Аннотация
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)1.
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Планируемые результаты изучения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
оперировать объектами файловой системы;
применять основные правила создания текстовых документов;
использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание образовательной программы по информатике
Общее число часов – 68 ч.
1. «Моделирование и формализация» (12 часов)
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
2. « Алгоритмизация и программирование» (17 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
3. «Обработка числовой информации» (11 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
4. «Коммуникационные технологии» (11 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
5. Итоговое повторение (14 часов) + Резерв (3 часа)
Повторить материал курса Информатика и ИКТ 7-9 классов.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Моделирование и формализация | 12 | 8 | 4 |
2 | Алгоритмизация и программирование | 17 | 7 | 10 |
3 | Обработка числовой информации | 11 | 5 | 6 |
4 | Коммуникационные технологии | 11 | 6 | 5 |
5 | Итоговое повторение | 14 | 7 | 7 |
| Резерв | 3 | | 1 |
| Итого: | 68 | | |
Проекты по темам:
Тема школьного курса | Тема проекта |
Моделирование и формализация | Анимация с использованием координат. Искусственные спутники Земли. Криптографические методы защиты информации. |
Алгоритмизация и программирование | Модульный подход к программированию. Структурный подход к программированию. Объектный подход к программированию. Декларативный подход к программированию. Параллельное программирование. |
Обработка числовой информации в ЭТ | Диаграммы вокруг нас. Методы решения систем линейных уравнений в приложении Microsoft Excel. Решение систем уравнений в Microsoft Excel. Решение задач с помощью программы MS Excel. |
Коммуникационные технологии | Сеть Интернет и ее использование в информационно-технологической подготовке школьников. Создание занимательных тестов. Создание тематического сайта. Шифратор – дешифратор типизированных файлов. |
Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Дата проведения урока | Тема урока | Форма организации учебного занятия | Примечание |
1. | | Инструктаж по ТБ Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» | Урок, ТБ | |
2. | | Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики» | Урок | |
3. | | Входная контрольная работа | | |
Тема «Моделирование и формализация» |
4. | | Моделирование как метод познания | Урок | |
5. | | Словесные модели | Урок | |
6. | | Математические модели | Урок | |
7. | | Графические модели. Графы | Урок | |
8. | | Использование графов при решении задач | Урок | |
9. | | Табличные модели | Урок | |
10. | | Использование таблиц при решении задач | Практическая работа | |
11. | | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | Урок | |
12. | | Система управления базами данных | Урок | |
13. | | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | Практическая работа | |
14. | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | Урок | |
15. | | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | Контрольная работа | |
Тема «Алгоритмизация и программирование» |
16. | | Этапы решения задачи на компьютере | Урок | |
17. | | Задача о пути торможения автомобиля | Урок | |
18. | | Решение задач на компьютере | Практическая работа | |
19. | | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | Практическая работа | |
20. | | Различные способы заполнения и вывода массива. | Урок | |
21. | | Вычисление суммы элементов массива | Практическая работа | |
22. | | Последовательный поиск в массиве | Урок | |
23. | | Сортировка массива | Практическая работа | |
24. | | Решение задач с использованием массивов | Практическая работа | |
25. | | Проверочная работа «Одномерные массивы» | Тест | |
26. | | Последовательное построение алгоритма | Урок | |
27. | | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | Урок | |
28. | | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | Урок | |
29. | | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | Урок | |
30. | | Функции | Урок | |
31. | | Алгоритмы управления | Практическая работа | |
32. | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | Урок | |
33. | | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | Контрольная работа | |
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
34. | | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | Урок | |
35. | | Основные режимы работы ЭТ | Урок | |
36. | | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | Урок | |
37. | | Встроенные функции. | Урок | |
38. | | Логические функции. | Урок | |
39. | | Организация вычислений в ЭТ. | Практическая работа | |
40. | | Сортировка и поиск данных. | Практическая работа | |
41. | | Диаграмма как средство визуализации данных | Урок | |
42. | | Построение диаграмм. | Практическая работа | |
43. | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Урок | |
44. | | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Контрольная работа | |
Тема «Коммуникационные технологии» |
45. | | Локальные и глобальные компьютерные сети | Урок | |
46. | | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | Урок | |
47. | | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | Урок | |
48. | | Всемирная паутина. Файловые архивы. | Практическая работа | |
49. | | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | Практическая работа | |
50. | | Технологии создания сайта. | Практическая работа | |
51. | | Содержание и структура сайта. | Практическая работа | |
52. | | Оформление сайта. | Практическая работа | |
53. | | Размещение сайта в Интернете. | Практическая работа | |
54. | | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | Урок | |
55. | | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | Контрольная работа | |
Итоговое повторение |
56. | | Информация и информационные процессы | Урок | |
57. | | Файловая система персонального компьютера | Практическая работа | |
58. | | Системы счисления и логика | Урок | |
59. | | Таблицы и графы | Урок | |
60. | | Обработка текстовой информации | Практическая работа | |
61. | | Передача информации и информационный поиск. | Практическая работа | |
62. | | Вычисления с помощью электронных таблиц. | Практическая работа | |
63. | | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. | Практическая работа | |
64. | | Алгоритмы и исполнители | Урок | |
65. | | Программирование | Практическая работа | |
66. | | Итоговое тестирование. | Тест | |
67-68. | | Резерв учебного времени. | | |
1