Пояснительная записка.
При составлении рабочей программы и календарно-тематического планирования использовались нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » (статья 48).
Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576. «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253
Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Планирование составлено на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений (Под ред. Л.Е.Савельева. - М.: Просвещение, 2012);
Учебник «ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля». 5 - 6 КЛАСС- А.А. Лобжанидзе. (1 час в неделю, 35 часов)
- программы основного общего образования по географии 5-9класс. – М.: Просвещение, 2011;
- рабочие программы по географии для общеобразовательных учреждений. «География: 5-9 классы» под ред. С.В.Кучина – М.: Дрофа, 2012;
- Программа соответствует учебному планом МКОУ СОШ с. Новицкое, утверждённый педсоветом №1 от 30.08.2019г.
Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Цель и задачи курса.
Раздел «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география — единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты; заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, заложить основы понятий, формирование которых продолжиться при изучении последующих курсов.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
- сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
- научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
- продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
- продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
Общая характеристика учебного предмета.
Настоящая программа по географии для основной школы составляет вместе с другими предметами (биологией, химией, физикой, историей, обществознанием, экономикой) непрерывный школьный курс естествознания и обществознания.
Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.
Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:
культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;
экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;
толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;
перспективность – опережающее изучение ключевых вопросов через: «малую» – в рамках одного раздела (отрасль, межотраслевой комплекс); «среднюю» – в течение ряда разделов (геоэкологическая проблема, качество жизни, природопользование, устойчивое развитие); «большую» – в пределах различных географических курсов (зональность, природные компоненты и факторы, географические системы); междисциплинарную (история освоения территории) – перспективность.
Идея системного единства обеспечивает возможность:
проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;
взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;
объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;
актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;
объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;
формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;
усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.
Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь:
образно-чувственного, рационально-логического и операционно-деятельностного в процессе изучения географии. Достигается развитие всех сфер сознания личности – аффективной, когнитивной, волевой;
различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;
традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;
дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;
этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;
диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.
В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6-х классах, из расчета 1-го учебного часа в неделю. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах в рамках дополнительных занятий.
Личностные, метапредметные, и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, к истории, языку, культуре своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, и т. п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–6-й классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5–6-й классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
5–6-й классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
6-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине – России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
Содержание учебного предмета «География»
«География. Планета Земля» - 6-й КЛАСС (35 ч., 1 ч. в неделю)
Введение. (1ч)
Понятие о географии, причины возникновения и развития науки. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов.
Раздел 5. Гидросфера — водная оболочка Земли. (9 часов)
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Практическая работа №1 по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт.
Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Практическая работа №2 «Описание реки своей местности»
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Раздел 6. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. (10 часов)
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Практическая работа №3 по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса. Практическая работа №4 «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды».
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Раздел 7. Биосфера Земли. (5 часов)
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Раздел 8. Географическая оболочка Земли. (10 часов)
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Практическая работа № 5 «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»»
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий. В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
Важнейшие понятия курса географии
Важнейшие понятия 6-го классов |
атмосфера, амплитуда температур, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, гидросфера, океан, море, река, бассейн реки, режим реки, озеро, биосфера, почва, географическая оболочка, географические системы, географическая среда, природные и антропогенные системы, городская среда обитания, ноосфера. |
Учебно - тематический план
№ раздела | Тема | Кол-во часов | В том числе |
Практические работы | Итоговые задания |
| Введение | 1 | 0 | |
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли | 9 | 2 | заполнение таблицы или тест |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 10 | 2 | тест, или составление прогноза погоды |
3 | Биосфера – оболочка жизни | 5 | 0 | заполнение таблицы или тест |
4 | Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | 9 | 1 | заполнение таблицы или тест, или создание проекта |
Всего | 34 | 5 | |
Используемая литература
Для учащихся:
Лобжанидзе А.А. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. 5 – 6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. 5 – 6 классы. Электронное приложение к учебнику автора Лобжанидзе А.А. Под редакцией В.П.Дронова.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Атлас. 5 – 6 класс.
Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.
Для учителя:
Лобжанидзе А.А. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. 5 – 6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. 5 – 6 классы. Электронное приложение к учебнику автора Лобжанидзе А.А. Под редакцией В.П.Дронова.
Лобжанидзе А.А. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. 5 – 6 классы. Тетрадь - тренажёр. 5–6 классы. В 2 частях.
Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Тетрадь - практикум. 5–6 классы.
Барабанов В.В. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Тетрадь – экзаменатор. 5–6 классы.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Атлас. 5 – 6 класс.
Котляр О.Г. ГЕОГРАФИЯ. Планета Земля. Контурные карты. 5–6 классы.
Ступникова А.Д., Бражникова Л.В. и д.р. Справочник учителя географии. Методические рекомендации для учителя. – Волгоград: издательство «Учитель», 2012.
Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование для 5- 6 класса. М. : Просвещение, 2012г.
Дюжева О.А. УУД. Инновационные технологии. – Волгоград: издательство «Учитель», 2011.
Курчина С.В. Рабочие программы. География 5-9 классы. – учебно-методическое пособие. – М.: «Дрофа», 2012г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Календарно – тематическое планирование География 6 класс. Учебник А. А. Лобжанидзе. Программа под редакцией Л.Е. Савельева.
№ урока | темы | П/р, к/р, тест, зачет. | Стр., параграф | Дата |
1. | Введение | | конспек | |
Гидросфера – 9 ч |
2. | Гидросфера | | §31 | |
3 | Мировой океан | | §32 | |
4 | Движения воды в Океане | Практическая работа № 1 по описанию вод Мирового океана | §33 | |
5 | Реки | | §34 | |
6 | Озёра и болота | | §35 | |
7 | Подземные воды | | §36 | |
8 | Ледники и многолетняя мерзлота | | §37 | |
9 | Человек и гидросфера | | §38 | |
10 | Обобщающий урок по теме Гидросфера — водная оболочка Земли | Итоговые задания. Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» | | |
Атмосфера – 10ч |
11 | Атмосфера | | §39 | |
12 | Температура воздуха | Практическая работа №3 «Определение среднесуточной и сред годовой температуры воздуха» | | |
13 | Влажность воздуха. Облака | | §41 | |
14 | Атмосферные осадки | | §42 | |
15 | Атмосферное давление | | §43 | |
16 | Ветер | Практическая работа № 4: «Роза ветров» | §44 | |
17 | Погода | | §45 | |
18 | Климат | | §46-§47 | |
20 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | | | |
Биосфера – 5 ч |
21 | Биосфера | | §48 | |
22 | Жизнь в Океане и на суше | | §49 | |
23 | Значение биосферы | | §50 | |
24 | Человек — часть биосферы | | §51 | |
25 | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» | | §52 | |
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс- 9ч |
26 | Географическая оболочка | | §53 | |
27 | Природные комплексы | | §54 | |
28 | Почва | | §55 | |
29 | Ледяные пустыни и тундры | | §56 | |
30 | Леса | | §57 | |
31 | Степи в саванны. | | §58 | |
32 | Природные комплексы Мирового океана | | §59 | |
33 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | Практическая работа № 5 «Создание информационного буклета «Объект Всемирного наследия» | §60-§61 | |
34 | Обобщающий урок по теме « Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс» | Итоговая аттестация - тест | | |
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения.
1.УМК .
2. БИБЛИОТЕКА - методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.
3.ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедиа-проектор, оверхед-проектор, слайд-проектор, телевизор, DVD, МФУ, документ камера .
4.КОЛЛЕКЦИЯ МЕДИАРЕСУРСОВ. Электронные приложения к учебникам, обучающие программы, электронные энциклопедии, DVD-диски
5.НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. Географические карты, таблицы, схемы, фолии, слайд-альбомы.
6.ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ. Тесты, задания для проведения самостоятельных, практических и контрольных работ, раздаточный материал.
Примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся (примерное тематическое планирование и виды деятельности учащихся по новому ФГОС находятся в разработке).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках географии, относятся компьютер, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Приведем примеры работ при использовании компьютера:
– поиск дополнительной информации в Интернете для ответа на продуктивные вопросы;
– создание текста доклада;
– фотографирование географических объектов и явлений;
– обработка данных проведённых наблюдений и географических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Технические средства на уроках географии широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-географические следствия движений Земли;
- географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- учета фенологических изменений в природе своей местности;
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
«Контроль уровня обученности».
Контроль уровня обученности включает в себя систему контролирующих материалов, позволяющие определить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения предмета. Внутри каждой темы выдержана типология заданий: проблемные и познавательные, тесты, кроссворды. Такой подход позволяет осуществлять дифференциацию обучения и соблюдать принципы индивидуализации и мотивации знаний. Наряду с вопросами, требующими базовых знаний, есть и такие, которые связаны с углубленным изучением географии.
Проблемные и познавательные задания включают наиболее важные в образовательно-воспитательном отношении вопросы географии. По своему характеру данные задания, прежде всего, ориентированны на формирование оценочных суждений и т.д.
Разноуровневые тестовые задания должны выявить степень усвоения учащимися учебного материала по географии.
При составлении заданий учитывается важность элемента игры в процессе обучения, на это направлены кроссворды. Почти каждая тема включает в себя кроссворды: на знание понятий, а так же признаков того или иного явления. Для удобства оценки при их выполнении учениками количество заданий ограниченно пятью или десятью вопросами. Если проблемные и познавательные задания нацелены на обобщение изученного материала, то кроссворды отличаются большей детализацией, что позволяет в необычной для учащихся форме, проверить их знание, терминов, понятий, персоналий.
Текущий :
Проверочная работа 1. «Движение воды в океане»
Проверочная работа 2. «Человек и гидросфера»
Проверочная работа 3. «Погода»
Проверочная работа 4. «Человек и атмосфера»
Проверочная работа 5. «Жизнь на Земли»
Проверочная работа 6. «Природные комплексы»
Проверочная работа 7. «Человек и географическая оболочка».
Итоговые задания.
Раздел 5. Гидросфера – водная оболочка Земли (1 ч.) - заполнение таблицы или тест.
Раздел 6. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (1ч.) - заполнение таблицы или тест, или составление прогноза погоды.
Раздел 8. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (1 ч.) - заполнение таблицы или тест, или создание проекта .
(возможно несколько вариантов проведения обобщения по теме «по выбору учителя»)
Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради- практикуме за 5-6 класс:
Составление презентации по теме «Великие русские путешественники», (5 класс);
Построение профиля рельефа, (5 класс);
Определение на местности направлений и расстояний, (5 класс);
Полярная съемка местности, (5 класс);
Составление маршрута путешествия, (5 класс);
Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов, (5 класс);
Определение горных пород по их свойствам, (5 класс);
Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
Комплексное описание реки, (6 класс);
Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).