СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как плане-те людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйства. О проблемах взаимодействия общества  и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа начального курса географии составлена на основе:

• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

• идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Общая характеристика учебного предмета

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Программа «Начальный курс географии» соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Цель и задачи курса

Основная цель «Начального курса географии» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:



  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.









Требования к результатам обучения географии

Планируемые результаты обучения



Ученик научится:



- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;



- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;



- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;



- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;



- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;



- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;



- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.



Ученик получит возможность научиться:



- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;



- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;



- строить простые планы местности;



- создавать простейшие географические карты различного содержания;



- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.



- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;



Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;



- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;



- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.



- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;



- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;



- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;



- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Личностными результатами являются следующие умения:



Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.



Важнейшие личностные результаты обучения географии:



• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:



— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);



— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;



— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;



— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;



— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;



• гармонично развитые социальные чувства и качества:



— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;



— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;



— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;



• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их



применения в различных жизненных ситуациях.



Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).



Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:



— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;



— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;



— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.



Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:



• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;



• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;



• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;



• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;



• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;



• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.



Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:



• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;



• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);



• умение работать с разными источниками географической информации;



• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



• картографическая грамотность;



• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;



• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;



• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;



• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
























Календарно- тематическое планирование учебного предмета


№ п/п



урока


Раздел. Тема

Кол-во

часов

Дата по

плану


Дата факт.


Введение 3 часа


1.

1.

География - одна из наук о планете Земля.

1

5.09


2.

2.

Наблюдение – метод географической науки.

1

12.09


3.

3.

Организация и проведение фенологических осенних наблюдений.

1

19.09


Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы 4 часа

4.

1.

Земля среди других планет Солнечной системы.

1

26.09


5.

2.

Движение Земли по околосолнечной орбите.

1

3.10


6.

3.

Пояса освещенности.

1

10.10


7.

4.

Суточное вращение Земли.

1

17.10


Раздел 2. Геосферы Земли 27


Внутреннее строения Земли 8 часов

8.

1.

Слои «твердой» Земли.

1

24.10


9.

2.

Вулканы Земли.

1

7.11


10.

3.

Из чего состоит земная кора

1

14.11


11.

4.

Изучение горных пород своей местности.

1

21.11


12.

5.

Строение земной коры. Землетрясения.

1

28.11


13.

6.

Рельеф земной поверхности.

1

5.12


14.

7.

Определение относительной высоты холма.

1

12.12


15.

8.

Человек и литосфера

1

19.12


Атмосфера 4 часа

16.

1.

Воздушная оболочка Земли.

1

26.12


17.

2

Погода и метеорологические наблюдения..

1

23.01


18.

3.

Изготовление метеорологической станции

1

30.01


19.

4.

Человек и атмосфера.

1

6.02


Водная оболочка Земли 7 часов

20.

1.

Вода на Земле.

1

13.02


21.

2.

Круговорот воды на Земле.

1

20.02


22.

3.

Мировой океан-главная часть гидросферы.

1

27.02


23.

4.

Воды суши.

Реки.

1

5.03


24.

5.

Озёра.

1

12.03


25.

6.

Вода в «земных кладовых».

1

19.03


26.

7.

Человек и гидросфера.

1

2.04


Биосфера 8 часов

27.

1.

Оболочка жизни

1

9.04


28.

2.

Жизнь в тропическом поясе

1

16.04


29.

3.

Растительный и животный мир умеренных поясов

1

23.04


30.

4.

Жизнь в полярных поясах и в океане

1

30.04


31.

5.

Природная среда. Охрана природы

1

7.05


32.

6.

Путешествие (виртуальное) по экологической тропе Баргузинского заповедника.

1

14.05


33.

7.

Обобщение по теме «геосферы Земли»

1

21.05


34.

8.

Итоговое занятие по курсу.

1

28.05


























































Раздел

Кол-во часов

Виды контрольных

1

Введение


3

фронтальный опрос

географическая викторина

1

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

4

Опрос.

выполнение заданий Школы географа-следопыта
Проверочная работа. Тест №1

3

Раздел 2. Геосферы Земли.


27

Терминологический диктант.

Номенклатура

Проверочная работа –Тест №2

4

Внутреннее строения Земли

8

Терминологический диктант.
Проверочная работа. Тест №3

5

Атмосфера

4

Географический диктант
Проверочная работа. Тест№4

6

Водная оболочка Земли

7

Терминологический диктант.

Номенклатура

Тест 5


7

Биосфера и почвенный покров

8

Проект.
Опрос

Итоговая контрольная работа



















Содержание учебного предмета

География начальный курс

Введение.

География-одна из наук о планете Земля. Наблюдение – метод географической науки.



Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы

Земля среди других планет Солнечной системы. Движение Земли по околосолнечной орбите. Организация и проведение фенологических осенних наблюдений. Суточное вращение Земли.

Раздел «Геосферы Земли»

Внутреннее строения Земли

Слои «твердой» Земли. Вулканы Земли. Из чего состоит земная кора. Изучение горных пород своей местности. Строение земной коры. Землетрясения. Рельеф земной поверхности. Определение относительной высоты холма. Человек и литосфера.


Атмосфера.

Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.

Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.



Водная оболочка Земли

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Природные памятники гидросферы.

Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.

Биосфера и почвенный покров

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)



Результаты обучения:

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.


Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.



Предметные

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф

  • Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;


Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!