Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 имени Номто Очирова»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________Ненькина Н.В. Протокол №______ от «___»______2015г. | «Согласовано» Заместитель директорапо УВР ________Лиджиева Е.С. от «___»________2015г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №8» _________Чудутова В.У. Приказ №__________ от «___»______2015г. |
Рабочая программа
по геометрии
для 9 класса
учитель Чудутова Вера Убушаевна
г. Элиста
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
| стр. |
Паспорт программы ..………………………………………………… | |
Пояснительная записка……………………………………………… | |
Учебно-тематический план……………………………………….….. | |
Календарно-тематический план …………………………………… | |
Требования к уровню подготовки учащихся …...…………………… | |
Перечень учебно-методического обеспечения……………… ………. | |
Список литературы для учащихся…………………………................. | |
Цифровые образовательные ресурсы по курсу ....………………… | |
Паспорт
рабочей программы по геометрии
Тип программы программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ №8 им. Н. Очирова» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ №8 им. Н. Очирова» программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: ученица 9 класса
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 62 часа
Форма обучения: очная, индивидуальная (на дому)
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля:
Срезовые работы: входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль;
текущий контроль (письменные опросы): контрольные работы, тесты, самостоятельные работы; (устно)
текущий контроль (устные опросы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2013).
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
-познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
-
| Векторы | 10 | - |
-
| Метод координат | 10 | 1 |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 10 | 1 |
-
| Длина окружности и площадь круга | 10 | 1 |
-
| Движения | 6 | 1 |
-
| Повторение. Решение задач | 16 | |
| Итого: | 62 | 4 |
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Примечание |
| Тема 1. Векторы | 10 | |
1 | Понятие вектора. | 1 | |
2 | Сложение векторов | 1 | |
3 | Вычитание векторов | 1 | |
4 | Умножение вектора на число | 1 | |
5 | Применение векторов к решению задач | 1 | |
6-8 | Решение задач | 3 | |
9 | Средняя линия трапеции | 1 | |
10 | Контрольная работа №1 | 1 | |
| Тема 2. Метод координат | 10 | |
11 | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | 1 | |
12-13 | Координаты вектора | 2 | |
14-15 | Простейшие задачи в координатах | 2 | |
16 | Уравнение окружности и прямой | 1 | |
17-19 | Решение задач | 3 | |
20 | Контрольная работа № 2 | 1 | |
| Тема 3. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 10 | |
21 | Синус угла | 1 | |
22 | Косинус угла | 1 | |
23 | Тангенс угла | 1 | |
24-25 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 2 | |
26 | Скалярное произведение векторов | 1 | |
27-29 | Решение задач | 3 | |
30 | Контрольная работа № 3 | 1 | |
| Тема 4. Длина окружности и площадь круга | 10 | |
31-32 | Правильные многоугольники. | 2 | |
33-34 | Длина окружности | 2 | |
35-36 | Площадь круга | 2 | |
37-39 | Решение задач | 3 | |
40 | Контрольная работа №4 | 1 | |
| Тема 5. Движение | 6 | |
41 | Понятие движения | 1 | |
42 | Параллельный перенос | 1 | |
43 | Поворот | 1 | |
44-45 | Решение задач | 2 | |
46 | Контрольная работа №5 | 1 | |
47-62 | Повторение. Решение задач | 16 | |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Тема 1,2. Векторы. Метод координат.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определение вектора, различать его начало и конец, виды векторов, определять суммы и разности векторов, произведение вектора на число, что такое координаты вектора; определение средней линией трапеции;
уметь: изображать и обозначать вектор, откладывать вектор, равный данному, находить координаты вектора по его координатам начала и конца, вычислять сумму и разность двух векторов по их координатам, строить сумму двух векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника; строить окружности и прямые заданные уравнениями.
Тема 3. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определения косинуса синуса, тангенса для острого угла формулы, выражающие их связь; определения скалярного произведения векторов;
уметь: воспроизводить доказательства теорем косинусов и синусов, применять в решении задач; находить скалярное произведение векторов в координатах, угол между векторами.
Тема 4. Длина окружности и площадь круга.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определение правильного многоугольника, формулу длины окружности и ее дуги, площади сектора;
уметь: вычислять стороны, площади и периметры правильных многоугольников, длину окружности и длину дуги; применять формулы площади круга, сектора при решении задач.
Тема 5. Движения.
В результате изучения данной главы учащиеся должны:
знать: определения преобразования плоскости, движения плоскости, определять их виды;
уметь: решать задачи, используя определения видов движения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин - длин, площадей основных геометрических фигур (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Перечень учебно-методического обеспечения
Программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2013).
Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. –М.; Просвещение, 2013г
3. Тематический контроль по геометрии. 9 класс/ Мельникова Н.Б., Лепихова Н.М. – М. : Интелкт-Центр.2013г-64 с.
4. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. Геометрия / А.Д.Блинков, Т.М.Мищенко.- М.: Просвещение 2013 г-94 с.-(итоговая аттестация)
5. Демоверсии ОГЭ по математике.
Список литературы для учащихся:
Геометрия 7-9. Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов, М:»Просвещение», 2010г.
Геометрия 9 класс. Рабочая тетрадь. Атанасян Л.С., 2014г.
Тесты по геометрии 9 класс к учебнику Атанасяна Л.С., 2014г.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.