СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа физика 10 класс (профильный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для профильного уровня 5 часов в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа физика 10 класс (профильный уровень)»

ФИЗИКА, 10 КЛАСС (профильный уровень)

170 ЧАСОВ, 5 ЧАСов В НЕДЕЛЮ


Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень; 10 - 11-й классы). В этих документах сформулированы цели изучения физики в 10 - 11-м классах на профильном уровне:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;

  • воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;

  • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение физики в 10—11-м классах на профильном уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.

Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК).

УМК для каждого класса включает:

  • учебник;

  • задачник;

  • методические материалы для учителя; самостоятельные и контрольные работы; тетрадь для лабораторных работ;

  • материалы для подготовки к Единому государственному экзамену «ЕГЭ: шаг за шагом»;

  • компакт-диск с анимациями и видеофрагментами.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Рабочая программа создана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта на профильном уровне, дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых в классе, лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 10 классе (профильный уровень) отводится 170 часов.


Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о методах научного познания природы, современной физической картины мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной.

Знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электростатики.

Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости.

Применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценке достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки предъявления учебной и научно-популярной информации по физике.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовке докладов, рефератов и других творческих работ.

Воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники.

Использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.


Содержание тем учебного предмета.

10 класс, 170 часов, 5 часов в неделю

Физика как наука. Методы научного познания природы - 4 часа

Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

Механика - 57 часов

Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение.

Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике.

Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела.

Молекулярная физика - 45 часов

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул.

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа.

Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Изменения агрегатных состояний вещества.

Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Электростатика. Постоянный ток - 47 часов

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь напряжения с напряженностью электрического поля.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и вакууме. Закон электролиза. Плазма. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.

Магнитное поле - 10 часов

Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.

Лабораторные работы - 13

Контрольные работы - 10

Физический практикум - 15 часов

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

(всего)

Из них

Планируемые результаты

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Виды и количество контроля

Знания

Умения

1.

Физика как наука. Методы научного познания.

4




Знать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.


2.

Кинематика.

15

2


1

Знать смысл понятий: инерциальная система отсчета, материальная точка, резонанс, квант, фотон, атомное ядро, дефект масс, энергия связи; смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны; смысл физических законов, принципов, постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.


Уметь описывать и объяснять результата наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез, научных и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять: скорость, ускорение, свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения; приводить примеры практического применения физических знаний; законов механики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Internet).

3.

Динамика

17

2


1

4.

Законы сохранения.

16

2


1

5.

Статика.

6





Основы МКТ.

17

1


1

Знать смысл понятий: вещество, идеальные газ; смысл физических величин: внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания; смысл физических законов, принципов, постулатов (формулировка, границы применимости): основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.


Уметь описывать и объяснять результата наблюдений и экспериментов: нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при его быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез, научных и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять: влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда; приводить примеры практического применения физических знаний; законов термодинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Internet).


Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

10

2


1


Термодинамика.

15

1


1


Электростатика.

20



1

Знать смысл понятий: электромагнитные колебание, электромагнитное поле, электромагнитная волна; смысл физических величин: элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля; смысл физических законов, принципов, постулатов (формулировка, границы применимости): закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь описывать и объяснять результата наблюдений и экспериментов: электризация тел при их контакте; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез, научных и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять; приводить примеры практического применения физических знаний; законов электродинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Internet).


Законы постоянного тока.

15

2


1


Электрический ток в различных средах.

10



1


Магнитное поле. Магнитное поле тока.

10

1


1

Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, электромагнитные колебания.

Понимать смысл физических величин: элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, ЭДС, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность.

Знать и понимать смысл физических законов: закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции.

Знать вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током, действие магнитного полч на проводник с током.

Уметь описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, применять полученные знания для решения физических задач.

Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Уметь измерять электрическое сопротивление, ЭДС и внутренне сопротивление источника тока.

Уметь приводить примеры практического использования физических знаний законов электродинамики в энергетике.

Уметь воспринимать и на основе изученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях.

Уметь использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике в компьютерных базах данных и сетях.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.


Физический практикум

15






Итого:

170

13/15


10





№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание


Зарождение и развитие научного взгляда на мир.



Физическая картина мира.



Координатный и векторный способы описания движения тела.



Равномерное прямолинейное движение.



Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Движение с ускорением.



Решение задач «Расчет средней скорости»



Л/Р № 1 Измерение ускорения при равноускоренном прямолинейном движении»



Уравнение прямолинейного равноускоренного движения точки. Равнопеременное движение.



Свободное падение. Л/р. № 2. Измерение ускорения свободного падения.



Баллистика. Уравнение баллистической траектории. Основные параметры баллистического движения.



Л/р. № 3. Исследование движения тела, брошенного горизонтально.



Решение задач «Свободное падение»



Относительность механического движения.



Решение задач «относительность механического движения»



Кинематика материальной точки.



Равномерное движение по окружности.



Решение задач «Равномерное и равноускоренное движение точки по окружности»



Поступательное движение твердого тела. Вращательное движение твердого тела.



Решение задач «Равномерное и равноускоренное движение тела по окружности»



К/р. № 1. Основы кинематики материальной точки.



Пространство и время в классической механике. Инерционные системы отсчета. Материальная точка. Принцип относительности Галилея.



Первый закон Ньютона и границы его применимости.



Второй закон Ньютона и границы его применимости. Принцип суперпозиции сил.



Третий закон Ньютона и границы его применимости.



Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.



Законы Кеплера. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел.



Сила тяжести и вес тела. Невесомость.



Сила упругости. Закон Гука.



Л/р. № 4. Изучение движения тела под действием сил тяжести и упругости.



Сила трения.



Л/р № 5 «Изучение движения тела под действием силы трения»



Применение законов движения Ньютона. Движение под действием нескольких сил.



Применение законов Ньютона. Движение тел по наклонной плоскости.



Применение законов Ньютона. Движения связанных тел.



Обобщающее решение задач по теме «Динамика»



К/р. № 2. Динамика материальной точки.



Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона.



Закон сохранения импульса.



Реактивное движение. Использование законов механики для развития космических исследований.



Работа силы. Мощность



Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.



Работа силы тяжести.



Работа силы упругости. Потенциальная энергия.



Закон сохранения механической энергии.



Л/р. № 6 Сохранение механической энергии под действием сил тяжести и упругости.



Закон изменения полной механической энергии.



Решение задач на закон сохранения механической энергии.



Абсолютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.



Решение задач на абсолютно упругое и абсолютно неупругое столкновения.



Л/р. № 7 Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.



Решение задач на законы сохранения.



К/р. № 3. Законы сохранения в механике.



Равновесие сил. Первое условие равновесия твердого тела.



Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.



Решение задач с использованием условия статистического равновесия.



Решение задач с использованием правила моментов.



Центр тяжести (центр масс) системы материальных точек и твердого тела.



Решение задач на определение центра тяжести.



Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальное доказательство.



Основные положения МКТ. Размеры молекул.



Масса молекулы. Количество вещества.



Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.



Строение газообразных, жидких и твердых тел.



Модель идеального газа. Границы применимости модели идеального газа.



Основное уравнение МКТ газа.



Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа.



Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии движения молекул.



Решение задач на установление связи между средней кинетической энергией теплового движения молекул с давлением и температурой.



Измерение скоростей молекул газа. Распределение молекул газа по скоростям.



Уравнение состояния идеального газа.



Газовые законы. Изопроцессы.



Л/р. № 8. Экспериментальная проверка уравнения состояния.



Решение графических задач на газовые законы.



Решение расчетных задач на газовые законы.



К/р. № 5. Основы МКТ идеального газа.



Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение.



Влажность воздуха.



Решение задач на определение характеристик влажности воздуха.



Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Смачивание и капиллярность.



Л/р. № 9. Измерение поверхностного натяжения.



Решение задач на свойства поверхностного слоя жидкостей.



Модель строения твердых тел. Дефекты кристаллической решетки. Механические свойства твердых тел.



Л/р. № 10. Определение модуля упругости резины.



Решение задач на механические свойства твердых тел.



К/р. № 6. Свойства газов, жидкостей, твердых тел.



Внутренняя энергия и способы ее изменения.



Работа в термодинамике.



Количество теплоты.



Первый закон термодинамики.



Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Адиабатный процесс.



Решение задач на применение первого закона термодинамики.



Агрегатные состояния вещества. Кристаллизация и плавление. Испарение и конденсация.



Расчет количества теплоты при изменении агрегатного состояния.



Л/р. № 11. Изменение удельной теплоемкости вещества.



Решение задач на агрегатные состояния веществ.



Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование.



Принципы действия тепловых машин. Кпд тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.



Решение задач на расчет кпд тепловых двигателей.



Решение задач на законы термодинамики.



К/р. № 7. Основы термодинамики.



Элементарный электрический заряд.



Закон сохранения электрического заряда.



Закон Кулона.



Решение задач на закон Кулона.



Электрическое поле.



Напряженность электрического поля. Линии напряженности.



Принцип суперпозиции электрических полей.



Проводники в электрическом поле.



Диэлектрики в электрическом поле.



Решение задач на расчет напряженности электрических полей.



Потенциальность электростатического поля.



Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. Напряжение.



Связь напряжения с напряженностью электрического поля.



Решение задач на расчет напряженности и напряжения электрического поля.



Электрическая емкость.



Конденсаторы.



Энергия электростатического поля.



Решение задач на расчет энергии электромагнитного взаимодействия.



Решение задач по теме «Электростатика»



К/р. № 8. Основы электродинамики.



Электрический ток. Условия. Необходимые для существования электрического тока.



Закон Ома для участка цепи.



Последовательное и параллельное соединение проводников.



Л/р. № 12. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.



Решение задач на законы последовательного и параллельного соединения проводников.



Работа и мощность тока.



Тепловое действие тока. Закон Джоуля-Ленца.



Решение задач на расчет работы, мощности тока и количества теплоты.



Закон Ома для полной цепи. Электродвижущая сила.



Л/р. № 13. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.



Решение задач на закон Ома для полной цепи.



Правило Кирхгофа.



Решение задач на расчет электрических цепей.



Решение задач на законы постоянного тока.



К/р. № 9. Законы постоянного тока.



Электрический ток в металлах.



Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. Решение задач на расчет сопротивления проводников в зависимости от температуры.



Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.



Решение задач на законы Фарадея.



Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма.



Электрический тока в вакууме.



Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.



Полупроводники. Собственная и примесная проводимость.



Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.



К/р № 10. Сравнительная характеристика проводимости различных сред.



Взаимодействие токов.



Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей.



Сила Ампера.



Л/р №14. «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током»



Электромагнитные приборы. Громкоговоритель.



Сила Лоренца



Решение задач на расчет сил Ампера и Лоренца



Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики.



Решение задач на действие магнитного поля на ток и движущие электрические заряды.



К/р № 11. «Магнитное поле тока»



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



Физический практикум



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения физики ученик должен

Знать смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время; смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля; смысл физических законов, принципов, постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь описывать и объяснять результата наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела, нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при его быстром расширении, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, броуновское движение, электризация тел при их контакте; приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез, научных и построения научных теорий, эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов, физическая теория позволяет предсказывать еще не известные явления и их особенности, при объяснении природных явлений используются физические модели, один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей, законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; применять полученные знания для решения физических задач; определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; измерять: скорость, ускорение, свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда; приводить примеры практического применения физических знаний; законов механики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Internet).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природоиспользования и защиты окружающей среды; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам.


ПЕРЕЧЕНЬ Учебно-методическоГО обеспечениЯ

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Физика

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике

  3. Учебники по физике:

Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.

Рымкевич А.П.Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / А.П. Рымкевич. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 188 с.

А.Е, Марон, Е.А. Марон. Физика 10. Дидактические материалы. Дрофа 2010 г.

Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. для учителя / Ю.А. Сауров. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.

  1. КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ПО ФИЗИКЕ. 10 - 11 КЛАСС (в помощь "застрявшим в пути"). Классная физика для любознательных [Электронный ресурс] / http://class-fizika.narod.ru/10-11_class.htm;

  2. Физика. 10 класс. Учебные материалы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся Критерии оценивания устного ответа

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Критерии оценивания лабораторной работы

Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе про-ведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  1. Незнание определений основных понятий, законов. Правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

  2. Незнание наименований единиц измерения;

  1. Неумение выделить в ответе главное,

  2. Неумение применить в ответе знания для решения задач и объяснения физических явлений

  3. Неумение делать выводы и обобщения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Неумение пользоваться учебником и справочниками по физике и технике.

  7. Нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента.

  8. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам относятся:

  • Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теории, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или за-мены одного - двух из этих признаков второстепенными.

  • Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы, например, зависящие от расположения приборов, оптические и т.д.

  • Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (не уравновешены весы, не точно определена точка отсчета).

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, измерение угла наклона) и т.д.

  • Нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными).

  • Нерациональные методы работы со справочной литературой.

  • Неумение решать задачи в общем виде (для учащихся 9-11 классов). Недочетами являются:


  1. Нерациональные приемы вычислений и преобразований.

  2. Ошибки в вычислениях (арифметические).

  3. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  4. Орфографические и пунктуационные ошибки.


 

Наименование

Кол-во, шт.


ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ


Высоковольтный источник напряжения (15 кВт)

1

Источник постоянного и переменного напряжения (24 В)

1

Зарядное устройство для аккумуляторных источников питания

3

Насос вакуумный электрический

1

Плитка электрическая малогабаритная

1

Стол-подъемник лабораторный

1


ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ


Барометр-анероид

1

Гигрометр психрометрический

1

Весы электронные до 500 г

1

Манометр жидкостный

1

Термометр электронный до 200 °С

1

Цифровой мультиметр

1


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по физике

3


ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Ванна волновая

1

Ведерко Архимеда

1

Желоб Галилея

1

Генератор звуковой частоты

1

Динамометр демонстрационный 2Н с магнитным креплением

1

Камертоны на резонирующих ящиках

1

Катушка дроссельная

1

Комплект для демонстраций по электростатике

1

Комплект для демонстрации поверхностного натяжения

1

Комплект для изучения свойств электромагнитных волн

1

Комплект по волновой оптике

1

Магазин сопротивлений (демонстрационный)

1

Магдебургские полушария

1

Магнит полосовой (пара)

1

Машина волновая

1

Машина электрическая обратимая (двигатель-генератор)

1

Маятник Максвелла

1

Метр демонстрационный

1

Модель "Кристаллическая решетка алмаза" (демонстрационная)

1

Модель "Кристаллическая решетка графита" (демонстрационная)

1

Модель "Кристаллическая решетка железа" (демонстрационная)

1

Модель "Кристаллическая решетка каменной соли" (демонстрационная)

1

Модель гидравлического пресса

1

Модель глаза человека

1

Модель двигателя внутреннего сгорания

1

Модель паровой турбины

1

Набор грузов демонстрационный (2,0 кг)

1

Набор демонстрационный "Геометрическая оптика"

1

Набор демонстрационный "Электричество 1" ("Постоянный ток")

1

Набор демонстрационный "Электричество 3" ("Электродинамика")

1

Набор для демонстрации действия блоков

1

Набор для демонстрации опыта Эрстеда

1

Набор для демонстрации спектров магнитного поля тока

1

Набор капилляров

1

Набор по электролизу (демонстрационный)

1

Набор пружин с различной жесткостью

1

Набор светофильтров

1

Набор шаров-маятников (5 шт.)

1

Омметр-вольтметр с гальванометром (демонстрационный)

1

Осциллограф демонстрационный двухканальный

1

Переключатель однополюсный

1

Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов

1

Прибор «Трубка для демонстрации конвекции в жидкости»

1

Прибор для демонстрации давления в жидкости

1

Прибор для демонстрации диффузии

1

Прибор для демонстрации действия атмосферы

1

Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металла от температуры

1

Прибор для демонстрации зависимости сопротивления от длины, диаметра и рода проводника

1

Прибор для демонстрации инерции и инертности тела

1

Прибор для демонстрации правила Ленца

1

Прибор для демонстрации теплопроводности

1

Прибор для демонстрации электромагнитной индукции (токов Фуко)

1

Прибор для изучения плавания тел

1

Прибор для наблюдения линейчатых спектров

1

Прибор для наблюдения равномерного движения»

1

Рычаг-линейка (демонстрационная)

1

Стрелки магнитные на поставках

1

Тарелка вакуумная со звонком

1

Теплоприемник (пара)

1

Трансформатор универсальный учебный

1

Трибометр демонстрационный с измерителем угла наклона

1

Трубка Ньютона универсальная

1

Трубка с двумя электродами

1

Цилиндр с отпадающим дном

1

Цилиндры свинцовые со стругом

1

Шар для взвешивания воздуха

1

Шар Паскаля

1

Цилиндр с отпадающим дном

1


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Весы учебные лабораторные электронные (до 200 г)

15

Секундомер электронный

15

Цифровой ампервольтметр (0-9,9 В, -2,5+2,5 А, -60 до +60мА)

15

Лабораторный комплект по механике

15

Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике

15

Лабораторный комплект по электродинамике (с аккумуляторным источником питания)

15

Лабораторный комплект по оптике

15

Лабораторный комплект по квантовым явлениям

15

Набор по электролизу

15

Лабораторный комплект по электростатике

15

Радиоконструктор

15

Набор "Электродвигатель"

15

Набор капилляров

15

Прибор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры

15

Прибор для исследования зависимости сопротивления полупроводников от температуры

15

Прибор для исследования зависимости сопротивления проводников от длины, сечения и материала

15

Прибор для исследования звуковых волн

15

Набор для изучения закона Бойля-Мариотта с манометром

15

Магазин сопротивлений лабораторный

15


ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ


Таблица «Шкала электромагнитных излучений»

1

Таблица «Фундаментальные физические постоянные»

1

Таблица "Международная система единиц (СИ)"

1

Таблица "Приставки и множители единиц физических величин"

1

Комплект таблиц по физике для оформления кабинета (25 таблиц с методическими рекомендациями)

1

Методические рекомендации по физическому эксперименту (механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям)

1

Комплект электронных пособий по физике (механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике, оптике, квантовым явлениям)

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!