СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии по профессии "Повар, кондитер"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по профессии  19.01 17  "Повар, кондитер" 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии по профессии "Повар, кондитер"»


Министерство образования и науки РБ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Бурятский лесопромышленный колледж»

Мухоршибирский филиал








рабочая ПРОГРАММа

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География

для социально- экономического и технического профиля

профессионального образования























с. Мухоршибирь

2018г

Рассмотрено: Утверждаю:

Цикловая комиссия ОГСЭ Зам. директора по УР

председатель ЦК Середина Л.В._____

Лубсандоржиева Д.Ч._________ «___»__________2018г. «___»____________2018г.





Одобрена Экспертной комиссией ГБПОУ «Бурятский лесопромышленный колледж»

Протокол №___ от «____» _________2018г

Члены экспертной комиссии: Руководитель НМР Хинхаева Е.Т. __________ Зав. ООК Кущевая Т.А. _____________






Рецензенты: Лубсандоржиева Д.Ч. ________ Председатель Цикловой комиссии ОГСЭ

Преподаватель английского языка ГБПОУ «БЛПК»

Пронтеева Н.Д. _______ Преподаватель географии НОУ СПО «Улан- Удэнский торгово- экономически техникум»





















Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины География разработана в соответствии с примерной программой для профессиональных образовательных организаций.

Примерная программа одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 26.03. 2015 г


Программа общеобразовательной учебной дисциплины География предназначена для реализации программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования по специальностям социально- экономического профиля:

19.01.17 Повар, кондитер

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования, рекомендаций ФГАУ «ФИРО» по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой специальности.




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский лесопромышленный колледж» Мухоршибирский филиал


Разработчик:

Ширикалова Е.С. преподаватель ГБПОУ «БЛПК» Мухоршибирский филиал





























СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. Пояснительная записка


5

  1. Общая характеристика учебной дисциплины «География»

6

  1. Место учебной дисциплины в учебном плане

7

  1. Результаты Освоения учебной дисциплины

7

  1. Содержание учебной дисциплины

8

  1. Тематическое планирование

12

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ видов учебной деятельности студентов

16

  1. Учебно- методическое и материально—техническое обеспечение программы учебной дисциплины «ГЕОГРФИЯ»

19

  1. Рекомендуемая литература

20

  1. Приложения



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения немецкого языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы интернет, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, – программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).

Рабочая программа предполагает изучение географии с включением материалов и страноведческой терминологии из географических источников.

Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.










ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»


Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, о населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности, широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и др. культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать ее как одну из классических метадисциплин. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.

Это выражается через количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, через объем и содержание практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих выбранные профессии СПО или специальности СПО.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.












МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «География» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).

В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «География» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

-сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

-сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

- креативность мышления, инициативность и находчивость;


метапредметных:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую от различных источников;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;


предметных:

- владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

-владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Социально- экономический и технический п р о ф и л ь п р о ф е с с и о н а л ь н о г о о б р а з о в а н и я

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей СПО.

1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Практические занятия:

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические занятия:

Ознакомление с политической картой мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия:

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия:

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

5. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия:

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

6. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.


География населения и хозяйства Республики Бурятия

Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природноресурсного потенциала, населения и хозяйства.


Практические занятия:

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

7. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия:

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов

- Новейшие изменения политической карты мира;

- Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира;

- Типы природопользования в различных регионах и странах мира;

- Особенности современного воспроизводства мирового населения;

- Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты;

- Качество жизни населения в различных странах и регионах мира;

- Языки народов мира;

- Современные международные миграции населения;

- Особенности урбанизации в развивающихся странах;

- Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира;

- Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки;

- «Мировые города» и их роль в современном мировом развитии;

- Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства;

- Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа;

- Крупнейшие автомобилестроительные компании мира;

- Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства;

- Международный туризм в различных странах и регионах мира;

- «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы;

- Запад и Восток Германии сегодня;

- Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии;

- Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае;

- Особенности политической карты Африки;

- Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки;

- Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;

- Географический рисунок хозяйства США;

- Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки;

- Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии;

- Особенности современного экономико-географического положения России;

- Внешняя торговля товарами России;

- Глобальная проблема изменения климата.


Национально-региональный компонент реализуется в изучении темы «География населения и хозяйства Республики Бурятия»: особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природноресурсного потенциала, населения и хозяйства.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «География» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет:

по специальностям СПО технического и социально-экономического профилей профессионального образования – 94 часа. Из них: аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, – 72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 22 часа.







Тематический план учебной дисциплины:



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)


Объем часов


макс

аудит

СРС

1

Содержание теоретических занятий


1


Тема 1.

Источники географической информации



1

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения





Содержание практических занятий


1


Ознакомление с географическими картами различной тематики. Нанесение основных географических объектов на контурную карту. Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.




Самостоятельная работа обучающихся



2

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

-




Тема 2.

Политическое устройство мира

Содержание теоретических заданий


1



1

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.




2


Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Содержание практических занятий


3


Ознакомление с политической картой мира.

Нанесение на контурную карту крупнейших по площади территории и численности населения стран мира.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития




Самостоятельная работа обучающихся




Написание реферата по теме «Новейшие изменения политической карты мира».



2

Тема 3.

География населения мира

Содержание теоретических заданий


2



1

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.



2


Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

3

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Содержание практических занятий.


4


Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.




Самостоятельная работа обучающихся




Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира



2

Тема 4

География мировых природных ресурсов

Содержание теоретических заданий


1



1


Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы



2


Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Содержание практических занятий


3


Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.




Самостоятельная работа обучающихся




- Написание реферата по темам «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира»; «Типы природопользования в различных регионах и странах мира



2

Тема 5.

География мирового хозяйства


Содержание теоретических занятий


8


1

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.




2

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

3

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

4

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка

5

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

6

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

7

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта.

8

Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.




9


Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.




Содержание практических занятий


10


Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.




Самостоятельная работа обучающихся




Написание рефератов по темам: «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства»;

«Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа»;

- Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства;

- Индивидуальный проект «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира»;



4

Тема 6.


Регионы мира

Содержание теоретических занятий


13



1

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.





2

Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства

3

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

4

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства

5

Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

6

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

7

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.

8

Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

9

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

10

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

11

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.




12

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы.

13

Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура

14

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

15

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии

Содержание практических занятий


17


Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.




Самостоятельная работа обучающихся




- Написание рефератов по темам «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты; «Языки народов мира; «Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»; «Географический рисунок хозяйства США»; «Особенности политической карты Африки»; «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки»

- Индивидуальный проект по темам «Качество жизни населения в различных странах и регионах мира»; «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки; «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии» «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы; «Запад и Восток Германии сегодня»; «Международный туризм в различных странах и регионах мира;



5

Тема 7.


Россия в современном мире

Содержание теоретических занятий


1



1


Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI вв. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.






2




Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.




Содержание практических занятий


3


Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.





Самостоятельная работа обучающихся




- Составление индивидуального проекта по теме «Особенности современного экономико-географического положения России»;

- Написание реферата по теме «Внешняя торговля товарами России»; «Особенности экономико-географического положения Республики Бурятия»»




3

Тема 8.


Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание теоретических занятий


1



1



Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения.




2


Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Содержание практических занятий


3


Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.




дифференцированный зачет




Самостоятельная работа обучающихся




Индивидуальный проект по теме «Глобальная проблема изменения климата».



2



94

72

22



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснять междисциплинарные связи географии.

Называть традиционные и новые источники географической информации.

Демонстрировать роль Интернет и геоинформационных систем в изучении географии.


2. Политическое устройство мира

- Показывать на карте различные страны мира.

- Приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

- Выделять страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.

- Объяснять различия развитых и развивающихся стран по уровню социально-экономического развития.

- Приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.


3. География мировых природных ресурсов

- Объяснять основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека.

- Выделять различные типы природопользования.

- Определять обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

- Показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

- Называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.


4. География населения мира

Называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделять различные типы воспроизводства населения и приводить примеры стран, для которых они характерны.

Называть основные показатели качества жизни населения.

Приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

- Объяснять основные направления и причины современных международных миграций населения.

Приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

5. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.




География населения и хозяйства Зарубежной Азии

 Показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставлять страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

 Называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

 Приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

Объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.


География населения и хозяйства Африки


Показывать на карте различные страны Африки.

Называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.


География населения и хозяйства Северной Америки


Объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделять отрасли международной специализации Канады, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

 Объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.


География населения и хозяйства Латинской Америки



Показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставлять страны Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

 Выделять страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные различными видами природных ресурсов.

Приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставлять страны Латинской Америки по расовому составу населения.

Объяснять особенности урбанизации стран Ла-тинской Америки.

Показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделять отрасли международной специализации Бразилии и Мексики.


География населения и хозяйства Австралии и Океании



 Объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

 Выделять отрасли международной специализации Австралии, показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.


7. Россия в современном мире



Объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделять основные товарные статьи экспорта и импорта России.

Называть ведущих внешнеторговых партнеров России.


8. Географические аспекты современных

глобальных проблем человечества



 Выделять глобальные проблемы человечества.

Приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «География» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. ( См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении обще-образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»)

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География», входят:

 многофункциональный комплекс преподавателя;

 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

 информационно-коммуникативные средства;

 экранно-звуковые пособия;

 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

 библиотечный фонд.


В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет, (электронные книги, практикумы, тесты).

Для выполнения практических заданий студентам необходимо иметь простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.










РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015

  2. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

  3. Кузнецов А.П., Ким Э.В. География. Базовый уровень. 10–11 классы. — М.: 2011

Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. — М.: 2012

  1. Холина В.Н. География. Профильный уровень. В 2 кн. 10—11 классы. — М.: 2011, 2013

Для преподавателей

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

  3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  4. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

  5. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования. — 5-е изд., переработанное и дополненное. — М.: 2015

  6. География: Журнал. /Издательский дом «Первое сентября».

  7. География в школе: Научно-методический журнал. /Издательство «Школьная пресса»

  8. География и экология в школе XXI века: Научно-методический журнал. /Издательский дом «Школа-Пресс 1»

  9. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. 10—11 классы. — М.: 2012

  10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. — М.: 2011

Справочники, энциклопедии

  1. Африка: энциклопедический справочник. Т 1, 2 / Гл. ред. А. Громыко. — М.: 1987

  2. Российский энциклопедический словарь. Науч.-ред. совет: Ю.С. Осипов (пред.), С.Л. Кравец (отв. секретарь), А.А. Авдеев, Г.С. Голицын, М.Л. и др. – М.: 2011

  3. Универсальная школьная энциклопедия. В 2 томах. Ред. Е. Хлебалина, вед. ред. Д. Володихин. — М.: 2003

  4. Энциклопедия для детей. Культуры мира: Мультимедийное приложение (Компакт-диск). — М.: 2004

  5. Энциклопедия для детей. Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: 2001

  6. Энциклопедия стран мира / Гл. ред. Н.А. Симония; ред.кол. В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. — М.: 2004

Интернет-ресурсы

  1. www.cia.gov/library — сайт ЦРУ США

  2. www.wikipedia.org — сайт общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии

  3. www.faostat3.fao.org — сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО)

  4. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county — сайт Геологической службы США

  5. www.school-collection.edu.ru — Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов

  6. http://simvolika.rsl.ru — Гербы городов Российской Федерации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!