СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» для 3-4 классов составлено согласно Государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 665 от 25.07.2018 года "Об утверждении Государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Приложение 1 к Государственному образовательному стандарту начального общего образования (пункт 3.2)) и Примерной основной образовательной программе начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики «Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ. 3-4 кл.» / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Тюканько С.В., Бабич К.И. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 18 с.», для обучения предмета

«Информатика и ИКТ» в 2019/2020 учебном году.

Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение обучающимися учебной ИКТ - компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом начального общего образования по информатике и информационным технологиям.

Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ» в 2019/2020 учебном году рассчитана на изучение в 3 - 4 классах общеобразовательных организациях общим объёмом 68 учебных часов, в том числе: 3 класс - 34 учебных часов (1 час в неделю), 4 класс – 34 учебных часов (1 час в неделю).

В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Выполнение учениками практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики и ИКТ. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация знаний; формирование умений, навыков и способностей; текущее оценивание учебных достижений учеников и т.п. Содержание всех практических работ должно быть подобрано так, чтобы продолжительность их выполнения соответствовала санитарно-гигиеническим нормам относительно продолжительности непрерывной работы за компьютером учеников этой возрастной категории.

Обязательными условиями обучения по программе является наличие компьютерного класса и установленного программного обеспечения (ориентировочный перечень программ приведен ниже). Компьютерная техника должна использоваться на каждом уроке.

При изучении предмета каждый урок проводится с использованием компьютеров и должен быть обеспечен доступ каждого ученика к отдельному компьютеру, поэтому на каждом уроке классы делятся на подгруппы так, чтобы каждый ученик был обеспечен индивидуальным рабочим местом за компьютером, но не менее чем 8 учеников в подгруппе.

Желательным условием является наличие в школе скоростного канала подключения к Интернету (от 1 Мб). Если такого канала не существует, нужно организовать работу с имитационным программным обеспечением.

Каждый урок предмета «Информатика и ИКТ» должен содержать учебную практическую часть.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ КУРСА


Операционная система

Windows, Linux

Растровый редактор

Paint

Простой текстовый редактор

Блокнот

Браузер

Internet Explorer, Opera, Chrome

Программа-архиватор

WinRar

Клавиатурный тренажер

Stamina

Офисное приложение

Microsoft Office 2007-2010, Microsoft Word, Power Point

Объектно-ориентированная среда программирования

Scratch или ЛогоМиры

*Если в перечне указано несколько программ, то это означает, что можно использовать любую из них, по выбору учителя.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ИЗУЧЕНИЕ ТЕМ


3 класс


Содержание программного материала (разделы программы)

Прим.

прогр.

(часов)

Рабочая

прогр.

(часов)

Причины изменения

1.

Информация. Виды информации. Кодирование информации

5

5


2.

Начальные навыки работы с компьютером

6

5

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

3.

Алгоритмы и исполнители

7

6

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

4.

Информационная деятельность. Поиск информации в Интернете

6

6


5.

Работа с презентациями

6

5

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

6.

Информационные модели. Проектная работа

3

3


7.

Резерв

1

0

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса


Итого

34 ч.

34 ч.





4 класс


Содержание программного материала (разделы программы)

Прим.

прогр.

(часов)

Рабочая

прогр.

(часов)

Причины изменения

1.

Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы

8

7

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

2.

Работа с текстовой информацией

6

5

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

3.

Графический редактор

5

5


4.

Высказывания. Алгоритмы. Свойства, способы записи алгоритмов

6

5

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса

5.

Работа с презентациями

5

5


6.

Безопасность детей в Интернете Проектная работа. Создание проектов

3

3


7.

Резерв

1

0

Уменьшение количества часов за счёт интенсификации образовательного процесса


Итого

34 ч.

30 ч.




Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

для 3 класса

(30 часов; 1 час в неделю)

п/п

урока

в

теме

Дата

Тема урока

Учебные достижения учащихся

Примечание

план

факт

Тема 1. Информация. Виды информации. Кодирование информации (5 часов)


1




Информация вокруг нас. Что такое информация?


Учащиеся должны знать:

  • правила безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером;

  • примеры передачи информации в живой и неживой природе;

  • какие средства общения используются при передаче информации;

  • виды информации по форме представления;

  • способы представления информации;

  • типы кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое).


Учащиеся должны уметь:

  • определять, к какому виду относится информация по способу восприятия;

  • называть способы представления информации;

  • определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую;

  • выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обработка, передача) в реальных ситуациях;

  • определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое);

  • кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу.


2




Виды информации по способу восприятия



3




Информационные процессы. Действия с информацией



4




Способы представления информации. Носители информации



5




Кодирование информации. Способы кодирования информации


Тема 2. Начальные навыки работы с компьютером (5 часов)

1



Знакомство с компьютером. Подготовка компьютера к работе. Правила поведения в компьютерном классе

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения и ТБ при работе с компьютером;

  • порядок включения и выключения компьютера;

  • принципы организация хранения информации в компьютере;

  • устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере;

  • основные объекты окна (строка заголовка, кнопки управления, рабочая область).


Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры имен папок, файлов;

  • открывать, просматривать и закрывать нужную папку, менять размеры окна и положение окна на экране;

  • распознавать файлы изображений.

  • открывать файлы изображений.

  • редактировать готовые рисунки;

  • запускать графический редактор на выполнение, создавать простые графические объекты и их комбинации.


2



Файловая структура. Понятие файла и папки. Просмотр содержимого папок


3



Окна и операции над окнами. Основные объекты окна (ряд заголовка, кнопки управления, рабочая область)


4



Разные способы запуска программ на выполнение. Меню. Контекстное меню.


5



Работа с графическими файлами. Создание графических примитивов в графическом редакторе


Тема 3. Алгоритмы и исполнители (6 часов)

1



Понятие команды, алгоритма. Алгоритмы и исполнители

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма.


Учащиеся должны уметь:

  • определять исполнителя алгоритма;

  • определять, является ли последовательность действий алгоритмом;

  • составлять и записывать алгоритмы действий из повседневной жизни;

  • записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю;

  • составлять линейный алгоритм решения задач;

  • применять алгоритмы для решения логических задач.

  • отвечать на вопросы по приведённому алгоритму.


2



Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов


3



Исполнение алгоритмов. Алгоритмы в обучении


4



Алгоритмы в нашей жизни. Словесное представление алгоритма


5



Понятия: программирование, среда программирования


6



Составление линейных алгоритмов и алгоритмов решения логических задач


Тема 4. Информационная деятельность. Поиск информации в Интернете (6 часов)

1



Информационная деятельность человека. Компьютерные сети

Учащиеся должны знать:

  • возможности компьютерных сетей;

  • основные понятия: Интернет, WWW; гиперссылки, браузер;

  • основные правила поиска информации, основные поисковые системы;

  • основные способы защиты компьютера от вирусов.

  • основные правила безопасной работы в Интернете.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации; осуществлять поиск файла или папки на компьютере;

  • пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска;

  • выполнять несложный поиск текстов и изображений в Интернете по теме;

  • сохранять результаты поиска нужных изображений;

  • соблюдать правила безопасной работы в Интернете.


2



Понятия Интернет, веб-страницы, программы браузера


3



Поиск информации. Правила поиска данных в Интернете


4



Путешествие по Интернету. Основные правила безопасной работы в Интернете. Компьютерные вирусы


5



Сохранение результатов поиска информации


6



Проектная творческая работа с использованием сети Интернет


Тема 5. Работа с презентациями (5 часов)

1



Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации

Учащиеся должны знать:

  • возможности, предоставляемые редактором презентаций, примеры использования презентаций в процессе обучения;

  • понятие презентации, составляющие презентации, понятие фотоальбома;

  • процесс создания презентации;

  • правила форматирования текста и изображения на слайдах.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать редактор презентаций;

  • открывать файл презентации;

  • знать пункты главного меню мастера презентаций;

  • удалять, создавать слайды, использовать контекстное меню;

  • перемещать объекты слайда, менять значение свойств этих объектов;

  • реализовывать этапы создания слайд-шоу.


2



Технология работы с графической информацией в мастере презентаций


3



Создание изображений в векторном графическом редакторе. Добавление текста к рисунку


4



Отражение изображений. Форматирование текстовых и графических изображений


5



Дизайн презентации. Создание слайд-шоу. Создание фотоальбома


Тема 6. Информационные модели. Проектная работа (3 часа)

1



Понятие информационной модели. Информационные модели

Учащиеся должны знать:

  • понятие модели;

  • понятие учебного проекта;

  • этапы работы над проектом.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать модели различного вида в учебной деятельности;

  • приводить примеры и свойства учебного проекта;

  • определять основные этапы работы над учебным проектом;

  • составлять модель проекта;

  • выделять идею, содержимое, план создания и защиты проекта.


2



Понятие проекта Этапы работы над учебным проектом. Ищем интересные факты


3



Исследуем проект. Создание учебной презентации. Защита учебного проекта, групповых проектов – учебных презентаций



Календарно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»

для 4 класса

(30 часов; 1 час в неделю)


п/п

урока

в

теме

Дата

Тема урока

Учебные достижения учащихся

Примечание

план

факт

Тема 1. Устройство компьютера. Основные принципы работы. Файлы и папки. Окна, меню операционной системы (7 часов)

1



Правила поведения в компьютерном классе

Учащиеся должны знать:

  • правила поведения в компьютерном классе;

  • типы компьютера (настольный, портативный (ноутбук, планшетный, карманный);

  • устройства настольного компьютера и их назначение;

  • устройства ввода, хранения, обработки, вывода информации в компьютере.


Учащиеся должны уметь:

  • следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером;

  • пользоваться основными элементами интерфейса компьютерных программ;

  • создавать и сохранять файлы;

  • составлять имя файла;

  • сравнивать полученную информацию;

  • составлять имя файла;

  • перечислять типы файлов;

  • создавать и сохранять папки;

  • определять количество элементов в папке;

  • определять содержимое папки;

  • переименовывать, копировать, перемещать, удалять файлы (папки);

  • совершать операции выделения, копирования, перемещения и удаления файлов различными способами.



2



Компьютер, устройство и программы. Как выглядит современный компьютер?


3



Устройства компьютера


4



Компьютерные программы


5



Организация хранения информации в компьютере. Файлы


6



Организация хранения информации в компьютере. Папки


7



Работа с файлами и папками


Тема 2. Работа с текстовой информацией (5 часов)

1



Технология работы с текстовой информацией

Учащиеся должны знать:

  • назначение текстового редактора;

  • возможности, предоставляемые компьютером при работе с текстом.


Учащиеся должны уметь:

  • запускать текстовый редактор;

  • вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр);

  • выделять смысловые зоны окна текстового редактора;

  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

  • осуществлять поиск фразы в тексте;

  • вводить информацию с помощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр);

  • создавать, вводить текст и сохранять текстовый документ;

  • осуществлять редактирование документа;

  • использовать комбинацию клавиш для копирования (перемещения) фрагмента документа;

  • изменять шрифт, размер, цвет, начертание символов;

  • осуществлять форматирование документа;

  • добавлять рисунки и надписи в документ.


2



Текстовый редактор. Ввод данных. Работа с документом


3



Редактирование текстовой информации


4



Форматирование текстовой информации. Форматирование абзаца


5



Добавление изображений в текстовый документ. Оформление текстового документа. Добавление надписей в текстовый документ. Сохранение текстового документа


Тема 3. Графический редактор (5 часов)

1



Графические редакторы и их назначение. Основные инструменты графического редактора


Учащиеся должны знать:

  • назначение графических редакторов;

  • основные инструменты графического редактора.


Учащиеся должны уметь:

  • определять назначение основных инструментов графического редактора;

  • создавать изображение в графическом редакторе по образцу и самостоятельно;

  • задавать и менять цвет фигуры и цвет фона;

  • создавать надпись к рисунку;

  • сохранять созданное изображение.


2



Создание рисунков. Выбери или нарисуй фон. Пиксель. Сохранение рисунков и открытие созданных ранее


3



Создание графических примитивов. Добавление текста в графический рисунок Создание простых графических объектов


4



Создание графических объектов


5



Создание рисунков по образцу. Создание узоров с использованием копирования элементов


Тема 4. Высказывания. Алгоритмы. Свойства, способы записи алгоритмов (5 часов)

1



Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Логические структуры «если - то- иначе»

Учащиеся должны знать:

  • понятие алгоритма, исполнителя алгоритма, свойства алгоритма;

  • понятие истинные и ложные высказывания.


Учащиеся должны уметь:

  • различать правильные и ложные высказывания, приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • формулировать высказывания с логическим следованием;

  • составлять и выполнять разветвляющиеся алгоритмы;

  • составлять и выполнять алгоритмы с структурой повторения;

  • записывать алгоритм с помощью команд, понятных исполнителю;

  • отвечать на вопросы по приведённому алгоритму.


2



Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.


3



Алгоритмы с ветвлением. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлением в определенной среде программирования.


4



Алгоритмическая структура повторения. Создание и выполнение алгоритмов с повторением.


5



Создание, исполнение алгоритмов в определенной среде программирования


Тема 5. Работа с презентациями (5 часов)

1



Понятие презентации и слайдов. Сохранение презентации

Учащиеся должны знать:

  • возможности, предоставляемые редактором презентаций.

  • понятие слайда, объекта слайда, понятие анимации объекта.


Учащиеся должны уметь:

  • запускать редактор презентаций;

  • открывать файл с готовой презентацией;

  • добавлять элементы анимации к объекту слайда;

  • удалять анимационные эффекты и редактировать анимацию объекта;

  • создавать презентацию по шаблону;

  • знать пункты главного меню мастера презентаций;

  • демонстрировать созданную презентацию.


2



Технология работы с графической информацией в мастере презентаций


3



Анимационные эффекты в компьютерной презентации


4



Создание слайд-шоу. Фотоальбом


5



Создание проектов - учебной презентации. Защита групповых проектов – учебных презентаций


Тема 6. Безопасность детей в Интернете (3 часа)

1



Правила поиска данных в Интернете. Общение в Интернете. Правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации

Учащиеся должны знать:

  • правила поиска данных в Интернете;

  • правила безопасного пользования Интернетом во время поиска информации;

  • основные поисковые системы;

  • основные способы защиты компьютера от вирусов.


Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации, используя различные поисковые системы;

  • пользоваться программой-браузером, ключевыми словами поиска;

  • проверять компьютер на наличие вирусов.


2



Информационная безопасность личности. Веб страницы для детей. Детские библиотеки. Учимся онлайн. Рисуем онлайн


3



Проектная работа. Создание тематических проектов




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!