РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатики для 9-х классов
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
Учебный план на 2017-18 г
Для реализации учебной программы используется учебно-методический комплекс:
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В./ М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в 2017-2018 учебном году
Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий обязательному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание первой части учебника, и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Рабочая программа составлена из расчета на: общее - 68 часов; в неделю - 2 час.
Учебно-тематическое планирование (68 ч)
№ п/п | Разделы | Количество часов | Контрольны работы | Практические работы |
1 | Введение в предмет | 1 | | |
2 | Передача информации в компьютерных сетях | 7 | | 3 |
3 | Информационное моделирование | 4 | | |
4 | Хранение и обработка информации в базах данных | 8 | | 3 |
5 | Табличные вычисления в компьютере | 14 | 1 | 4 |
6 | Управление и алгоритмы | 9 | 1 | 2 |
7 | Программное управление работой компьютера | 20 | 1 | 6 |
8 | Информационные технологии и общество | 5 | | |
| Всего: | 68 | 3 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в предмет 1 ч.
Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Введение.
Передача информации в компьютерных сетях 7 ч.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование 4 ч.
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Хранение и обработка информации в базах данных 8 ч.
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой Д; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД,
сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления в компьютере 14 ч.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы 9 ч.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера 20 ч.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
основные виды и типы величин;
назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;
правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;
последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Информационные технологии и общество 5 ч.
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса информатики и ИКТ в 9 классе обучающиеся должны
Знать:
Что такое компьютерная сеть; в чем различия между локальными и глобальными сетями;
Назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
Назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.;
Что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW;
Что такое модель; в чем разница между натуральной и информационной моделью;
Какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Что такое БД, СУБД, информационная система;
Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
Что такое логическая величина, логическое выражение;
Что такое логическая операция, как они выполняются;
Что такое электронная таблица и табличный процессор;
Основные информационные единицы ЭТ: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
Какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
Основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
Графические возможности табличного процессора;
Что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
В чём состоят основные свойства алгоритма;
Способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;
Основные виды и типы величин;
Назначение языков программирования;
Что такое трансляция;
Назначение систем программирования;
Правила оформления программы в «Паскаль»;
Правила представления данных и операторов на Паскале;
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
Основные тапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Историю способов записи чисел (систем счисления);
Основные тапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
В чём состоит проблема безопасности информации;
Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;
Уметь:
Осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети;
Осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
Осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
Работать с одной из программ-архиваторов.
Приводить примеры натуральных и информационных моделей;
Ориентироваться в таблично-организованной информации;
Описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
Организовывать поиск информации в БД;
Редактировать содержимое полей БД;
Сортировать записи в БД по ключу;
Добавлять и удалять записи в Д;
Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
При анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
Пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
Выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
Составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Введение в предмет (1 ч.) |
1. | Техника безопасности в кабинете информатики и ИКТ. Введение. | 1 | | |
Передача информации в компьютерных сетях (7 ч.) |
2. | Как устроена компьютерная сеть. Скорость передачи информации. | 1 | | |
3. | Электронная почта и другие информационные услуги сетей, обмен файлами. | 1 | | |
4. | Телеконференции. Файловые архивы. | 1 | | |
5. | Аппаратное обеспечение сети. | 1 | | |
6. | Программное обеспечение сети. Архивирование и разархивирование. | 1 | | |
7. | Интернет и Всемирная паутина. Создание простейшей Web-страницы с помощью текстового процессора MS Word. | 1 | | |
8. | Способы поиска в Интернете информации. | 1 | | |
Информационное моделирование ( 4 ч.) |
9 | Что такое моделирование. | 1 | | |
10. | Графические информационные модели (карта, чертежи, схемы и графики) | 1 | | |
11. | Табличные модели. | 1 | | |
12. | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | | |
Хранение и обработка информации в базах данных (8 часов) |
13. | Понятие базы данных и информационной системы. | 1 | | |
14. | Реляционные базы данных и ее элементы. | 1 | | |
15. | Что такое система управления базами данных. | 1 | | |
16. | Команда выборки в базе данных. | 1 | | |
17. | Создание и заполнение базы данных. | 1 | | |
18. | Условия выбора и простые логические выражения. | 1 | | |
19. | Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | | |
20 | Сортировка, удаление и добавление записей. | 1 | | |
Табличные вычисления на компьютере. (14 ч.) |
21. | Двоичная система счисления. | 1 | | |
22. | Перевод десятичных чисел в двоичную. | 1 | | |
23. | Арифметика двоичных чисел. | 1 | | |
24. | Числа в памяти компьютера. | 1 | | |
25. | Контрольная работа №1. «Система счисления» | 1 | | |
26. | Что такое электронная таблица. | 1 | | |
27. | Правила заполнения таблицы | 1 | | |
28. | Работа с диапазонами. Относительная адресация. | 1 | | |
29. | Деловая графика. | 1 | | |
30. | Условная функция. | 1 | | |
31. | Логические функции и абсолютные адреса. | 1 | | |
32. | Электронные таблицы и математическое моделирование. | 1 | | |
33. | Решение задач с помощью математического моделирования. | 1 | | |
34. | Имитационные модели в электронных таблицах. | 1 | | |
Управление и алгоритмы (9 ч.) |
35. | Управление и кибернетика. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. | 1 | | |
36. | Управление с обратной связью. | 1 | | |
37. | Определение и свойства алгоритма. | 1 | | |
38. | Графический учебный исполнитель. Линейные алгоритмы. | 1 | | |
39. | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 | | |
40. | Работа с учебным исполнителем алгоритмов. | 1 | | |
41. | Циклические алгоритмы. | 1 | | |
42. | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Что такое структурное программирование. | 1 | | |
43. | Контрольная работа №2 «Управление и алгоритмы». | 1 | | |
Программное управление работой компьютера (20 ч.) |
44. | Что такое программирование. Языки программирования высокого уровня и их классификация. | 1 | | |
45. | Алгоритмы работы с величинами. | 1 | | |
46. | Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | | |
47. | Решение задач с линейными алгоритмами. | 1 | | |
48. | Знакомство с языком Паскаль. Возникновение и назначение Паскаля. Структура программы на Паскале. | 1 | | |
49. | Операторы ввода, вывода, присваивания. | 1 | | |
50. | Правила записи арифметических выражений. | 1 | | |
51. | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | 1 | | |
52. | Разработка алгоритмов с ветвлением. | 1 | | |
53. | Условный оператор. | 1 | | |
54. | Программирование вложенных ветвлений и сложные логические выражения. | 1 | | |
55. | Программирование диалога с компьютером. | 1 | | |
56. | Программирование циклов. | 1 | | |
57. | Составление программ с циклическими алгоритмами. | 1 | | |
58. | Алгоритм Евклида. | 1 | | |
59. | Таблицы и массивы. | 1 | | |
60. | Массивы в Паскале. | 1 | | |
61. | Одна задача обработки массива. | 1 | | |
62. | Решение задач с массивами | 1 | | |
63. | Контрольная работа №3. «Программное управление работой компьютера» | 1 | | |
Информационные технологии и общество (5 часов) |
64. | Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. | 1 | | |
65. | Информационные ресурсы общества. Этика и правила при использовании информации. | 1 | | |
66. | Основы социальной информатики. Правовая охрана информации. Основные этапы развития средств информационных технологий. | 1 | | |
67. | Административно-контрольный срез | 1 | | |
68. | История ЭВМ. | 1 | | |