Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена в соответствии с ФГОС ООО, на основе авторской программы «Математика. 5-11 классы/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. – М.:Вентана-Граф, 2018. – 152 с.». Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников А.Г. Мерзляка Геометрия:
7 класс: учебник для обучающихся образовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. :Вентана-Граф, 2017. – 304 с. : ил.
Данная программа соответствует миссии образовательной организации: «Учить, развивая и развиваясь», целям и задачам МБОУ «Видновской СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов».
Учебный план ООП ООО отводит на изучение геометрии в 7 классах основной школы 0,5 учебных часа в неделю в течение всего года обучения, всего 17 часов.
Авторская программа рассчитана на 35 недель по 0,5 часу в неделю в течение всего года обучения. В итоге на преподавание геометрии в 7 классах отводится 17,5 часов.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии в связи с изменяющейся ситуацией;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
Умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Умение выдвигать гипотезы при решении задачии понимать необходимость их проверки;
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
Осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
Представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
Систематические знания о фигурах и их свойствах;
Практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
Изображать фигуры на плоскости;
Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
Измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
Распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
Выполнить построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
Читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
Проводить практические расчеты.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
7 класс
1.Простейшие геометрические фигуры и их свойства
Выпускник научится:
приводить примеры геометрических фигур;
описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол;
формулировать: определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой;
классифицировать углы.
пояснять, что такое аксиома, определение.
Выпускник получит возможность:
доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой);
находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений;
изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
2.Треугольники
Выпускник научится:
описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур;
изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы;
классифицировать треугольники по сторонам и углам.
формулировать: определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка.
Выпускник получит возможность:
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение
приобрести опыт выполнения проектов.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника
Выпускник научится:
распознавать на чертежах параллельные прямые;
изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые;
описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей;
формулировать: определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;
свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы углов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;
признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Выпускник получит возможность:
доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного.
Овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство
приобрести опыт выполнения проектов.
4.Окружность и круг. Геометрические построения
Выпускник научится:
пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ;
изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него;
формулировать: определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружность.
Выпускник получит возможность:
научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек.
овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство.
Содержание учебного предмета
7 класс
Простейшие геометрические фигуры и их свойства (3 часа)
Точки и прямые. Отрезок и его длина. Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа).
Виды деятельности обучающихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ товарищей, решение задач по теме.
Треугольники (4 часа)
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Теоремы.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа).
Виды деятельности обучающихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ товарищей, решение задач по теме.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (4 часа)
Параллельные прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник и свойства.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа).
Виды деятельности обучающихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ товарищей, решение задач по теме.
Окружность и круг. Геометрические построения (3 часа)
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Свойства окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение.
Формы и методы формирования новых знаний и способы деятельности:
Фронтальная, индивидуальная, парная формы организации работы обучающихся (контрольная работа).
Виды деятельности обучающихся: слушание объяснений учителя, слушание и анализ товарищей, решение задач по теме.
Повторение и систематизация учебного материала (3 часа)
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Содержание | Количество часов по темам | Контрольные (диагностические ) работы |
1 | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 3 | 1 | |
2 | Треугольники | 4 | 1 | |
3 | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. | 4 | 1 | |
4 | Окружность и круг. Геометрические построения | 3 | 1 | |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 3 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол №1заседания ШМО учителей
математики, физики, информатики и ИКТ
от 29.08.2022 г.
Руководитель ШМО
__________________ Нуждина Е.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
_________________ Пиюк Н.Ю.
29.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________Пиюк Н.Ю.
«_29_» _августа__ 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков__геометрии______
Класс __7_А_
Учитель_Нуждина Е.Н.
Количество часов на учебный год _17_, в неделю 0,5
Плановых контрольных уроков_4
Планирование составлено на основе______________________________
Учебник ________________________________________________________
Дополнительная литература________________________________
№ п/п | Содержание | Количество часов по темам | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 3 | | |
1 | Отрезок и его длина Луч. Угол. Измерение углов | 1 | | |
| |
| |
2 | Смежные и вертикальные углы Перпендикулярные прямые Аксиомы | 1 | | |
| |
| |
3 | Контрольная работа № 1 | 1 | | |
Треугольники | 4 | | |
4 | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника Первый и второй признаки равенства | 1 | | |
| |
5 | Равнобедренный треугольник и его свойства Признаки равнобедренного треугольника | 1 | | |
| |
6 | Третий признак равенства треугольников Теоремы | 1 | | |
| |
7 | Контрольная работа №2 «Треугольники» | 1 | | |
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 4 | | |
8 | Параллельные прямые Признаки параллельности двух прямых Свойства параллельных прямых | 1 | | |
| |
| |
9 | Сумма углов треугольника Сумма углов треугольника Прямоугольный треугольник | 1 | | |
| |
| |
10 | Свойства прямоугольного треугольника | 12 | | |
11 | Контрольная работа №3"Параллельные прямые. Сумма углов в треугольнике" | 1 | | |
Окружность и круг. Геометрические построения | 3 | | |
12 | Геометрическое место точек. Окружность и круг Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 | | |
| |
13 | Описанная и вписанная окружности треугольника Задачи на построение Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | |
| |
| |
14 | Контрольная работа №4 «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | | |
Повторение и систематизация учебного материала | 3 | | |
Повторение и систематизация курса геометрии 7 класса | 3 | | |
Дата « __29_» августа 2022 г.
Учитель _____________ /_Нуждина Е.Н./