Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа
Карельский филиал
Рассмотрена и согласовано методическим советом Протокол №1 от 31.08.2018 | Утверждена приказом директора школы № 308 от 31.08.2018 |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика и ИКТ»
для 9 класса
Срок реализации: 2018 - 2019 учебный год
2 часа в неделю, 68 часов в год
Составитель
Кривоногова В.А.,
учитель информатики
Карели 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- приказом Минобразования и науки от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями от 03.06.2008, 31.08.2009, 19.10.2009, 10.11.2011, 24.01.2012, 31.01.2012, 23.06.2015);
- приказом Минобразования и науки от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с дополнениями и изменениями и дополнениями от 20.08.2008, 30.08.2010, 03.06.2011, 01.02.2012);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
- Образовательной программой на 2018-2019уч.год для 7-11 классов, утверждённой приказом директора школы от 31.08.2018 г. № _____
Рабочая программа разработана на основе примерной программы курса Информатика и ИКТ для 7-9 классов (автор Л.Л. Босова).
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики в 9 классе, общее количество часов - 68.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Программа разработана исходя из уровня оснащённости кабинета информатики вычислительной техникой.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на закрепление и отработку практических навыков работы с программными средствами, получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний учащихся. Также отведено время на проектную деятельность, в рамках которой учащиеся выполняют представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся как к информатике, так и другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию.
Содержание учебного курса (68 ч.)
Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе)(8 ч.) Информация. Информационный процесс. Представление информации.
Кодирование информации. Универсальность двоичного кодирования. Двоичный код. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика.
Компьютерное представление числовой информации.
Компьютерное представление текстовой информации.
Размер сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Единицы измерения количества информации.
Информационное моделирование (8 ч.) Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение.Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Хранение и обработка информации в базах данных (7 ч.) Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
Программное управление работой компьютера(18 ч.)
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Понятие массива, одномерные массивы целых чисел; программы обработки массивов чисел. Вспомогательные алгоритмы. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры. Функции. Алгоритмы управления.
Табличные вычисления на компьютере(11 ч.)
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование в ЭТ.
Имитационное моделирование в ЭТ.
Передача информации в компьютерных сетях(11 ч. + 5ч. повторение)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Требования к уровню подготовки выпускников
Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе) Учащиеся должнызнать:
что такое информационные процессы;
единицы измерения информации;
понятия «система счисления», позиционные и непозиционные системы счисления;
форматы представления чисел в компьютере.
Учащиеся должныуметь:
измерять информационный объем текста (алфавитным способом);
пересчитывать количество информации в различных единицах;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
осуществлять перевод целых чисел из одной системы счисления в другую;
выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления;
Информационное моделирование
Учащиеся должны знать:
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.
Хранение и обработка информации в базах данных
Учащиеся должны знать:
Что такое БД, СУБД, информационная система;
Что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
Структуру команд поиска и сортировки информации в БД;
Что такое логическая величина, логическое выражение; логическая операция.
Учащиеся должныуметь:
Открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
Организовывать поиск информации в БД;
Редактировать содержимое полей БД;
Сортировать записи в БД по ключу;
Добавлять и удалять записи в БД;
Создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Программное управление работой компьютера
Учащиеся должны знать:
Основные виды и типы величин;
Назначение языков программирования; понятие о трансляции;
Правила оформления программы в языке Паскаль;
Правила представления данных и операторов на Паскале;
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;
Табличные вычисления на компьютере
Учащиеся должны знать:
Что такое электронная таблица и табличный процессор;Основные информационные единицы ЭТ;
Типы данных в электронной таблице; работа с формулами;
Основные функции (математические, статистические) в ЭТ;
Графические возможности табличного процессора;
Учащиеся должны уметь:
Открывать готовую ЭТ в одном из табличных процессоров;
Редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой ЭТ;
Выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ; копирование, удаление, вставка, сортировка;
Получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
Создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Передача информации в компьютерных сетях
Учащиеся должны знать:
Что такое компьютерная сеть, виды сетей;
Основных технические и программных средства функционирования сетей;
Основные сервисы глобальных сетей;Интернет, возможности службы WWW;
Учащиеся должныуметь:
осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;
создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Теория | Практика | Контрольная работа / зачет |
-
| Актуализация изученного материала (повторение пройденного в 8 классе) | 8 | 6 | 1 | 1 |
-
| Информационное моделирование | 8 | 4 | 3 | 1 |
-
| Хранение и обработка информации в базах данных | 7 | 3 | 3 | 1 |
-
| Программное управление работой компьютера | 18 | 8 | 9 | 1 |
-
| Табличные вычисления на компьютере | 11 | 5 | 5 | 1 |
-
| Передача информации в компьютерных сетях | 11 | 5 | 5 | 1 |
-
| Повторение в конце года | 5 | | | |
| Итого | 68 | | | |
Литература и средства обучения
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/).
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/
Поурочное планирование учебного материала
Учебник: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Информатика 9 класс. Количество уроков в неделю: 2
№ п.п. | Тема урока | Кол-во часов | Вид контроля | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
-
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | Введение. | 04.09 | |
-
| Повторение по теме «Информация. Информационные процессы» | | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | Конспект | 06.09 | |
-
| Повторение по теме «Количественные характеристики информационных процессов» | 1 | фронтальный опрос | Конспект | 11.09 | |
-
| Повторение по теме «Системы счисления» | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | Конспект | 13.09 | |
-
| Повторение по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» | | фронтальный опрос | Конспект | 18.09 | |
-
| Повторение по теме «Перевод чисел в компьютерных системах счисления» | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | Конспект | 20.09 | |
-
| Повторение по теме «Арифметические действия в различных позиционных системах счисления ». | 1 | фронтальный опрос | Конспект | 25.09 | |
4 | Проверочная работа по теме «Количественные характеристики информационных процессов» | 1 | Проверочная работа | | 27.09 | |
-
| Моделирование как метод познания | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §1.1. № 20-27 | 02.10 | |
-
| Словесные модели | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §1.2.1. № 28-29 | 04.10 | |
-
| Математические модели | 1 | фронтальный опрос | §1.2.2. № 30-33 | 09.10 | |
-
| Графические модели. Графы | 1 | фронтальный опрос | §1.3.1, 1.3.2. № 34-40 | 11.10 | |
-
| Решение задач с использованием графических моделей. | 1 | фронтальный опрос | §1.3.3. №41-46 | 16.10 | |
-
| Табличные модели | 1 | фронтальный опрос | §1.4.1. №47-51 | 18.10 | |
-
| Использование таблиц при решении задач | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §1.4.2. №52-54 | 23.10 | |
-
| Контрольная работа по теме «Информационное моделирование». | | Контрольная работа | | 25.10 | |
-
| База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | 1 | фронтальный опрос | §1.5. №55-60 | 06.11 | |
-
| Система управления базами данных | 1 | фронтальный опрос | §1.6.1, 1.6.2. | 08.11 | |
-
| Создание базы данных. | 1 | Практическая работа | §1.6.3, № 61 | 13.11 | |
-
| Создание запросов на выборку данных. | | Практическая работа | §1.6.4 | 16.11 | |
-
| Логические операции. Сложные условия поиска. | | пошаговый контроль | §1.1.-1.6, № 62 | 20.11 | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §1.1.-1.6. | 22.11 | |
-
| Зачет по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | Зачет (теория/практика) | | 27.11 | |
-
| Этапы решения задачи на компьютере | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.1.1. № 63, 64 | 29.11 | |
-
| Задача о пути торможения автомобиля | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.1.2. № 65 | 04.12 | |
-
| Решение задач на компьютере | 1 | фронтальный опрос | §2.1. № 66, 67 | 06.12 | |
-
| Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.2.1. № 68-70 | 11.12 | |
-
| Различные способы заполнения и вывода массива. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.2.2-2.2.3. № 71-77 | 13.12 | |
-
| Вычисление суммы элементов массива | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.2.4. № 78-79 | 18.12 | |
-
| Последовательный поиск в массиве | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.2.5. № 80-82 | 20.12 | |
-
| Сортировка массива | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.2.6. | 25.12 | |
-
| Решение задач с использованием массивов | 1 | фронтальный опрос | §2.2. № 83 | 27.12 | |
-
| Проверочная работа «Одномерные массивы» | 1 | Проверочная работа | §2.2. | 10.01 | |
-
| Последовательное построение алгоритма | 1 | фронтальный опрос | §2.3.1. № 84-85 | 15.01 | |
-
| Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 1 | фронтальный опрос | §2.3.2. № 86 | 17.01 | |
-
| Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | фронтальный опрос | §2.3.3. № 87-89 | 22.01 | |
-
| Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.4.1. № 90-91 | 24.01 | |
-
| Функции | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.4.2. № 92 | 29.01 | |
-
| Алгоритмы управления | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §2.5. № 93-94 | 31.01 | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | 1 | Тест | §2.5. | 05.02 | |
-
| Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | Контрольная работа | | 07.02 | |
-
| Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | 1 | Эвристическая беседа | §3.1.1, 3.1.2. № 96-104 | 12.02 | |
-
| Основные режимы работы ЭТ | 1 | пошаговый контроль | §3.1.3. № 104-109 | 14.02 | |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Практическая работа фронтальный опрос | §3.2.1. № 110-113 | 21.02 | |
-
| Встроенные функции. | 1 | фронтальный опрос | §3.2.2. № 114-121 | 26.02 | |
-
| Логические функции. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §3.2.3. № 122-124 | 28.02 | |
-
| Организация вычислений в ЭТ. | 1 | Практическая работа | §3.2. | 05.03 | |
-
| Сортировка и поиск данных. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §3.3.1. | 07.03 | |
-
| Диаграмма как средство визуализации данных | 1 | фронтальный опрос | §3.3.2. № 125-134 | 12.03 | |
-
| Построение диаграмм. | 1 | Практическая работа | §3.3.2. | 14.03 | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | фронтальный опрос | §3.1-3.3. № 135 | 19.03 | |
-
| Зачет по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Зачет (теория/практика) | | 02.04 | |
-
| Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.1. № 136-145 | 04.04 | |
-
| Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.2.1, 4.2.2. № 146-149 | 09.04 | |
-
| Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.2.3, 4.2.4. № 150-155 | 11.04 | |
-
| Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.3.1, 4.3.2. №156-163 | 16.04 | |
-
| Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | 1 | фронтальный опрос | §4.3.3-4.3.5. № 164-167 | 18.04 | |
-
| Технологии создания сайта. | 1 | фронтальный опрос | §4.4.1 | 23.04 | |
-
| Содержание и структура сайта. | 1 | фронтальный опрос | §4.4.2 | 25.04 | |
-
| Оформление сайта. | 1 | Практическая работа | §4.4.3 | 30.04 | |
-
| Размещение сайта в Интернете. | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.4.4 | 07.05 | |
-
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | §4.1-4.3. № 168 | 14.05 | |
-
| Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | 1 | Контрольная работа | | 16.05 | |
-
| Обобщение и систематизация изученного | 1 | Эвристическая беседа, пошаговый контроль | | 21.05 | |
-
| Обобщение и систематизация изученного | 1 | фронтальный опрос | | 23.05 | |
-
| Обобщение и систематизация изученного | 1 | фронтальный опрос | | 23.05 | |
-
| Обобщение и систематизация изученного | 1 | фронтальный опрос | | 23.05 | |
-
| Обобщение и систематизация изученного | 1 | фронтальный опрос | | 23.05 | |