СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по индивидуальному проекту 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по индивидуальному проекту 10 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большеремонтненская средняя школа.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненской СШ

Приказ от ______________ №____

_________________ Торбенко Г.А.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по учебному предмету «Индивидуальный проект»

Уровень общего образования (класс) основное среднее 10 класс

Количество часов 33


Учитель: Катренко О.С.










2023-2024 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с

    • Примерными программами, созданными на основе Федерального государственного образовательного стандарта, входящими в государственный реестр примерных программ. (Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

    • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования

    • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

    • Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682).

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Задачи курса:

  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

  • формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.


По ФГОС индивидуальный проект изучается в 10 классе 1 час в неделю. Всего – 33 часа.

Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ

Утвержденный календарный учебный график, учебный план школы, расписание занятий на 2023-2024

учебный год

Потеря учебного времени

Праздничные дни

10

1 час в неделю – 34 часов в год

33 часа (пн-пт)

1 час

30.04.2024



Общая характеристика курса. Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.


Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.

Предлагаемый курс рассчитан на 35 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.

Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.

Программу курса можно освоить за один или два года в зависимости от интенсивности — два или один час в неделю. Не исключается формат проектных сессий, проводимых методом погружения несколько раз в течение года.

Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для этого также должны выделяться специальные часы, а проведённая работа — учитываться и оцениваться.

Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:

  • что будет предметом доклада или сообщения участников события;

  • каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;

  • какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;

  • кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы.

Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.

В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.

Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, исценирвание события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу.

Основные идеи курса:

  • единство материального мира;

  • внутри- и межпредметная интеграция;

  • взаимосвязь науки и практики;

  • взаимосвязь человека и окружающей среды.

Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя учебное пособие для учащихся и программу элективного курса. Учебное пособие для учащихся обеспечивает содержательную часть курса. Содержание пособия разбито на параграфы, включает дидактический материал (вопросы, упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические работы.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов.

Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимся (обучающимися) совместно с руководителем (руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные интересы обучающихся.

Проекты могут быть разных видов:

-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение творческой, исследовательской проблемы);

-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте, явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);

-прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);

- креативные (творческие) проекты;

-социальные (в ходе реализации которых проводятся акции, мероприятия социальной направленности).


Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
/ключевых компетенций/

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно-организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

  • владеть техникой консультирования;

  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять

  • заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно-интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать

  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;  уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно-информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги

  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно-коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

  • излагать материал из различных источников;

  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.



Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система их оценивания

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

В результате прохождения курса на уровне среднего общего образования у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты:

Учащийся научится:

  • давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;

  • раскрывать этапы цикла проекта;

  • самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • владеть методами поиска, анализа и использования научной информации;

  • публично излагать результаты проектной работы.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

  • навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,

доказывать ее актуальность;

  • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты

исследовательской и проектной работы;

  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;

  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;

  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;

  • проводить измерения с помощью различных приборов;

  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;

  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.


Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. готовность к служению Отечеству, его защите;

  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  8. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

  • способность к инновационной, аналитической, творческой,

интеллектуальной деятельности;

  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение 10-11 класса в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.


Раздел 3. Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект».


Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)

Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.


Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области проектирования: проект; технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты.

Раздел 1.2. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие от других профессиональных занятий.

Раздел 1.3. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование.

Раздел 1.4. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.

Раздел 1.5. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.

Раздел 1.6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.

Модуль 2. Самоопределение (4 ч)

Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.

Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.

Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.

Раздел 2.4. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта/исследования.

Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)

Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.

Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.

Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.

Раздел 3.4. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.



Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч)

Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями разных предметных дисциплин.

Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

Раздел 4.3. Модели и способы управления проектами.



Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч)

Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.

Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.

Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод по переработке пластика».

Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.

Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов школьников по туризму и краеведению.

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных
и исследовательских работ (5 ч)

Раздел 6.1. Позиция эксперта.

Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с экспертами.

Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.

Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч)

Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.

Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.

Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка респондентов.

Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных сетях.

Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.

Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.

Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч)

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению.








Раздел 4. Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год.
Индивидуальный проект

10 класс.

Сроки проведения

Номер урока п/п

Тема урока

Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч).

05.09.23

1

Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно.

12.09

2

Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.

19.09

3

Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.

26.09

4

Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём.

03.10

5

Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца».

10.10

6

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.

Модуль 2. Самоопределение (4 ч).

17.10

7

Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.

24.10

8

Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.

07.11

9

Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?

14.11

10

Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.

Модуль 3. Замысел проекта (4 ч).

21.11

11

Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.

28.11

12

Формулирование цели проекта.

05.12

13

Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.

12.12

14

Поиск недостающей информации.

Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч).

19.12

15

Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации проекта.

26.12

16

Источники финансирования проекта.

16.01.2024

17

Модели управления проектами.

Модуль 5. Трудности реализации проекта (5 ч).

23.01

18

Переход от замысла к реализации проекта.

30.01

19

Риски проекта.

06.02

20

Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».

13.02

21

Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.

20.02

22

Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение.

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (5 ч.)

27.02

23

Позиция эксперта.

05.03

24

Предварительная защита проектных и исследовательских работ.

12.03

25

Предварительная защита проектных и исследовательских работ.

19.03

26

Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя».

02.04

27

Оценка начального этапа исследования.

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (6 ч).

09.04

28

Технология как мост от идеи к продукту.

16.04

29

Видим за проектом инфраструктуру.

23.04

30

Опросы как эффективный инструмент проектирования.

07.05

31

Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.

14.05

32

Использование видеоролика в продвижении проекта.

21.05

33

Представление результатов индивидуального проекта.








Приложение 1.

Ш К А Л А

О Ц Е Н К И исследовательского П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Обоснованность актуальности темы – целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность

Обоснована; аргументы целесообразны

2


Обоснована; целесообразна часть аргументов

1


Не обоснована, аргументы отсутствуют

0


2. Конкретность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме

Конкретны, соответствуют

2


Неконкретны или не соответствуют

1


Целей и задач нет или не соответствуют теме

0


3. Обоснованность выбора методики работы – обеспечивает или нет достижение цели

целесообразна, обеспечивает

2


сомнительна

1


явно нецелесообразна

0


4. Фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме

Использованы достаточное количество источников информации

2


Использовано недостаточное количество информации

1


Необоснованный подбор информации

0


5. Всесторонность и логичность обзора – освещение значимых для достижения цели аспектов проблемы

Освещена значительная часть проблемы

2


Проблема освещена фрагментарно

1


Проблема не освещена

2


6. Доступность методик для самостоятельного выполнения автором работы

Доступны для самостоятельного выполнения

2


Выполнимы под наблюдением специалиста

1


Выполнимы только специалистом

0


7. Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта

Эксперимент логичен и обоснован

2


Эксперимент частично логичен и обоснован

1


Эксперимент не логичен и не обоснован

0


8. Наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.)

Использованы все необходимые способы

2


Использована часть способов

1


Использован только один способ

0


9. Дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций

Приводятся и обсуждаются разные позиции

2


Разные позиции приводятся без обсуждения

1


приводится и обсуждается одна позиция

0


10. Наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам

Автор имеет собственную точку зрения и может ее аргументировать

2


Автор имеет собственную точку зрения, но не может ее аргументировать

1


Автор не имеет собственной точки зрения (придерживается чужой точки зрения)

0


10. Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе

Соответствуют, гипотеза оценивается автором

2


Соответствуют частично

1


Не соответствуют, нет оценки гипотезы

0


14. Конкретность выводов и уровень обобщения

Выводы конкретны, построены на обобщении результатов

2


Выводы неполные

1


Выводов нет, неконкретны

0


Максимальный балл

28



Оценка проекта

Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

28 - 25

24 – 21

20 – 17



Приложение 2.

Ш К А Л А

О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПРИ ЗаЩИТЕ исследовательского П Р О Е К Т А

Показатели

Градация

Баллы

Оценка

1. Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта

Соответствует полностью

2


Соответствует не в полном объеме

1


Не соответствуют

0


2.Структурированность(организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания

Структурировано, обеспечивает

2


Частично

1


Не структурировано, не обеспечивает

0


3. Культура выступления

Рассказ, обращённый к аудитории рассказ без обращения к тексту

2


Рассказ с частым обращением тексту

1


Чтение с листа

0


4. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

Доступно без уточняющих вопросов

2


Доступно с уточняющими вопросами

1


Недоступно с уточняющими вопросами

0


5. Целесообразность наглядности и уровень её использования

Целесообразна

2


Частично

1


Нецелесообразна

0


6. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 7 минут)

Соответствует

2


Превышен ( не более 2 минут)

1


Превышен (более 2 минут)

0


7. Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения

Все ответы чёткие, полные

2


Не на все вопросы есть четкие ответы

1


Все ответы неполные

0


8. Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении

Владеет свободно

2


Частично

1


Не владеет

0


9. Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументиро-вано ответить на его вопросы

Умеет вести дискуссию

2


Частично

1


Не может аргументированно ответить оппоненту

0


Максимальный балл

18



Оценка защиты исследовательского проекта


Оценка

«5»

«4»

«3»

Баллы

18 - 16

15 – 13

12 – 9

Приложение 3.

Общий балл за индивидуальный проект

(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)

Баллы

Оценка

Выполнение проекта

Защита проекта

Средний балл

28 – 25

18 – 16

23 – 21

«5»

24 – 21

15 – 13

20 – 17

«4»

20 – 17

12 – 9

16 – 13

«3»














Приложение 4

Критерии оценки содержания проекта

Критерий 1. Постановка цели проекта

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но не обоснована

1

Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах

2

Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована

3

Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта

План достижения цели отсутствует

0

План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели

1

Краткий план состоит из основных этапов проекта

2

Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы

3

Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты


Критерий 6. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий 7. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы

3

Критерий 8. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены некоторые нарушения

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями

3

Максимальный балл: 24



Приложение 5

Критерии оценки защиты проекта

Критерий 1. Качество проведенной презентации


Презентация не проведена

0


Автор читает с листа, не уложился в регламент

1


Автор часто обращается к записям, уложился в регламент

2


Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент

3


Критерий 2. Речь выступающего



Изложение непоследовательно и нелогичность

0


Последовательность и логичность нарушаются

1


Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно

2


Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории

3


Критерий 3. Ответы на вопросы


Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса

0


Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные

1


Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента

2


Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента

3


Критерий 4. Качество компьютерной презентации


Презентация отсутствует

0

Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие

1

Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие

2

Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия

3

Критерий 5. Качество презентации


Проектный продукт отсутствует

0


Проектный продукт не соответствует требованиям качества

(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

1


Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества

2


Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества

(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3


Максимальный балл: 15














Приложение 6

Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку

Процент

Общий балл

Отметка

Уровень освоения МПР

0 – 40

0 – 16

2

Пониженный

41 – 74

17 – 29

3

Базовый

75 – 90

30 – 35

4

Повышенный

91 – 100

36 – 39

5

Высокий







СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета заместитель директора по УР

МБОУ Большеремонтненской СШ _________Балабина Л.Н.

От _________2023 года № _______ _____________ 2023 г.

____________ Скиданова Л.В.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!