ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и концепция духовно- нравственного воспитания и развития гражданина России с учётом:
Рабочих программ курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Учебника. Информатика 7 класса, авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С,В., Шестаков Л.В., БИНОМ. Лаборатория знаний.2017г.
Положение о рабочей программе МБОУ – ООШ №20 х. Сальский Кагальник
Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Цели:
освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира и составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях;
формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;
формирование представлений о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества;
осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в учебной и практической деятельности;
овладение умениями создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задач:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Место предмета в учебном плане
На основании учебного плана на изучение информатики в 7 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение информатики в 7 классе основной школы отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Авторская программа «Информатика и ИКТ» для основной школы (7 -9 классы, авторы: И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.) БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г. рассчитана на 35 часов.
Данная программа будет выполнена за 34 часа, за счёт объединения практической работы в разделе «Текстовая информация и компьютер» - 1 час (авторская программа – 10 часов, данная рабочая программа – 9 часов)
Ценностные ориентиры содержания курса информатики и информационных технологий в основной школе определяют развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей окружающей действительности позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИНФОРМАТИКА"
Введение в предмет.
Человек и информация.
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Компьютер: устройство и программное обеспечение.
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер.
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Графическая информация и компьютер.
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Мультимедиа и компьютерные презентации.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора.
В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполняют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моё хобби».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ;
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы;
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи;
умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС – 34 часа
№ п/п | Дата | Тема | Основные виды деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) | Формы контроля |
План | Коррекция |
I Четверть (02.09.2019-25.10.2019) |
Введение в предмет (1 час) |
1 | 03.09 | | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | Знать о предмете информатики, роли информации в жизни людей; технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе. | Индивидуальная |
Глава I. Человек и информация (5 часов) |
2 | 10.09 | | Информация и знания. Восприятие информации человеком. | Знать понятия информация и знания; способы восприятие информации человеком. Уметь классифицировать информацию по способу восприятия. | Групповая |
3 | 17.09 | | Информационные процессы. | Знать информационные процессы Уметь работать с тренажёром клавиатуры | Фронтальная |
4 | 24.09 | | Работа с тренажёром клавиатуры | Уметь работать с тренажёром клавиатуры | Индивидуальная |
5 | 01.10 | | Измерение информации. Единицы измерения информации. | Знать способы измерения информации (алфавитный подход); единицы измерения информации. | Индивидуальная |
6 | 08.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Человек и информация». | Уметь решать задачи на измерение информации и на перевод единиц измерения информации. | Индивидуальная |
Глава II. Компьютер: устройство и программное обеспечение (8 часов) |
7 | 15.10 | | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | Знать назначение и устройство компьютера; принципы организации внутренней и внешней памяти. Уметь составлять схему архитектуры компьютера. | Фронтальная |
8 | 22.10 | | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. | Знать устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Уметь подключать внешние устройства к компьютеру. | Фронтальная |
II четверть (05.11.2019 – 27.12.2019) |
9 | 05.11 | | Знакомство с комплектацией устройство персонального компьютера, подключение внешних устройств. | Знать устройство персонального компьютера его основные характеристики. Уметь подключать внешние устройства к компьютеру. | Групповая |
10 | 12.11 | | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции. | Знать понятие программного обеспечения и его типы; назначение операционной системы и её основные функции. | Групповая |
11 | 19.11 | | Пользовательский интерфейс. Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на персональном компьютере. | Знать состав пользовательского интерфейса. Уметь пользоваться интерфейсом операционной системы | Групповая |
12 | 26.11 | | Файлы и файловые структуры. | Знать определение файла и файловой структуры. Уметь выполнять действия с файлами и каталогами. | Фронтальная |
13 | 03.12 | | Работа с файловой структурой операционной системы | Уметь работать с файловой структурой операционной системы | Индивидуальная |
14 | 10.12 | | Контрольная работа № 2 по теме «Человек и информация» | Владеть информацией по темам «Человек и информация», «Компьютер: устройство и ПО» | Индивидуальная |
Глава III. Текстовая информация и компьютер (10 часов) |
15 | 17.12 | | Представление текстов в памяти компьютера. | Знать о представлении текстов в памяти компьютера; кодировочные таблицы. Уметь кодировать и декодировать информацию. | Фронтальная |
16 | 24.12 | | Кодировочные таблицы. | Знать о представлении текстов в памяти компьютера; кодировочные таблицы. Уметь кодировать и декодировать информацию. | Индивидуальная |
III Четверть (09.01.2020 – 20.03.2020) |
17 | 14.01 | | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | Знать назначение и функции текстовых редакторов и текстовых процессоров. Уметь набирать простые тексты. | Комбинированная |
18 | 21.01 | | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. | Уметь сохранять и загружать файлы; владеть основными приемами ввода и редактирования текста. | Индивидуальная |
19 | 28.01 | | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. | Уметь работать со шрифтами, форматировать текст; выполнять орфографическую проверку текста; печатать документ. | Фронтальная |
20 | 04.02 | | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. | Уметь использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста, режим поиска и замены. | Групповая |
21 | 11.02 | | Работа с таблицами | Уметь создавать, форматировать и редактировать таблицы. | Индивидуальная |
22 | 18.02 | | Дополнительные возможности текстового процессора. | Знать дополнительные возможности текстового процессора. Уметь ими пользоваться. | Комбинированная |
23 | 25.02 | | Практическая работа по теме «Создание и обработка текстовых документов» | Уметь создавать и обрабатывать текстовый документ любой сложности. | Индивидуальная |
24 | 03.03 | | Контрольная работа № 3 по теме «Текстовая информация и компьютер» | Владеть информацией по теме «Текстовая информация и компьютер» | Индивидуальная |
Глава IV. Графическая информация и компьютер (5 часов) |
25 | 10.03 | | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | Знать о компьютерной графике и области её применения; понятие растровой и векторной графики. | Фронтальная |
26 | 17.03 | | Графические редакторы растрового типа. | Уметь работать с растровым графическим редактором. | Групповая |
IV Четверть (30.03.2020 – 29.05.2020) |
27 | 31.03 | | Кодирование изображения. | Уметь создавать и редактировать изображение в растровом графическом редакторе. | Групповая |
28 | 07.04 | | Работа с векторным графическим редактором. | Уметь работать с векторным графическим редактором. | Фронтальная |
29 | 14.04 | | Технические средства компьютерной графики. | Уметь сканировать изображение и обрабатывать в графическом редакторе. | Комбинированная |
Глава V. Мультимедиа и компьютерные презентации (5 часов) |
30 | 21.04 | | Понятие о мультимедиа. Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | Иметь понятие о мультимедиа. компьютерных презентациях. | Индивидуальная |
31 | 28.04 | | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | Уметь создавать презентации с использованием текста, графики и звука. | Индивидуальная |
32 | 12.05 | | Итоговая контрольная работа. | Знать пройденный материал за весь курс обучения. | Индивидуальная |
33 | 19.05 | | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. | Уметь производить запись звука и изображения с использованием цифровой техники, создавать презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | Групповая |
34 | 26.05 | | Практическая работа по теме «Компьютерные презентации». | Владеть информацией по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа». | Индивидуальная |
Рассмотрено Согласовано
Руководителем МО учителей предметников Заместитель директора по УВР
_____________/Петренко С.Е./ ______________/Бунечко Е.В./
«_____»___________2019 г
«____» ___________2019г