СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана 68 часов. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса»

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/ О.А.Садыкова/

Протокол № 1

от «29» августа 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево»

_________/ Р.М.Тазова/

от «____» _________ 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево»

_______________/З.С. Гилязова /

Приказ № 1

от «29» августа 2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №7 города Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района

Фазлыевой Гузель Талгатовны


«Принято»

На засединии педагогического совета

Протокол №2

От «29» августа 2017г.


2018 – 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе:

  • учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ на 2018-2019 учебный год;

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по Информатике и ИКТ;

  • примерной программы «Информатика и ИКТ» для основной школы;

  • программы для общеобразовательных учреждений: Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, осваивающих базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Цели программы:

• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов вобществе, биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ),в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. Сточки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. Сточки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

-учебник «СемакинИ.Г.. Информатика иИКТ:учебник для 9класса /И.Г.Семакин,Л.А. Залогова,С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.»;

— И.Г.Семакин,Т.Ю.Шеина.Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 г.

- ЕГЭ2010. Информатика. Сборник заданий. М.: Эксмо, 2009 г.

- комплект цифровых образовательных ресурсов.

В авторском тематическом планировании отводиться на изучение предмета в 9 классе 68 часов.

Программа рассчитана на 2ч. В неделю, в1полугодие -32 часов; во 2полугодие -36 часов.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ — 25, количество контрольных работ -8.

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. Впервой части урока

проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме тестирования, выполнения зачетной практической —или контрольной работы.

Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.




Содержание программы

  • Передача информации в компьютерных сетях – 10 час.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Учащиеся должны знать:

  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;

  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;

  • работать с одной из программ-архиваторов.

Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. WorldWideWeb (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.


  • Информационное моделирование – 5 час. (3+2)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

Основные термины по разделу:

Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.


  • Хранение и обработка информации в базах данных – 12 час. (5+7)

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

Основные термины по разделу:

База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.


  • Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (6+4)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Основные термины по разделу:

Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.


  • Управление и алгоритмы – 11 час.(5+6)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Основные термины по разделу:

Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.


  • Программное управление работой компьютера – 14 час.(6+8)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

Основные термины по разделу:

Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.


  • Информационные технологии и общество 6 час.(3+3)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Основные термины по разделу:

Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.


Перечень средств ИКТ необходимых для реализации программы


Аппаратные средства

Компьютер —универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности:

видеоизображение, качественный стереозвук внаушниках, речевой ввод с микрофона идр.

Проектор, подсоединяемый ккомпьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности вработе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных иадминистративных выступлений.

Принтер —позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. Внекоторых ситуациях очень желательно использование бумаги иизображения большого формата.

Устройства вывода звуковой информации наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители соконечным усилителем для озвучивания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации иманипулирования экранными объектами —клавиатура имышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся спроблемами двигательного характера.

Устройства для записи (ввода) визуальной извуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы итехнологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно сдругими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

Операционная система.

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер.

Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый ивекторный графические редакторы, программу

разработки презентаций иэлектронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система.

Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик.

Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит всостав операционных систем или др.).

Система программирования. Почтовый клиент (входит всостав операционных систем или др.). Браузер(входит всостав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения. Простой редактор webстраниц.


Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

9 класс

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

 виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

 основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

 оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

 оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

   создавать информационные объекты, в том числе:

-          создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-          создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-          создавать записи в базе данных;

-          создавать презентации на основе шаблонов;

                     искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

                     пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                     создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

                     создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

                     организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

                     передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса:

                    индивидуальные;

                    групповые;

                    индивидуально-групповые;

                    фронтальные;

                    практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

                    наблюдение;

                    беседа;

                    фронтальный опрос;

                    опрос в парах;

                    практикум.








Тематическое планирование предмета «Информатика и ИКТ» (9 класс)

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся (или основные формы внеурочной деятельности обучающихся)

1

Техника безопасности. Компьютерные сети

1

Знать:

- что такое компьютерная сеть

- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей

-назначение основных видов услуг глобальных сетей

- что такое Интернет

Уметь:

- осуществлять обмен информацией с файл – сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети

- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой системы клиент – программа

- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера

- работать с одной из программ-архиваторов.

2

Структура компьютерных сетей

1

3

Входная административная контрольная работа

1

4

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

1

5

Работа с электронной почтой

1

6

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

1

7

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

1

8

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

9

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

1

10

Итоговая работа по теме «Интернет»

1

11

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1


12

Понятие модели. Графические информационные модели

1

Знать:

- что такое модель

- какие существуют формы представления информационных моделей

Уметь:

- приводить примеры натурных- и информационных моделей

- ориентироваться в таблично организованной информации

- описывать объект в табличной форме для простых случаев

13

Табличные модели.

1

14

Информационное моделирование на компьютере

1

15

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

1

16

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

1


17

Базы данных. Назначение СУБД

1

Знать:

Что такое база данных, система управления база данных , информационная система

- что такое реляционная БД, ее элементы, типы и форматы полей

- структура команд поиска и сортировки информации в базах данных

- что такое логическая величина, логическое выражение

- что такое логические операции, как они выполняются


Уметь:

- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа

- организовывать поиск информации в БД

- редактировать содержимое полей БД

-сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД

- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД

18

Работа с готовой базой данных

1

19

Создание и заполнение базы данных

1

20

Создание БД на компьютере

1

21

Условия выбора и простые логические выражения

1

22

Формирование простых запросов к готовой базе данных

1

23

Условия выбора и сложные логические выражения

1

24

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

1

25

Сортировка, удаление и добавление записей

1

26

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

1

27

Итоговая работа по базам данных

1


28

Административная контрольная работа по итогам I полугодия.

1


29

Двоичная система счисления

1

Знать:

- Что такое электронная таблица и табличный процессор

- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации

- какие типы данных заносятся в электронную таблицу: как табличный процессор работает с формулами

- основные функции, используемые при записи формул в электронную таблицу

- графические возможности текстового процессора

Уметь:

- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров

- редактировать содержимое ячеек, осуществлять расчеты по готовой электронной таблице

- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы

- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора

- создавать электронную таблицу для несложных расчетов

30

Представление чисел в памяти компьютера

1

31

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

1

32

Работа с готовой электронной таблицей

1

33

Понятие диапазона. Относительная адресация

1

34

Использование встроенных математических и статистических функций

1

35

Деловая графика. Условная функция.

1

36

Логические функции и абсолютные адреса

1

37

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

1

38

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

1


39

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

1

Знать:

- что такое кибернетика: предмет и задачи этой науки

- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме

- что такое алгоритм управления, какова роль алгоритма в системах управления

- в чем состоят основные свойства алгоритма

- способы записей алгоритмов: блок схема, учебный алгоритмический язык

- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл

- назначение вспомогательных алгоритмов. Технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный метод

Уметь:

- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи

- пользоваться языком блок – схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке

-выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя

- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей

- выделять подзадачи, определять и использовать вспомогательные алгоритмы


40

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

1

41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1

42

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

43

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

1

44

Циклические алгоритмы

1

45

Работа с циклами

1

46

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

1

47

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

1

48

Зачётное задание по алгоритмизации

1

49

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

1

50

Алгоритмы работы с величинами.

1

51

Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

1

52

Разработка линейных алгоритмов

1

53

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений

1

54

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

1

55

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

1

56

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

1

57

Программирование циклов

1

58

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

1

59

Алгоритм Евклида

1

60

Одномерные массивы в Паскале

1

61

Разработка программ обработки одномерных массивов

1

Знать:

- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества

- историю способов записи чисел

- основные этапы развития компьютерной техники и программного обеспечения

- в чем состоит проблема информационной безопасности

Уметь:

- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества

62

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

1

63

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

1

64

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

1

65

История ЭВМ и ИКТ.

1

66

Административная контрольная работа по итогам II полугодия

1

67

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

68

Основы социальной информатики. Информационные ресурсы современного общества.

1











Материально-техническое обеспечение учебного предмета


I.Технические средства обучения

1.  Компьютер.

2.  Проектор.

3.  Лазерный принтер черно-белый.

4.  Сканер.

5.  Цифровая фотокамера.

6.  Модем ADSL

7.  Локальная вычислительная сеть.


II. Программные средства

  • Операционная система Windows 7.

  • Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  • Антивирусная программа Dr.Web

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Исполнитель алгоритмов «Стрелочка»

  • Офисное приложение Microsoft Office 2007 - 2010, включающее текстовый процессор Microsoft Word, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  • Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.

  • Система программирования ABCPascal.



Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу

1. Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса /

И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд. — М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..

2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для

средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория

Базовых Знаний, 2007.

3. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект

базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

4. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса

информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых

Знаний, 2000.

5. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8 9

классы. 2-е изд.,перераб. И доп. М.: ВАК0,2006. 272 с.

Цифровые образовательные ресурсы: по курсу

  • Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/

  • www.klyaksa.net Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ

  • www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  • www.pedsovet.org Интернет портал для учителей

  • http://www.ege.ru/ Задания ЕГЭ

  • http://www.on-line-teaching.com/ учебники по Word, Excel

  •  http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике


 


Нормы оценки знаний, умений и навыков по информатике.

Оценка практических работ

Оценка «5»

                    выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

                      проводит  работу  в  условиях,   обеспечивающих  получение   правильных результатов и выводов;

                      соблюдает правила техники безопасности;

                    в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,    графики, вычисления;

                    правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

•      работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;

•      в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

•      работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;

•      работа проводилась неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если

         ученик совсем не выполнил работу.

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

•      правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;

•      строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;

•      может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

•      ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;

•      учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

•      правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

•      умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;

•      допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;

•      допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 

Оценка тестовых работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся

•       выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;

•       допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка 3 ставится, если учащийся

•       выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;

•       если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка 2 ставится, если

•       работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;

•       работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.

 

 



Учебно-тематическое планирование

по информатике и ИКТ для 9 классов

на 2018-2019 учебный год


Учитель: Фазлыева Г.Т.

Количество часов: всего 68 часов, в неделю 2 часа

Контрольных работ: 9, в том числе административных контрольных работ: 3

Планирование составлено на основе:

  1. учебного плана МБОУ «СОШ №7 г. Азнакаево» на 2018-2019 учебный год;

  2. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по Информатике и ИКТ;

  3. примерной программы «Информатика и ИКТ» для основной школы;

  4. программы для общеобразовательных учреждений: Семакин И.Г.. Информатика и ИКТ:учебник для 9класса /И.Г.Семакин,Л.А. Залогова,С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд.—М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г..


Учебники:

1. СемакинИ.Г.. Информатика и ИКТ:учебник для 9класса /

И.Г.Семакин, Л.А. Залогова,С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.-З-е изд.—М.:

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г., утвержден приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, № 970

2. Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для

средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера.—М.: Лаборатория

Базовых Знаний, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы: по курсу

  1. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика - базовый курс», 9класс, Семакина И.Г., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/

  2. www.klyaksa.netИнформационно-образовательный портал для учителя информатики иИКТ

  3. www.metod-kopilka.ruМетодическая копилка учителя информатики

  4. www.pedsovet.orgИнтернет портал для учителей

  5. http://www.ege.ru/Задания ЕГЭ

  6. http://www.on-line-teaching.com/учебники по Word, Excel

  7. http://www.problems.ru/inf /задачи по информатике

  8. http://mega.km.ru/pc/-Энциклопедия персонального компьютера












№ урока (сквозная нумерация

Раздел, тема

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Передача информации в компьютерных сетях

9 а (1 подг-па)

9 а (2 подг-па)

9 б (1 подг-па)

9 б (2 подг-па)

9 а (1 подг-па)

9 а (1 подг-па)


1

Техника безопасности. Компьютерные сети

01.09.18

01.09.18

05.09.17





2

Аппаратное и программное обеспечение сетей

03.09.18

03.09.18

07.09.17





3

Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске

08.09.18

08.09.18

12.09.17





4

Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети

10.09.18

10.09.18

14.09.17





5

Работа с электронной почтой

15.09.18

15.09.18

21.09.17





6

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

22.09.18

22.09.18

26.09.17





9

Входная административная контрольная работа

17.09.18

17.09.18

28.09.17





8

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

22.09.18

22.09.18

03.10.17





9

Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора

24.09.18

24.09.18

05.10.17





10

Итоговая работа по теме «Интернет»

29.09.18

29.09.18

10.10.17





11

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

01.10.18

01.10.18

12.10.17






Информационное моделирование



12

Понятие модели. Графические информационные модели

06.10.18

06.10.18

17.10.17





13

Табличные модели.

08.10.18

08.10.18

19.10.17





14

Информационное моделирование на компьютере

13.10.18

13.10.18

24.10.17





15

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью

15.10.18

15.10.18

26.10.17





16

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

20.10.18

20.10.18

09.11.17








Хранение и обработка информации в базах данных




17

Базы данных. Назначение СУБД

22.10.18

22.10.18

11.11.17





18

Работа с готовой базой данных

27.10.18

27.10.18

16.11.17





19

Создание и заполнение базы данных

29.10.18

29.10.18

18.11.17





20

Создание БД на компьютере

10.11.18

10.11.18

23.11.17





21

Условия выбора и простые логические выражения

12.11.18

12.11.18

25.11.17





22

Формирование простых запросов к готовой базе данных

17.11.18

17.11.18

30.11.17





23

Условия выбора и сложные логические выражения

19.11.18

19.11.18

02.12.17





24

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

24.11.18

24.11.18

07.12.17





25

Сортировка, удаление и добавление записей

26.11.18

26.11.18

09.12.17





26

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

30.11.18

30.11.18

14.12.17





27

Итоговая работа по базам данных

01.12.18

01.12.18

16.12.17





28

Административная контрольная работа по итогам I полугодия

03.12.18

03.12.18

21.12.17







Табличные вычисления на компьютере



29

Работа над ошибками. Двоичная система счисления

08.12.18

08.12.18

23.12.17





30

Представление чисел в памяти компьютера

10.12.18

10.12.18

11.01.18





31

Электронные таблицы. Правила заполнения таблиц

15.12.18

15.12.18

13.01.18





32

Работа с готовой электронной таблицей

17.12.18

17.12.18

18.01.18





33

Понятие диапазона. Относительная адресация

24.12.18

24.12.18

20.01.18





34

Использование встроенных математических и статистических функций

17.01.18

25.01.18

25.01.18





35

Деловая графика. Условная функция.

19.01.18

27.01.18

27.01.18





36

Логические функции и абсолютные адреса

24.01.18

01.02.18

01.02.18





37

Электронные таблицы и математическое моделирование. Имитационные модели

26.01.18

03.02.18

03.02.18





38

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

07.02.18

08.02.18

08.02.18






Управление и алгоритмы




39

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

07.02.18

10.02.18

10.02.18





40

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов

09.02.18

15.02.18

15.02.18





41

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

14.02.18

17.02.18

17.02.18





42

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

16.02.18

22.02.18

22.02.18





43

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

21.02.18

24.02.18

24.02.18





44

Циклические алгоритмы

23.02.18

01.03.18

01.03.18





45

Работа с циклами

02.03.18

03.03.18

03.03.18





46

Ветвления и последовательная детализация алгоритма

07.03.18

08.03.18

08.03.18





47

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма

09.03.18

10.03.18

10.03.18





48

Зачётное задание по алгоритмизации

14.03.18

15.03.18

15.03.18





49

Тест по теме «Управление и алгоритмы»

16.03.18

17.03.18

17.03.18






Программное управление работой компьютера




50

Алгоритмы работы с величинами.

21.03.18

22.03.18

22.03.18





51

Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы

23.03.18

24.03.18

24.03.18





52

Разработка линейных алгоритмов

04.04.18

05.04.18

05.04.18





53

Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений

06.04.18

07.04.18

07.04.18





54

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

11.04.18

12.04.18

12.04.18





55

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

13.04.18

14.04.18

14.04.18





56

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

18.04.18

19.04.18

19.04.18





57

Программирование циклов

20.04.18

20.04.18

20.04.18





58

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

25.04.18

26.04.18

26.04.18





59

Алгоритм Евклида

27.04.18

28.04.18

28.04.18





60

Одномерные массивы в Паскале

02.05.18

03.05.18

03.05.18





61

Разработка программ обработки одномерных массивов

04.05.18

05.05.18

05.05.18





62

Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

09.05.18

10.05.18

10.05.18





63

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».

11.05.18

12.05.18

12.05.18






Информационные технологии и общество





64

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

16.05.18

15.05.18

15.05.18





65

История ЭВМ и ИКТ

18.05.18

16.05.18

16.05.18





66

Итоговая контрольная работа

23.05.18

17.05.18

17.05.18





67

Работа над ошибками.

22.05.18

19.05.18

19.05.18





68

Основы социальной информатики. Информационные ресурсы современного общества

25.05.18

24.05.18

24.05.18





Календарно-тематический план по информатике для 9 класса (2 часа в неделю, всего 68 ч)


Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


















 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!