СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 9 класс Босова

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 9 класс Босова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа

Карельский филиал




Рассмотрена и согласовано

методическим советом

Протокол №1 от 31.08.2018


Утверждена

приказом директора школы

№ 308 от 31.08.2018









Рабочая программа

учебного курса «Информатика и ИКТ»

для 9 класса


Срок реализации: 2018 - 2019 учебный год

2 часа в неделю, 68 часов в год








Составитель

Кривоногова В.А.,

учитель информатики







Карели 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- приказом Минобразования и науки от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);

- приказом Минобразования и науки от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

- Образовательной программой на 2018-2019уч.год для 7-11 классов, утверждённой приказом директора школы от 31.08.2018 г. № _____

Рабочая программа разработана на основе примерной программы курса Информатика и ИКТ для 7-9 классов (автор Л.Л. Босова).

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 9 классе, общее количество часов - 68.

Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

        • систематизировать подходы к изучению предмета;

        • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

        • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

        • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

        • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Программа разработана исходя из уровня оснащённости кабинета информатики вычислительной техникой.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на закрепление и отработку практических навыков работы с программными средствами, получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний учащихся. Также отведено время на проектную деятельность, в рамках которой учащиеся выполняют представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся как к информатике, так и другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию.










Содержание учебного курса (68 ч.)

Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе)(8 ч.)

Информация. Информационный процесс. Представление информации.

Кодирование информации. Универсальность двоичного кодирования. Двоичный код. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление числовой информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Размер сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Единицы измерения количества информации.

Информационное моделирование (8 ч.)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение.Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Хранение и обработка информации в базах данных (7 ч.)

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.


Программное управление работой компьютера(18 ч.)

Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вы­вода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки програм­мы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Понятие массива, одномерные массивы целых чисел; программы обработки массивов чисел. Вспомогательные алгоритмы. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции. Алгоритмы управления.


Табличные вычисления на компьютере(11 ч.)

Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование в ЭТ.

Имитационное моделирование в ЭТ.



Передача информации в компьютерных сетях(11 ч. + 5ч. повторение)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архи­вы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации.

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпью­терных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.


Требования к уровню подготовки выпускников

Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе)

Учащиеся должнызнать:

  • что такое информационные процессы;

  • единицы измерения информации;

  • понятия «система счисления», позиционные и непозиционные системы счисления;

  • форматы представления чисел в компьютере.

Учащиеся должныуметь:

  • измерять информационный объем текста (алфавитным способом);

  • пересчитывать количество информации в различных еди­ницах;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • осуществлять перевод целых чисел из одной системы счисления в другую;

  • выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления;


Информационное моделирование

Учащиеся должны знать:

Понятия натурной и информационной моделей

Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.


Хранение и обработка информации в базах данных

Учащиеся должны знать:

  • Что такое БД, СУБД, информационная система;

  • Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;

  • Что такое логическая величина, логическое выражение; логическая операция.

Учащиеся должныуметь:

  • Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • Организовывать поиск информации в БД;

  • Редактировать содержимое полей БД;

  • Сортировать записи в БД по ключу;

  • Добавлять и удалять записи в БД;

  • Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.



Программное управление работой компьютера

Учащиеся должны знать:

  • Основные виды и типы величин;

  • Назначение языков программирования; понятие о трансляции;

  • Правила оформления программы в языке Паскаль;

  • Правила представления данных и операторов на Паскале;

  • Последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

    • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

    • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

    • нахождение суммы всех элементов массива;

    • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

  • сортировка элементов массива и пр.).

  • Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


Табличные вычисления на компьютере

Учащиеся должны знать:

  • Что такое электронная таблица и табличный процессор;Основные информационные единицы ЭТ;

  • Типы данных в электронной таблице; работа с формулами;

  • Основные функции (математические, статистические) в ЭТ;

  • Графические возможности табличного процессора;

Учащиеся должны уметь:

  • Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;

  • Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;

  • Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;

  • Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.


Передача информации в компьютерных сетях

Учащиеся должны знать:

  • Что такое компьютерная сеть, виды сетей;

  • Основных технические и программных средства функционирования сетей;

  • Основные сервисы глобальных сетей;Интернет, возможности службы WWW;

Учащиеся должныуметь:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.







Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Теория

Практика

Контрольная работа / зачет

Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе)

8

6

1

1

Информационное моделирование

8

4

3

1

Хранение и обработка информации в базах данных

7

3

3

1

Программное управление работой компьютера

18

8

9

1

Табличные вычисления на компьютере

11

5

5

1

Передача информации в компьютерных сетях

11

5

5

1

Повторение в конце года

5





Итого

68








Литература и средства обучения


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»

  6. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).

  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/






















Поурочное планирование учебного материала


Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Информатика 9 класс. Количество уроков в неделю: 2

п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Д/З

Дата по плану

Дата по факту

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

Введение.

04.09


Повторение по теме «Информация. Информационные процессы»


Эвристическая беседа, пошаговый контроль

Конспект

06.09


Повторение по теме «Количественные характеристики информационных процессов»

1

фронтальный опрос

Конспект

11.09


Повторение по теме «Системы счисления»

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

Конспект

13.09


Повторение по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»


фронтальный опрос

Конспект

18.09


Повторение по теме «Перевод чисел в компьютерных системах счисления»

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

Конспект

20.09


Повторение по теме «Арифметические действия в различных позиционных системах счисления ».

1

фронтальный опрос

Конспект

25.09


  1. 4

Проверочная работа по теме «Количественные характеристики информационных процессов»

1

Проверочная работа


27.09


Моделирование как метод познания

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§1.1.

№ 20-27

02.10


Словесные модели

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§1.2.1.

№ 28-29

04.10


Математические модели

1

фронтальный опрос

§1.2.2.

№ 30-33

09.10


Графические модели. Графы

1

фронтальный опрос

§1.3.1, 1.3.2.

№ 34-40

11.10


Решение задач с использованием графических моделей.

1

фронтальный опрос

§1.3.3.

№41-46

16.10


Табличные модели

1

фронтальный опрос

§1.4.1.

№47-51

18.10


Использование таблиц при решении задач

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§1.4.2.

№52-54

23.10


Контрольная работа по теме «Информационное моделирование».


Контрольная работа


25.10


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

фронтальный опрос

§1.5.

№55-60

06.11


Система управления базами данных

1

фронтальный опрос

§1.6.1, 1.6.2.

08.11


Создание базы данных.

1

Практическая работа

§1.6.3, № 61

13.11


Создание запросов на выборку данных.


Практическая работа

§1.6.4

16.11


Логические операции. Сложные условия поиска.


пошаговый контроль

§1.1.-1.6,

№ 62

20.11


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация».

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§1.1.-1.6.

22.11


Зачет по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Зачет (теория/практика)


27.11


Этапы решения задачи на компьютере

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.1.1.

№ 63, 64

29.11


Задача о пути торможения автомобиля

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.1.2.

№ 65

04.12


Решение задач на компьютере

1

фронтальный опрос

§2.1. № 66, 67

06.12


Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.2.1.

№ 68-70

11.12


Различные способы заполнения и вывода массива.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.2.2-2.2.3.

№ 71-77

13.12


Вычисление суммы элементов массива

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.2.4.

№ 78-79

18.12


Последовательный поиск в массиве

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.2.5. № 80-82

20.12


Сортировка массива

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.2.6.

25.12


Решение задач с использованием массивов

1

фронтальный опрос

§2.2.

№ 83

27.12


Проверочная работа «Одномерные массивы»

1

Проверочная работа

§2.2.

10.01


Последовательное построение алгоритма

1

фронтальный опрос

§2.3.1. № 84-85

15.01


Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

1

фронтальный опрос

§2.3.2.

№ 86

17.01


Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

1

фронтальный опрос

§2.3.3.

№ 87-89

22.01


Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.4.1.

№ 90-91

24.01


Функции

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.4.2.

№ 92

29.01


Алгоритмы управления

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§2.5.

№ 93-94

31.01


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование».

1

Тест

§2.5.

05.02


Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование».

1

Контрольная работа


07.02


Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы.

1

Эвристическая беседа

§3.1.1, 3.1.2.

№ 96-104

12.02


Основные режимы работы ЭТ

1

пошаговый контроль

§3.1.3.

№ 104-109

14.02


Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

Практическая работа фронтальный опрос

§3.2.1.

№ 110-113

21.02


Встроенные функции.

1

фронтальный опрос

§3.2.2.

№ 114-121

26.02


Логические функции.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§3.2.3.

№ 122-124

28.02


Организация вычислений в ЭТ.

1

Практическая работа

§3.2.

05.03


Сортировка и поиск данных.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§3.3.1.

07.03


Диаграмма как средство визуализации данных

1

фронтальный опрос

§3.3.2.

№ 125-134

12.03


Построение диаграмм.

1

Практическая работа

§3.3.2.

14.03


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

фронтальный опрос

§3.1-3.3.

№ 135

19.03


Зачет по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1

Зачет (теория/практика)


02.04


Локальные и глобальные компьютерные сети

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.1.

№ 136-145

04.04


Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.2.1, 4.2.2. № 146-149

09.04


Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.2.3, 4.2.4. № 150-155

11.04


Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.3.1, 4.3.2. №156-163

16.04


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

фронтальный опрос

§4.3.3-4.3.5. № 164-167

18.04


Технологии создания сайта.

1

фронтальный опрос

§4.4.1

23.04


Содержание и структура сайта.

1

фронтальный опрос

§4.4.2

25.04


Оформление сайта.

1

Практическая работа

§4.4.3

30.04


Размещение сайта в Интернете.

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.4.4

07.05


Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии».

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль

§4.1-4.3.

№ 168

14.05


Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии».

1

Контрольная работа


16.05


Обобщение и систематизация изученного

1

Эвристическая беседа, пошаговый контроль


21.05



Обобщение и систематизация изученного

1

фронтальный опрос


23.05


Обобщение и систематизация изученного

1

фронтальный опрос


23.05


Обобщение и систематизация изученного

1

фронтальный опрос


23.05


Обобщение и систематизация изученного

1

фронтальный опрос


23.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!