Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комаричская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено на МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО _________________ Протокол №1 от «24»_августа_2020 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________И.И. Гоголь | «Утверждаю» Директор _____________ А.Н. Олешко Приказ № 100 от «25»_08__2020 г |
Рабочая программа
по физике
для 8 классов
Составитель: Конуп Евгения Сергеевна,
учитель математики и физики
п. Комаричи 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике в 8 классе составлена на основе: 1) ФГОС; 2) основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Комаричской сош №2 на 2020 – 2021 учебный год; 3) учебного плана школы.
При разработке и реализации рабочей программы использованы: учебник: Физика – 8 класс под ред. А.В. Перышкина,2018.
Количество часов по учебному плану -70 час в год (2 час в неделю).
Планируемые результаты изучения курса физики
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание программы
Тепловые явления – 25 ч
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- принцип действия термометра
- теплопроводность различных материалов
- конвекция в жидкостях и газах.
- теплопередача путем излучения
- явление испарения
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом
Эксперименты
- исследование изменения со временем температуры остывания воды
- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
- измерение влажности воздуха
Контрольная работа №1 «Определение количества вещества, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»
Контрольная работа № 2 «Агрегатные состояния вещества»
Электрические явления – 30 ч
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- электризация тел
- два рода электрических зарядов
- устройство и действие электроскопа
- закон сохранения электрических зарядов
- проводники и изоляторы
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- реостат и магазин сопротивлений
- свойства полупроводников
Эксперименты
- объяснить, что это (нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал)
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
- изучение последовательного соединения проводников
- изучение параллельного соединения проводников
- регулирование силы тока реостатом
- измерение электрического сопротивления проводника
- измерение мощности электрического тока
Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»
Магнитные явления – 6 ч
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током
Электродвигатель постоянного тока
Демонстрации
- Опыт Эрстеда
- Магнитное поле тока
- Действие магнитного поля на проводник с током
- устройство электродвигателя
Лабораторная работа
- Изучение принципа действия электродвигателя
Контрольная работа по теме № 4 «Электромагнитные явления»
Световые явления – 8 ч
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- ход лучей в рассеивающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Контрольная работа № 5 по теме «Световые явления»
Учебно-тематический план
№п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Тепловые явления | 25 |
2 | Электрические явления | 30 |
3 | Электромагнитные явления | 6 |
4 | Световые явления | 8 |
5 | Повторение | 1 |
| Итого | 70 |
Тематическое планирование по физике 8 класса
1 полугодие (32 ч)
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | Примеч. |
| Глава 1. Тепловые явления | 26 | | | |
1 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. | 1 | 4.09 | | |
2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | 1 | 4.09 | | |
3 | Теплопроводность | 1 | 11.09 | | |
4 | Конвекция. | 1 | 11.09 | | |
5 | Излучение | 1 | | | |
6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | 18.09 | | |
7 | Удельная теплоёмкость вещества | 1 | 18.09 | | |
8 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении. | 1 | 25.09 | | |
9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | 25.09 | | |
10 | Решение задач по теме «Количество теплоты» | 1 | 2.10 | | |
11 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоёмкости твёрдого тела». | 1 | 2.10 | | |
12 | Контрольная работа №1 «Определение количества вещества, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении» | 1 | | | |
13 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | 9.10 | | |
14 | Решение задач по теме «Энергия топлива». Агрегатные состояния вещества. | 1 | 9.10 | | |
15 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. | 1 | 16.10 | | |
16 | Удельная теплота плавления | 1 | 16.10 | | |
17 | Решение задач по теме «Удельная теплота плавления» | 1 | 23.10 | | |
18 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. | 1 | 23.10 | | |
19 | Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | 13.11 | | |
20 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | 13.11 | | |
21 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | 1 | 20.11 | | |
22 | Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | 20.11 | | |
23 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | 27.11 | | |
24 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | 27.11 | | |
25 | Решение задач «Агрегатные состояния вещества» | 1 | 4.12 | | |
26 | Контрольная работа № 2 «Агрегатные состояния вещества» | 1 | 4.12 | | |
| Глава 2. Электрические явления | 30 | | | |
27 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | 11.12 | | |
28 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | 11.12 | | |
29 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. | 1 | 18.12 | | |
30 | Объяснение электрических явлений. | 1 | 18.12 | | |
31 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества | 1 | 25.12 | | |
32 | Электрический ток. Источники электрического тока. | 1 | 25.12 | | |
2 полугодие (38 ч)
33 | Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Электрическая цепь и её составные части. | 1 | 15.01 | | |
34 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | 15.01 | | |
35 | Сила тока. Единицы силы тока | 1 | 22.01 | | |
36 | Амперметр. Измерение силы тока. | 1 | 22.01 | | |
37 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в различных её участках» | 1 | 29.01 | | |
38 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 | 29.01 | | |
39 | Вольтметр. Измерение напряжения | 1 | 5.02 | | |
40 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | 5.02 | | |
41 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. | 1 | 12.02 | | |
42 | Закон Ома для участка цепи | 1 | 12.02 | | |
43 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | 19.02 | | |
44 | Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | 19.02 | | |
45 | Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. Реостаты | 1 | 26.02 | | |
46 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | 26.02 | | |
47 | Последовательное соединение проводников | 1 | 5.03 | | |
48 | Параллельное соединение проводников. | 1 | 5.03 | | |
49 | Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников». | 1 | 12.03 | | |
50 | Работа электрического тока. Решение задач | 1 | 12.03 | | |
51 | Мощность электрического тока. Единицы работы тока, применяемые на практике. | 1 | 19.03 | | |
52 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | 19.03 | | |
53 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. | 1 | 2.04 | | |
54 | Конденсатор. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы | 1 | 2.04 | | |
55 | Короткое замыкание. Предохранители. Повторение материала темы «Электрические явления» | 1 | 9.04 | | |
56 | Контрольная работа №3 «Электрические явления» | 1 | 9.04 | | |
| Глава 3. Электромагнитные явления | 6 | | | |
57 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | 16.04 | | |
58 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | 16.04 | | |
59 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | 23.04 | | |
60 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель | 1 | 23.04 | | |
61 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» | 1 | 30.04 | | |
62 | Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления» | 1 | 30.04 | | |
| Глава 4. Световые явления | 7 | | | |
63 | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил | 1 | 7.05 | | |
64 | Отражение света. Закон отражения света | 1 | 7.05 | | |
65 | Плоское зеркало | 1 | 14.05 | | |
66 | Преломление света. Закон преломления света | 1 | 14.05 | | |
67 | Линзы. Оптическая силы линзы. Изображения, даваемые линзой. | 1 | 21.05 | | |
68 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | 21.05 | | |
69 | Контрольная работа № 5 «Световые явления» | 1 | 28.05 | | |
70 | Обобщение курса физики за 8 класс | 1 | 28.05 | | |