ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии 7 класс составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания образования, примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 класс ( к учебному комплекту по геометрии 7-9 классов авт.А.В ПОгорелов индивидуального образовательного учебного плана и адаптирована для детей с ограниченными возможностями.
Так как программа составлена для обучения на дому для которого характерны недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быстрая утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение математических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса геометрии 7 класса внесены изменения в объем теоретических сведений. Большинство тем будут изучаться с опорой на наглядность, снизив объем запоминаемой информации, более широко будут использованы опорные схемы, памятки, пошаговые алгоритмы.
.
Основные цели предмета:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;
-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;
-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;
-изучить признаки равенства треугольников;
-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;
-научить решать геометрические задачи на построение, на доказательства и вычисления;
-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение не только математических предметов, но и смежных дисциплин.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
В курсе геометрии 7 класса можно выделить следующие содержательно-методические линии: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин».
Линия «Геометрические фигуры» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей модели для описания окружающей реальности, а также способствует развитию логического мышления путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применении этих свойств при решении задач на доказательство и на построение с помощью циркуля и линейки.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» нацелено на приобретение практических навыков, необходимых в повседневной жизни, а также способствует формированию у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах.
Место учебного предмета «Геометрия» в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом на изучение геометрии отводится 1 час в неделю , 35 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
В результате изучения курса геометрии 7 класса ученик научится:
использовать язык геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их отношения;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
решать задачи на вычисление градусных мер углов от до с необходимыми теоретическими обоснованиями, опирающимися на изучение свойства фигур и их элементов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств;
решать несложные задачи на построение циркуля и линейки;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного;
овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование
Содержание курса.
№ | Содержание материала | Колич.часов | Контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения | 5 | 1 |
2 | Смежные и вертикальные углы | 5 | 1 |
3 | Признаки равенства треугольников | 9 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 9 | 1 |
5 | Геометрические построения | 5 | 1 |
| Итого | 35 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки изучения | Требования к уровню подготовки учащихся | Основные виды деятельности учащихся (на уровне УУД) | Тип урока. Методы и формы обучения |
Глава I. Начальные геометрические сведения (5 уроков) |
| §1. Основные свойства простейших геом фигур | | | | |
1 | Точки, прямые, отрезки. Измерение отрезков | | Уровень обязательной подготовки обучающегося Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Уметь изображать геометрические фигуры. Уметь выполнять чертежи по условию задач Уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей). Уровень возможной подготовки обучающегося Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча, угла, формулировать определения параллельных прямых, вертикальных и смежных углов, биссектрисы угла, распознавать на чертежах, изображать углы, образованные при пересечении прямых. Коммуникативные: контролировать действия партнера Познавательные: владеть общим приемом решения задач | Комбинированный урок (КУ): изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция); индивид.контроль. |
| | | (задание 8) |
| | | |
2 | Полуплоскость Полупрямая Угол | | Урок – практикум (УП): Работа с моделями геометр. фигур (част.-поиск. Деят.: сравнение, анализ, обобщ., выводы), самоконтроль |
| Равенство геометрических фигур. Измерительные инструменты | | |
| | | |
| Градусная мера угла. Измерение углов на местности | | |
3 | Сравнение отрезков и углов Измерение отрезков и углов Единицы измерения | | |
| Решение задач. | | Урок-практикум. Решение задач. |
4 | Параллельны прямые. | | |
| | | Урок-практикум по решению задач. |
5 | Решение задач | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний уч-ся, индивидуальный тематический контроль. |
| | | |
| | |
| §2 Смежные и вертикальные углы | | | | |
6 | Смежные углы | | Уровень обязательной подготовки обучающегося Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. Знать и уметь доказывать теоремы о равенстве треугольников. Уметь решать простейшие задачи на построение Уметь выполнять чертежи по условию задач Уровень возможной подготовки обучающегося Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия равных треугольников, равнобедренного, равностороннего, формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника, находить условия существования решения задачи на построение с помощью циркуля и линейки, доказывать , что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Коммуникативные: контролировать действия партнера Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: владеть общим приемом решения задач | Урок – практическая работа. Взаимоконтроль. |
7 | Вертикальные углы | | Урок- лекция с необход. минимумом задач. |
| Решение задач. | | Практикум по р/з Провер. С/Р. Баз. уровень (с опорой) |
| | | |
8 | Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла | | |
9 | Решение задач | | Комбинированный урок: лекция, практическая работа. |
10 | Контрольная работа №2 | | |
| §3. Признаки равенства треугольников | | Усв. нового матер. в процессе р/задач, С/Р обучающего хар-ра с проверкой на уроке. |
11 | Треугольник. Первый признак равенства треугольников | | |
| Решение задач | | |
12 | Медиана , биссектриса и высота треугольника | | Усвоение нового материала в процессе р/з. |
| Решение задач. | | |
13 | Равнобедренные треугольник. Свойства равнобедренного треугольника | | Комбинированный урок |
14 | Второй признак равенства треугольников | | |
| Решение задач. | | |
15 | Решение задач | | Изучение нового мат-ла. Беседа. П/работа. |
16 | Третий признак равенства треугольника | | Урок с частично- поисковой работой. |
17 | Задачи на построение | | Реш. Базов. задач по образцу |
18 | Решение задач | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. |
19 | Контрольная работа №3 | | Индивидуальное решение задач с опорой, по образцу. |
Глава4. Соотношение между сторонами и углами треугольника | 27.12 |
20 21 | Определение параллельных прямых Признаки параллельности двух прямых | | Уровень обязательной подготовки обучающегося: Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Уметь изображать геометрические фигуры. Уметь выполнять чертежи по условию задач. Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей. Уровень возможной подготовки обучающегося Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, выделять в условии задачи условие и заключение, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия параллельные прямые, аксиому параллельных прямых, проводить необходимые доказательные рассуждения. Коммуникативные: контролировать действия партнера Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: владеть общим приемом решения задач | |
| Практические способы построения параллельных прямых. | | Уровень обязательной подготовки обучающегося: Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира. Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Уметь изображать геометрические фигуры. Уметь выполнять чертежи по условию задач. Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей. Уровень возможной подготовки обучающегося Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, выделять в условии задачи условие и заключение, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, формулировать определения и иллюстрировать понятия параллельные прямые, аксиому параллельных прямых, проводить необходимые доказательные рассуждения. Коммуникативные: контролировать действия партнера Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Познавательные: владеть общим приемом решения задач | Комбинированный урок: лекция, практикум. |
22 | Решение задач | | |
23 | Теорема об углах , образованными двумя параллельными прямыми и секущей | | Урок обобщ. и систематиз. знаний. Практикум по р/з. |
24 | Решение задач | | |
| | | |
25 | Сумма углов треугольника Теорема о сумме углов треугольника Внешний угол | | |
| Решение задач. | | Урок усвоения новых знаний. Беседа. |
26 | Прямоугольный треугольник | | Комбинированный урок: лекция, практикум. |
27 | Решение задач. | | |
28 | Контрольная работа №4 | | Практикум по решению задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль |
29 | Окружность Окружность описанная около треугольника | | |
30 | Касательная к окружности Окружность вписанная в треугольник | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Индивид. письменный контроль. |
31 | Задачи на построение Построение угла равного данному | | |
32 | Построение биссектрисы угла | | |
33 | Построение перпендикулярной прямой | | | | |
34 | Контрольная работа№5 | | | | |
35 | Подведение итогов | | | | |
| | | | | |