АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей ОВЗ, получающих образование на дому
по учебному предмету география для 9 класса
Срок реализации - 1 год
Адаптированная рабочая программа для детей ОВЗ по географии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ,
- Примерной ООП СОО, одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по среднему общему образованию (протокол от 26.06.2016г. №2/16-з), в соответствии с требованиями ФГОС СОО по географии;
- Программой по географии 9 класса, составленной под руководством Лифанова Т.М.;
- Положения МОБУ СОШ с. Дмитриевка о структуре, порядке разработки, утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам.
Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе рабочей программы по географии авторов Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. В программе учитывается то, что образование на уровне среднего общего образования призвано обеспечить обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся.
Программное содержание определяется исходя из требований ФГОС ООО к уровню подготовки учащихся, а также временем, отведенным федеральным учебным планом (в 9 классах 0,5 часа в неделю – 16,5 часов)
I Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нраыственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей). Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):
География:
Минимальный уровень:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
II Содержание тем учебного предмета 9 класс
№ пп | Тема | Количество часов по рабочей программе | В том числе практических работ | В том числе контрольных работ |
Раздел I ЕВРОПА |
1 | Западная Европа | 2,5 | 1 | |
2 | Южная Европа | 2 | 1 | |
3 | Северная Европа | 0,5 | 1 | |
4 | Восточная Европа | 3 | 1 | |
Раздел II АЗИЯ |
5 | Центральная Азия | 1,5 | 1 | |
6 | Юго-Западная Азия | 2,5 | 1 | |
7 | Южная Азия | 0,5 | 1 | |
8 | Восточная Азия | 1,5 | 1 | |
9 | Юго-Восточная Азия | 0,5 | 1 | |
Раздел III Россия |
10 | Россия | 2,0 | 2 | 1 |
| Итого | 16,5 | 11 | 1 |
ВВЕДЕНИЕ Работа с политической картой Евразии. Обзор государств континента.
Практическая работа №1 «Обозначение на к/к государств Западной Европы, их столиц»
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Обычаи, культура и традиции страны.
ЮЖНАЯ ЕВРОПА Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №2 «Обозначение на к/к государств Южной Европы, их столиц»
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №3 «Обозначение на к/к государств Северной Европы, их столиц»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №4 «Обозначение на к/к государств Восточной Европы, их столиц»
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №5 «Обозначение на к/к государств Центральной Азии, их столиц»
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №6 «Обозначение на к/к государств Юго-Западной Азии, их столиц»
ЮЖНАЯ АЗИЯ Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции. Практическая работа №7 «Обозначение на к/к государств Южной Азии, их столиц»
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №8 «Обозначение на к/к государств Восточной Азии, их столиц»
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ Географическое положение. Столица. Крупные города. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х. Население, культура, обычаи и традиции.
Практическая работа №9 «Обозначение на к/к государств Юго-Восточной Азии, их столиц»
РОССИЯ Географическое положение. Столица. Политическое устройство. Население. Природные условия. Полезные ископаемые. Развитие промышленности и с\х.
Практическая работа №10 «Обозначить на к/к границы России»
Республика Башкортостан. Географическое положение. Природные условия. Полезные ископаемые. Практическая работа №11«Обозначение полезных ископаемых на карте»
III Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н освоение каждой темы 9 класс
№ п/п | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания |
План | Факт |
РАЗДЕЛ 1 ЕВРОПА | |
Тема 1: Западная Европа |
1. | Практическая работа №1. Великобритания: географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции | 0,5 | 07.09.2021 | | |
2. | Франция (Французская Республика):географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции | 0,5 | 14.09.21 | | |
3. | Германия (Федеративная Республика Германия) | 0,5 | 21.09.21 | | |
4. | Австрия (Австрийская Республика) | 0,5 | 28.09.21 | | |
5 | Швейцария (Швейцарская конфедерация) | 0,5 | 05.10.21 | | |
Тема 2 Южная Европа |
6 | Испания (Королевство Испания) | 0,5 | 12.10.21 | | |
7 | Португалия (Португальская Республика) | 0,5 | 19.10.21 | | |
8 | Италия (Итальянская Республика):географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции. | 0,5 | 26.10.21 | | |
9 | Греция (Греческая Республика). Практическая работа №2. | 0,5 | 09.11.21 | | |
Тема 3: Северная Европа |
10 | Норвегия. Швеция. Финляндия. Практическая работа №3. | 0,5 | 16.11.21 | | |
Тема 4: Восточная Европа |
11 | Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика) | 0,5 | 23.11.21 | | |
12 | Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика) | 0,5 | 30.11.21 | | |
13 | Румыния (Республика Румыния), Болгария (Республика Болгария), Сербия. Черногория | 0,5 | 07.12.21 | | |
14 | Эстония (Эстонская Республика), Латвия (Латвийская Республика), Литва (Литовская Республика) | 0,5 | 14.12.21 | | |
15 | Республика Беларусь. | 0,5 | 21.12.21 | | |
16 | Украина. Молдавия (Молдавская Республика). Практическая работа №4. | 0,5 | 28.12.21 | | |
РАЗДЕЛ II АЗИЯ |
Тема 1. Центральная Азия |
17 | Казахстан (Республика Казахстан). | 0,5 | 18.01.22 | | |
18 | Узбекистан (Республика Узбекистан).Туркменистан (Туркмения) | 0,5 | 25.01.22 | | |
19 | Киргизия (Кыргызская Республика), Таджикистан (Республика Таджикистан). Практическая работа №5. | 0,5 | 01.02.22 | | |
Тема 2 Юго-Западная Азия |
20 | Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). | 0,5 | 08.02.22 | | |
21 | Армения (Республика Армения) | 0,5 | 15.02.22 | | |
22 | Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). | 0,5 | 22.02.22 | | |
23 | Иран (Исламская Республика Иран). | 0,5 | 01.03.22 | | |
24 | Афганистан (Исламская Республика Афганистан). Практическая работа №6. | 0,5 | 15.03.22 | | |
Тема 3 Южная Азия |
25 | Индия (Республика Индия): географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции. Практическая работа №7. | 0,5 | 22.03.22 | | |
Тема 4 Восточная Азия |
26 | Китай (Китайская народная Республика): географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции. | 0,5 | 05.04.22 | | |
27 | Монголия. Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Республика Корея. | 0,5 | 12.04.22 | | |
28 | Япония: географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции. Практическая работа №8. | 0,5 | 19.04.22 | | |
Тема 5 Юго-Восточная Азия |
29 | Таиланд (Королевство Тайланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия). Практическая работа №9. | 0,5 | 26.04.22 | | |
РАЗДЕЛ III РОССИЯ |
30 | Границы России. Крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. Практическая работа №10. | 0,5 | 10.05.22 | | |
31 | Республика Башкортостан: географическое положение, природа ,экономика, население, культура, обычаи, традиции. Практическая работа №11. | 0,5 | 12.05.22 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 0,5 | 17.05.22 | | |
33 | Заключительное занятие | 0,5 | 24.05.22 | | |
V Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
УМК для учащихся:
География 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2019 г
УМК для учителя:
География 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил./Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г
Интернет-ресурсы
-rgo.ru-"RGO.ru"географический портал Планета Земля;
-geo.1september.ru сайт "Я иду на урок географии";
-geo.1september.ru-газета "География";
-my-geography.ru;
- geo.historic.ru — географическийon-line справочник «Страны мира»;
-afromberg.narod.ru;
-geografia.ru- География.ру;
-nature.worldstreasure.com- «Чудеса природы»