СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 10 - 11кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Сватайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Г.Колесова»

 

 

ПРИНЯТО

на заседании Методического объединения

протокол №

 «____»____________20__ г.

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР МБОУ Сватайская СОШ

_____________ С.И.Винокурова

«____»______________20__ г.

 

УТВЕРЖДЕНО:

директор

МБОУ Сватайская СОШ

__________Л.А.Слепцова

от «____»______ __20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

__по учебному предмету «Физика»

 

для учащихся ____10 - 11______класса

 

на _2020-2021__ учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор/ составитель: Тырылгина М.А.

 

 

 

 

 

 

2020г

Рабочая программа по учебному предмету «Физика»  на 2020/21 учебный год для обучающихся 10-11 кл  МБОУ Сватайская СОШ разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика».
  3. Учебный план среднего общего образования МБОУ Сватайская СОШ на 2020/21 учебный год.
  4. Положение о рабочей программе МБОУ Сватайская СОШ.

 

Учебно-методический комплект:

  1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 336с.
  2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 399с.
  3. Физика. Задачник 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 – 188с.

 

Данная рабочая программа по физике для базового уровня составлена из расчёта 170 ч за

два года обучения (в 10кл 2 ч в неделю и в 11 классе 3 ч в неделю).

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

• умение управлять своей познавательной деятельностью;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных

знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

• чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

•  положительное отношение к труду, целеустремлённость;

•экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное

природопользование.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя

группами универсальных учебных действий:

1)  Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования

ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей.

2)  Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:  

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления

выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и

учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

3)  Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной

команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.

д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед

знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес

других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

 

Предметные результаты.  В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне

среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

–  демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

–  демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

–  устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

–  использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

–  различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

–  проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

–  проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих

данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

–  использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

–  использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

–  решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

–  решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный

результат;

–  учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

–  использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

–  использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде,

для принятия решений в повседневной жизни.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–  понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

–  владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

–  характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

–  выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

–  самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

–  характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

–  решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; –  объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

–  объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ   (170 часов)

10 класс               всего 68 часов, 2 часа в неделю

Физика и методы научного познания (1час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Механика (26 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. 

 Демонстрации

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
  • Падение тел в воздухе.
  • Явление инерции.
  • Сравнение масс взаимодействующих тел.
  • Второй закон Ньютона.
  • Измерение сил.
  • Сложение сил.
  • Зависимость силы упругости от деформации.
  • Силы трения.
  • Условия равновесия тел.
  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

  • Изучение движения тела по окружности.
  • Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика (17 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.  Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики.  Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  • Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы[1]

  • Опытная проверка закона Гей – Люссака.

Электродинамика (23часов)

Электростатическое доле. Электрический заряд. Эле­ментарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Прин­цип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектри­ки в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последова­тельного и параллельного соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводи­мости полупроводников, р—л-Переход.

Демонстрации

  • Взаимодействие заряженных тел.
  • Делимость электрического заряда.

Лабораторные работы

  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  • Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Повторение (резерв свободного учебного времени) - 1 часов

 

11 класс                   всего 102 часов, 3 часа в неделю

Электродинамика (13 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитно­го поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.

Электромагнитное поле. Закон электромагнитной ин­дукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоин­дукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.

Демонстрации.

  •  Взаимодействие проводников с током.
  • Опыт Эрстеда.

Лабораторные работы.

  • Наблюдение действия магнитного поля на ток
  • Изучение явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны (22 часов)

Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынуж­денные колебания. Автоколебания. Резонанс.

Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравне­ние гармонической волны.

Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.

Лабораторные работы

  • Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

 

Оптика (19 часов)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Интерфе­ренция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломле­ния света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с Помощью линзы.

Демонстрации

  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света..

Лабораторные работы

  • Измерение показателя преломления стекла.
  • Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Основы специальной теории относительности (4 ч)

 Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика (20 часа)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Физика элементарных частиц (4часа)

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Строение и эволюция Вселенной (10ч)

 Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Повторение  - 10 часов

 

 

[1] Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 - 11кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сватайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Г.Колесова»



ПРИНЯТО

на заседании Методического объединения

протокол №

«____»____________20__ г.



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР МБОУ Сватайская СОШ

_____________ С.И.Винокурова

«____»______________20__ г.



УТВЕРЖДЕНО:

директор

МБОУ Сватайская СОШ

__________Л.А.Слепцова

от «____»______ __20__ г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


__по учебному предмету «Физика»


для учащихся ____10 - 11______класса


на _2020-2021__ учебный год












Автор/ составитель: Тырылгина М.А.







2020г

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» на 2020/21 учебный год для обучающихся 10-11 кл МБОУ Сватайская СОШ разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Концепция преподавания учебного предмета «Физика».

  3. Учебный план среднего общего образования МБОУ Сватайская СОШ на 2020/21 учебный год.

  4. Положение о рабочей программе МБОУ Сватайская СОШ.


Учебно-методический комплект:

  1. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 336с.

  2. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни/Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин;; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой, - 18-е издание – М: Просвещение, 2009 – 399с.

  3. Физика. Задачник 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений/ А.П.Рымкевич. – 15-е изд., стереотипное М.Дрофа 2011 – 188с.


Данная рабочая программа по физике для базового уровня составлена из расчёта 170 ч за

два года обучения (в 10кл 2 ч в неделю и в 11 классе 3 ч в неделю).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты:

• умение управлять своей познавательной деятельностью;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении

всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных

знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;

• чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;

• положительное отношение к труду, целеустремлённость;

•экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное

природопользование.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя

группами универсальных учебных действий:

1) Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования

ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,

собственной жизни и жизни окружающих людей.

2) Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления

выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со

стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и

учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

3) Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной

команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.

д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной

фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед

знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес

других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты. В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне

среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

– использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

– проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих

данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

– использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

– использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный

результат;

– учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

– использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде,

для принятия решений в повседневной жизни.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей; – объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ (170 часов)

10 класс всего 68 часов, 2 часа в неделю

Физика и методы научного познания (1час)

Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

Механика (26 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. 

Демонстрации

  • Зависимость траектории от выбора системы отсчета.

  • Падение тел в воздухе.

  • Явление инерции.

  • Сравнение масс взаимодействующих тел.

  • Второй закон Ньютона.

  • Измерение сил.

  • Сложение сил.

  • Зависимость силы упругости от деформации.

  • Силы трения.

  • Условия равновесия тел.

  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы

  • Изучение движения тела по окружности.

  • Изучение закона сохранения механической энергии.

Молекулярная физика (17 часов)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.  Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики.  Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации

  • Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы1

  • Опытная проверка закона Гей – Люссака.

Электродинамика (23часов)

Электростатическое доле. Электрический заряд. Эле­ментарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Прин­цип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектри­ки в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последова­тельного и параллельного соединения проводников.

Полупроводники. Собственная и примесная проводи­мости полупроводников, р—л-Переход.

Демонстрации

  • Взаимодействие заряженных тел.

  • Делимость электрического заряда.

Лабораторные работы

  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  • Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

Повторение (резерв свободного учебного времени) - 1 часов


11 класс всего 102 часов, 3 часа в неделю

Электродинамика (13 часов)

Магнитное поле. Магнитное поле. Индукция магнитно­го поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.

Электромагнитное поле. Закон электромагнитной ин­дукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Самоин­дукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.

Демонстрации.

  • Взаимодействие проводников с током.

  • Опыт Эрстеда.

Лабораторные работы.

  • Наблюдение действия магнитного поля на ток

  • Изучение явления электромагнитной индукции.

Колебания и волны (22 часов)

Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынуж­денные колебания. Автоколебания. Резонанс.

Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравне­ние гармонической волны.

Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.

Лабораторные работы

  • Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.


Оптика (19 часов)

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы. Интерфе­ренция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Закон преломле­ния света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с Помощью линзы.

Демонстрации

  • Интерференция света.

  • Дифракция света.

  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света..

Лабораторные работы

  • Измерение показателя преломления стекла.

  • Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

Основы специальной теории относительности (4 ч)

 Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика (20 часа)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Физика элементарных частиц (4часа)

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы.

Строение и эволюция Вселенной (10ч)

 Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце — ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Повторение - 10 часов








УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФИЗИКА 10
Наименование раздела, темы. Количество часов
Всего Из них лабораторных работ Из них контрольных работ
1 Введение 1

2 Механика 26 2 2
3 Молекулярная физика. Термодинамика. 16 1 2
4 Основы электродинамики 23 2 2

Итого: 66 5 6

Примечание: программа рассчитана на 66 часов, т.к. 2 ч совпадают с праздничными днями.




ФИЗИКА 11
Наименование раздела, темы. Количество часов
Всего Из них лабораторных работ Из них контрольных работ
1 Основы электродинамики 13 2 1
2 Колебания и волны 22 1 2
3 Оптика 19 2 1
4 Элементы теории относительности 4 - -
5 Квантовая физика 20 - 1
7 Элементарные частицы 3 - -
8 Строение Вселенной 10 - -
9 Повторение/резерв 9


Итого: 100 5 5

Примечание: программа рассчитана на 100 часов, т.к. 2 ч совпадают с праздничными днями.











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;

  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.





















1 Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!