Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова»
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО точных наук «____»_____________2018 г. Протокол № _______ _____________________________ К. Г. Хомук | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора школы по УВР «____»_____________2016 г. И. В. Федорова | |
Рабочая программа
по геометрии
8 класс
(базовый уровень изучения предмета)
учитель математики первой квалификационной категории Горькова Ирина Дмитриевна
2018 – 2019 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г), учебного плана школы и примерной программы основного общего образования по геометрии для 7- 9 классов (авторы -составители И.М. Смирнова, В.А. Смирнов.) , М. , «Просвещение», 2012.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Количество часов по программе - 68.
Количество часов по учебному плану школы - 72 часа, 2 часа в неделю, резервное время 4 часа.
Цели обучения 8 класса:
Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Задачи обучения 8 класса:
Овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
Планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные алгоритмы;
Целенаправленно обращаться к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности;
Использовать язык геометрии для их описания, приобретать опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
Проводить доказательство рассуждений, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
Поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
1) в направлении личностного развития:
– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математике;
развитие математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;
– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задача, которую ставили перед собой авторы предлагаемой программы по геометрии для 7-9 классов, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать геометрию современным и интересным предметом, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, её месте и роли в современном мире.
Восьмой класс начинается с изучения понятия параллельности. Доказываются: теоремы о сумме углов треугольника и выпуклого многоугольника; признаки параллелограмма; теоремы о средних линиях треугольника и трапеции; теорема Фалеса; вводится понятие движения и рассматриваются различные виды движений (центральная симметрия, поворот, осевая симметрия, параллельный перенос); определяется понятие равенства фигур и устанавливаются его свойства; вводится понятие подобия и доказываются признаки подобия треугольников; доказывается теорема Пифагора; изучаются тригонометрические функции угла; доказываются теоремы синусов и косинусов. В качестве дополнительного материала в восьмом классе можно рассмотреть золотое сечение и его использование в живописи, скульптуре, архитектуре; паркеты; кривые как траектории движения точек, среди которых: циклоида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся по прямой; кардиоида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся по другой окружности того же радиуса; астроида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся с внутренней стороны другой окружности в четыре раза большего радиуса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
Параллельность
Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Исторические сведения.
Сумма углов треугольника. Сумма углов выпуклого n-угольника.
Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Их свойства. Признаки параллелограмма.
Средняя линия треугольника. Трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции. Средняя линия трапеции. Теорема Фалеса.
Многоугольники и окружность
Углы, связанные с окружностью. Многоугольники, вписанные в окружность. Многоугольники, описанные около окружности. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Замечательные точки треугольника.
Движение
Понятие движения и его свойства. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Поворот. Симметрия n-го порядка. Осевая симметрия. Фигуры, симметричные относительно некоторой оси. Параллельный перенос. Равенство фигур.
Подобие
Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие фигур. Гомотетия. *Золотое сечение. Теорема Пифагора.
Элементы тригонометрии
Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника: синус, косинус, тангенс, котангенс.
Тригонометрические тождества. Тригонометрические функции тупого угла. Теорема косинусов. Теорема синусов. Длина окружности. Число . Длина дуги окружности. *Циклоидальные кривые.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА
Иметь сформированные представления
об истории возникновения и развития геометрии, учёных, внёсших существенный вклад в геометрическую науку;
о сущности аксиоматического метода построения геометрии и роли математического доказательства;
о значении геометрии в системе других наук и в познании окружающего нас мира;
Знать
основные геометрические понятия и отношения между ними;
определения и примеры геометрических фигур на плоскости и в пространстве;
формулировки основных свойств и теорем;
элементы тригонометрии и использовать знания при решении задач.
Уметь
пользоваться геометрическими инструментами для изображения, построения и изготовления моделей геометрических фигур;
проводить доказательства основных свойств и теорем;
решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
применять геометрию для решения практических задач.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы разделов | По программе (час) | По плану (час) |
1 | Параллельность | 21 | 21 |
2 | Многоугольники и окружность | 9 | 9 |
3 | Движение | 11 | 11 |
4 | Подобие | 10 | 10 |
5 | Элементы тригонометрии | 13 | 13 |
6 | Итоговое повторение | 4 | 4 |
7 | Резерв | 0 | 4 |
| Итого | 68 | 72 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата проведения | Мониторинг | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Параллельность. Четырехугольники (21) |
1 | Параллельные прямые | 1 | | УО | параллельные прямые, обозначение, углы при двух прямых и секущей (во, внл, соответствующие) признак параллельности (и обратная теорема), аксиома параллельности, и следствия из них. сумма углов треугольника, многоугольника, свойство внешних углов треугольника, углы в прямоугольном треугольнике; параллелограмм его свойства и признаки; виды параллелограммов и их признаки и свойства; средняя линия, ее свойство; трапеция ее элементы, виды трапеций, свойства трапеции, свойство средней линии трапеции; т.Фалеса – обобщение т. о средней линии треугольника и трапеции, теорема о пропорциональных отрезках | Формулировать определение параллельных прямых и аксиому параллельных. |
2 | Признаки параллельных прямых | 1 | | ФО | Распознавать на рисунках и изображать параллельные прямые. |
3 | Свойства параллельных прямых | 1 | | МД | Называть углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей. |
4 | Сумма углов треугольника | 1 | | ФО | Приводить исторические сведения об аксиоме параллельных и Н.И. Лобачевском. |
5 | Сумма углов многоугольника | 1 | | СР | Формулировать и доказывать теоремы о сумме углов треугольника и выпуклого n-угольника. |
6 | Контрольная работа № 1по теме: «Параллельность» | 1 | | КР | Распознавать, формулировать определение и изображать: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции. |
7 | Параллелограмм | 1 | | УО | Формулировать и доказывать свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата. |
8 | Свойства параллелограмма | 1 | | ФО | Формулировать определение и изображать среднюю линию: треугольника, трапеции. Формулировать и доказывать теоремы о срединих линиях треугольника и трапеции, теорему Фалеса. Решать задачи на построение, доказательство и вычисление. |
9 | Признаки параллелограмма | 1 | | МД |
10 | Признаки параллелограмма. Решение задач | 1 | | МД |
11 | Прямоугольник | 1 | | УО |
12 | Ромб | 1 | | СР |
13 | Квадрат | 1 | | ДМ |
14 | Средняя линия треугольника | 1 | | ФО |
15 | Средняя линия треугольника. Решение задач | 1 | | |
16 | Трапеция | 1 | | МД |
17 | Равнобедренная и прямоугольная трапеции | 1 | | СР |
18 | Средняя линия трапеции | 1 | | РТ |
19 | Теорема Фалеса | 1 | | ФО |
20 | Теорема Фалеса. Решение задач | 1 | | МД |
21 | Контрольная работа № 2 по теме: «Четырехугольники» | 1 | | КР |
Многоугольники и окружность (9) |
22 | Углы, связанные с окружностью | 1 | | УО | Центральный угол, вписанный угол, дуга, свойства вписанных углов, измерение дуг и свойства дуг; вписанные многоугольники и их свойства; центр окружности, описанной около многоугольника; многоугольник, описанный около окружности, центр окружности, вписанной в многоугольник; точка пересечения биссектрис; точка пересечения серединных перпендикуляров, точка пересечения высот (ортоцентр), точка пересечения медиан (центроид), отношение медиан. | Формулировать определения и изображать углы, связанные с окружностью. |
23 | Углы, связанные с окружностью. Решение задач | 1 | | МД | Формулировать и доказывать теоремы об углах, связанных с окружностью. |
24 | Многоугольники, вписанные в окружность | 1 | | ДМ | Решать задачи на нахождение углов, связанных с окружностью. |
25 | Многоугольники, описанные около окружности | 1 | | ФО | Формулировать определения и изображать многоугольники, вписанные в окружность и описанные около окружности. |
26 | Многоугольники, вписанные и описанные около окружности | 1 | | СР | Формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях треугольника и правильного многоугольника. |
27 | Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника | 1 | | МД | Изображать замечательные точки треугольника. |
28 | Замечательные точки в треугольнике | 1 | | ДМ | Формулировать и доказывать теоремы о замечательных точках треугольника. |
29 | Замечательные точки в треугольнике. Решение задач | 1 | | СР | |
30 | Контрольная работа № 3 по теме: «Многоугольники и окружность» | 1 | | КР | |
Движение (11) |
31 | Центральная симметрия | 1 | | УО | центральная симметрия, центрально-симметричные фигуры, свойства центральной симметрии поворот, симметрия n-го порядка, ее центр, свойства поворота; осевая симметрия, ось симметрии, фигуры, симметричные относительно оси, свойства осевой симметрии вектор, направление, длина вектора, равенство векторов, ноль-вектор, параллельный перенос, свойства параллельного переноса; движение; примеры движений, композиция движений, свойства движений, равенство фигур как движение | Формулировать определение и иллюстрировать понятие: движения, центральной симметрии, поворота, симметрии n-го порядка, осевой симметрии, параллельного переноса. |
32 | Центрально-симметричные фигуры | 1 | | ФО | Приводить примеры симметричных фигур. |
33 | Поворот | 1 | | СР | Изображать фигуры, симметричные данным. |
34 | Симметрия n-го порядка | 1 | | ФО | Формулировать определение равенства фигур. |
35 | Осевая симметрия | 1 | | ПР | Решать задачи на нахождение элементов симметрии и установление равенства фигур. |
36 | Фигуры, симметричные относительно некоторой оси | 1 | | УО | |
37 | Параллельный перенос | 1 | | СР | |
38 | Движение | 1 | | ФО | |
39 | Равенство фигур | 1 | | СР | |
40 | Подготовка к к/р | 1 | | ФО | |
41 | Контрольная работа № 4по теме: «Движение» | 1 | | КР | | |
Подобие (10) |
42 | Подобие треугольников. Первый признак подобия треугольников | 1 | | ФО | подобие, коэффициент подобия, подобные фигуры, 1,2,3 признаки подобия треугольников; гомотетия, коэффициент гомотетии; свойства подобия и гомотетии; т.Пифагора, соизмеримые и несоизмеримые отрезки, пифагорейские тройки чисел. | Формулировать определение и иллюстрировать понятие подобия треугольников. |
Распознавать подобные треугольники на рисунках. |
43 | Второй признак подобия треугольников | 1 | | МД | Формулировать и доказывать признаки подобия треугольников. |
44 | Третий признак подобия треугольников | 1 | | РТ | Решать задачи на нахождение элементов подобных треугольников. |
45 | Признаки подобия треугольников | 1 | | ДМ | Формулировать определения подобия и гомотетии. |
46 | Подобие фигур | 1 | | СР | Изображать фигуры, подобные и гомотетичные данным. |
47 | Гомотетия | 1 | | ФО | Формулировать и доказывать теорему Пифагора. Применять её при решении задач. |
48 | Теорема Пифагора | 1 | | ФО | Приводить исторические сведения о Пифагоре. |
49 | Теорема Пифагора. Решение задач | 1 | | СР | Решать задачи с практическим содержанием с использованием подобия и теоремы Пифагора. |
50 | Решение задач с практическим содержанием с использованием теоремы Пифагора. | 1 | | РТ | Формулировать определение и иллюстрировать понятие подобия треугольников. |
51 | Контрольная работа № 5 по теме: «Подобие» | 1 | | КР | Распознавать подобные треугольники на рисунках. |
Элементы тригонометрии (13) |
52 | Тригонометрические функции острого угла | 1 | | ФО | синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла, связь тригоном.функций и сторон прямоугольного треугольника, значение триг. функций углов 30, 45,60 градусов тригонометрич. тождества; основные триг. тождества; выражение синуса через косинус и наоборот, тригоном. функции углов 90, и от 90 до 180 градусов теорема косинусов – обобщение теоремы Пифагора. теорема синусов, выражение сторон треугольника через изв. стороны и углы. периметр правильного многоугольника; отношение периметров, радиусов оп. и вп. окружностей; формула длины окружности, число π , радианная мера угла, радиан. | Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. |
53 | Синус, косинус, тангенс и котангенс | 1 | | МД | Выражать тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника через его стороны. |
54 | Тригонометрические тождества | | | ДМ | Формулировать и доказывать тригонометрические тождества. |
55 | Доказательство тригонометрических тождеств | 1 | | СР | Формулировать определения и выражать тригонометрические функции тупого угла через тригонометрические функции острых углов. |
56 | Тригонометрические функции тупого угла | 1 | | ПР | Формулировать и доказывать теоремы косинусов и синусов. |
57 | Тригонометрические функции тупого угла. Решение задач | 1 | | УО | Решать задачи на нахождение тригонометрических функций и сторон треугольника. |
58 | Теорема косинусов | 1 | | ФО | Формулировать определения длины окружности. |
59 | Решение задач с применением теоремы косинусов | 1 | | СР | Указывать приближённые значения числа . |
60 | Теорема синусов | 1 | | ФО | Устанавливать соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности. |
61 | Решение задач с применением теоремы синусов | 1 | | СР | Решать задачи на нахождение длины дуги окружности. |
62 | Длина окружности | 1 | | ФО | |
63 | Длина дуги окружности | 1 | | | |
64 | Контрольная работа № 6 по теме: «Элементы тригонометрии» | 1 | | КР | |
Итоговое повторение (4) |
65 | Параллельность. Четырехугольники | 1 | | ФО | | |
66 | Многоугольники и окружность | 1 | | ФО | | |
67 | Движение. Подобие | 1 | | ФО | | |
68 | Элементы тригонометрии | 1 | | ФО | | |
69-72 | Резерв | 4 | | | | |
Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса
Класс | Учебная дисциплина | Учебная программа | Учебник | Учебные пособия для учащихся | Методические пособия для учителя | Инструментарий по отслеживанию результатов |
8 | Геометрия | Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 классы / (составитель И.М. Смирнова, В.А. Смсрнов.) – М. Просвещение, 2012; | Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013 | 1. Смирнов В.А.Рабочая тетрадь №1- 4. М.: МЦНМО, 2012 2.Дидактические материалы http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt.htm 3.Презентации https://docs.google.com/viewer?url=http://www.geometry2006.narod.ru/Lessons/7-9/0.ppt | www.geometry2006.narod.ru | 1.Самостоятельные работы http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt.htm 2.Контрольные работы http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt8/KontRab.htm |