СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для 9 класа, по учебнику Босова. тематическое планирование расчитано на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике для 9 класса»

Аннотация


Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)1.


Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»

  11. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  12. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)











Планируемые результаты изучения информатики



Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.



Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

  • составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита

  • переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

  • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов

  • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.



Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;

  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;

  • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.

  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.



Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;

  • работать с формулами;

  • визуализировать соотношения между числовыми величинами.

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Ученик получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.







Содержание образовательной программы по информатике

Общее число часов – 68 ч.

1. «Моделирование и формализация» (12 часов)

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

2. « Алгоритмизация и программирование» (17 часов)

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

3. «Обработка числовой информации» (11 часов)

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

4. «Коммуникационные технологии» (11 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

5. Итоговое повторение (14 часов) + Резерв (3 часа)

Повторить материал курса Информатика и ИКТ 7-9 классов.


Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Моделирование и формализация

12

8

4

2

Алгоритмизация и программирование

17

7

10

3

Обработка числовой информации

11

5

6

4

Коммуникационные технологии

11

6

5

5

Итоговое повторение

14

7

7


Резерв

3


1


Итого:

68





Проекты по темам:

Тема школьного курса

Тема проекта

Моделирование и формализация

Анимация с использованием координат.

Искусственные спутники Земли.

Криптографические методы защиты информации.

Алгоритмизация и программирование

Модульный подход к программированию.
Структурный подход к программированию.
Объектный подход к программированию.
Декларативный подход к программированию.
Параллельное программирование.

Обработка числовой информации в ЭТ

Диаграммы вокруг нас.
Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel.
Решение систем уравнений в Microsoft Excel.
Решение задач с помощью программы MS Excel.

Коммуникационные технологии

Сеть Интернет и ее использование в информационно-технологической подготовке школьников.
Создание занимательных тестов.
Создание тематического сайта.
Шифратор – дешифратор типизированных файлов.



































Календарно-тематическое планирование


Номер урока

Дата проведения урока

Тема урока

Форма организации учебного занятия

Примечание

1.



Инструктаж по ТБ

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов»

Урок, ТБ


2.


Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики»

Урок


3.


Входная контрольная работа



Тема «Моделирование и формализация»

4.


Моделирование как метод познания

Урок


5.


Словесные модели

Урок


6.


Математические модели

Урок


7.


Графические модели. Графы

Урок


8.


Использование графов при решении задач

Урок


9.


Табличные модели

Урок


10.


Использование таблиц при решении задач

Практическая работа


11.


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

Урок


12.


Система управления базами данных

Урок


13.


Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

Практическая работа


14.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

Урок


15.


Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация».

Контрольная работа


Тема «Алгоритмизация и программирование»

16.


Этапы решения задачи на компьютере

Урок


17.


Задача о пути торможения автомобиля

Урок


18.


Решение задач на компьютере

Практическая работа


19.


Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

Практическая работа


20.


Различные способы заполнения и вывода массива.

Урок


21.


Вычисление суммы элементов массива

Практическая работа


22.


Последовательный поиск в массиве

Урок


23.


Сортировка массива

Практическая работа


24.


Решение задач с использованием массивов

Практическая работа


25.


Проверочная работа «Одномерные массивы»

Тест


26.


Последовательное построение алгоритма

Урок


27.


Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

Урок


28.


Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

Урок


29.


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

Урок


30.


Функции

Урок


31.


Алгоритмы управления

Практическая работа


32.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

Урок


33.


Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

Контрольная работа


Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

34.


Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

Урок


35.


Основные режимы работы ЭТ

Урок


36.


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Урок


37.


Встроенные функции.

Урок


38.


Логические функции.

Урок


39.


Организация вычислений в ЭТ.

Практическая работа


40.


Сортировка и поиск данных.

Практическая работа


41.


Диаграмма как средство визуализации данных

Урок


42.


Построение диаграмм.

Практическая работа


43.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Урок


44.


Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

Контрольная работа


Тема «Коммуникационные технологии»

45.


Локальные и глобальные компьютерные сети

Урок


46.


Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

Урок


47.


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

Урок


48.


Всемирная паутина. Файловые архивы.

Практическая работа


49.


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

Практическая работа


50.


Технологии создания сайта.

Практическая работа


51.


Содержание и структура сайта.

Практическая работа


52.


Оформление сайта.

Практическая работа


53.


Размещение сайта в Интернете.

Практическая работа


54.


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

Урок


55.


Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

Контрольная работа


Итоговое повторение

56.


Информация и информационные процессы

Урок


57.


Файловая система персонального компьютера

Практическая работа


58.


Системы счисления и логика

Урок


59.


Таблицы и графы

Урок


60.


Обработка текстовой информации

Практическая работа


61.


Передача информации и информационный поиск.

Практическая работа


62.


Вычисления с помощью электронных таблиц.

Практическая работа


63.


Обработка таблиц: выбор и сортировка записей.

Практическая работа


64.


Алгоритмы и исполнители

Урок


65.


Программирование

Практическая работа


66.


Итоговое тестирование.

Тест


67-68.


Резерв учебного времени.





1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!