СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс УМК "Сфера"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс УМК "Сфера"»

Пояснительная записка.

При составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования использовались нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » (статья 48).

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253

- Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Планирование составлено на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений (Под ред. Л.Е.Савельева. - М.: Просвещение, 2013);

- Учебник и программа по разделу «География. Земля и люди» для 7 класса общеобразовательных учреждений (авторы: канд, геогр. наук А.П. Кузнецов, канд, геогр. наук Л.Е. Савельева, доктор геогр. наук В.П. Дронов) являются логическим продолжением раздела «География. Планета Земля для 5-6 классов в рамках учебно-методического комплекса по географии «СФЕРЫ»), разра­батываемого издательством «Просвещение») под научным руковод­ством чл.-корр. РАО, доктора педагогических наук А.М. Конда­кова и профессора чл.-корр. РАО, доктора географических наук В.П. Дронова.

- программы основного общего образования по географии 5-9класс. – М.: Просвещение, 2011;

- рабочие программы по географии для общеобразовательных учреждений. «География: 5-9 классы» под ред. С.В.Кучина – М.: Дрофа, 2012;

- учебник «География. Земля и люди», авт. А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, 2017г. Изд. «Просвещение»., -М.

- Программа соответствует учебному планом МКОУ СОШ с. Новицкое, утверждённый педсоветом №1 от 30.08.2019г.

География - учебный предмет, формирующий у уча­щихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направ­ленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Цель и задачи курса.

Раздел «География. Земля и люди» является логическим про­должением предшествующего раздела «География. Планета Земля» для 5-6 классов и в значительной мере опирается на его матери­ал. Раздел «География. 3емля и люди» предполагает расширение страноведческой основы школьной географии, на него возлагается сложная задача формирования у школьников принципиальных ос­нов страноведческого взгляда на мир, позволяющего видеть, оце­нивать и понимать всю сложную систему взаимосвязей между че­ловеком, природой и хозяйством.

Этим и определяется главная цель раздела - опираясь на со­зданную у учащихся систему географических знании о процесс ах и явлениях общепланетарного масштаба, сформировать у них базо­вый комплекс региональных страноведческих знании о целостнос­ти и дифференциации материков, их крупных районов и стран, об их населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. Для достижения главной цели раздела изучение географии в 7 классе должно быть направ­лено на решение следующих задач:

  • продолжить формирование у учащихся знаний и представлении о географической дифференциации природы 3емли по мере про­движения от обще планетарного уровня к региональному и ло­кальному. В этой связи особое внимание уделяется формированию у школьников важнейшего навыка, который Н.Н. Баранский определял как «игру масштабами» ;

  • создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности: океанах, материках, странах и их частях с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;

  • заложить первичные "представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и осо­бенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на более старших ступенях обучения;

  • продолжить развитие картографической грамотности уча­щихся навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

  • формирование системы географических знаний как эле­мента научной картины мира;

  • познание на конкретных при мерах многообразия совре­менной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьни­кам ориентироваться в мире и представлять его геогра­фическую картину;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчиво­го развития в масштабах России и мира;

Общая характеристика учебного предмета.

География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и соци­ально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особен­ностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географиче­ским условиям окружающей среды, о географических подхо­дах к устойчивому развитию территорий.

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности. 

Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты: культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;

экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;

толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;

перспективность – опережающее изучение ключевых вопросов через: «малую» – в рамках одного раздела (отрасль, межотраслевой комплекс); «среднюю» – в течение ряда разделов (геоэкологическая проблема, качество жизни, природопользование, устойчивое развитие); «большую» – в пределах различных географических курсов (зональность, природные компоненты и факторы, географические системы); междисциплинарную (история освоения территории) – перспективность.

Идея системного единства обеспечивает возможность: 

проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;

взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;

объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;

актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;

объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;

формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;

усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь: 

образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;

различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;

традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;

дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;

этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;

диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей. 

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Земля и люди» в 7-х классах, из расчета 2 учебных часа в неделю. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках дополнительных занятий.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержа­нии присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Личностные, метапредметные, и предметные результаты.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициа­тивной и успешной личности, обладающей системой совре­менных мировоззренческих взглядов, ценностных ориента­ций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этниче­ской принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия наро­дов России и человечества; усвоение гуманистических, демо­кратических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти­ровки в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отноше­ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и добро­желательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской пози­ции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен­ностям народов России и народов мира; готовности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми стар­шего и младшего возраста, взрослыми в процесс е образова­тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соот­ветствующей современному уровню экологического мышле­ния, развитие опыта экологически ориентированной рефлек­сивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего об у­чения, ставить и формулировать для себя новые задачи 1\ учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей­ствий в рамках предложенных условий и требований, кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавлива ть аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста­навливать причинно-следственные связи, строить логиче­ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

8) смысловое чтение;

9)умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регу­ляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышле­ния, умение применять его в познавательной, коммуника­тивной, социальной практике и профессиональной ориен­тации.

Предметными результатами освоения основной об­разовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей сре­ды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использова­ния территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много­образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориен­тации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, ос­новных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, исполь­зования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятель­ного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях дея­тельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета «География»

«География. Земля и люди» - 7-й класс (70 ч., 2 ч. в неделю)

Введение - 1 ч

Что изучают в разделе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Источники географичес­кой информации.

Тема 1. Природа земли: главные закономерности - 10 ч

Материки и океаны на поверхности Земли. Географическое по­ложение и размеры материков. Особенности размещения материков по поверхности Земли. Северное материковое и Южное океаниче­ское полушария. Группы северных и южных материков. Влияние географического положения, площади и взаимного расположения материков на особенности их природы.

Географическое положение и размеры океанов. Особенности бе­реговой линии. Взаимодействие материков и 'океанов.

Материки и части света. Содержательные различия понятий «мите рин.их и «части света». Часть света как историко-культурная категория: история возникновения и развития понятия. Современ­ные части света, их границы. Принципы деления суши Земли на материки.

Особенности рельефа Земли. Планетарные формы рельефа - выступы материков и понижения океанов. Различия в строении земной коры материков и океанов. Равновесное состояние матери­ковой и океанической земной коры. Различия материков и океанов по средней высоте и средней глубине. Главные черты рельефа ма­териков. Различия в соотношении гор и равнин в рельефе север­ных и южных материков. Наиболее протяжённые горные системы мира. Главные черты рельефа дна океанов. Типичные формы ре­льефа океанического дна: шельф, материковый склон, глубоковод­ные желоба и островные дуги, ложе океана. Различия в соотно­шении форм рельефа дна в разных океанах.

История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли.

Геологические эры. Определение возраста горных пород по остан­кам живых организмов. Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в континентальную как резуль­тат сближения и столкновения литосферных плит. Эпохи складча­тости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы - основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор. Образование современных материков и океанов. Пангея , Лавразия и Гондвана.

Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнеч­ных лучей на земную поверхность- главный климатообразую­щий фактор. Воздушные массы, их типы и свойства. Циркуляция атмосферы - второй по значимости климатообразующий фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоя н- ные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт, северо­и юго-восточные полярные ветры, их влияние на климат различ­ных районов Земли. Муссоны. Влияние на климат характера зем­ной поверхности, теплых и холодных океанических течений.

Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местно­сти. Образование осадков в горах.

Клима ты Земли. Классификация климатон. Основные и пе­реходные климатические пояса. Неоднородность климата внутри климатических поясов. Характеристики жарких (экваториаль­ный, субэкваториальный и тропический), умеренных (субтропи­ческий, умеренный) и холодных (субарктический, субантарктиче­ский, арктический, антарктический) климатических поясов.

Мировой океан. Исследования Океана. Первая русская круго­светная экспедиция под командованием И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского. Первая экспедиция по изучению Мирового океана на корабле «Челленджер». Современные исследования Мирового океана. Размеры Мирового океана. Площадь, объём, сред­няя глубина, протяжённость береговой линии Мирового океана.

Рельеф дна и объём воды В океанах. Распределение поверхности дна Мирового океана по высотным уровням. Океан и атмосфера: обмен теплом и влагой. Различия поверхностных водных масс по температуре, солёности, насыщенности кислородом. Круговороты поверхностных течений и их роль в перераспределении тепла и вла­ги на Земле. Жизнь в Океане, её распространение в зависимости от климата, глубины и насыщенности воды кислородом. Океан и человек. Роль Океана в хозяйственной деятельности людей. Сти­хийные бедствия, связанные с Океаном. Экологические проблемы и охрана природы Мирового океана.

Размещение вод суши. Сток поверхностных вод. Распределение атмосферных осадков, выпадающих над сушей. Влияние рельефа на распределение поверхностного стока. Годовой слой стока, его зависимость от климата. Различия в водообеспеченности матери­ков.

Реки. Различия речной сети материков по густоте, областям стока, источникам питания и режиму рек. Речные водохранили­ща. Озёра, зависимость их размещения по материкам от наличия котловин и климата. Ледники, их распространение в зависимости от климата. Покровные и горные ледники. Площадь современного оледенения материков. Подземные воды, их виды и значение для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природная зональность. Формирование природных зон. Нерав­номерность распределения солнечного тепла по земной поверхнос­ти и внутренние различия в увлажнении географических поясов суши - основные причины формирования природных зон. Осо­бенности расположения природных зон на суше и в Океане.

Природные зоны материков, влияние на их особенности гео­логической истории материков, климата, рельефа и человеческой деятельности. Преобразование природных комплексов в природно-антропогенные и антропогенные.

Практические работы. Определение сходства и различия матери­ков по географическому положению. Определение по картам зави­симости рельефа территорий от строения земной коры. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит. Работа с картами «Климатические пояса и области мира» и «Географи­ческие пояса и природные зоны мира» С целью определения зако­номерностей их смены. Составление картосхемы «Морские течения в Океане». Определение типа климата, природной зоны по карто­графическим и статистическим материалам. Нанесение на контур­ные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 2. Человек на планете земля - 9 ч

Заселение человеком Земли. Расы. Прародина человечества.

Основные пути расселения древнего и современного человека. Географические расы, причины их возникновения, внешние при­знаки людей различных рас. Сколько людей живёт на Земле? Переписи населения. Измене­ния темпов роста численности населения Земли на разных исто­рических этапах. Факторы, влияющие на рост численности насе­ления. Естественный прирост населения, его различия. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни.

Размещение людей на планете. Средняя плотность населения Земли, её изменения с течением времени. Неравномерность раз­мещения населения Земли по её поверхности, различия размеще­ния населения по полушариям, отдельным материкам и странам. Факторы, влияющие на размещение людей. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жи­лища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы, языки и религии мира. Народ как совокупность лю­дей, проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке. География народов и языков. Языковые семьи. Ми­ровые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Исторические этапы фор­мирования современного хозяйства. Основные виды современной хозяйственной деятельности человека, особенности их географии. Где и как живут люди: города и сельская местность. Основные ви­ды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешне­му облику и занятиям населения. Соотношение городского и сельско­го населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов, их внутреннее зонирование в соответствии с вы­полняемыми функциями. Крупные города. Городские агломерации.

Страны мира. Политическая карта мира. Различия стран по раз­мерам, географическому положению, числу жителей, хозяйственной деятельности, формам правления. Суверенные государства. Респуб­лики и монархии. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны.

Историко-культурные районы мира. Принципы выделения историко-культурных районов, их границы. Основные особеннос­ти историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточ­ной Европы, Российско- Евразиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары, Южной, Восточной и Юто-Восточной Азии, Северной и Латинской Америки, Австра­лии, Океании.

Практические работы. Составление географических характери­стик населения мира (плотность, размещение, народы), описаний городов, культуры народов. Работа с политической картой мира, картой народов мира и картой религий мира. Составление картосхем по темам «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов мира». Составление таблиц «Основные языко­вые семьи и группы», «Виды отраслей хозяйства». Характеристи­ка сельского хозяйства, промышленности. Нанесение на контур­ные карты географической номенклатуры по теме раздела.

Тема 3. Многоликая планета - 48 ч

Океаны земли- 4ч

Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый океаны.

Особенности природы океанов. Географическое положение, крупнейшие моря и заливы, строение дна, климат, особенности вод и живых организмов.

Природные богатства океанов и их хозяйственное освоение.

Основные районы морского промысла. Добыча полезных ископае­мых. Морские пути. Центры туризма.

МАТЕРИКИ – 44ч

Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида, Северная Америка, Евразия.

Особенности природы материков. Географическое положение и очертания. Характер поверхности. Климат. Внутренние воды. Органический мир и природные зоны. Природные богатства.

Природные районы материков. Особенности рельефа, климата, растительности, животного мира, хозяйственной деятельности.

Население материков. Численность населения материка и осо­бенности его размещения. Расовый состав. Крупнейшие народы и языки, религии. Политическая карта материка. Особенности хо­зяйственной деятельности людей.

Страны материков. Особенности географического положения и природы. Население. Хозяйственная деятельность человека.

Страны Африки: Египет, Демократическая Республика Конго,

Южно- Африканская Республика.

Страны Южной Америки: Венесуэла, Бразилия, Перу. Страны Австралии и Океании: Австралийский Союз, Самоа. Страны Северной Америки: США, Канада, Мексика.

Страны Евразии: страны Европы - Норвегия, Великобрита­ния, Германия, Франция, Италия, Чехия; страны Азии - Индия, Китай, Республика Корея, Япония, Турция, Казахстан.

Практические работы. Определение географического положения материка, страны. Чтение рельефа материков по профилям. Со­ставление географических описаний отдельных компонентов при­родных комплексов материков, в том числе сравнительных, а так­же комплексных географических характеристик материков, их природных районов и отдельных стран на основе изучения карт и других источников информации. Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связей между ними. Прогнозирование возникновения и развития экологических ситуаций на материках, в регионах и странах мира. Нанесение на контурные карты географической номенклатуры по теме раздела.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 2ч

Сущность общечеловеческих проблем. Демографическая проб­лема. Продовольственная проблема. Сырьевая и энергетическая проблемы. Экологическая проблема. Проблема преодоления от­сталости многих стран.

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема: «Африка»

Природа: Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулканы Килиманджаро и Камерун; реки Нили, Конго, Замбези; озёра Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

Страны: Египет (Каир), Алжир (Алжир), Марокко (Рабат), Нигерия (Абуджа, Лагос), Конго (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), Танзания (Додома), Замбия (Лусака), ЮАР (Претория, Кейптаун).

Тема «Австралия и Океания»

Природа: полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив, острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр-Норт,

Города: Канберра, Сидней, Мельбурн.

Тема «Южная Америка»

Природа: Панамский перешеек. Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, Аконкагуа, Бразильское и Гви­анское плоскогорья, Оринокская и Ла-Платская низменно­сти, реки Парана, Ориноко, озера Титикака, Маракайбо.

Страны: Бразилия (Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-­Паулу), Аргентина (Буэнос-Айрес), Венесуэла (Каракас), По­ру (Лима), Чили (Сантьяго).

Тема «Северная Америка»

Природа: полуострова Флорида, Калифорния, Аляска; заливы Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский; острова Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские; Вели­кие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба, реки Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Юкон, Рио-Гранде; озера Великие (американские), Виннипег, Большое солёное.

Страны: Канада (Оттава, Монреаль, Калгари, Ванкувер), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сиэтл), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

Тема «Евразия»

Природа: полуострова Таймыр, Кольский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея, Балканский, Апеннинский, Пиренейский; моря Северное, Аравийское; заливы Финским Ботнический, Бискайский, Персидский; проливы Карские ­Ворота, Босфор, Малаккский; острова Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские; равнины Западно-Сибирская, Великая Китайская; плоскогорья Восточно-Сибирское, Декан; горы Альпы, Пиренеи, Карты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья Тибет, Гоби; вулканы Кракатау, Этна, реки Обь с Иртышом, Лена, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Эльба, Одра, Висла, Сена, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Меконг; озера Онежское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Страны: основные страны крупных регионов Евразии, названные в программе, их столицы и крупнейшие города.

Учебно - тематический план

№ раздела

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Практические работы

Итоговые задания


Введение

1

0


1

Природа Земли

10

4

тест

2

Человек и планета Земля

9

1

тест, или составление прогноза погоды

3

Многоликая планета

48

0



Океаны

4

1



Африка

6

1



Южная Америка

7

1



Австралия и Океания

5

1



Антарктида

2

1

тест


Северная Америка

7

1



Евразия

17

3

тест

4

Глобальные проблемы человечества

2

1

тест, или создание проекта

Всего

68

15



Используемая литература:

для учащихся:

А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.П.Кузнецов. Под редакцией В.П.Дронова.

Атлас. 5 – 6 класс.

Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.

для учителя:

А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.П. Кузнецов. Под редакцией В.П. Дронова.

А.П. Кузнецов. ГЕОГРАФИЯ. Земля и люди. 7 класс. Тетрадь - тренажёр. 5–6 классы. В 2 частях.

Тетрадь - практикум. 5–6 классы.

Тетрадь – экзаменатор. 5–6 классы.

Атлас. 5 – 6 класс.

Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.

Ступникова А.Д., Бражникова Л.В. и д.р. Справочник учителя географии. Методические рекомендации для учителя. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.

Дюжева О.А. УУД. Инновационные технологии. – Волгоград: издательство «Учитель», 2011.

Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М. : Просвещение, 2011г.

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое




















Календарно-тематический планирование география 7 класс. Учебник А.П. Кузнецова. Программа под редакцией Л.Е. Савельева.

урока

урока по теме

Тема урока

Практические работы

Домашнее задание

Дата


1

1

Введение(1ч)


Учебник с.5-6


Тема 1: Природа Земли: главные закономерности (10ч)

2

1

Материки и океаны на поверхности Земли


Пр.р. №1 «Определение сходства и различия материков по ГП»

§1, к/к с.2-3 №1


3

2

Географическая и историко-культурная составляющая понятий «материк» и «часть света»


§2,


4

3

Рельеф Земли



§3,

к/к с.2-3 №2


5

4

История формирования рельефа Земли


Пр.р№2 «Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом Земли»

§4,

к/к с.4-5 №1-5


6

5

Климатообразующие факторы


Пр.р№3«Определение типа климата по климатограммам картографическим материалам»

§5,

к/к с.6-7


7

6

Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли



§6,

к/к с.6-7


8

7

Мировой Океан



§7,

к/к с.2-3 №5


9

8

Воды суши


Пр.р№ 4 « Работа по к.к крупнейшие гидрологические объекты мира»

§8,

к/к с.2-3 №4


10

9

Природные зоны Земли


§9,


11

10

Природа Земли: главные закономерности. Обобщающий урок.


Учебник с.36



Тема 2: Человек на планете Земля(8ч)

12

1

Историко-географические закономерности заселения человеком Земли


§10,


13

2

Численность населения Земли. Размещение людей на планете Земля.



§11,§12,

к/к с.10-11 №2-3


14

3

Народы, языки, религии мира


Пр.р№5Составление комплексной характеристики населения мира.

§13,

к/к с.10-11 №4


15

4

Хозяйственная деятельность людей



§14,

к/к с.10-11 №5


16

5

Особенности расселения населения Земли



§15,

к/к с.10-11 №1


17

6

Страны мира



§16,

к/к с.8-9 №1-5


18

7

Историко-культурные районы мира


§17,


19

8

Человек на планете Земля. Обобщающий урок.


Учебник с.56


Тема 3: Многоликая планета (42ч)

Океаны (3ч)

20

1

Атлантический океан


§18,


21

2

Тихий океан


§19,


22

3

Индийский океан, Северный Ледовитый океан


Пр.р. №6 «Составление комплексной характеристики океана (по выбору)»

§20,21



Африка (5ч)

23

1

Особенности природы Африки


Пр.р.№7«Определение геогр.положения материка»

§22,



24

2

Районирование Африки


§23,


25

3

Население Африканского континента



§24,

к/к с.27 №1-5


26

4

Страны Африки. Типовая характеристика страна. ЮАР


§25


27

5

Страны Африки: Египет, ДР Конго


§25


Южная Америка (6ч)

28

1

Особенности природы Южной Америки


Пр.р.№8 «Описание крупных речных систем. Оценивание возможностей и трудностей их хоз. использования»

§26,

к/к с.22


29

2

Природные районы материка: равнинный Восток



§27,

к/к с.23 №3


31

3

Природные районы материка: Анды



§28,

к/к с.24 №2


32

4

Население Южной Америки



§29,

к/к с.24 №1,3,4


33

5

Страны Южной Америки. Бразилия


§30


34

6

Венесуэла и Перу



§30,

к/к с.24 №5


Австралия и Океания (5ч)

35

1

Особенности природы Австралии


Пр.р.№9 «Сравнение ГП Ю.Америки и Австралии.»

§31,

к/к с.28 №1-4


36

2

Особенности природы Океании



§32,

С.67 в.3


37

3

Население Австралии и Океании


§33


38

4

Австралийский Союз



§34,

к/к с.28 №5


39

5

Самоа


§35


Антарктида (3ч)

40

1

Характеристика природы материка


Пр.р.№10«Описание географического положения и особенностей природы Антарктиды»

§36,

к/к с.30 №1-3,5


41

2

Освоение человеком Антарктиды



§37,

к/к с.30 №4


42

3

Обобщение. Сравнительная характеристика южных материков




Северная Америка (6ч)

43

1

Типичные и отличительные черты природы Северной Америки


Пр.р.№11«Сравнение климата отдельных частей материка»

§38


44

2

Равнинные районы Северной Америки


§39


45

3

Горы Северной Америки


§40


46

4

Освоение человеком материка



§41,

к/к с.21 №2-3


47

5

Страны североамериканского континента. США


§42,


48

6

Канада и Мексика



§42,

к/к с.21 №1,4,5.


Евразия (14ч)

49

1

Особенности природы материка


Пр.р.№12 «Сравнение природных зон по 40 параллели вЕвразии и С.Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, степени их изменения человеком»

§43,

к/к с.12-13 №1-5,с.14-15 №4-5


50

2

Особенности природы материка


§43


51

3

Регионы Евразии.

Природа западной части Европы


Пр.р.№13 «Комплексное описание страны Европы по плану (по выбору)»

§44



52

4

Северная Евразия, Северо-Восточная и Восточная Азия.

Особенности природы



§45


53

5

Особенности природы Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.


§46


54

6

Человек на Евразийском пространстве



§47,

к/к с.16-17


55

7

Страны Европы. Норвегия


§48, с.146-147


56

8

Великобритания


§48,с.148-149


57

9

Германия и Франция


§48,с.150-153


58

10

Страны Азии: Индия


Пр.р.№14.«Комплексное описание страны Азии по плану (по выбору)»

§49, с.158-159


59

11

Китай


§49,с.160-161


60

12

Сравнительная характеристика Японии и Республики Корея.



§49, с.162-165



61

13

Турция и Казахстан



§49, с.166-169

к/к с.16-17 №4-5


62

14

Обобщение. Сравнительная характеристика Северных материков.




63

1

Глобальные проблемы человечества


Пр.р № 15 « Глобальные проблемы человечества.»

§50,



64

1

Итоговая аттестация. Итоговая проверочная работа


к/к с.2-3 №3

Выучить номенклатуру


65

2

Урок-зачет. Географический диктант




66

3

Итоговый урок. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.




67

4

Итоговое тестирование




68

5

Обобщение за курс 7 класса по географии







Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.


1.УМК .

2. БИБЛИОТЕКА -  методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.
3.ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедиа-проектор, оверхед-проектор, слайд-проектор, телевизор, DVD, МФУ, документ камера  .

4.КОЛЛЕКЦИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ. Электронные приложения к учебникам, обучающие программы, электронные энциклопедии, DVD-диски

5.НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Географические карты, таблицы, схемы, фолии, слайд-альбомы. 
6.ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ. Тесты, задания для проведения самостоятельных, практических и контрольных работ, раздаточный материал.

Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся (примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся по новому ФГОС находятся в разработке).


К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.

Приведем примеры работ при использовании компьютера:

– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;

– создание текста доклада;

– фотографирование географических объектов и явлений;

– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;

– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).



Планируемые результаты изучения учебного предмета.


В результате изучения географии ученик должен знать/понимать: 

- основные географические понятия и термины;

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

 -географические следствия движений Земли;

- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; 


уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 -находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

 - приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- учета фенологических изменений в природе своей местности;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


«Контроль уровня обученности».

Контроль уровня обученности включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющие определить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения предмета. Внутри каждой темы выдержана типология заданий: проблемные и познавательные, тесты, кроссворды. Такой подход позволяет осуществлять дифференциацию обучения и соблюдать принципы индивидуализации и мотивации знаний. Наряду с вопросами, требующими базовых знаний, есть и такие, которые связаны с углубленным изучением географии.

Проблемные и познавательные задания включают наиболее важные в образовательно-воспитательном отношении вопросы географии. По своему характеру данные задания, прежде всего, ориентированны на формирование оценочных суждений и т.д.

Разноуровневые тестовые задания должны выявить степень усвоения учащимися учебного материала по географии.

При составлении заданий учитывается важность элемента игры в процессе обучения, на это направлены кроссворды. Почти каждая тема включает в себя кроссворды: на знание понятий, а так же признаков того или иного явления. Для удобства оценки при их выполнении учениками количество заданий ограниченно пятью или десятью вопросами. Если проблемные и познавательные задания нацелены на обобщение изученного материала, то кроссворды отличаются большей детализацией, что позволяет в необычной для учащихся форме, проверить их знание, терминов, понятий, персоналий.


Перечень обязательных практических работ

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 15 практических работ в тетради- практикуме за 7 класс.

«Литература и средства обучения»

В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!