СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепция духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:

  1. Рабочих программ курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8 - 9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.

  2. Учебника. Информатика 9 класс, авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С, В., Шестаков Л.В., БИНОМ. Лаборатория знаний.2019г.

  3. Положение о рабочей программе МБОУ – ООШ №20 х. Сальский Кагальник



Цели:

Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникативных технологий;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • выработка навыков применения средств информационных и коммуникативных технологий в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования

Место предмета в учебном плане

На основании учебного плана на изучение информатики в 9 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение информатики в 9 классе основной школы отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Авторская программа «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 -9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. рассчитана на 35 часов.

Программа будет выполнена за 34 часа за счет объединения темы в разделе «Управление и алгоритмы» 1 час (авторская программа - 12 часов, данная рабочая программа – 11 часов)



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета информатики и информационных технологий в основной школе определяются спецификой информатики и информационных технологий как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств; сознательного выбора будущей профессиональной дея­тельности.

В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРМАТИКА"


Раздел 1. Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).


Раздел 2.Введение в программирование

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.


Раздел 3. Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.


Раздел 4. Повторение

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


В результате освоения курса информатики за 9 класс учащиеся научатся

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл»;

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

  • анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.


ученики получат возможность научится:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • познакомиться с использованием в программах строковых величин;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел;

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс – 34 часа



п/п

Дата

Тема

Основные виды деятельности

обучающегося

(на уровне учебных действий)

Формы контроля

План

Коррекция


Управление и алгоритмы 11 часов

1.

03.09


Техника безопасности. Компьютерные сети.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных;

  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.

Комбинированный

2.

10.09


Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.

Фронтальная

3.

17.09


Электронная почта и другие услуги сетей. Аппаратное и программное обеспечение сети.

Групповая

4.

24.09


Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

Комбинированная

5.

01.10


Определение и свойства алгоритма.

Комбинированная

6.

08.10


Графический учебный исполнитель.

Групповая

7.

15.10


Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Комбинированная

8.

22.10


Циклические алгоритмы.

Групповая

9.

05.11


Ветвление и последовательная детализация алгоритма.

Комбинированная

10.

12.11


Обобщение по теме «Управление и алгоритмы»

Индивидуальная

11.

19.11


Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы»

Индивидуальная


Введение в программирование 17 часов

12.

26.11


Что такое программирование.

Алгоритмы работы с величинами.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;

  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

  • нахождение суммы всех элементов массива;

  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр

Комбинированная

13.

03.12


Линейные вычислительные алгоритмы.

Групповая

14.

10.12


Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов.

Индивидуальная

15.

17.12


Знакомство с языком Паскаль.

Фронтальная

16.

24.12


Алгоритм с ветвящейся структурой.

Индивидуальная

17.

14.01


Программирование ветвлений на Паскале.

Комбинированная

18.

21.01


Программирование диалога с компьютером

Индивидуальная

19.

28.01


Программирование циклов.

Алгоритм Евклида.

Групповая

20.

04.02


Таблицы и массивы.

Комбинированная

21.

11.02


Строки в Паскале.

Индивидуальная

22.

18.02


Массивы в Паскале.

Комбинированная

23.

25.02


Одна задача обработки массива.

Индивидуальная

24.

03.03


Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива.

Комбинированная

25.

10.03


Сортировка массива.


Индивидуальная

26.

17.03


Составление программы   на Паскале поиска минимального и максимального элементов.

Групповая

27.

31.03


Составление программы   на Паскале сортировки массива.

Индивидуальная

28.

07.04


Контрольная работа по теме «Введение в программирование».

Индивидуальная


Информационные технологии и общество - 4 часа

29.

14.04


Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ


Аналитическая деятельность

  • оценивать охват территории России и всего мира мировыми информационными сетями;

  • приводить примеры стандартизации в области ИКТ, указывать примеры монополизации в области ИКТ и их воздействия на процессы информатизации

  • выявлять и анализировать возможные вредные ре­зультаты применения ИКТ в собственной деятель­ности;

  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воз­действия, связанные с ИКТ.

Практическая деятельность:

  • определять наличие вредоносной программы на персональном компьютере, приводить описание мер по недопущению распространения вредоносных программ с личных устройств ИКТ;

  • работать с антивирусными программами;

  • приводить примеры правовых актов (международ­ных или российских), действующих в области ИКТ

Групповая

30.

21.04


Информационные ресурсы современного общества.

Комбинированная

31.

28.04


Проблемы формирования информационного обществ. Информационная безопасность.

Комбинированная

32.

12.05


Контрольная работа по теме « Информационные технологии и общество»

Индивидуальная


Повторение - 2 часа

33.

19.05


Итоговая контрольная работа

Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую.

Индивидуальная

34

26.05


Обобщение по теме «Управление и алгоритмы»

Индивидуальная




Рассмотрено Согласовано

Руководителем МО учителей предметников Заместитель директора по УВР

_____________/Петренко С.Е./ ______________/Бунечко Е.В./

«_____»___________2019 г

«____» ___________2019 г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!