Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
С.М. Иванова» р.п. Турки в с. Рязанка
Турковского района Саратовской области
РАССМОТРЕНО на МО Руководитель МО учителей-предметников ______/Тяпаева Т.А. / ФИО Протокол №_1_ от «_29_»___08___2022 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки ______/Богатырева А.Н. / ФИО «__»______2022 г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ имени С.М. Иванова р.п. Турки ______/_Лопаткина Л.В./ ФИО Приказ №_228__ от «_01_»__09____2022 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Индивидуальный проект»
среднего общего образования (10 класс)
Срок реализации: 1 год
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 2 от «_30_»_08__2022г.
2022-2023 учебный год
Лист корректировки учебно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Индивидуальный проект» для средней общеобразовательной школы реализуется при использовании учебного пособия «Индивидуальный проект» для 10 и 11 классов серии «Профильная школа» авторов М.В.Половковой, А.В. Носова и др.
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Планируемые результаты
Личностные результаты:
уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках;
об истории науки;
о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых источников и содержания школьных предметов, изученных ранее
(истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей IT-технологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (8 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (10 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (6 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата |
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (11 ч) |
1 | Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно. | 06.09 |
2 | Учимся анализировать проекты | 08.09 |
3 | Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. | 13.09 |
4 | «Сто двадцать лет на службе стране» — проект П. А. Столыпина | 15.09 |
5 | Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 20.09 |
6 | Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём | 22.09 |
7 | Волонтёрские проекты и сообщества | 27.09 |
8 | Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца» | 29.09 |
9 | Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. | 04.10 |
10-11 | Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 06.10, 08.10 |
Модуль 2. Самоопределение (8 ч) |
12-13 | Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности | 09.10, 15.10 |
14 | Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. | 16.10 |
15-16 | Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? | 22.10, 23.10 |
17 | Знакомимся с проектными движениями | 12.11 |
18-19 | Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования | 13.11, 19.11 |
Модуль 3. Замысел проекта (10 ч) |
20 | Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования | 20.11 |
21 | Формулирование цели проекта | 26.11 |
22-23 | Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта | 27.11, 03.12 |
24 | Роль акции в реализации проекта | 04.12 |
25 | Ресурсы и бюджет проекта | 10.12 |
26-29 | Поиск недостающей информации, её обработка и анализ | 11.12, 17.12, 18.12, 24.12 |
Модуль 4. Условия реализации проекта (6 ч) |
30-31 | Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта | 14.01, 15.01 |
32-33 | Источники финансирования проекта | 21.01, 22.01 |
34 | Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника | 28.01 |
35 | Модели управления проектами | 29.01 |
Модуль 5. Трудности реализации проекта (10 ч) |
36-37 | Переход от замысла к реализации проекта | 04.02, 05.02 |
38-39 | Риски проекта | 11.02, 12.02 |
40-41 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» | 18.02, 19.02 |
42-43 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов | 25.02, 26.02 |
44-45 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение | 04.03, 05.03 |
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (7 ч) |
46 | Позиция эксперта | 11.03 |
47 | Критерии анализа и оценивания проектной работы | 12.03 |
48-50 | Предварительная защита проектных и исследовательских работ | 18.03, 19.03, 08.04 |
51 | Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя» | 09.04 |
52 | Оценка начального этапа исследования | 15.04 |
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч) |
53-54 | Технология как мост от идеи к продукту | 16.04, 22.04 |
55-56 | Видим за проектом инфраструктуру | 23.04, 29.04 |
57-58 | Опросы как эффективный инструмент проектирования | 30.04, 06.05 |
59 | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов | 07.05 |
60-61 | Использование видеоролика в продвижении проекта | 13.05, 14.05 |
62-63 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности | 20.05, 21.05 |
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч) |
64 | Презентация и защита индивидуального проекта | 27.05 |