РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Информатике и ИКТ
основное общее образование, 7 класс
Количество часов 35
Программа разработана на основе примерной программы по информатике. «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы»: методическое пособие. Составитель М. Н. Бородин. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Поясняющая часть
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
Закона «Об образовании»
Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, 2004 г.
Примерной программы по информатике. «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы»: методическое пособие. Составитель М. Н. Бородин. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Базисного учебного плана ОУ;
Приказа № 112 от 16.03.2015 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 учебный год»
Авторской программы Угринович Н.Д. Программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА информатики и ИКТ в 7 классе:
Цели изучения
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
общая характеристика учебного предмета (курса)
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школ в рамках предмета «Технология» и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня обучающиеся имеют достаточное оснащение домашними ИКТ средствами и к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 7-го класса, они углубляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Учащиеся 7-х классов изучали предмет Информатика в начальной школе 2-4 кл. в курсе предмета «Технология».
ii. Предметная часть
Содержание программы
Содержание курса информатики и информационных технологий для 7 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими разделами:
Информация и информационные процессы;
Информационные технологии.
Раздел «Информация и информационные процессы»
Цель: освоение понятия информации, её видов, информационных процессов в жизни человека. Понятие об измерении (вес, объём) информации.
Основные понятия: Информация, свойства информации, информационные процессы, виды информации (в жизни человека), наука информатика, единицы измерения информации.
Понятие информации в жизни человека. Свойства информации. Действия с информацией (получение, передача, хранение, обработка) в жизни человека.
Измерение информации: основные единицы, их соотношение, определение информационного веса в тексте.
Информатика, как наука.
Учащиеся должны знать:
что такое информации и её свойства;
информационные процессы, как действия с информацией;
каналы получения информации, способы передачи информации, хранение и обработка информации у человека;
единицы измерения информации и приёмы перехода от одних единиц к другим;
приёмы определения информационного веса текстового сообщения.
что изучает наука Информатика и школьный предмет Информатика и ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
выделять этапы работы с информацией в жизни человека;
определять вид информации по каналу её получения.
Переводить одни единицы измерения информации в другие;
измерять информационный объём текстового сообщения.
Раздел «Информационные технологии»
1. «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»
Цель: познакомить с основными этапами развития вычислительной техники, обратить внимание на роль компьютера при работе с информацией, дать представление о функциональном назначении устройств компьютера, закрепить знания о назначении устройств ввода и вывода информации, продолжить знакомство с файловой системой и ее элементами, дать представление о вирусах и их видах.
Темы для изучения:
История развития вычислительной техники.
Операционная система.
Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы.
Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное.
Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
Графический интерфейс операционной системы и приложений.
Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.
Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Требования к знаниям и умениям ученика:
знать функциональную схему компьютера;
знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
знать назначение и основные функции операционной системы;
уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
уметь работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
2. «Обработка текстовой информации»
Цель: продолжить знакомство с приёмами обработки текстовой информации с помощью ПК в среде текстовых процессоров для создания текстовых документов
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.
Темы для изучения:
Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах.
Ввод и редактирование документа. Операции с фрагментом текста. Поиск и замена.
Ввод и редактирование документа. Проверка правописания. Автозамена и исправления.
Вставка формул.
Форматирование символов и абзацев.
Списки.
Таблицы
Компьютерные словари и системы машинного перевода
Требования к знаниям и умениям ученика:
иметь представление о видах документов, областях их применения в жизни человека;
объяснять различия текстового редактора и процессора;
уметь применять текстовый процессор для создания и редактирования текстовых документов;
вставлять в документ формулы, списки, таблицы.
3. «Обработка графической информации»
Цель: ознакомить с возможностями растровых графических редакторов, дать представление о векторных графических редакторах, системах и видах компьютерной графики и областями её применения.
Темы для изучения:
Растровая и векторная графика.
Растровые и векторные графические редакторы.
Сохранение графических файлов в различных форматах.
Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
Требования к знаниям и умениям ученика:
иметь представление о видах компьютерной графики, областях её применения в жизни человека;
объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
4. «Обработка мультимедийной информации»
Темы для изучения:
Мультимедиа
Интерфейс редактора презентаций
Объекты презентации, интерактивная презентации
Эффекты объектов презентации
Требования к знаниям и умениям ученика:
иметь представление о понятии мультимедиа, областях применения в жизни человека;
уметь применять редактор презентаций для представления мультимедийной информации (проектов);
уметь представлять информацию в презентации с учётом психологических требований.
Содержание работ контроля ЗУН учащихся
Практическая работа №1 «ТБ на уроке ИИКТ»
ТЕМА 1. Информация и информационные процессы
Самостоятельных работ – 0
Практических работ – 1
Практическая работа №1 «Техника безопасности»
Контрольных работ – 1
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»
ТЕМА 2. Компьютер как универсальное средство обработки информации
Самостоятельных работ – 2
Самостоятельная работа №1«Устройства ввода и вывода»
Самостоятельная работа №2 «Антивирусная защита ПК»
Практических работ – 2
Практическая работа №2 «Определение характеристик ПК»
Практическая работа. №3 Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками»
Тест по теме – 1
Тест №1 по теме «ПК как средство обработки информации»
ТЕМА 3. Обработка текстовой информации
Практических работ – 5
Практическая работа №4 «Редактирование и сохранение исправлений в документе»
Практическая работа №5 «Вставка формул»
Практическая работа №6 «Форматирование символов и абзацев»
Практическая работа №7 «Работа со списками и таблицами»
Практическая работа №8 «Перевод и Распознавание текста»
Зачётных работ – 1
Зачётная работа №1 «Создание текстового документа»
Тест по теме - 1
Тест №2 «Обработка текстовой информации»
ТЕМА 4. Обработка графической информации.
Практических работ – 2
Практическая работа № 9 «Обработка изображений в растровом графическом редакторе» /стр.117 ПР.Р. 3.1
Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном редакторе»/ стр.119 ПР.Р. 3.2
Зачётных работ – 1
Зачётная работа №2 «Создание и обработка графического изображения»
ТЕМА 5. Обработка мультимедийной информации в редакторе презентаций.
Практических работ – 1
Практическая работа №11 «Создание простой презентации»
Зачётных работ – 1 (проект)
Зачётная работа №3 «Создание мультимедийной презентации»
Тематическое планирование учебного материала 7-а класс
(базовый уровень) – 1 ч/нед., 35 ч./год
№ п\п. | Содержательные линии | Кол-во часов |
1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1 | 4 ч. |
2 | Компьютер как универсальное средство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 (№2-3) Тест №1 по теме - 1 | 9 ч 4 ч 3 1 |
3 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 (№4-8) Зачётных работ – 1 (№1) Тест №2 по теме - 1 | 12 ч 7 ч 5 1 1 |
4 | Обработка графической информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 3 (№9-10) Зачётных работ – 1 (№2) Тест №3 по теме - 1 | 5 ч 5 ч 3 1 1 |
5 | Обработка мультимедийной информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 (№11) Зачётных работ – 1 (№3, форма проект) | 5 ч. 3 ч. 1 1 |
| Итого: | 35 ч. |
Тематическое планирование учебного материала 7-Б класс
(базовый уровень) – 1 ч/нед., 35 ч./год
№ п\п. | Содержательные линии | Кол-во часов |
1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1 | 4 ч. |
2 | Компьютер как универсальное средство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 (№2-3) Тест №1 по теме - 1 | 9 ч 4 ч 3 1 |
3 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 (№4-8) Зачётных работ – 1 (№1) Тест №2 по теме - 1 | 12 ч 7 ч 5 1 1 |
4 | Обработка графической информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 3 (№9-10) Зачётных работ – 1 (№2) Тест №3 по теме - 1 | 5 ч 5 ч 3 1 1 |
5 | Обработка мультимедийной информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 (№11) Зачётных работ – 1 (№3, форма проект) | 5 ч. 3 ч. 1 1 |
| Итого: | 35 ч. |
Тематическое планирование учебного материала 7-В класс
(базовый уровень) – 1 ч/нед., 35 ч./год
№ п\п. | Содержательные линии | Кол-во часов |
1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1 | 4 ч. |
2 | Компьютер как универсальное средство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 (№2-3) Тест №1 по теме - 1 | 9 ч 4 ч 3 1 |
3 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 (№4-8) Зачётных работ – 1 (№1) Тест №2 по теме - 1 | 12 ч 7 ч 5 1 1 |
4 | Обработка графической информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 3 (№9-10) Зачётных работ – 1 (№2) Тест №3 по теме - 1 | 5 ч 5 ч 3 1 1 |
5 | Обработка мультимедийной информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 (№11) Зачётных работ – 1 (№3, форма проект) | 5 ч. 3 ч. 1 1 |
| Итого: | 35 ч. |
Календарно-тематическое (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИИКТ В 7- А КЛАССЕ
№ п\п урока в плане | № урока в теме | Содержательные линии | Тип урока | Кол-во часов. | Дата | Д\з |
план | факт |
| Тема 1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1. | | 1 | 7.09-28.09 | | |
| 1 | ТБ на уроке ИИКТ. Наука информатика. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 7.09 | | Правила ТБ |
| | Информация и информационные процессы. Практическая работа №1 «ТБ» | комбинированный | | 14.09 | | Задача |
| | Единицы измерения информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 21.09 | | Задача, стр.9-10 |
| | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | Контроль знаний и умений | | 28.09 | | |
| Тема 2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: самост.работы -2 Практических работ - 2 Тест №1 по теме - 1 | | 9 | 5.10-7.12 | | ТБ |
| | Программная обработка информации. Операционная система. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 5.10 | | §1.1 |
| | Устройство ПК. Процессор. Системная плата. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 12.10 | | §1.2 |
| | Устройства ввода и вывода информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 18.10 | | §1.2.2, 1.2.3 |
| | Оперативная и долговременная память. Самостоятельная работа №2 «Устройства ввода и вывода» | Комбинированный урок | 1 | 26.10 | | §1.2.4-1.2.5 |
| | Практическая работа №2 «Определение характеристик ПК». Файлы и файловая система. | Комбинированный урок | 1 | 2.11 | | §1.3.1,1.3.2 |
| | Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Работа с файлами и папками. | Урок применения знаний и умений | 1 | 16.11 | | §1.5, 1.6 |
| | Компьютерные вирусы и антивирусы. Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 23.11 | | §1.7 |
| | Типы компьютеров. Самостоятельная работа №2 «Антивирусная защита ПК» | Комбинированный урок | 1 | 30.11 | | §1.1-1.2.6 |
| | Тест №1 по теме «ПК как средство обработки информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 7.12 | | |
| Тема 2 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 Зачётных работ – 1 Тест №2 по теме - 1 | | 12 ч | 14.12-7.03.2016 | | |
14. | | Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. | Урок применения знаний и умений | 1 | 14.12 | | §2.1 |
15. | | Ввод и редактирование документа. Операции с фрагментом текста. Поиск и замена. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 21.12 | | §2.2 (стр.60-61) |
16 | | Ввод и редактирование документа. Проверка правописания. Автозамена и исправления. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 28.12 | | §2.2 (стр.62-64) |
17 | | Практическая работа №4 «Редактирование и сохранение исправлений в документе» | Контроль знаний и умений | 1 | 11.01.2016 | | §2.2 (стр.60) |
18 | | Вставка формул. Практическая работа №5 | Комбинированный | 1 | 18.01 | | §2.2 (стр.60, 81-82) |
19 | | Форматирование символов и абзацев. | Урок применения знаний и умений | 1 | 25.01 | | §2.4.1, 2.4.2 |
20 | | Списки. Практическая работа №6 «Форматирование символов и абзацев» | Контроль знаний и умений | 1 | 1.02 | | §2.4.3 |
21 | | Таблицы. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 8.02 | | §2.5 |
22 | | Практическая работа №7 «Работа со списками и таблицами» | Контроль знаний и умений | 1 | 15.02 | | §2.4 |
23 | 10. | Компьютерные словари и системы машинного перевода. Практическая работа №8 «Перевод и Распознавание текста» | Комбинированный | 1 | 22.02 | | §2.6 |
24 | 11. | Зачётная работа №1 «Создание текстового документа» | Контроль знаний и умений | 1 | 29.02 | | §2 |
25 | 12. | Тест №2 «Обработка текстовой информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 7.03 | | |
| Тема 3 | Обработка графической информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 Зачётных работ – 1 | | 5 ч | 14.03-25.04 | | |
26 | | Обработка графической информации. Виды графики. Интерфейс растрового графического редактора Paint. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 14.03 | | §3.1-3.2, |
27 | | Практическая работа № 9 «Обработка изображений в растровом графическом редакторе» /стр.117 ПР.Р. 3.1 | Урок применения знаний и умений | 1 | 4.04 | | §3.2.1, 3.2.2, 3.2.4 |
28 | | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 11.04 | | §3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 |
29 | | Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном редакторе»/ стр.119 ПР.Р. 3.2 | Урок применения знаний и умений | 1 | 18.03 | | вопросы 1,2, задание 3.1 стр.100, выполнить в тетради |
30 | | Зачётная работа №2 «Создание и обработка графического изображения» | Контроль знаний и умений | 1 | 25.04 | | §3.1-3.2 |
| Тема 4. | Обработка мультимедийной информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 Зачётных работ – 1 | | 5 ч. | 2.05-30.05 | | |
31 | | Компьютерные презентации: возможности, интерфейс Power Point. Создание слайдов. | Урок применения знаний и умений | 1 | 2.05 | | Конспект |
32 | | Объекты презентации: текст, картинка, таблица. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 9.05 | | Стихи о временах года |
33 | | Настройка анимации объектов. Практическая работа №11 «Создание простой презентации» | Комбинированный урок | 1 | 16.05 | | Конспект |
34 | | Вставка объектов в слайд: звуковых и видеофайлов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 23.05 | | Подготовить материал к проекту |
35 | | Зачётная работа №3 «Создание мультимедийной презентации» | Контроль знаний и умений | 1 | 30.05 | | |
| | Итого: | | 35 ч. | | | |
Календарно-тематическое (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИИКТ В 7- Б КЛАССЕ
№ п\п урока в плане | № урока в теме | Содержательные линии | Тип урока | Кол-во часов. | Дата | Д\з |
план | факт |
| Тема 1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1. | | 1 | 1.09-22.09 | | |
| 1 | ТБ на уроке ИИКТ. Наука информатика. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 1.09 | | Правила ТБ |
| | Информация и информационные процессы. Практическая работа №1 «ТБ» | комбинированный | | 8.09 | | Задача |
| | Единицы измерения информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 15.09 | | Задача, стр.9-10 |
| | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | Контроль знаний и умений | | 22.09 | | |
| Тема 2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: самост.работы -2 Практических работ - 2 Тест №1 по теме - 1 | | 9 | 29.09-8.12 | | |
| | Программная обработка информации. Операционная система. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 29.09 | | §1.1 |
| | Устройство ПК. Процессор. Системная плата. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 6.10 | | §1.2 |
| | Устройства ввода и вывода информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 13.10 | | §1.2.2, 1.2.3 |
| | Оперативная и долговременная память. Самостоятельная работа №2 «Устройства ввода и вывода» | Комбинированный урок | 1 | 20.10 | | §1.2.4-1.2.5 |
| | Практическая работа №2 «Определение характеристик ПК». Файлы и файловая система. | Комбинированный урок | 1 | 27.11 | | §1.3.1,1.3.2 |
| | Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Работа с файлами и папками. | Урок применения знаний и умений | 1 | 17.11 | | §1.5, 1.6 |
| | Компьютерные вирусы и антивирусы. Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 24.11 | | §1.7 |
| | Типы компьютеров. Самостоятельная работа №2 «Антивирусная защита ПК» | Комбинированный урок | 1 | 1.12 | | §1.1-1.2.6 |
| | Тест №1 по теме «ПК как средство обработки информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 8.12 | | |
| Тема 2 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 Зачётных работ – 1 Тест №2 по теме - 1 | | 12 ч | 15.12-8.03.2016 | | |
14. | | Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. | Урок применения знаний и умений | 1 | 15.12 | | §2.1 |
15. | | Ввод и редактирование документа. Операции с фрагментом текста. Поиск и замена. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 22.12 | | §2.2 (стр.60-61) |
16 | | Ввод и редактирование документа. Проверка правописания. Автозамена и исправления. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 29.12 | | §2.2 (стр.62-64) |
17 | | Практическая работа №4 «Редактирование и сохранение исправлений в документе» | Контроль знаний и умений | 1 | 12.01.2016 | | §2.2 (стр.60) |
18 | | Вставка формул. Практическая работа №5 | Комбинированный | 1 | 19.01 | | §2.2 (стр.60, 81-82) |
19 | | Форматирование символов и абзацев. | Урок применения знаний и умений | 1 | 26.01 | | §2.4.1, 2.4.2 |
20 | | Списки. Практическая работа №6 «Форматирование символов и абзацев» | Контроль знаний и умений | 1 | 2.02 | | §2.4.3 |
21 | | Таблицы. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 9.02 | | §2.5 |
22 | | Практическая работа №7 «Работа со списками и таблицами» | Контроль знаний и умений | 1 | 16.02 | | §2.4 |
23 | 10. | Компьютерные словари и системы машинного перевода. Практическая работа №8 «Перевод и Распознавание текста» | Комбинированный | 1 | 23.02 | | §2.6 |
24 | 11. | Зачётная работа №1 «Создание текстового документа» | Контроль знаний и умений | 1 | 1.03 | | §2 |
25 | 12. | Тест №2 «Обработка текстовой информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 8.03 | | |
| Тема 3 | Обработка графической информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 Зачётных работ – 1 | | 5 ч | 15.03-26.04 | | |
26 | | Обработка графической информации. Виды графики. Интерфейс растрового графического редактора Paint. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 15.03 | | §3.1-3.2, |
27 | | Практическая работа № 9 «Обработка изображений в растровом графическом редакторе» /стр.117 ПР.Р. 3.1 | Урок применения знаний и умений | 1 | 5.04 | | §3.2.1, 3.2.2, 3.2.4 |
28 | | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 12.04 | | §3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 |
29 | | Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном редакторе»/ стр.119 ПР.Р. 3.2 | Урок применения знаний и умений | 1 | 19.04 | | вопросы 1,2, задание 3.1 стр.100, выполнить в тетради |
30 | | Зачётная работа №2 «Создание и обработка графического изображения» | Контроль знаний и умений | 1 | 26.04 | | §3.1-3.2 |
| Тема 4. | Обработка мультимедийной информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 Зачётных работ – 1 | | 5 ч. | 3.05- | | |
31 | | Компьютерные презентации: возможности, интерфейс Power Point. Создание слайдов. | Урок применения знаний и умений | 1 | 3.05 | | Конспект |
32 | | Объекты презентации: текст, картинка, таблица. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 10.05 | | Стихи о временах года |
33 | | Настройка анимации объектов. Практическая работа №11 «Создание простой презентации» | Комбинированный урок | 1 | 17.05 | | Конспект |
34 | | Вставка объектов в слайд: звуковых и видеофайлов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 24.05 | | Подготовить материал к проекту |
35 | | Зачётная работа №3 «Создание мультимедийной презентации» | Контроль знаний и умений | 1 | 31.05 | | |
| | Итого: | | 35 ч. | | | |
Календарно-тематическое (ПОУРОЧНОЕ) ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИИКТ В 7- В КЛАССЕ
№ п\п урока в плане | № урока в теме | Содержательные линии | Тип урока | Кол-во часов. | Дата | Д\з |
план | факт |
| Тема 1 | Информация и информационные процессы Контроль ЗУН: Практических работ – 1 Контрольных работ – 1. | | 1 | 2.06-23.09 | | |
| 1 | ТБ на уроке ИИКТ. Наука информатика. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 2.09 | | Правила ТБ |
| | Информация и информационные процессы. Практическая работа №1 «ТБ» | комбинированный | | 9.09 | | Задача |
| | Единицы измерения информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | | 16.09 | | Задача, стр.9-10 |
| | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | Контроль знаний и умений | | 23.09 | | |
| Тема 2 | Компьютер как универсальное устройство обработки информации Контроль ЗУН уч-ся: самост.работы -2 Практических работ - 2 Тест №1 по теме - 1 | | 9 | 30.09-2.12 | | ТБ |
| | Программная обработка информации. Операционная система. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 30.09 | | §1.1 |
| | Устройство ПК. Процессор. Системная плата. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 7.10 | | §1.2 |
| | Устройства ввода и вывода информации. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 14.10 | | §1.2.2, 1.2.3 |
| | Оперативная и долговременная память. Самостоятельная работа №2 «Устройства ввода и вывода» | Комбинированный урок | 1 | 21.10 | | §1.2.4-1.2.5 |
| | Практическая работа №2 «Определение характеристик ПК». Файлы и файловая система. | Комбинированный урок | 1 | 28.10 | | §1.3.1,1.3.2 |
| | Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Работа с файлами и папками. | Урок применения знаний и умений | 1 | 11.11 | | §1.5, 1.6 |
| | Компьютерные вирусы и антивирусы. Практическая работа №3 «Работа с файлами и папками» | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 18.11 | | §1.7 |
| | Типы компьютеров. Самостоятельная работа №2 «Антивирусная защита ПК» | Комбинированный урок | 1 | 25.11 | | §1.1-1.2.6 |
| | Тест №1 по теме «ПК как средство обработки информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 2.12 | | |
| Тема 2 | Обработка текстовой информации Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 5 Зачётных работ – 1 Тест №2 по теме - 1 | | 12 ч | 9.12-9.03 | | |
14. | | Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. | Урок применения знаний и умений | 1 | 9.12 | | §2.1 |
15. | | Ввод и редактирование документа. Операции с фрагментом текста. Поиск и замена. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 16.12 | | §2.2 (стр.60-61) |
16 | | Ввод и редактирование документа. Проверка правописания. Автозамена и исправления. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 23.12 | | §2.2 (стр.62-64) |
17 | | Практическая работа №4 «Редактирование и сохранение исправлений в документе» | Контроль знаний и умений | 1 | 13.01 | | §2.2 (стр.60) |
18 | | Вставка формул. Практическая работа №5 | Комбинированный | 1 | 20.01 | | §2.2 (стр.60, 81-82) |
19 | | Форматирование символов и абзацев. | Урок применения знаний и умений | 1 | 27.01 | | §2.4.1, 2.4.2 |
20 | | Списки. Практическая работа №6 «Форматирование символов и абзацев» | Контроль знаний и умений | 1 | 3.02 | | §2.4.3 |
21 | | Таблицы. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 10.02 | | §2.5 |
22 | | Практическая работа №7 «Работа со списками и таблицами» | Контроль знаний и умений | 1 | 17.02 | | §2.4 |
23 | 10. | Компьютерные словари и системы машинного перевода. Практическая работа №8 «Перевод и Распознавание текста» | Комбинированный | 1 | 24.02 | | §2.6 |
24 | 11. | Зачётная работа №1 «Создание текстового документа» | Контроль знаний и умений | 1 | 2.03 | | §2 |
25 | 12. | Тест №2 «Обработка текстовой информации» | Контроль знаний и умений | 1 | 9.03 | | |
| Тема 3 | Обработка графической информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 2 Зачётных работ – 1 | | 5 ч | 16.03-20.04 | | |
26 | | Обработка графической информации. Виды графики. Интерфейс растрового графического редактора Paint. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 16.03 | | §3.1-3.2, |
27 | | Практическая работа № 9 «Обработка изображений в растровом графическом редакторе» /стр.117 ПР.Р. 3.1 | Урок применения знаний и умений | 1 | 30.03 | | §3.2.1, 3.2.2, 3.2.4 |
28 | | Интерфейс и основные возможности векторных графических редакторов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 6.04 | | §3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 |
29 | | Практическая работа №10 «Создание рисунков в векторном редакторе»/ стр.119 ПР.Р. 3.2 | Урок применения знаний и умений | 1 | 13.04 | | вопросы 1,2, задание 3.1 стр.100, выполнить в тетради |
30 | | Зачётная работа №2 «Создание и обработка графического изображения» | Контроль знаний и умений | 1 | 20.04 | | §3.1-3.2 |
| Тема 4. | Обработка мультимедийной информации. Контроль ЗУН уч-ся: Практических работ – 1 Зачётных работ – 1 | | 5 ч. | 27.04-25.05 | | |
31 | | Компьютерные презентации: возможности, интерфейс Power Point. Создание слайдов. | Урок применения знаний и умений | 1 | 27.04 | | Конспект |
32 | | Объекты презентации: текст, картинка, таблица. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 4.05 | | Стихи о временах года |
33 | | Настройка анимации объектов. Практическая работа №11 «Создание простой презентации» | Комбинированный урок | 1 | 11.05 | | Конспект |
34 | | Вставка объектов в слайд: звуковых и видеофайлов. | Урок ознакомл. с нов. материалом | 1 | 18.05 | | Подготовить материал к проекту |
35 | | Зачётная работа №3 «Создание мультимедийной презентации» | Контроль знаний и умений | 1 | 25.05 | | |
| | Итого: | | 35 ч. | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Ресурсное обеспечение программы
Учебно-методическое обеспечение учащихся
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1) учебник Информатика: учебник для 7 класса/ Н. Д. Угринович- 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.;
2) конспекты уроков и раздаточный материал.
Учебно-методическое обеспечение учителя
Информатика: учебник для 7 класса/ Н. Д. Угринович- 5-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.; |
Залогова Л.А. Плаксин М.А. И др. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. - 4-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 |
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира. - СПБ.: Питер, 2009 |
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. - СПБ.: Питер, 2009 |
журнал «Информатика в школе»; справочники по информатике и ИКТ. |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства ввода и вывода звуковой информации – микрофон; наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Редактор векторных изображений
Звуковой редактор.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Планируемые результаты обучения
Учитывая метапредметность предмета Информатика и ИКТ, а также социальную значимость в условиях информатизации современного общества, программа предусматривает, что полученные учащимися в рамках курса ИИКТ ЗУН будут реализованы ими в решение задач в др.предметных курсах.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса при изучении информатики и ИКТ
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Контроль ЗУН
Осуществляется в следующих формах:
Самостоятельные работы;
Тесты (письменные, программные оболочки);
Практические работы на ПК;
Зачётные работы на ПК;
Минипроекты.
Аттестация учащихся
Годовая: по полугодиям, итоговая за курс 7 класса. Оценочная.
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки тестовых заданий
Каждое задание в тесте имеет свою балловую оценка в зависимости от сложности задания. При проверки теста баллы суммируются и переводятся в проценты, отметки выставляются по следующим критериям:
«5» - 86-100%
«4» - 70-85%
«3» - 55-69%
«2» - менее 55%
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
/