Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Стрельская основная общеобразовательная школа»
Вадского муниципального района
Нижегородской области
Согласовано Заместитель директора ____________И.К.Кутова ______________________ | Директор ___________С.А.Макаров Приказ№ ___ от_________ |
Рабочая программа основного общего образования
Геометрия
8 класс
Составитель рабочей программы: Азнабаева Елена Ивановна
1 квалификационная категория
с.Стрелка
2018-19 уч.г.
1.Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета геометрии в 8 классе
Программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Курс геометрии 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников.
Практическая значимость школьного курса геометрии 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Описание места учебного предмета учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Согласно годовому календарному учебному графику учебный год в МАОУ «Стрельская ООШ» длится 34 учебные недели, поэтому данная программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю, в т.ч. 7 контрольных работ.
Общие цели и задачи программы
Программа составлена исходя из следующих целей изучения геометрии в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования в основной школе:формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и формирование ключевой компетенции —умения учиться;
развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию;
обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения;
в процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь;
знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представление о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред.от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», утверждённый в 2012 г. федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (приказ МОиН РФ № 413 от 17.05.2012)
Авторская программа А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, Д.А.Номировского, М.С. Якир, Е.В. Буцко по математике для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в единый реестр примерных основных образовательных программ; М.: Вентана-граф 2017.– 151 с.
Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Геометрия. 8 класс» «Вентана-Граф» 2018г.
Геометрия : 8 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018 г.
Срок реализации рабочей программы: 1 год
2. Планируемые результаты освоения содержания курса алгебра
Предметные: Геометрические фигуры
Ученик научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (подобие);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижениярезультата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливатьаналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания икритерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Формы контроля и критерии оценки знаний учащихся:
Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:
-тестовых задания для самоконтроля: «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.
Виды контроля и результатов обучения
Текущий контроль
Тематический контроль
Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля
Устный опрос.
Монологическая форма устного ответа.
Письменный опрос:
-математический диктант
-самостоятельная работа
-контрольная работа
Особенности контроля и оценки по математике.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
3.Содержание учебного предмета
№ главы | ТЕМА | Кол-во часов по программе |
1 | Четырёхугольники. | 22 (2 к.р.) |
2 | Подобие треугольников. | 16 (1 к.р.) |
3 | Решение прямоугольных треугольников. | 14 (2 к.р.) |
4 | Многоугольники.Площадь многоугольника. | 10 (1 к.р.) |
| Повторение и систематизация учебного материала. | 6 (1 к.р.) |
Итого | 68 |
Календарно - тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата | Количество часов |
Четырёхугольники (22ч) | |
1-2 | Четырёхугольник и его элементы. | | 2ч |
3-4 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | | 2ч |
5-6 | Признаки параллелограмма | | 2ч |
7-8 | Прямоугольник. | | 2ч |
9-10 | Ромб | | 2ч |
11 | Квадрат | | 1ч |
12 | Контрольная работа №1 | | 1ч |
13 | Средняя линия треугольника | | 1ч |
14-17 | Трапеция. | | 4ч |
18-19 | Центральные и вписанные углы. Их свойства | | 2ч |
20-21 | Описанная и вписанная окружности четырехугольника. | | 2ч |
22 | Контрольная работа №2 | | 1ч |
Подобие треугольников (16ч) |
23-28 | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | | 6ч |
29 | Подобные треугольники | | 1ч |
30-34 | Первый признак подобия треугольников | | 5ч |
35-37 | Второй и третий признаки подобия треугольников | | 3ч |
38 | Контрольная работа | | 1ч |
Решение прямоугольных треугольников(14ч) | |
39 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | | 1ч |
40-44 | Теорема Пифагора | | 5ч |
45 | Контрольная работа №4 | | 1ч |
46-48 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | | 3ч |
49-51 | Решение прямоугольных треугольников | | 3ч |
52 | Контрольная работа №5 | 1ч |
Многоугольники. Площадь многоугольника(10ч) | |
53 | Многоугольники. | | 1ч |
54 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. | | 1ч |
55-56 | Площадь параллелограмма | | 2ч |
57-58 | Площадь треугольника | | 2ч |
59-61 | Площадь трапеции | | 3ч |
62 | Контрольная работа №6 | | 1ч |
Повторение курса 8 класса (6ч) |
63-64 | Четырехугольники.. Виды, свойства, признаки | | 2ч |
65-66 | Подобные треугольники. | | 2ч |
67-68 | Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | | 2ч |