Рабочая программа по индивидуальным, групповым
занятиям по литературному чтению.
Пояснительная записка
Программа индивидуально – групповых занятий по литературному чтению нацелена на решение следующих задач:
- развивать навык выразительного, грамотного чтения целыми словами и словосочетаниями;
- учить работать с текстом;
- развивать умение пересказывать тексты;
- развивать умение чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- развивать умение различать в произведении выразительные средства, создающие художественный образ;
- развивать образное и ассоциативное мышление.
Целью курса является формирование младших школьников как сознательных читателей, проявляющих интерес к чтению, владеющих навыком чтения (на уровне возраста), определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Программа ориентирована на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения на уровне – чтение целыми словами и словосочетаниями, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглости) чтения. Параллельно с формированием беглости чтения проводится работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Проводится работа по развитию речеведческих умений: деление текста на части; самостоятельное озаглавливание; составление плана; сжатый, полный, выборочный, творческий пересказ прочитанного; умение видеть средства речевой выразительности.
Программа индивидуально- групповых занятий по литературному чтению разработана как дополнение к урокам литературного чтения.
Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Донецкой Народной Республике», от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС), Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы,
но учитываются индивидуальные особенности учащихся . Обучающемся с низкой скоростью чтения очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, самостоятельно читать.. У детей с низкой техникой чтения могут быть проблемы с речью. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение её лексико-грамматической стороны. Программа строит обучение детей на основе принципа развивающей направленности учебно- воспитательного процесса.
Программа индивидуально- групповых занятий по литературному чтению разработана как дополнение к урокам литературного чтения. В неё включена работа по произведениям зарубежных и русских писателей. Это позволит параллельно развитию литературоведческих навыков расширить природоведческие знания детей, кругозор.
Обучающиеся должны уметь:
-читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух со скоростью не менее 85 слов в минуту, про себя 120 слов в минуту;
-определять тему и главную мысль произведения;
-кратко пересказывать текст.
Формы контроля:
Для определения уровня освоенности обучающимися содержания образовательной программы используются такие способы контроля как
- тестирование
- замеры скорости чтения.
Критериями сформированности навыка можно считать:
-отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия;
-отсутствие напряженности и быстрой утомляемости читающего;
-выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действий;
-умение понимать смысл прочитанного.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к предмету и к школе;
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;
уважение и принятие семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
различать способ и результат действии;
работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
самостоятельно работать с новым произведением;
работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться на разнообразие способов задач;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
осмысленно читать тексты в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.