающиеся должны

Знать:

  • Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;

  • Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;

  • Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;

  • Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;

  • Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

  • Что такое БД, СУБД, информационная система;

  • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;

  • Что такое логическая величина, логическое выражение;

  • Что такое логическая операция, как они выполняются;

  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;

  • Графические возможности табличного процессора;

  • Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • В чём состоят основные свойства алгоритма;

  • Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

  • Основные виды и типы величин;

  • Назначение языков программирования;

  • Что такое трансляция;

  • Назначение систем программирования;

  • Правила оформления программы в «Паскаль»;

  • Правила представления данных и операторов на Паскале;

  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

  • Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • Историю способов записи чисел (систем счисления);

  • Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • В чём состоит проблема безопасности информации;

  • Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;


Уметь:

  • Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;

  • Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • Работать с одной из программ-архиваторов.

  • Приводить примеры натуральных и информационных моделей;

  • Ориентироваться в таблично-организованной информации;

  • Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • Организовывать поиск информации в БД;

  • Редактировать содержимое полей БД;

  • Сортировать записи в БД по ключу;

  • Добавлять и удалять записи в Д;

  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;

  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;

  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  • При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

  • Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


Учебно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

  1. Введение в предмет (1 ч.)

1.

Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Введение.

1



  1. Передача информации в компьютерных сетях (7 ч.)

2.

Как устроена компьютерная сеть. Скорость передачи информации.

1



3.

Электронная почта и другие информационные услуги сетей, обмен файлами.

1



4.

Телеконференции. Файловые архивы.

1



5.

Аппаратное обеспечение сети.

1



6.

Программное обеспечение сети. Архивирование и разархивирование.

1



7.

Интернет и Всемирная паутина. Создание простейшей Web-страницы с помощью текстового процессора MS Word.

1



8.

Способы поиска в Интернете информации.

1



  1. Информационное моделирование ( 4 ч.)

9

Что такое моделирование.

1



10.

Графические информационные модели (карта, чертежи, схемы и графики)

1



11.

Табличные модели.

1



12.

Информационное моделирование на компьютере.

1



  1. Хранение и обработка информации в базах данных (8 часов)

13.

Понятие базы данных и информационной системы.

1



14.

Реляционные базы данных и ее элементы.

1



15.

Что такое система управления базами данных.

1



16.

Команда выборки в базе данных.

1



17.

Создание и заполнение базы данных.

1



18.

Условия выбора и простые логические выражения.

1



19.

Условия выбора и сложные логические выражения.

1



20

Сортировка, удаление и добавление записей.

1



  1. Табличные вычисления на компьютере. (14 ч.)

21.

Двоичная система счисления.

1



22.

Перевод десятичных чисел в двоичную.

1



23.

Арифметика двоичных чисел.

1



24.

Числа в памяти компьютера.

1



25.

Контрольная работа №1. «Система счисления»

1



26.

Что такое электронная таблица.

1



27.

Правила заполнения таблицы

1



28.

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

1



29.

Деловая графика.

1



30.

Условная функция.

1



31.

Логические функции и абсолютные адреса.

1



32.

Электронные таблицы и математическое моделирование.

1



33.

Решение задач с помощью математического моделирования.

1



34.

Имитационные модели в электронных таблицах.

1



  1. Управление и алгоритмы (9 ч.)

35.

Управление и кибернетика. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи.

1



36.

Управление с обратной связью.

1



37.

Определение и свойства алгоритма.

1



38.

Графический учебный исполнитель. Линейные алгоритмы.

1



39.

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1



40.

Работа с учебным исполнителем алгоритмов.

1



41.

Циклические алгоритмы.

1



42.

Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Что такое структурное программирование.

1



43.

Контрольная работа №2 «Управление и алгоритмы».

1



  1. Программное управление работой компьютера (20 ч.)

44.

Что такое программирование. Языки программирования высокого уровня и их классификация.

1



45.

Алгоритмы работы с величинами.

1



46.

Линейные вычислительные алгоритмы.

1



47.

Решение задач с линейными алгоритмами.

1



48.

Знакомство с языком Паскаль. Возникновение и назначение Паскаля. Структура программы на Паскале.

1



49.

Операторы ввода, вывода, присваивания.

1



50.

Правила записи арифметических выражений.

1



51.

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

1



52.

Разработка алгоритмов с ветвлением.

1



53.

Условный оператор.

1



54.

Программирование вложенных ветвлений и сложные логические выражения.

1



55.

Программирование диалога с компьютером.

1



56.

Программирование циклов.

1



57.

Составление программ с циклическими алгоритмами.

1



58.

Алгоритм Евклида.

1



59.

Таблицы и массивы.

1



60.

Массивы в Паскале.

1



61.

Одна задача обработки массива.

1



62.

Решение задач с массивами

1



63.

Контрольная работа №3. «Программное управление работой компьютера»

1



  1. Информационные технологии и общество (5 часов)

64.

Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления.

1



65.

Информационные ресурсы общества. Этика и правила при использовании информации.

1



66.

Основы социальной информатики. Правовая охрана информации. Основные этапы развития средств информационных технологий.

1



67.

Административно-контрольный срез

1



68.

История ЭВМ.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!