Пояснительная записка.
При составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования использовались нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » (статья 48).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253
- Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Планирование составлено на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений (Под ред. Л.Е.Савельева. - М.: Просвещение, 2013);
- Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» для 7 класса общеобразовательных учреждений (авторы: канд, геогр. наук А.П. Кузнецов, канд, геогр. наук Л.Е. Савельева, доктор геогр. наук В.П. Дронов) являются логическим продолжением раздела «География. Планета Земля для 5-6 классов в рамках учебно-методического комплекса по географии «СФЕРЫ»), разрабатываемого издательством «Просвещение») под научным руководством чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук А.М. Кондакова и профессора чл.-корр. РАО, доктора географических наук В.П. Дронова.
- программы основного общего образования по географии 5-9класс. – М.: Просвещение, 2011;
- рабочие программы по географии для общеобразовательных учреждений. «География: 5-9 классы» под ред. С.В.Кучина – М.: Дрофа, 2012;
- учебник «География. Земля и люди», авт. А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, 2017г. Изд. «Просвещение»., -М.
- Программа соответствует учебному планом МКОУ СОШ с. Новицкое, утверждённый педсоветом №1 от 30.08.2019г.
География - учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Цель и задачи курса.
Раздел «География. Земля и люди» является логическим продолжением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 5-6 классов и в значительной мере опирается на его материал. Раздел «География. 3емля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных основ страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оценивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между человеком, природой и хозяйством.
Этим и определяется главная цель раздела - опираясь на созданную у учащихся систему географических знании о процесс ах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базовый комплекс региональных страноведческих знании о целостности и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела изучение географии в 7 классе должно быть направлено на решение следующих задач:
продолжить формирование у учащихся знаний и представлении о географической дифференциации природы 3емли по мере продвижения от обще планетарного уровня к региональному и локальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами» ;
создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;
заложить первичные "представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;
продолжить развитие картографической грамотности учащихся навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
познание на конкретных при мерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.
Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты: культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;
экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;
толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;
перспективность – опережающее изучение ключевых вопросов через: «малую» – в рамках одного раздела (отрасль, межотраслевой комплекс); «среднюю» – в течение ряда разделов (геоэкологическая проблема, качество жизни, природопользование, устойчивое развитие); «большую» – в пределах различных географических курсов (зональность, природные компоненты и факторы, географические системы); междисциплинарную (история освоения территории) – перспективность.
Идея системного единства обеспечивает возможность:
проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;
взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;
объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;
актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;
объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;
формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;
усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.
Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:
образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;
различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;
традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;
дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;
этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;
диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Земля и люди» в 7-х классах, из расчета 2 учебных часа в неделю. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках дополнительных занятий.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Личностные, метапредметные, и предметные результаты.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процесс е образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего об учения, ставить и формулировать для себя новые задачи 1\ учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавлива ть аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета «География»
«География. Земля и люди» - 7-й класс (70 ч., 2 ч. в неделю)
Введение - 1 ч
Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географической информации.
Тема 1. Природа земли: главные закономерности - 10 ч
Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое положение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаническое полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.
Географическое положение и размеры океанов. Особенности береговой линии. Взаимодействие материков и 'океанов.
Материки и части света. Содержательные различия понятий «мите рин.их и «части света». Часть света как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.
Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа - выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние материковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа материков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе северных и южных материков. Наиболее протяжённые горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы рельефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоководные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотношении форм рельефа дна в разных океанах.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли.
Геологические эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную как результат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы - основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея , Лавразия и Гондвана.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную поверхность- главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы - второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоя н- ные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северои юго-восточные полярные ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера земной поверхности, теплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование осадков в горах.
Клима ты Земли. Классификация климатон. Основные и переходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториальный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропический, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктический, арктический, антарктический) климатических поясов.
Мировой океан. Исследования Океана. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объём, средняя глубина, протяжённость береговой линии Мирового океана.
Рельеф дна и объём воды В океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и влаги на Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Стихийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.
Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности материков.
Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранилища. Озёра, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Природная зональность. Формирование природных зон. Неравномерность распределения солнечного тепла по земной поверхности и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши - основные причины формирования природных зон. Особенности расположения природных зон на суше и в Океане.
Природные зоны материков, влияние на их особенности геологической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.
Практические работы. Определение сходства и различия материков по географическому положению. Определение по картам зависимости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географические пояса и природные зоны мира» С целью определения закономерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 2. Человек на планете земля - 9 ч
Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества.
Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние признаки людей различных рас. Сколько людей живёт на Земле? Переписи населения. Изменения темпов роста численности населения Земли на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на рост численности населения. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.
Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, её изменения с течением времени. Неравномерность размещения населения Земли по её поверхности, различия размещения населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.
Народы, языки и религии мира. Народ как совокупность людей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Мировые и национальные религии, их география.
Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы формирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии. Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с выполняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.
Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по размерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Республики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.
Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско- Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юто-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии, Океании.
Практические работы. Составление географических характеристик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языковые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристика сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
Тема 3. Многоликая планета - 48 ч
Океаны земли- 4ч
Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.
Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение.
Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископаемых. Морские пути. Центры туризма.
МАТЕРИКИ – 44ч
Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.
Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.
Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.
Население материков. Численность населения материка и особенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хозяйственной деятельности людей.
Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.
Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго,
Южно- Африканская Республика.
Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу. Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа. Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.
Страны Евразии: страны Европы - Норвегия, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии - Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Казахстан.
Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Составление географических описаний отдельных компонентов природных комплексов материков, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 2ч
Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проблема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления отсталости многих стран.
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема: «Африка»
Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун; реки Нили, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.
Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Рабат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).
Тема «Австралия и Океания»
Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт,
Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.
Тема «Южная Америка»
Природа: Панамский перешеек. Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменности, реки Парана, Ориноко, озера Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), Пору (Лима), Чили (Сантьяго).
Тема «Северная Америка»
Природа: полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Великие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба, реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гранде; озера Великие (американские), Виннипег, Большое солёное.
Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).
Тема «Евразия»
Природа: полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финским Ботнический, Бискайский, Персидский; проливы Карские Ворота, Босфор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна, реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озера Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.
Учебно - тематический план
№ раздела | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Практические работы | Итоговые задания |
| Введение | 1 | 0 | |
1 | Природа Земли | 10 | 4 | тест |
2 | Человек и планета Земля | 9 | 1 | тест, или составление прогноза погоды |
3 | Многоликая планета | 48 | 0 | |
| Океаны | 4 | 1 | |
| Африка | 6 | 1 | |
| Южная Америка | 7 | 1 | |
| Австралия и Океания | 5 | 1 | |
| Антарктида | 2 | 1 | тест |
| Северная Америка | 7 | 1 | |
| Евразия | 17 | 3 | тест |
4 | Глобальные проблемы человечества | 2 | 1 | тест, или создание проекта |
Всего | 68 | 15 | |
Используемая литература:
для учащихся:
А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.П.Кузнецов. Под редакцией В.П.Дронова.
Атлас. 5 – 6 класс.
Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.
для учителя:
А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.П. Кузнецов. Под редакцией В.П. Дронова.
А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Тетрадь - тренажёр. 5–6 классы. В 2 частях.
Тетрадь - практикум. 5–6 классы.
Тетрадь – экзаменатор. 5–6 классы.
Атлас. 5 – 6 класс.
Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.
Ступникова А.Д., Бражникова Л.В. и д.р. Справочник учителя географии. Методические рекомендации для учителя. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
Дюжева О.А. УУД. Инновационные технологии. – Волгоград: издательство «Учитель», 2011.
Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. : Просвещение, 2011г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое
Календарно-тематический планирование география 7 класс. Учебник А.П. Кузнецова. Программа под редакцией Л.Е. Савельева.
№ урока | № урока по теме | Тема урока | Практические работы | Домашнее задание | Дата |
1 | 1 | Введение(1ч) | | Учебник с.5-6 | |
Тема 1: Природа Земли: главные закономерности (10ч) |
2 | 1 | Материки и океаны на поверхности Земли | Пр.р. №1 «Определение сходства и различия материков по ГП» | §1, к/к с.2-3 №1 | |
3 | 2 | Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света» | | §2, | |
4 | 3 | Рельеф Земли | | §3, к/к с.2-3 №2 | |
5 | 4 | История формирования рельефа Земли | Пр.р№2 «Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли» | §4, к/к с.4-5 №1-5 | |
6 | 5 | Климатообразующие факторы | Пр.р№3«Определение типа климата по климатограммам картографическим материалам» | §5, к/к с.6-7 | |
7 | 6 | Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли | | §6, к/к с.6-7 | |
8 | 7 | Мировой Океан | | §7, к/к с.2-3 №5 | |
9 | 8 | Воды суши | Пр.р№ 4 « Работа по к.к крупнейшие гидрологические объекты мира» | §8, к/к с.2-3 №4 | |
10 | 9 | Природные зоны Земли | | §9, | |
11 | 10 | Природа Земли: главные закономерности. Обобщающий урок. | | Учебник с.36 | |
Тема 2: Человек на планете Земля(8ч) |
12 | 1 | Историко-географические закономерности заселения человеком Земли | | §10, | |
13 | 2 | Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля. | | §11,§12, к/к с.10-11 №2-3 | |
14 | 3 | Народы, языки, религии мира | Пр.р№5Составление комплексной характеристики населения мира. | §13, к/к с.10-11 №4 | |
15 | 4 | Хозяйственная деятельность людей | | §14, к/к с.10-11 №5 | |
16 | 5 | Особенности расселения населения Земли | | §15, к/к с.10-11 №1 | |
17 | 6 | Страны мира | | §16, к/к с.8-9 №1-5 | |
18 | 7 | Историко-культурные районы мира | | §17, | |
19 | 8 | Человек на планете Земля. Обобщающий урок. | | Учебник с.56 | |
Тема 3: Многоликая планета (42ч) |
Океаны (3ч) |
20 | 1 | Атлантический океан | | §18, | |
21 | 2 | Тихий океан | | §19, | |
22 | 3 | Индийский океан, Северный Ледовитый океан | Пр.р. №6 «Составление комплексной характеристики океана (по выбору)» | §20,21 | |
Африка (5ч) |
23 | 1 | Особенности природы Африки | Пр.р.№7«Определение геогр.положения материка» | §22, | |
24 | 2 | Районирование Африки | | §23, | |
25 | 3 | Население Африканского континента | | §24, к/к с.27 №1-5 | |
26 | 4 | Страны Африки. Типовая характеристика страна. ЮАР | | §25 | |
27 | 5 | Страны Африки: Египет, ДР Конго | | §25 | |
Южная Америка (6ч) |
28 | 1 | Особенности природы Южной Америки | Пр.р.№8 «Описание крупных речных систем. Оценивание возможностей и трудностей их хоз. использования» | §26, к/к с.22 | |
29 | 2 | Природные районы материка: равнинный Восток | | §27, к/к с.23 №3 | |
31 | 3 | Природные районы материка: Анды | | §28, к/к с.24 №2 | |
32 | 4 | Население Южной Америки | | §29, к/к с.24 №1,3,4 | |
33 | 5 | Страны Южной Америки. Бразилия | | §30 | |
34 | 6 | Венесуэла и Перу | | §30, к/к с.24 №5 | |
Австралия и Океания (5ч) |
35 | 1 | Особенности природы Австралии | Пр.р.№9 «Сравнение ГП Ю.Америки и Австралии.» | §31, к/к с.28 №1-4 | |
36 | 2 | Особенности природы Океании | | §32, С.67 в.3 | |
37 | 3 | Население Австралии и Океании | | §33 | |
38 | 4 | Австралийский Союз | | §34, к/к с.28 №5 | |
39 | 5 | Самоа | | §35 | |
Антарктида (3ч) |
40 | 1 | Характеристика природы материка | Пр.р.№10«Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды» | §36, к/к с.30 №1-3,5 | |
41 | 2 | Освоение человеком Антарктиды | | §37, к/к с.30 №4 | |
42 | 3 | Обобщение. Сравнительная характеристика южных материков | | | |
Северная Америка (6ч) |
43 | 1 | Типичные и отличительные черты природы Северной Америки | Пр.р.№11«Сравнение климата отдельных частей материка» | §38 | |
44 | 2 | Равнинные районы Северной Америки | | §39 | |
45 | 3 | Горы Северной Америки | | §40 | |
46 | 4 | Освоение человеком материка | | §41, к/к с.21 №2-3 | |
47 | 5 | Страны североамериканского континента. США | | §42, | |
48 | 6 | Канада и Мексика | | §42, к/к с.21 №1,4,5. | |
Евразия (14ч) |
49 | 1 | Особенности природы материка | Пр.р.№12 «Сравнение природных зон по 40 параллели вЕвразии и С.Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их изменения человеком» | §43, к/к с.12-13 №1-5,с.14-15 №4-5 | |
50 | 2 | Особенности природы материка | | §43 | |
51 | 3 | Регионы Евразии. Природа западной части Европы | Пр.р.№13 «Комплексное описание страны Европы по плану (по выбору)» | §44 | |
52 | 4 | Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия. Особенности природы | | §45 | |
53 | 5 | Особенности природы Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. | | §46 | |
54 | 6 | Человек на Евразийском пространстве | | §47, к/к с.16-17 | |
55 | 7 | Страны Европы. Норвегия | | §48, с.146-147 | |
56 | 8 | Великобритания | | §48,с.148-149 | |
57 | 9 | Германия и Франция | | §48,с.150-153 | |
58 | 10 | Страны Азии: Индия | Пр.р.№14.«Комплексное описание страны Азии по плану (по выбору)» | §49, с.158-159 | |
59 | 11 | Китай | | §49,с.160-161 | |
60 | 12 | Сравнительная характеристика Японии и Республики Корея. | | §49, с.162-165 | |
61 | 13 | Турция и Казахстан | | §49, с.166-169 к/к с.16-17 №4-5 | |
62 | 14 | Обобщение. Сравнительная характеристика Северных материков. | | | |
63 | 1 | Глобальные проблемы человечества | Пр.р № 15 « Глобальные проблемы человечества.» | §50, | |
64 | 1 | Итоговая аттестация. Итоговая проверочная работа | | к/к с.2-3 №3 Выучить номенклатуру | |
65 | 2 | Урок-зачет. Географический диктант | | | |
66 | 3 | Итоговый урок. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. | | | |
67 | 4 | Итоговое тестирование | | | |
68 | 5 | Обобщение за курс 7 класса по географии | | | |
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.
1.УМК .
2. БИБЛИОТЕКА - методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.
3.ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедиа-проектор, оверхед-проектор, слайд-проектор, телевизор, DVD, МФУ, документ камера .
4.КОЛЛЕКЦИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ. Электронные приложения к учебникам, обучающие программы, электронные энциклопедии, DVD-диски
5.НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Географические карты, таблицы, схемы, фолии, слайд-альбомы.
6.ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ. Тесты, задания для проведения самостоятельных, практических и контрольных работ, раздаточный материал.
Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся (примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся по новому ФГОС находятся в разработке).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведем примеры работ при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
«Контроль уровня обученности».
Контроль уровня обученности включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющие определить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения предмета. Внутри каждой темы выдержана типология заданий: проблемные и познавательные, тесты, кроссворды. Такой подход позволяет осуществлять дифференциацию обучения и соблюдать принципы индивидуализации и мотивации знаний. Наряду с вопросами, требующими базовых знаний, есть и такие, которые связаны с углубленным изучением географии.
Проблемные и познавательные задания включают наиболее важные в образовательно-воспитательном отношении вопросы географии. По своему характеру данные задания, прежде всего, ориентированны на формирование оценочных суждений и т.д.
Разноуровневые тестовые задания должны выявить степень усвоения учащимися учебного материала по географии.
При составлении заданий учитывается важность элемента игры в процессе обучения, на это направлены кроссворды. Почти каждая тема включает в себя кроссворды: на знание понятий, а так же признаков того или иного явления. Для удобства оценки при их выполнении учениками количество заданий ограниченно пятью или десятью вопросами. Если проблемные и познавательные задания нацелены на обобщение изученного материала, то кроссворды отличаются большей детализацией, что позволяет в необычной для учащихся форме, проверить их знание, терминов, понятий, персоналий.
Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 15 практических работ в тетради- практикуме за 7 класс.
«Литература и средства обучения»
В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.