Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов детей с нарушениями слуха ГКОУ РО Азовской школы № 7 протокол № 1 от «_____» августа 2023 Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко | УТВЕРЖДАЮ директор ГКОУ РО Азовской школы №7 ____________ / И.П. Попова Приказ №____ от «___» ___________2023 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«География»
9-Б класс
(дляслабослышащих и позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель:Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.
г. Азов
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 9-б классе (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся с УО (ИН)) разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствии с
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),
2.Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом от 24.11.2022 № 1026
4. Концепцией преподавания учебного предмета «География», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018
и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в рамках ФГОС обучающихся с УО(ИН)) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в рамках ФГОС обучающихся УО (ИН)) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.
- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина, География, 9 класс, учебник по географии для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- 9-е издание,- Москва, Просвещение, 2023 год (включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год).
Бороздина Т.А.: Уроки географии в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2019.
Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь 9класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2019.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
География — учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения. Цели обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
Программа по географии определяет содержание предмета и последовательность его прохождения, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Она направлена на разностороннее развитие личности обучающихся с особыми образовательными возможностями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний детей с ограниченными возможностями здоровья.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас обучающихся со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории обучающихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | Основная цель географии в системе специального (коррекционного) образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями — познание многообразия современного географического пространства, что позволяет opиентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснении природных, экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | -Образовательные: -формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира; -познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях, что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину; -познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; -понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования; -глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости; -формирование у школьников познавательного интереса к географии; -формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Воспитательные: - воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности; - воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны; - коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать. Развивающие: - развитие интеллектуальных особенностей личности; - различие способности личности справляться с различными задачами; - развитие коммуникативной компетенции учащихся. -Коррекционные: -работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса). |
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ | Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы» Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов. В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 9-б классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2023 № 182, рабочая программа составлена на 33 часа с учетом выходных и праздничных дней. |
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ | В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. Обучение строится с использованием экрана, словаря и резервного расстояния. |
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.
География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.
Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностными результатами обучения географии является формирование образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения:
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
- совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
-формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
-овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование основ экологической культуры;
-совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края.
-формирование представления о богатстве водных ресурсов планеты, воспитание бережного отношения к водным ресурсам и полезным ископаемым.
Метапредметными результатами освоения программы основного специального (коррекционного) образования являются:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений;
-умение определять понятия, создавать обобщения и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.
Предметные результаты.
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ | ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
РАЗДЕЛ 1.Европа. |
-иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственнойдеятельности людей, экологических проблемах стран Европы -уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений разных стран. | - уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; - уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; |
РАЗДЕЛ 2. Азия. |
- сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданнымкритериям; -уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объясненияявлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мербезопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. | -уметь находить в различных источниках и анализировать географическуюинформацию; -уметь применять приборы и инструменты для определения количественных икачественных характеристик компонентов природы; |
РАЗДЕЛ 4. Россия. |
-уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные иисторические памятники своей страны и области. | -уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результатеприродных и антропогенных воздействий. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во часов | Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля) |
1. | РАЗДЕЛ 1. – ЕВРОПА Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Великобритания. Население, культура и обычаи и традиции Великобритании. Франция: Географическое положение, природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции народов Франции. Германия: географическое положение, природа, экономика. Австрия. Швейцария. Испания. Португалия. Италия. Греция. Норвегия. Швеция. Финляндия. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Сербия. Эстония. Латвия. Литва. Республика Беларусь. Украина. Молдавия. Практическая работа 1 Обозначение на контурной карте государств Европы и их границы. Практическая работа 2 Обозначение на контурной карте государства Европы и их столицы Тестирование по разделу «Европа» | 17 часов | Практическая работа Тест |
2. | РАЗДЕЛ 2– АЗИЯ Казахстан. Узбекистан. Туркменистан. Таджикистан. Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан. Индия6 природа, население. Китай: природа, население, обычаи, традиции. КНДР, Республика Корея. Япония: природа, экономика. Население, культура, обычаи и традиции населения Японии. Таиланд. Вьетнам, Индонезия. Практическая работа 3 Обозначение на контурной карте государств Азии и их границы. Практическая работа 4 Обозначение на контурной карте государств Азии и их столицы. Тестирование по разделу «Азия» | 9 часов | Практические работы Географический диктант. Тесты |
3. | РАЗДЕЛ 3– РОССИЯ. Границы России. Россия – крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица и крупные города России. Практическая работа 5 Обозначение на контурной карте границ России Практическая работа 6 Зарисовка типичных растений области Тестирование по разделу «Россия» | 5 часа | Практические работы Географический диктант. Тест |
Форма промежуточной аттестации по географии в 9-б классе –контрольное тестирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Раздел программы, тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов |
1. | РАЗДЕЛ 1. –ЕВРОПА. | 17 часов | Показывать на карте и глобусе государства Европы Слушание учителя; ответы на вопросы учителя (устно, письменно); постановка вопросов по теме урока; рассказ по плану, с опорой на иллюстрацию, чтение и анализ текстов учебника, просмотр и анализ видеофильмов, презентаций; виртуальные экскурсии; выполнение зарисовок; работа с географической картой, контурной картой. | Карты, таблицы, диаграммы, презентации |
2. | РАЗДЕЛ 2 –АЗИЯ. | 9 часов | Определять географическое положение стран Европы. Слушание учителя; ответы на вопросы учителя (устно, письменно); постановка вопросовпо теме урока; рассказ по плану, с опорой на иллюстрацию, схему, картосхему или карту, чтение и анализ текстов учебника, заполнение таблиц с опорой на содержание статьи учебника, описание рельефа и внутренних вод материка просмотр ианализ видеофильмов, презентаций; виртуальные экскурсии; выполнение зарисовок; работа сгеографической картой, контурной картой и т.д. | Мультимедийные презентации, видеоуроки |
3. | РАЗДЕЛ 3. –РОССИЯ. | 45часа | Показывать Россию на карте и глобусе. Слушание учителя; ответы на вопросы учителя (устно, письменно); постановка вопросов; рассказ по плану, с опорой на иллюстрацию, схему, картосхему или карту и т.д.;чтение и анализ текстов учебника составление планастатьи (под руководством учителя); заполнение таблиц с опорой на содержание статьи учебникаописание географических объектов, просмотр и анализ видеофильмов, презентаций; выполнение зарисовок; работа сгеографической картой, контурной картой | Видеоуроки, презентации, иллюстрации |
Тематическое планирование по географии для 9«б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:
-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№ п/п | Наименование | Перечень материально-технического обеспечения |
1. | Печатные пособия | ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 1 -Т.М.Лифанова, Е.М. Соломина, География, 9 класс, учебник по географии для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- 9-е издание,- Москва, Просвещение, 2020 год (включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год). -Атлас по географии с набором контурных карт. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1. -Т.М.Лифанова, Е.М. Соломина, География, 9 класс, учебник по географии для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы- 9-е издание,- Москва, Просвещение, 2020 год(включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год). - Бороздина Т.А.: Уроки географии в 7 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2019. -Лифанова Т.М. География. Рабочая тетрадь 9 класс Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2019. |
2. | Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) | Разработки презентаций к урокам географии 8 класс. |
3. | Технические средства обучения (средства ИКТ) | Тренажёр по географии для 9 класса. |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/ Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/ GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/ Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/ |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Таблицы и раздаточный материал по географии для 9 класса. |
6. | Натуральные объекты | Гербарий, раздаточный материал (горные породы) |
7. | Демонстрационные пособия | Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физические карты материков, Физическая карта мира, физическая, таблицы. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание учебного материала. | Кол-во часов | Дата проведения |
| |
Раздел 1. ЕВРОПА. – 17 часов. |
1. | Политическая карта Евразии. | 1 | 04.09 | |
2. | Великобритания. | 1 | 11.09 | |
3. | Франция: природа. | 1 | 18.09 | |
4. | Германия. | 1 | 25.09 | |
5. | Австрия. Швейцария. | 1 | 02.10 | |
6. | Испания. Португалия. | 1 | 09.10 | |
7. | Италия.Практическая работа 1 Обозначение на контурной карте государств Европы и их границ. | 1 | 16.10 | |
8. | Греция. | 1 | 23.10 | |
9. | Норвегия. Швеция. | 1 | 13.11 | |
10. | Финляндия. | 1 | 20.11 | |
11. | Польша. | 1 | 27.11 | |
12. | Чехия.Словакия. | 1 | 04.12 | |
13. | Венгрия. Румыния. | 1 | 11.12 | |
14. | Болгария.Сербия. | 1 | 18.12 | |
15. | Эстония, Латвия, Литва. Практическая работа 2 Обозначение на контурной карте государств Европы и их столиц. | 1 | 25.12 | |
16. | Республика Беларусь. Украина. Молдавия. | 1 | 15.01 | |
17. | Тестирование по разделу «Европа» | 1 | 22.01 | |
Раздел 2. АЗИЯ -9часов. |
18. | Казахстан, Узбекистан.Практическая работа 3Обозначение на контурной карте государств Азии и их границ. | 1 | 29.01 | |
19. | Туркменистан. Киргизия. Таджикистан. | 1 | 05.02 | |
20. | Грузия, Армения, Азербайджан. | 1 | 12.02 | |
21. | Турция, Иран, Афганистан. | 1 | 19.02 | |
22. | Открытие Америки. Географическое положение. | 1 | 26.02 | |
23. | Индия. Китай. | 1 | 04.03 | |
24. | Монголия. Япония.Практическая работа 4Обозначение на контурной карте государств Азии и их столиц. | 1 | 11.03 | |
25. | Таиланд, Вьетнам, Индонезия. | 1 | 18.03 | |
26. | Тестирование по разделу «Азия» | 1 | 01.04 | |
Раздел 3.РОССИЯ– 6 часов. |
27. | Границы России.Практическая работа 5 Обозначение на контурной карте границ России. | 1 | 08.04 | |
28. | Россия – крупнейшее государство Евразии. | 1 | 15.04 | |
29. | Административное деление России. | 1 | 22.04 | |
30. | Столица и крупные города России. | 1 | 27.04 | |
31. | Ростовская область. Практическая работа 6 Зарисовка типичных растений области | | 06.05 | |
32. | Население Ростовской области. | 1 | 13.05 | |
33. | Итоговое тестирование по курсу 9 класса. | 1 | 20.05 | |