СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 кл по учебнику И. М. Смирновой, В. А. Смирнова

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 8 кл по учебнику Смирновых

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 кл по учебнику И. М. Смирновой, В. А. Смирнова»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова»




«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО точных наук

«____»_____________2018 г.

Протокол № _______

_____________________________

К. Г. Хомук


«СОГЛАСОВАНО»

заместитель директора школы по УВР

«____»_____________2016 г.



И. В. Федорова




Рабочая программа

по геометрии

8 класс

(базовый уровень изучения предмета)




учитель математики первой квалификационной категории Горькова Ирина Дмитриевна





2018 – 2019 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г), учебного плана школы и примерной программы основного общего образования по геометрии для 7- 9 классов (авторы -составители И.М. Смирнова, В.А. Смирнов.) , М. , «Просвещение», 2012.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество часов по программе - 68.

Количество часов по учебному плану школы - 72 часа, 2 часа в неделю, резервное время 4 часа.

Цели обучения 8 класса:

  • Овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Задачи обучения 8 класса:

  • Овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • Планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять заданные алгоритмы;

  • Целенаправленно обращаться к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности;

  • Использовать язык геометрии для их описания, приобретать опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

  • Проводить доказательство рассуждений, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • Поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса


1) в направлении личностного развития:

– формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;

– развитие геометрических представлений, логического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

– формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

– воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

– формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математике;

  • развитие математических способностей;

2) в метапредметном направлении:

– развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения опыта математического моделирования;

– формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении:

– овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

– создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задача, которую ставили перед собой авторы предлагаемой программы по геометрии для 7-9 классов, состояла в том, чтобы, опираясь на достигнутый отечественной школой уровень геометрического образования, сделать геометрию современным и интересным предметом, учитывающим склонности и способности учеников, направленным на формирование математической культуры, интеллектуальное развитие личности каждого ученика, его творческих способностей, формирование представлений учащихся о математике, её месте и роли в современном мире.

Восьмой класс начинается с изучения понятия параллельности. Доказываются: теоремы о сумме углов треугольника и выпуклого многоугольника; признаки параллелограмма; теоремы о средних линиях треугольника и трапеции; теорема Фалеса; вводится понятие движения и рассматриваются различные виды движений (центральная симметрия, поворот, осевая симметрия, параллельный перенос); определяется понятие равенства фигур и устанавливаются его свойства; вводится понятие подобия и доказываются признаки подобия треугольников; доказывается теорема Пифагора; изучаются тригонометрические функции угла; доказываются теоремы синусов и косинусов. В качестве дополнительного материала в восьмом классе можно  рассмотреть золотое сечение и его использование в живописи, скульптуре, архитектуре; паркеты; кривые как траектории движения точек, среди которых: циклоида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся по прямой; кардиоида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся по другой окружности того же радиуса; астроида – траектория движения точки, закреплённой на окружности, катящейся с внутренней стороны другой окружности в четыре раза большего радиуса.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОМЕТРИИ

Параллельность

Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Исторические сведения.

Сумма углов треугольника. Сумма углов выпуклого n-угольника.

Параллелограмм. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Их свойства. Признаки параллелограмма.

Средняя линия треугольника. Трапеция. Равнобедренная и прямоугольная трапеции. Средняя линия трапеции. Теорема Фалеса.

Многоугольники и окружность

Углы, связанные с окружностью. Многоугольники, вписанные в окружность. Многоугольники, описанные около окружности. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Замечательные точки треугольника.

Движение

Понятие движения и его свойства. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Поворот. Симметрия n-го порядка. Осевая симметрия. Фигуры, симметричные относительно некоторой оси. Параллельный перенос. Равенство фигур.

Подобие

Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Подобие  фигур. Гомотетия. *Золотое сечение. Теорема Пифагора.

Элементы тригонометрии

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника: синус, косинус, тангенс, котангенс.

Тригонометрические тождества. Тригонометрические функции тупого угла. Теорема косинусов. Теорема синусов. Длина окружности. Число . Длина дуги окружности. *Циклоидальные кривые.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА

Иметь сформированные представления

  • об истории возникновения и развития геометрии, учёных, внёсших существенный вклад в геометрическую науку;

  • о сущности аксиоматического метода построения геометрии и роли математического доказательства;

  • о значении геометрии в системе других наук и в познании окружающего нас мира;


Знать

  • основные геометрические понятия и отношения между ними;

  • определения и примеры геометрических фигур на плоскости и в пространстве;

  • формулировки основных свойств и теорем;

  • элементы тригонометрии и использовать знания при решении задач.


Уметь

  • пользоваться геометрическими инструментами для изображения, построения и изготовления моделей геометрических фигур;

  • проводить доказательства основных свойств и теорем;

  • решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

  • применять геометрию для решения практических задач.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Темы разделов

По программе (час)

По плану

(час)

1

Параллельность

21

21

2

Многоугольники и окружность

9

9

3

Движение

11

11

4

Подобие

10

10

5

Элементы тригонометрии

13

13

6

Итоговое повторение

4

4

7

Резерв

0

4


Итого

68

72














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения




Мониторинг

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Параллельность. Четырехугольники (21)

1

Параллельные прямые

1





УО

параллельные прямые, обозначение, углы при двух прямых и секущей (во, внл, соответствующие) признак параллельности (и обратная теорема), аксиома параллельности, и следствия из них.

сумма углов треугольника, многоугольника, свойство внешних углов треугольника, углы в прямоугольном треугольнике;

параллелограмм его свойства и признаки; виды параллелограммов и их признаки и свойства;

средняя линия, ее свойство;

трапеция ее элементы, виды трапеций, свойства трапеции, свойство средней линии трапеции;

т.Фалеса – обобщение т. о средней линии треугольника и трапеции, теорема о пропорциональных отрезках

Формулировать определение параллельных прямых и аксиому параллельных.

2

Признаки параллельных прямых


1


ФО

Распознавать на рисунках и изображать параллельные прямые.

3

Свойства параллельных прямых


1


МД

Называть углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей.

4

Сумма углов треугольника


1


ФО

Приводить исторические сведения об аксиоме параллельных и Н.И. Лобачевском.

5

Сумма углов многоугольника


1


СР

Формулировать и доказывать теоремы о сумме углов треугольника и выпуклого n-угольника.

6

Контрольная работа № 1по теме: «Параллельность»

1


КР

Распознавать, формулировать определение и изображать: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, равнобедренную и прямоугольную трапеции.

7

Параллелограмм


1


УО

Формулировать и доказывать свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата.

8

Свойства параллелограмма


1


ФО

Формулировать определение и изображать среднюю линию: треугольника, трапеции.

Формулировать и доказывать теоремы о срединих линиях треугольника и трапеции, теорему Фалеса.

Решать задачи на построение, доказательство и вычисление.

9

Признаки параллелограмма


1


МД

10

Признаки параллелограмма. Решение задач


1


МД

11

Прямоугольник

1


УО

12

Ромб

1


СР

13

Квадрат


1


ДМ

14

  1. Средняя линия треугольника
1
ФО

15

Средняя линия треугольника. Решение задач

1



16

Трапеция


1


МД

17

Равнобедренная и прямоугольная трапеции

1


СР

18

Средняя линия трапеции

1


РТ

19

Теорема Фалеса


1


ФО

20

Теорема Фалеса. Решение задач


1


МД

21

Контрольная работа № 2 по теме: «Четырехугольники»


1


КР

Многоугольники и окружность (9)


22

Углы, связанные с окружностью


1


УО

Центральный угол, вписанный угол, дуга, свойства вписанных углов, измерение дуг и свойства дуг;

вписанные многоугольники и их свойства; центр окружности, описанной около многоугольника;

многоугольник, описанный около окружности, центр окружности, вписанной в многоугольник;

точка пересечения биссектрис; точка пересечения серединных перпендикуляров, точка пересечения высот (ортоцентр), точка пересечения медиан (центроид), отношение медиан.

Формулировать определения и изображать углы, связанные с окружностью.

23

Углы, связанные с окружностью. Решение задач


1


МД

Формулировать и доказывать теоремы об углах, связанных с окружностью.

24

Многоугольники, вписанные в окружность


1


ДМ

Решать задачи на нахождение углов, связанных с окружностью.

25

Многоугольники, описанные около окружности

1

ФО

Формулировать определения и изображать многоугольники, вписанные в окружность и описанные около окружности.

26

Многоугольники, вписанные и описанные около окружности


1


СР

Формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях треугольника и правильного многоугольника.

27

Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника

1


МД

Изображать замечательные точки треугольника.

28

Замечательные точки в треугольнике


1


ДМ

Формулировать и доказывать теоремы о замечательных точках треугольника.

29

Замечательные точки в треугольнике. Решение задач


1


СР

30

Контрольная работа № 3 по теме: «Многоугольники и окружность»


1


КР


Движение (11)

31

Центральная симметрия


1


УО

центральная симметрия, центрально-симметричные фигуры, свойства центральной симметрии

поворот, симметрия n-го порядка, ее центр, свойства поворота;

осевая симметрия, ось симметрии, фигуры, симметричные относительно оси, свойства осевой симметрии

вектор, направление, длина вектора, равенство векторов, ноль-вектор, параллельный перенос, свойства параллельного переноса;

движение; примеры движений, композиция движений, свойства движений, равенство фигур как движение

Формулировать определение и иллюстрировать понятие: движения, центральной симметрии, поворота, симметрии n-го порядка, осевой симметрии, параллельного переноса.

32

Центрально-симметричные фигуры

1


ФО

Приводить примеры симметричных фигур.

33

Поворот

1


СР

Изображать фигуры, симметричные данным.

34

Симметрия n-го порядка


1


ФО

Формулировать определение равенства фигур.

35

Осевая симметрия


1


ПР

Решать задачи на нахождение элементов симметрии и установление равенства фигур.

36

Фигуры, симметричные относительно некоторой оси

1


УО


37

Параллельный перенос


1


СР


38

Движение

1


ФО


39

Равенство фигур


1


СР


40

Подготовка к к/р 1
ФО


41

Контрольная работа № 4по теме: «Движение»

1
КР


Подобие (10)

42

Подобие треугольников. Первый признак подобия треугольников

1


ФО

подобие, коэффициент подобия, подобные фигуры, 1,2,3 признаки подобия треугольников; гомотетия, коэффициент гомотетии; свойства подобия и гомотетии;

т.Пифагора, соизмеримые и несоизмеримые отрезки, пифагорейские тройки чисел.

Формулировать определение и иллюстрировать понятие подобия треугольников.

Распознавать подобные треугольники на рисунках.

43

Второй признак подобия треугольников


1


МД

Формулировать и доказывать признаки подобия треугольников.

44

Третий признак подобия треугольников


1


РТ

Решать задачи на нахождение элементов подобных треугольников.

45

Признаки подобия треугольников


1


ДМ

Формулировать определения подобия и гомотетии.

46

Подобие фигур

1


СР

Изображать фигуры, подобные и гомотетичные данным.

47

Гомотетия


1


ФО

Формулировать и доказывать теорему Пифагора. Применять её при решении задач.

48

Теорема Пифагора


1


ФО

Приводить исторические сведения о Пифагоре.

49

Теорема Пифагора. Решение задач


1


СР

Решать задачи с практическим содержанием с использованием подобия и теоремы Пифагора.

50

Решение задач с практическим содержанием с использованием теоремы Пифагора.


1


РТ

Формулировать определение и иллюстрировать понятие подобия треугольников.

51

Контрольная работа № 5 по теме: «Подобие»


1


КР

Распознавать подобные треугольники на рисунках.

Элементы тригонометрии (13)

52

Тригонометрические функции острого угла


1


ФО

синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла, связь тригоном.функций и сторон прямоугольного треугольника, значение триг. функций углов 30, 45,60 градусов

тригонометрич. тождества; основные триг. тождества; выражение синуса через косинус и наоборот,

тригоном. функции углов 90, и от 90 до 180 градусов

теорема косинусов – обобщение теоремы Пифагора.

теорема синусов, выражение сторон треугольника через изв. стороны и углы.

периметр правильного многоугольника; отношение периметров, радиусов оп. и вп. окружностей; формула длины окружности, число π , радианная мера угла, радиан.


Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника.

53

Синус, косинус, тангенс и котангенс

1


МД

Выражать тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника через его стороны.

54

Тригонометрические тождества




ДМ

Формулировать и доказывать тригонометрические тождества.

55

Доказательство тригонометрических тождеств

1


СР

Формулировать определения и выражать тригонометрические функции тупого угла через тригонометрические функции острых углов.

56

Тригонометрические функции тупого угла


1


ПР

Формулировать и доказывать теоремы косинусов и синусов.

57

Тригонометрические функции тупого угла. Решение задач

1


УО

Решать задачи на нахождение тригонометрических функций и сторон треугольника.

58

Теорема косинусов


1


ФО

Формулировать определения длины окружности.

59

Решение задач с применением теоремы косинусов

1


СР

Указывать приближённые значения числа .

60

Теорема синусов


1
ФО

Устанавливать соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.

61

Решение задач с применением теоремы синусов

1
СР

Решать задачи на нахождение длины дуги окружности.

62

Длина окружности


1


ФО


63

Длина дуги окружности


1




64

Контрольная работа № 6 по теме: «Элементы тригонометрии»


1


КР


Итоговое повторение (4)

65

Параллельность. Четырехугольники

1


ФО



66

Многоугольники и окружность

1


ФО



67

Движение. Подобие

1


ФО



68

Элементы тригонометрии

1


ФО



69-72

Резерв

4






Дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса

Класс

Учебная дисциплина

Учебная программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Инструментарий по отслеживанию результатов

8

Геометрия

Сборник рабочих программ. Геометрия. 7-9 классы / (составитель И.М. Смирнова, В.А. Смсрнов.) – М. Просвещение, 2012;


Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7-9 кл.: учебн. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013

1. Смирнов В.А.Рабочая
тетрадь №1- 4.
М.: МЦНМО,
2012

2.Дидактические материалы

http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt.htm

3.Презентации

https://docs.google.com/viewer?url=http://www.geometry2006.narod.ru/Lessons/7-9/0.ppt


 www.geometry2006.narod.ru


1.Самостоятельные работы

http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt.htm

2.Контрольные работы

http://www.geometry2006.narod.ru/Didakt8/KontRab.htm








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!