2015 – 2016 уч. год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г), учебного плана школы и примерной программы основного общего образования по геометрии для 7- 9 классов (авторы -составители И.М. Смирнова, В.А. Смирнов.) , М. , «Просвещение», 2012.
Количество часов по программе - 68.
Количество часов по учебному плану школы - 70 часов, 2 часа в неделю, резервное время 2 часа.
История возникновения и развития геометрии. Основные геометрические фигуры и их свойства. Взаимное расположение точек на прямой.
Отрезок и луч. Равенство отрезков. Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин.
Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. Равенство углов. Биссектриса угла. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Теорема о равенстве вертикальных углов. Перпендикулярные прямые. Измерение величин углов. Исторические сведения об измерении углов.
Ломаные. Виды ломаных. Длина ломаной. Многоугольники. Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
Треугольники. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. Медиана, биссектриса и высота треугольника.
Равенство треугольников. Первый и второй признаки равенства треугольников. Равнобедренные треугольники и их свойства. Признак равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Соотношения между сторонами треугольника.
Прямоугольные треугольники. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная и их свойства.
Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности. Взаимное расположение двух окружностей.
Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости. Построения с помощью циркуля и линейки. Примеры задач на построение.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты обучения | Дата проведения | Мониторинг |
УУД | Освоение предметных знаний |
Глава 1. Начала геометрии (20 часов) | |
1/1 | Вводная беседа | УИНМ | История возникновения и развития геометрии. | Коммуникативные: Умение вести диалог, умение слушать, аргументировано высказывать свои суждения. Умение взаимодействовать с товарищами по классу. Регулятивные: Умение ставить цели, сохранять их при выполнении учебных действий, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи. Познавательные: планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Умение находить информацию в учебнике по заданной теме. Личностные: Развивать инициативность, уметь рационально организовывать свою деятельность | Приводить исторические сведения о возникновении и развитии геометрии | | |
2/2 | Основные геометрические фигуры и их свойства | УИНМ | Систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых. Понятия : аксиома, теорема, доказательство | Изображать точки и прямые на плоскости | | ФО |
3/3 | Взаимное расположение точек на прямой. | УЗИ | Знакомство со свойством прямой. | | |
4/4 | Отрезок и луч. | УИНМ | Отрезок, луч, прямая. | | РТ |
5/5 | Равенство отрезков. | УЗИ | Отрезок, луч, прямая. Равенство отрезков. | | |
6/6 | Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число | УИНМ | Операции сложения и вычитания отрезков, умножения и деления отрезка на натуральное число. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия: отрезка, равенства отрезков, длины отрезка. Измерять длину отрезка с помощью линейки. | | ДМ |
7/7 | Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин. | КУ | Измерение длины отрезков. | | |
8/8 | Решение задач по теме «Измерение длины отрезка» Самостоятельная работа | УК ЗУН | Измерение длины отрезка. Исторические сведения об измерении длин. | | СР |
9/9 | Полуплоскость и угол. Смежные и вертикальные углы. | УИНМ | Плоскость, полуплоскость, угол. Полуплоскость и угол. Виды углов: прямой угол, острые и тупые углы, развёрнутый угол, смежные и вертикальные углы. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия: луча, угла, равенства углов. | | УО |
10/10 | Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. Равенство углов. | УИНМ | Виды углов. Биссектриса угла и её свойства. Операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. | Различать виды углов. Производить операции сложения и вычитания углов, умножения и деления угла на натуральное число. | | |
11/11 | Теорема о равенстве вертикальных углов. | КУ | Теорема о равенстве вертикальных углов. | | ПР |
12/12 | Перпендикулярные прямые. | КУ | Повторение понятия перпендикулярных прямых. Рассмотрение свойств перпендикулярных прямых. Совершенствование умения решать задачи | | УО |
13/13 | Измерение величин углов. | УЗИ | Измерение величин углов. | | ПР |
14/14 | Исторические сведения об измерении углов. | КУ | Исторические сведения об измерении углов | | |
15/15 | Решение задач по теме «Измерение величин углов». Самостоятельная работа | УПО | Измерение величин углов. | | СР |
16/16 | Ломаные и многоугольники. Виды ломаных. Длина ломаной. | УИНМ | Понятие ломаной и многоугольника. Виды ломаных. Длина ломаной | Формулировать определения и иллюстрировать понятия ломаной и многоугольника. | | |
17/17 | Элементы многоугольника. Периметр многоугольника. | УЗИ | Многоугольники и их элементы, периметр многоугольника. | Распознавать и приводить примеры ломаных и многоугольников. | | |
18/18 | Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | КУ | Понятие ломаной и многоугольника. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. | | ФО |
19/19 | Решение задач «основные геометрические фигуры» | УПО | Уметь решать задачи на нахождение длин отрезков в случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка; величин углов, образованных пересекающимися прямыми, используя свойства измерения отрезков и углов. | Решать задачи на нахождение длины ломаной и периметра многоугольника. | | ДМ |
20/20 | Контрольная работа № 1 по теме «Основные геометрические фигуры» | УК УУД | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала | | КР |
Глава 2.Треугольники (26 часов) | |
21/1 | Анализ контрольной работы. Треугольники. | КУ | Повторение понятий треугольника и его элементов. Виды треугольников: остроугольные, прямоугольные, тупоугольные, равнобедренные, равносторонние. | Регулятивные Целеполагание, взаимооценивание Познавательные Уметь проводить самостоятельно рассуждения, обобщать имеющуюся информацию. Активно использовать интерактивные возможности ИКТ. Коммуникативные Составлять рецензию на ответ товарища, уметь конструктивно работать в группе Личностные Развивать инициативность, уметь рационально организовывать свою деятельность | Формулировать определения: треугольника | | УО |
22/2 | Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равенство треугольников. | УЗИ | Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равенство треугольников. | Формулировать определения: равенства треугольников, медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Различать виды треугольников. | | ФО |
23/3 | Первый признак равенства треугольников. | УИНМ | Доказательство первого признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение первого признака равенства треугольников | Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач. | | |
24/4 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | УПО | Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства треугольников. Закрепление умений доказывать теоремы. | | ФО |
25/5 | Самостоятельная работа по теме «Первый признак равенства | УКУУД | Совершенствование навыков решения задач на применение первого признака равенства | | СР |
26/6 | Второй признак равенства треугольников | УИНМ | Доказательство второго признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение второго признака равенства треугольников | | |
27/7 | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | УЗИ | Совершенствование навыков решения задач на применение второго признака равенства треугольников. Закрепление умений доказывать теоремы. | | РТ |
28/8 | Решение задач по теме «Первый и второй признак равенства треугольников» | УПО | Совершенствование навыков решения задач на применение первого и второго признаков равенства треугольников. | | |
29/9 | Равнобедренные треугольники и их свойства. | УИНМ | Введение понятий равнобедренного и равностороннего треугольников. Рассмотрение свойств равнобедренного треугольника и показ их применения на практике | Различать виды треугольников. | | ДМ |
30/10 | Признак равнобедренного треугольника. | УИНМ | Рассмотрение признака равнобедренного треугольника и показ его применения на практике | Формулировать признаки равенства треугольников, применять их при решении задач. | | МД |
31/11 | Решение задач по теме «Равнобедренные треугольники» | УЗИ | Закрепление теоретических знаний по изучаемой теме. Совершенствование навыков доказательства теорем, решения задач | | ФО |
32/12 | Третий признак равенства треугольников. | УИНМ | Доказательство третьего признака равенства треугольников. Обучение решению задач на применение второго признака равенства треугольников | | УО |
33/13 | Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» Самостоятельная работа | КУ | Совершенствование навыков решения задач на применение признаков равенства треугольников. | | ДМ |
34/14 | Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников» | УПО | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; развивать способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действий в соответствии с ней. Познавательные: проводить анализ способов решения задач. | | |
35/15 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники » | УКУУД | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала | | СР |
36/16 | Анализ контрольной работы. Внешний угол треугольника | КУ | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. | | |
37/17 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | УИНМ | Рассмотрение теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника и её применение при решении задач. | Устанавливать соотношения между сторонами и углами треугольника, применять их при решении задач. | | УО |
38/18 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | УЗИ | Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника | | ФО |
39/19 | Соотношения между сторонами треугольника. | УИНМ | Рассмотрение теоремы о неравенстве треугольника и показ её применения при решении задач. | | РТ |
40/20 | Неравенство треугольника. | УЗИ | Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника | | МД |
41/21 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | УИНМ | Рассмотрение свойств прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение свойств прямоугольных треугольников | | |
42/22 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. Самостоятельная работа | КУ | Рассмотрение признаков равенства прямоугольных треугольников. Обучение решению задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников | Формулировать определения перпендикуляра и наклонной. Использовать соотношение между ними при решении задач. | | СР |
43/23 | Перпендикуляр и наклонная | УИНМ | Перпендикуляр, наклонная, основание перпендикуляра, основание наклонной, длина перпендикуляра, проекция наклонной. Теорема о перпендикуляре | | |
44/24 | Задача Архимеда | КУ | Задача Архимеда | | МД |
45/25 | Решение задач по теме «Перпендикуляр и наклонная» | УПО | Совершенствование навыков решения задач на применение теоремы о перпендикуляре | | СР |
46/26 | Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | УК УУД | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала | | КР |
Глава 3.Окружность и геометрические места точек (16 часов) | |
47/1 | Анализ контрольной работы. Понятия окружности, круга | КУ | Понятия окружности и круга. Элементы окружности и круга: центр, радиус, диаметр, хорда. | Коммуникативные: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; демонстрировать стремление устанавливать доверительные отношении взаимопонимания; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений. Регулятивные: контролировать учебные действия, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; замечать допущенные ошибки. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; устанавливать причинно - следственные связи; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия окружности, круга и их элементов | | |
48/2 | Элементы окружности и круга. | КУ | Систематизация знаний об окружности и её элементах. Отработка навыков решения задач по заданной теме. Теорема о диаметре, перпендикулярном к хорде. | | УО |
49/3 | Взаимное расположение прямой и окружности. | УИНМ | Взаимное расположение прямой и окружности. | | |
50/4 | Касательная к окружности | УЗИ | Касательная и секущая к окружности. | | МД |
51/5 | Решение задач по теме «Взаимное расположение прямой и окружности» | КУ | Совершенствование навыков решения задач на взаимное расположение прямой и окружности | Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. | | |
52/6 | Взаимное расположение двух окружностей | УИНМ | Взаимное расположение двух окружностей. | | РТ |
53/7 | Решение задач по теме «Взаимное расположение двух окружностей» Самостоятельная работа | КУ | Совершенствование навыков решения задач на взаимное расположение двух окружностей | | СР |
54/8 | Решение задач по теме «Окружность и круг» | УПО | Совершенствование навыков решения задач по теме | | |
55/9 | Контрольная работа №4 по теме«Окружность и круг» | УКУУД | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала | | КР |
56/10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Понятие о геометрическом месте точек. | КУ | Понятие о геометрическом месте точек. Примеры геометрических мест точек на плоскости | Приводить примеры геометрических мест точек. | | |
57/11 | Серединный перпендикуляр | УИНМ | Серединный перпендикуляр. Теоремы о серединном перпендикуляре, о биссектрисе угла. | Решать задачи на нахождение геометрических мест точек. | | УО |
58/12 | Решение задач по теме «Геометрические места точек» | УПО | Представление о задачах на построение. Рассмотрение наиболее простых задач на построение и обучение их решению | | ФО |
59/13 | Построения циркулем и линейкой | УИНМ | Закрепление навыков решения простейших задач на построение | Решать задачи на построение с с помощью циркуля и линейки | | |
60/14 | Решение задач на построение. Самостоятельная работа | УПО | Закрепление навыков решения простейших задач на построение | | СР |
61/15 | Задачи на построение циркулем и линейкой | УПО | Совершенствование навыков решения задач на построение | | |
62/16 | Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические места точек и задачи на построение» | УКУУД | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала | | КР |
Итоговое повторение (6 часов) | |
63/1 | Анализ контрольной работы. Измерение отрезков и углов | КУ | Коррекция знаний и умений учащихся | Самостоятельное чтение учебника с целью поиска информации на заданную тему. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам курса геометрии 7 класса. Применять приобретенные знания, умения и навыки при выполнении письменных заданий. Осуществление самоконтроля решения, поиск и устранение ошибок. Подведение итогов. Самооценка знаний. Коммуникативные: С достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения знаний. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. | Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач Вычислять значение геометрических величин: длин и углов. | | ФО |
64/2 | Признаки равенства треугольников. | УПО | Приведение в систему знаний, умений и навыков учащихся по теме | | ФО |
65/3 | Равнобедренный треугольник | УПО | | ФО |
66/4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | УПО | | ФО |
67/5 | Задачи на построение помощью циркуля и линейки. | УПО | | ФО |
68/6 | Итоговый урок | УПО | | ФО |
69-70 | Резерв 2 часа | | | | | | |
2. Дидактические материалы. Геометрия. 7, 8, 9 кл./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2013.
3. Методические рекомендации для учителя. Геометрия. 7, 8, 9 кл. ./И.М. Смирнова, В.А. Смирнов. – М. Мнемозина. 2013.